1. Экономический и институциональный режим, обеспечивающий заинтересованность в эффективном использовании существующих и новых знаний. 2. Современная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кулешов И.В., председатель МО естественных наук, учитель химии. Нематериальные активы организации 15 ноября 2011г. Семинар РЦ «Место знания в системе развития.
Advertisements

"Построение инновационной экономики невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности.
Корпоративное обучение как инструмент управления знаниями Белов И.А. Зинченко А.П. Международный институт менеджмента ЛИНК.
Капиталы перемещаются в отрасли, которые базируются на создании знания: увеличение доли интеллектуального капитала в создании добавленной стоимости товара;
Маркетинг – философия современного бизнеса. Основные вопросы Маркетинг: сущность и задачи. Принципы и базовые концепции маркетинга. Средства маркетинга.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
© мим линк, 2010 Международная научно-практическая конференция «Роль бизнес-образования в системе управления знаниями» Москва апреля 2010 г. Управление.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Особенности формирования экономики знаний в современных условиях Научно-теоретический семинар «Новая экономика» Ченцова М.В. 18 марта 2009 г.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Гапоненко А.Л. 1 Предпосылки формирования в России экономики основанной на знаниях.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Опыт построения системы стратегического управления вузом (черновая версия презентации. Просьба не распространять)
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Транксрипт:

1. Экономический и институциональный режим, обеспечивающий заинтересованность в эффективном использовании существующих и новых знаний. 2. Современная организация научных исследований и образования, приобретения навыков работающими по созданию, распространению и использованию знаний. 3. Динамичная информационная инфраструктура, создающая условия для эффективных коммуникаций и адресной передачи знаний. 4. Действующая инновационная система и управление знаниями в компаниях, исследовательских центрах, университетах, проектных и других организациях.

« Финляндия как экономика знаний » (2007) « Индия и экономика знаний » (2005) « Китай и экономика знаний : вызовы и возможности » (2007) « Япония на пути к экономике знаний » (2008) « Корея на пути к экономике, базирующейся на знаниях » (2008) Ведется подготовка докладов по Швеции, Ирландии, Исландии, Мексике, Новой Зеландии и Бразилии.

Великобритания 2001 г. – план действий «Science and Innovation Strategy» 2004 г. – долгосрочная инвестиционная программа в области науки и инноваций (2004 – 2014 г. г.) 2007 г. – « Стратегия интеллектуального предпринимательства » Март 2008 г.- « Белая книга : Инновационная нация » Франция 1999 г. – Закон об инновациях 2002 г. – « Инновационный план ( до 2010 г.)» 2005 г. – Общенациональная программа действий по коренным изменениям в инновационной среде страны ( научно - технологическое развитие ) 2006 г. – Закон о полюсах конкурентоспособности (66 полюсов на мировом уровне ) Япония 2006 г. – Третий план развития науки и технологий ( до 2010 г.)

размер инвестиций в сектор знаний, включая расходы на все виды образования и НИОКР, а также на разработку программного обеспечения ; наличие информационного и коммуникационного оборудования и сетей, программного продукта и услуг ; численность занятых в сфере науки и высоких технологий ; инновационная активность, удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции промышленности и услугах ; объем и структура венчурного капитала как источника финансирования новых, высокотехнологичных фирм ; величина частного капитала в финансировании НИОКР ; межстрановые потоки знаний, международное сотрудничество в области науки и инноваций ; состояние кооперации между фирмами, научно - исследовательскими организациями и университетами и ряд других.

Коэффициент Тобина (КТ) – соотношение рыночной цены компании к цене замещения ее материальных активов. Разрыв между этими показателями – нематериальные активы. В новой экономической модели образование, наука, исследования и внедрение их результатов играют ведущую роль У традиционных компаний КТ1; КT>>1

( обследование 769 компаний во всем мире, проведенное «Conference Board», США ) 10 самых важных инновационных вызовов Номер места Факторы инновационного развития компанийДоля в общем числе обследованных компаний Приобретение и развитие подлинных талантов Укрепление связей с потребителями Усиление целенаправленного влияния высших руководителей на инновационное развитие Определение бренда Создание и углубление инновационной культуры Увеличение рыночных акций с помощью новых продуктов и сервисов Передача знаний среди работающих Улучшение выпускаемых продуктов и процессов Совершенно новые продукты и процессы Стратегические слияния и поглощения 31,0% 28,4% 24,3% 23,3% 22,0% 20,0% 16,9% 15,5% 14,2% 13,9%

1. На протяжении всего ХХ века наука управления вырабатывала подходы к оптимизации и повышению эффективности управления : - человеческой деятельностью, - объектами, - функциями, - процессами, - программами и проектами, - организациями и отраслями. 2. В последнюю четверть века и в наши дни мы являемся свидетелями формирования проблемно - ориентированных методов и форм управления : управления в условиях неопределенности управления стоимостью компаний управления ростом компаний экологического менеджмента управления организационными изменениями влияния информационных технологий на управление психологии принятия управленческих решений управления конкуренцией репутационного менеджмента организационного поведения корпоративной культуры.

1. концепция человеческих ресурсов 2. эволюционная теория фирмы 3. теория рассеянного знания 4. ресурсная теория организации 5. теория трансакционных издержек 6. теория лидерства 7. теория рынков с ассиметричной информацией 8. теория институциональной экономики В самое последнее время развитие получили : 1. концепция динамических способностей организаций ; 2. концепция ключевых сфер компетенции организации ; 3. концепция сетевых организационных решений. 4. концепция « открытых инноваций » 5. концепция « образования в течение жизни »

« Сущностью фирмы является ее способность создавать, передавать, агрегировать, интегрировать и эксплуатировать актив « знания ». Знание составляет базу компетенций, а компетенции лежат в основе рыночных предложений фирмой товаров и услуг ».

Рыночные активыИнтеллектуальная собственность Человеческий капитал Инфраструктурны й капитал Марка обслуживания Марки товара Корпоративные марки Покупательская приверженность торговой марке фирмы Репутация Портфели заказов Механизмы распределения Деловое сотрудничество Франшизные соглашения Лицензионные соглашения Патенты Авторские права Программное обеспечение Права на дизайн Производственные секреты Ноу-хау Товарные знаки Знаки обслуживания Образование Профессиональная квалификация Связанные с работой знания Связанные с работой умения Инфраструктурные активы Компетентность организации Корпоративная культура Управленческие процессы Информационные технологии Сетевые системы связи Отношения с финансовыми кругами Требуемые стандарты

Интеллектуального капитала ; Инвестиционной активности ; Развития человеческих ресурсов ; Удовлетворенности потребителя ; Полноты и комплексности использования информационных технологий ; Возможностей адаптации к меняющейся среде.

Классификация знаний - научные знания - технические ( технологические ) знания - инновации - человеческий капитал - квалификации ( компетенции ) - ИКТ ( информация )

формализованные и неформализованные ; явные и неявные ; кодируемые, привычные ; хорошо структурированные ; полуструктурированные ; неструктурированные. практические, теоретические, стратегические ; общие и специфические ; научные, коммерческие ; о потребителях, продуктах, процессах, технологиях, конкурентах, законах, финансах ;

приобретение знаний - использование и приспособление для своих нужд уже имеющихся в мире знаний ; усвоение знаний - обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении всей жизни и развитие системы высшего образования ; передача знаний - использование новой информационной и телекоммуникационной технологии на основе конкуренции, соответствующего нормативно - правового регулирования и обеспечения доступа к информационным ресурсам.

а ) практику добавления определенных ценностей к имеющейся информации ; б ) организацию выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения, восстановления и распространения реальных знаний ; в ) придание знаниям потребительского вида таким образом, чтобы они представляли собой нужную и пригодную к использованию информацию ; г ) создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно делятся тем, что они знают, и используют все условия для усвоения новых знаний.

Направление процессов

ЭтапХарактеристика этапа 1. ОпределитьОпределение, какие знания имеют решающее значение для успеха 2. СобратьПриобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации 3. ВыбратьФормирование потока собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности 4. ХранитьОтобранные знания классифицируются и вносятся в корпоративную память 5.РаспределитьЗнания извлекаются из корпоративной памяти, становятся доступными для использования 6. ПрименитьПрактическое использование знаний при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении 7. СоздатьВыявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, использования обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных 8. ПродатьНа основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия

в цене отдельного товара – наценка за новизну, стиль, торговую марку, профессиональный дизайн, гарантии качества, страховки и т. д.; в стоимости компании – оценка ее интеллектуальных активов ( вложения в человеческий капитал и НИОКР, патенты, лицензии, ноу - хау ) и управленческого потенциала ( квалификация менеджмента, отношения с потребителями и поставщиками и др.); в национальном продукте – рост вклада секторов, связанных с производством и управлением знанием ( научные исследования и образование, финансовые, страховые и деловые услуги, консалтинг ).

« Воображение важнее знаний. Знания ограничены. Воображение безгранично »

« Фирма, обладающая лучшими талантами в больших количествах, способна на большое количество неожиданных решений и, как следствие, имеет повышенные шансы на успех. Всё остальное ( то, что называют « нормальный порядок вещей и его поддержание ») даже сегодня может выполнять микропроцессор ».

РангСтрана%РангСтрана% 1Ирландия33,513Греция22,8 2Бельгия32,414Швейцария22,1 3Австралия30,115Дания21,3 4Нидерланды29,516Российская Федерация21,1 5Новая Зеландия27,117Латвия20,9 6Эстония26,218Израиль20,5 7Великобритания25,719Германия20,1 8Канада25,020Украина20,1 9Финляндия24,721Испания19,8 10Исландия24,122Болгария19,8 11США23,623Норвегия18,8 12Швеция22,924Австрия17,2 Примечание. Данные по Российской Федерации относятся к 1999 г., по Нидерландам и Болгарии – к 2000 г., по США – к 2003 г., Все остальные данные за 2002 г. Составлено по : Richard Florida. Americas Looming Creativity Crisis // Harvard Business Review. October 2004.

ПоддерживающиеПереходящиеПрогнозныеУниверсальные Система поступления предложений от сотрудников Самоуправляемые рабочие группы Статистический контроль Группа программного обеспечения Повышение квалификации в организации Реорганизация процесса деловых отношений Децентрализованн ое стратегическое планирование Анализ сценариев Совместные предприятия, стратегические союзы Повышение квалификации за пределами организации Изучение потребителя Группы внешних консультантов Содержательный анализ Сравнительное определение эффективности Передача инноваций Целевые группы Программы обеспечение качества Метод Дельфи Анализ влияния других факторов

- обучаться быстрее, чем конкуренты ; - обучаться внутри организации друг у друга, у групп ; - обучаться за пределами организации у поставщиков и потребителей ; - обучаться по вертикали от вершины до основания организации ; - задавать правильные вопросы и применять " обучение в действии "; - прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться по ним ; - применять на практике то, чему научились, и учиться на практике ; - обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда ; - обучаться в областях, ранее не известных.

« Мы утопаем в информации, но страдаем от недостатка знаний »

ПРОБЛЕМА НАРАЩИВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Число патентов на душу населения : В Испании – в 10 раз больше, чем в России, В Южной Корее – в 60 раз больше, чем в России, В Германии – в 100 раз больше, чем в России. В среднем, в течении последних трёх лет в США подано 376 тыс. патентных заявок, в Германии и Франции – 290 тыс., Южной Корее – 190 тыс., в России – только 29 тыс. Доходы бюджетов от продажи наукоёмкой продукции : США – 700 млрд. долларов ; Германия – 530 млрд. долларов ; Япония – 400 млрд. долларов ; Россия – 7 млрд. долларов, что составляет 0,3% от выпуска наукоёмкой продукции в мире. Доля инновационно активных предприятий и компаний во всех отраслях экономики : Россия – 9-11%, Более развитые страны – 50% и более.

« Верите ли Вы в то, что в нашей стране в обозримом будущем будет построена « экономика знаний »?» 62% - не верят ; 19% - верят ; 13% - затруднились ответить ; 6% - предпочли другие, менее категоричные варианты ответа Главные препятствия к построению « экономики знаний »: 1. Сырьевой характер рыночной экономики, 2. Неспособность использовать новые научные знания, 3. Отсутствие экономических механизмов, стимулирующих производство и внедрение нового знания, 4. Снижение образовательного уровня населения, 5. Низкие государственные расходы на науку, 6. Незначительная поддержка науки частным сектором экономики.

Управление знаниями – популярный тренд, хорошо знакомый поклонникам современного менеджмента. Благодаря этому тренду управленческая методология превратилась в новый метанарратив, объясняющий нам все, что мы должны представлять о человеке и мире. Тезис об управляемости знаний снабжает менеджмент иллюзией привилегированного доступа к реальности, которая начинает пониматься лишь под углом зрения наиболее эффективного на нее воздействия. Любые социальные изменения и технологические инновации воспринимаются при этом исключительно как следствия менеджериальной революции

Экспертократия возникла, когда становление медийной инфраструктуры – будь то телевидение, Интернет, университеты, исследовательские и консалтинговые центры – привело к превращению информации в капитал, подчиненный принципу самовозрастания. Более того, экспертократический режим власти позволил уподобить само движение товаров и капиталов циркуляции знаков, представив его как частный случай последней. Информирование превратилось в главенствующий стиль производства, обмена и потребления. Обратной стороной данного превращения выступает воля к тому, чтобы подчинить интеллектуальную деятельность принципу «Wszystko na sprzedaz!» (« Всё на продажу », польск., по названию фильма А. Вайды ).

При этом в отличие от древней жреческой власти власть экспертократии строится не на утаивании информации, а на спекуляции ее открытостью. В отличие от древнего сакрального знания ценность (потребительская стоимость) современной информации связана не с вечным пребыванием, а с ничем ни сдерживаемым становлением. В отличие от идей и представлений информация представляет собой структурную единицу не статичного, а меняющегося и преодолевающего самоё себя бытия. Власть экспертократии основана на повышении пластичности мира, получаемая ею прибавочная стоимость связана с аккумулированием возможностей от спроса на изменения и риски. Полученные и присвоенные таким образом возможности именуются на экспертократическом языке «инновациями».

Заимствованный из западной управленческой теории тренд «информационная экономика» явился не столько обозначением реальных индустриальных технологий нового поколения, сколько институальной системой, основанной на (1) десубстанциализации предметности, (2) антропоморфной субъективации вещей, (3) деантропологизации людей, (4) категоризации товарных тел как знаков. В более узком смысле « информационная экономика » стала социальной технологией превращения образовательных и исследовательских институций в сервисные организации. Доминирование в современном обществе сферы услуг ( характерное в том числе и для нашей страны ) приобрело совершенно иной характер, нежели это предполагали теоретики постиндустриализма на рубеже х годов. Тогда считалось, что развитие сферы услуг будет происходить в рамках доминирования интеллектуальных профессий, связанных с производством нового знания. Теперь оказалось, что это совершенно не так : создатели постиндустриальных утопий просто спроецировали на будущее общество ситуацию, характерную для эпохи х, когда интеллектуалы не только продолжали играть роль « властителей дум », но часто являлись политическими фигурами в самом прямом смысле этого слова. Теперь стало ясно, что в прошлое ушел не только образ « всеобщего интеллектуала » в духе Сартра, но и образ « частичного », или « специфического », интеллектуала в духе Фуко