ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Логопед Бузулукова И.А.. Виды речи Речь Устная речь Письменная речь Внутренняя речь ДиалогическаяМонологическая ПисьмоЧтение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ средняя школа 9 г. Долгопрудный Научно-практический семинар «Роль речи в учебном процессе» 2010 год.
Advertisements

фонетико - фонематический лексико - грамматический связная речь.
Логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений письма и чтения младших школьников с ОНР включает следующие аспекты: преодоление отклонений.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Подведение итогов в логопедической работе учащимися 5-9 коррекционных классах за I полугодие.
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Учебная рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи(3 уровня) у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных.
Новое содержание работы логопеда с введением ФГОС предметные результаты по русскому языку должны отражать «…сформированность позитивного отношения к правильной.
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Транксрипт:

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Логопед Бузулукова И.А.

Виды речи Речь Устная речь Письменная речь Внутренняя речь ДиалогическаяМонологическая ПисьмоЧтение

Составляющие устной речи Устная речь Звуковая сторона речи Лексический запас Грамматический строй Звукопроизношение Фонематические процессы Слоговая структура

Нарушение звукопроизношения Дефектное произношение оппозиционных звуков, нескольких групп звуков. Преобладают искажения, замены и смешения звуков. Искажение звуков: Например: С – межзубное, Ш – нижнее, Р – велярное Смешение звуков: Например: с ш; з с; р л; ч с; Замена звуков: Например: с=ш; р=л; б=п; ч=т и т.д. Смешение и замена искаженных звуков: Например: с = ш(нижнее)

Фонематические процессы Недостаточная сформированность дифференциации фонем, имеющих сходные акустико - артикуляторные характеристики ( глухие – звонкие ; свистящие – шипящие ; твердые – мягкие ; аффрикаты и их производные ). -. Примеры: «чечет лечка» - течет речка, «Старуска шусыла пушистую субу» - Старушка сушила пушистую шубу; «У Сони цемицветик» - У Сони цветик-семицветик. «Страшный братишка рассказывал шкашку штрашную» - Старший братишка рассказывал страшную сказку. «Рариса уронира форфоное блюдце» - Лариса уронила фарфоровое блюдце. «Чайка отлищается от чапли» - Чайка отличается от цапли.

Слоговая структура В стадии формирования: Элизии - усечение количества слогов в слове. Персеверации – инертное «застревание» на произнесении какого-либо слога (звука) в слове. Антиципации – уподобление одного слога другому. Итерации – добавление лишней слогообразующей гласной. Перестановки слогов в слове. Контаминации – соединение двух слов. Примеры: «матофон»-магнитофон; «кодил»- крокодил; «просоник»-поросёнок. «магазим»-магазин; «у деда Модоза»- у деда Мороза; «мермишель»- вермишель. «питетан»-капитан; «бабака»-собака; «солесо»-колесо; «увивермаг». «кулубника»-клубника; «терава»- трава; «тигор»-тигр. «тулощиве»; «раконива». «мабирает» -Маша собирает.

Лексический запас Ограничен и качественно неполноценен: ограничен рамками обиходно – бытовой тематики; нарушение актуализации и незнание многих слов; вербальные парафазии; антонимы учащиеся подбирают с ошибками; синонимы не подбирают или подбирают с трудом. Примеры: Вербальные парафазии: «чашка»-стакан; «перчатки»- варежки; «цветы»-клумба; «борода»-подбородок; «табуретка»-стул; «печет»- варит; «вышивает, вяжет»-шьет. Подбор антонимов: широкий–«маленький»; короткий- «большой»; смеяться–«не смеяться»; больной–«веселый», «дома оставаться»; высоко– «быстро»; Подбор синонимов (осуществляется с трудом ): дети–«детики», «молодые»; плачет– «кислый»; веселится–«добрый», «играет»; врач–«лечит», «врачи»; плачет–«грустная»; дом–«дома», «домик».

Грамматический строй Недостаточно сформирован: структурный и морфемный аграмматизм в предложениях простых синтаксических конструкций; отсутствие сложных синтаксических конструкций; недостаточное усвоение словообразовательных моделей; неправильное употребление предлогов. Примеры: - Нарушение порядка слов в предложении: «Заяц скакает на снеге белый.» «Мальчики приходят снеговик и строит.» - Неправильное использование падежных форм: «гнездов», «ребёнки», «у братов», «из дерев» – с деревьев, «5 деревей», «5 медвежонков»; «нет глазов, глазей», «нет окныв, окын», «5карандашов». - Ошибки в употреблении множественного числа имен существительных: «поезды», «деревы», «ухи», «стулы». - Недостаточная сформированность навыка словообразования: «сливный, сливочный»-сливовый, «глинный, глиновый, глинистый», «лисячий, лисучий», «волчачий,волкний, волчучий», «зайчачий, зайчиный»

Связная речь При составлении рассказа отмечается нарушение логической последовательности; «застревание» на второстепенных деталях; бедность и однообразие синтаксических конструкций; встречаются аграмматизмы; нередки случаи неточного словоупотребления, неадекватное использование лексических средств; иногда ребенок просто перечисляет предметы, изображенные на серии сюжетных картинок. Примеры: «Сначала они пошли в поход. Потом нашли ёжоника. И потом сначала несут его, потом давают молока. Все.» «Девочка и мальчик пошли собирать грибы с кастрюлями.Собирают. Потом они забулдились. Они встретили одного дяденьку. Он медведев застреляет. Он говорит, как идете домой. Нашли они дом.» «Девочка сидит и шьет носоки. Кот захотел поиграть. Стал все крутить. А девочка ушла. И колобок со стола свалил. А девочка другая пришла. Она руки вверх! Теперь ремнем кота.»

Характеристика речевых нарушений учащихся по уровню сформированности языковых средств и выраженности дефекта Вид речевого дефекта Звуковая сторона речиСмысловая сторона речи Звукопро- изношение Фонематические процессы Лексически й запас Граммати-ческий строй Изолированный фонетический дефект нарушено норма Фонетико- фонемати- ческое недоразвитие речи нарушено недостаточно сформированы или в стадии формирования норма Общее недоразвитие речи нарушено недостаточно сформированы или в стадии формирования словарь ограничен и качествен но неполно- ценен Наличие аграмматизмов в простых синтаксических конструкциях

Письменная речь Недостаточная сформированность предпосылок к продуктивному овладению программой обучения родному языку и математике – как следствие нарушений устной речи: недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; наличие специфических (дисграфических) ошибок на фоне большого количества разнообразных других; недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.

Диктанты учащихся 2-х классов, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Диктанты учащихся 2-х классов, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Психологическая база речи Неустойчивое внимание; недостаточность мнестических процессов; слабое развитие словесно-логического мышления; недостаточное развитие способности к переключению; низкая способность к запоминанию; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; недостаточный уровень развития навыков самоконтроля.

Своевременная и адекватная структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушения чтения и письма.

Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением звукопроизношения. Постановка дефектно произносимых звуков. Автоматизация поставленных звуков на разном лексическом материале. Дифференциация смешиваемых звуков.

Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: коррекция звукопроизношения; формирование полноценного представления о звуковом составе слова.

Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи Восполнение пробелов в звуковой стороне речи, в развитии лексического запаса и грамматического строя речи, в формировании связной речи.

Основные этапы логопедической работы с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи I этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. III этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи.

I этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов звукопроизношения.

II этап. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

III этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания. Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Специфика работы учителя-логопеда. Работа учителя-логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи. Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных, а активизация речевой и умственной деятельности ребенка в области языковых явлений. Специфика организации и проведение логопедических занятий обусловлена тем, что формирование полноценной речевой деятельности тесно увязывается с развитием у учащихся ряда психологических особенностей: внимания к языковым явлениям, слуховой и зрительной памяти, контрольных действий, способности к переключению, произвольности в общении.

Диктант ( 12 сентября ) Диктант (24 мая )

Диктант ( 12 сентября ) Диктант (24 мая )

Характер специфических ошибок Кол-во ошибок до начала коррек-ционной работы Кол-во ошибок по окон- чании коррекционной работы Ошибки фонематического характера 110 пропуски букв и/или слогов недописывание букв и/или слогов 60 наращивания букв и/или слогов 31 перестановки букв и/или слогов 10 замены букв 246 искажения букв 21 пропуск буквы ь 123 Ошибки грамматического характера (структурный аграмматизм) 5 1 разрыв, пропуск, слитное написание слов пропуск слов в предложении 00 неправильное определение границ предложений 62 нарушение порядка слов 10 Ошибки грамматического характера (морфемный аграмматизм) 118 согласование мн.число существительных 00 неправильное употребление падежных форм 65 предлоги – замены 10 слитное написание предлогов со словами 41 Орфографические ошибки70 41

Результаты логопедической работы У всех учащихся, зачисленных на логопедические занятия с нарушением произносительной стороны речи, все дефектно воспроизводимые звуки поставлены, автоматизированы и введены в речь. Результативность обучения : 100% В течение I этапа коррекционной работы с учащимися, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи, значительно уменьшилось количество ошибок фонематического характера (поданным стартового и итогового диктантов: было 57 ошибок, осталось – 11) Результативность обучения: 81% На положительную динамику проводимой коррекционной работы указывает также снижение ошибок грамматического характера, обусловленных структурным аграмматизмом (12 до начала обучения, 3 в конце I этапа). Результативность обучения: 75% Незначительная положительная динамика в работе над коррекцией морфемного аграмматизма объясняется выбранной методикой работы, когда восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи ведется на II и III этапах коррекционного обучения. Результативность обучения: 67% Морфемный аграмматизм 67% Структурный аграмматизм 75% Фонематическое восприятие 81% Фонетический дефект 100%