Мобилизация экспертного знания для целей регулирования Ноябрь, 2010 А. Кочешков
Коммуникативная модель Простое описание проблемы и предложения Решение
Документальная модель Документирован- ное описание проблемы Концептуальное предложение и проект нормы Правовая норма
Ограничения в применении моделей Коммуникативная модель Документальная модель Частные случаи регулирования Да Рост издержек, связанных с детализацией правовых норм Общие случаи регулирования Рост издержек, связанных с множеством аспектов регулирования Да
Экспертное знание при работе с правовыми актами Учет между- народных норм и обязательств Анализ практики право- применения Соотнесение с действующей системой норм Оценка влияния на другие отрасли / на экономику в целом Учет лучшей зарубежной практики Правила подготовки правового текста
Институты Орган регулирования Правитель- ство Законодатель- ный орган Задача консультативных площадок – мобилизация внешнего экспертного знания Предоставление информации и организация консультаций Формирование сводных замечаний и предложений
Организация работы с текстом Фактор времени Как правило, разработка проектов нормативно-правовых актов подчиняется установленным срокам После появления проекта правового акта период подготовки предложений крайне ограничен По мере подготовки текста внесение изменений осложняется (для законопроектов остается 2-е чтение)
Организация работы с текстом Проблема приглашенного эксперта Как правило, предлагается системный подход к проблеме Поиск внутренних противоречий в системе регулирования зачастую приводит к революционным предложения по ее изменению Подготовка предложений требует существенных затрат Результат остается непредсказуемым длительное время и может не соответствовать ожиданиям заказчика
Организация работы с текстом Следование принятым стандартам Общие замечания и критика сравнительно менее эффективны Необходимы предложения по изменению текста проекта в виде готовых формулировок Локальные изменения текста, как правило, носят только технический характер Работа с поправками – это интерактивный процесс
Summing up … 1.Качество консультационных площадок 2.Организация работы с проектами правовых актов 3.Квалификация персонала