«Требования ФГОС НОО к уроку. Использование современных образовательных технологий в практике преподавания»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС НОО – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от г. 373.
Advertisements

ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению» В.Г. Белинский Гультяева Т.В. учитель начальных классов.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС.
Как учить? Чему учить? Ради чего учить?. Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типа Объявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Организация урока (учебного занятия) в системно-деятельностном подходе.
Формирование УУД на уроках математики. Это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком.
Урок как основная форма организации учебной деятельности.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Транксрипт:

«Требования ФГОС НОО к уроку. Использование современных образовательных технологий в практике преподавания»

Повестка дня: 1.ФГОС НОО отличия, цели, приоритетные задачи. УУД- основа образовательного процесса. 2.Требования ФГОС к уроку. 3. Современные технологии в практике преподавания. 4. Разное. Анализ результатов 1 четверти. Информация УОиН Поздравление

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Главной задачей стандарта является повышение качества образования и расширение его вариативности ( Александр Кузнецов академик Российской академии образования ). Цель обучения - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Принципиальное отличие современной образовательной политики заключается в ориентации стандартов освоения основных образовательных программ в контексте предметных, метапредметных, а также личностных результатов.

Что такое ФГОС Образовательный стандарт – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Структура ФГОС второго поколения - «Три Т» - Требования к структуре образовательной программы (нормативные сроки, трудоемкость, соотношение отдельных ее элементов, цели ступеней образования, характеристики возрастов, видов деятельности, задачи учащихся и педагогов, образовательный план, состав и характеристика образовательных областей, вид образовательной программы) - Требования к результатам освоения образовательных программ (предметные знания, ключевые компетентности, социальный опыт) - Требования к условиям реализации образовательных программ (фундаментальные ядра учебных предметов, образовательный процесс, информатизация, материально-техническое обеспечение, кадровое и финансовое)

Для чего разрабатывались образовательные стандарты? Стандарт первого поколения - формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, - упрочение классно-урочной системы, - консервация существующего методического арсенала - консервация существующего способа управления образовательными институтами Стандарт второго поколения «Нам нужно новое понимание стандарта, не связанное с минимумом знаний. Кто говорит про минимум знаний, тот получает минимум образования. Поэтому возникла необходимость увидеть стандарт как инструмент общественного договора» Александр Асмолов, профессор МГУ, член-корреспондент РАО Обеспечение современного качества образования

Стандарт начального общего образования - 2 Цель обучения - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся Развитие осуществляется через формирование универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса (знания, умения, навыки и компетенции выступают как производные соответствующих видов универсальных учебных действий).

Планируемые результаты достижений обучающегося: три основные группыЛИЧНОСТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальн.); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- Символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Осуществляя обучение с Формированием предметных результатов Формированием универсальных учебных действий Созданием комфортной среды Сменой видов деятельности Развитием потребности ученика самого добывать знания ( обучение в деятельности) с использованием педагогические техник и принципов: Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора). Принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать учащихся с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса). Принцип деятельности (освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности ( ученик должен уметь использовать знания)). Принцип идеальности ((высокого КПД) максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся) Учитель совместно с учащимся добивается формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Я сам»

Универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» «Я могу»

Познавательные универсальные учебные действия «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» «Я учусь» Универсальные учебные действия

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей;…….. Выпускник получит возможность научиться: – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

КлассЛичностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД 1 классЦенить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других. Участвовать в паре.

Портфолио Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы. Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса). Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.

ФГОС НОО предполагает следующие типы уроков Тип урокаЦелевое назначениеРезультативность обучения 1Урок первичного предъявления новых знаний. Первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков. Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. 2Урок формирования первоначальн ых предметных навыков. Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий). Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. 3Урок применения предметных знаний, умений, навыков. Применение предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности. Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса. 4Урок обобщения и систематизаци и предметных знаний, умений, навыков. Систематизация предметных знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий (решение предметных задач). Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности универсальных учебных действий.

Тип урокаЦелевое назначениеРезультативность обучения 5Урок повторенияЗакрепление предметных знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий. Безошибочное выполнение упражнений, решение задач учеником, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь. 6Контрольный урок.Проверка предметных знаний, умений, навыков, умений решать практические задачи. Результаты контрольной или самостоятельной работы. 7Коррекционный урок. Индивидуальная работа над допущенными ошибками. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок. 8Комбинированный урок. Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока. Запланированный результат. 9Учебная экскурсия.Непосредственное изучение явлений окружающего мира. Применение знаний, умений, навыков при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов. 10Урок решения практических, проектных задач. Практическая направленность изучения теоретических положений. Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира. ФГОС НОО предполагает следующие типы уроков

Формирование предметных результатов Формирование универсальных учебных действий Создание комфортной среды Смена видов деятельности Учить ученика самого добывать знания ( обучение в деятельности) Требования к уроку с позиции ФГОС

Требования к урокуТрадиционный урокУрок в условиях введения ФГОС НОО Объявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания ПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции коррекцию Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Сравнительная характеристика требований к урокам

Структура современного урока (на примере урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода) Организационный момент Организационный момент или мотивация к учебной деятельности - предполагает осознанное вхождение в пространство учебной деятельности Приёмы работы: учитель в начале урока создает благоприятную обстановку на сотрудничество, возможно пожелание друг другу удачи; учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); самопроверка домашнего задания по образцу. Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока. Создание ситуации успеха. Целевой момент Целевой момент или актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии - предполагает организацию подготовки, мотивации к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, фиксацию индивидуального затруднения. Приёмы работы: Повторяются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

Мотивационный момент Мотивационный момент или выявление затруднения - предполагает выявление места и причины затруднения (анализ действия учащегося). Приёмы работы: Постановка учебной задачи, подводящий к теме диалог. Коммуникативный момент Коммуникативный момент или проектирование реализация проекта деятельности - предполагает планирование будущих учебных действий Приемы работы: диалог распределение (тема, цель, способ, планирование достижения цели, средства- алгоритмы, модели и т.д., предложение оптимального варианта решения проблемы). Содержательный момент Содержательный момент или закрепление варианта решения проблемы - предполагает закрепление с проговариванием (в коммуникативной форме) решения типовых задач, проговаривание алгоритма решения вслуг, объяснение. Приемы работы: диалог групповая или парная работа. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов

Технологический момент Технологический момент или самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - предполагает самостоятельное выполнение задач нового типа и осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Приемы работы: Диалог, выполнение задания с объяснение вслух, при самопроверке ребенок точно должен уяснить насколько он понял, важна ситуация успеха Контрольно – оценочный Контрольно – оценочный или включение в систему знаний и повторений - предполагает выявление границы применения нового знания и выполнения задания в которых новый способ применяется как промежуточный шаг. Приемы работы: Диалог, игровые элементы, создание положительного эмоционального фона при повторении ранее изученного материала Аналитический Аналитический или рефлексия учебной деятельности -предполагает организацию рефлексии и самооценки учениками собственной деятельности намечают дальнейшее достижение приобретение целей и связей с жизнью. -Приемы работы: самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания?

Исходя из изложенного выше, проектирование урока осуществляется через определение четких этапов – целеполагание. 1. Обозначение учебных целей 2. Согласование целей 3. Построение «древа целей» 4. Предъявление целей Предъявленные цели должны быть: Реальны достижимы, конкретны; Соотносимы с типом и содержанием урока Сформулированы продуктивно(от ученика) Личностно ориентированны (буду знать, буду уметь; приобрету навык; смогу поразмыслить; задумаюсь о … смогу сделать)

Критерии эффективности современного урока включают в себя Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, обсуждений Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: Моделирование затруднений и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения Педагог управляет деятельностью учащегося

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода в обучении составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: - диалогичность; - деятельностно-творческий характер; - направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; - предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Анализ учебно-воспитательной работы ГБ(О)У С(К)ШИ VII вида за I четверть учебного года. На конец I четверти учебного года в ГБ(О)ОУС(К)ШИ VII вида обучается 89 человека. За этот период из ГБ(О)ОУС(К)ШИ VII вида выбыло 4 воспитанников: 3 класс – Бобылев Алексей Владимирович (семья); 8 класс – Волков Никита Иванович, Леконцев Алесксандр Вячеславович Детский ГБ(О)ОУ детский дом 7(г. Грязи); 9 класс – Юрицын Александр Николаевич ГБ(О)ОУ школа – интернат 2 (г. Липецк). Ученический состав школы-интерната в конце I четверти соответствует 89 воспитанникам: мальчиков- 59; девочек 30. Успеваемость по ГБ(О)ОУС(К)ШИ VII вида составляет 100%, что соответствует результатам 1 четверти прошлого года. Качество знаний составило 13 %, что что соответствует результатам 1 четверти прошлого года, но меньше на 6% от конца 2011/2012 уч.год.

По ступеням показатели успеваемости и качества знаний и качества знаний По итогам 1 четверти в школе-интернате насчитывается 11 хорошистов. 1 ступень обучения 3 хорошист, 2 ступень обучения 8 хорошистов. Не смогли пополнить ряды хорошистов: - 6 класс Перцев Алексей, тройка по физической культуре. - 8 класс Дедова Валентина, тройка по физической культуре. Потенциальными хорошистами являются: - 7А класс Рущинский Андрей 1 тройка – математика, Фролов Антон 2 тройки – алгебра, музыка; - 8 класс Сурхаев Артем, 2 тройки – алгебра, русский язык. Снизили качество знаний - 7Б класс Чаплыгина Анастасия; Ганьшин Вадим 2 тройки русский, литература.

Анализ качества знаний по русскому языку, литературе, математике показывает резкое снижение качества знаний в 7Б, 9 и 5 классы руководитель Немцовой Е.А., Новикова З.Е., Попова Т.И. Анализ качества знаний по немецкому языку руководитель Гимашова О.В., показывает ровное качества знаний на уровне чуть ниже среднего

Анализ качества знаний по истории, краеведения, географии показывает в 6; 7А; 8 и 9 классе качество знаний выше среднего, наблюдается снижение качества знаний в 7 Б классе Анализ качества знаний по биологии, химии, физики показывает в целом положительную динамику, за исключением 8 класса.

Анализ качества знаний по музыке, изо, технологии показывает в целом высокое качество знаний, за исключением 7Б; 8 и 9 класса по физической культуре

При сведения всех диограмм в одну, можно увидеть, что результаты качества знаний выше у 6 и 7А класса, это говорит о слаженной работе не только учителей, классных руководителей, но и воспитателей.

Пропуск уроков в I четверти по уважительной причине (по болезни) 1 ступень2 ступеньвсего пропущено 149 уроков1076 уроков1225 уроков На основании вышеизложенного для улучшения качества знаний необходимо: Взять под персональный контроль на основании снижения качества знаний 5, 7Б, 8 и 9 классы. Взять под персональный контроль классным руководителям и учителям предметникам на основании снижения качества знаний воспитанников: - 6 класс Перцева Алексейя, тройка по физической культуре. - 8 класс Дедову Валентину, тройка по физической культуре. - 7А класс Рущинского Андрея 1 тройка – математика, - 7А класс Фролова Антона 2 тройки – алгебра, музыка; - 8 класс Сурхаева Артема 2 тройки – алгебра, русский язык. - 7Б класс Чаплыгину Анастасию; - 9 ноября Ганьшина Вадима 2 тройки русский, литература. Учителям – предметникам спланировать индивидуальную работу с учащимися, пропустившими учебные занятия из – за болезни. Учителям – предметникам правильно отбирать формы и методы повторения и закрепления учебного материала во II четверти 2012/ 2013 учебного года.