Концептуальные основы федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы Базисное содержание дошкольного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы и подходы ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как основа создания преемственной образовательной среды.
Advertisements

Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса Заведующий МБДОУ «Детский сад 55» Бардасова С.Н.
«Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»; далее «Программа должна…предусматривать решение.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Презентация программы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой.
Повышение качества дошкольного образования на основе комплексно- тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ДОУ 64 г. Сызрань.
«Планирование образовательной деятельности дошкольников в режиме дня в соответствии с ФГТ» Составила : Составила : старший воспитатель МБДОУ 118 старший.
«Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
«Планирование с учетом современных требований» год Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад 369» г. Перми Шуваева.
Формирование мотивационной, когнитивной и деятельностной готовности педагогов ДОУ к внедрению ФГТ Е.Г. Тамаева, заведующий МДОАУ «Детский сад 31 «Звёздочка»
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стандартизация дошкольного Образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании Требования к образовательной программе ДОУ.
«Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании Татьяна Викторовна Рыжова, преподаватель кафедры дошкольного.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Заведующий МКДОУ детским садом «Огонек» р.п. Линево.
Транксрипт:

Концептуальные основы федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы Базисное содержание дошкольного образования позволяет формировать основу развития личности. Базисное содержание должно быть отражено в Основной программе ДОУ. ФГТ к структуре ООП ДО, пункт 2.4. подп. 2 : «Программа должна сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)».

Основные научные подходы к ООП ДО В основе формирования ООП ДО лежат три научных подхода: культурно-исторический подход (Л. С. Выготский), деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов), личностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец).

Основные научные подходы к ОО ПДО I.Культурно-исторический подход Это передача взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения и деятельности. Усвоение этих образцов в дошкольном возрасте происходит непроизвольно и непреднамеренно Процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте совершается лишь в меру имеющихся у детей познавательных интересов, а знания являются результатом («побочным продуктом») различных видов деятельности ребенка.

Как спроектировать образовательный процесс, чтобы он стал интересен ребенку? ФГТ: в пункте 2.4. подп. 6 «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса». Комплексно-тематический принцип приближен к так называемому «событийному» принципу, что позволяет сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс мотивированным. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональный компонент программы (в части Программы, формируемой участниками образовательного процесса), учитывать специфику дошкольного учреждения.

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача разработать не интегрированные занятия через объединение образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах: комплексно-тематическое планирование (организация разных видов деятельности, подчиненных одной теме и на основе интеграции, охватывая все образовательные области); проектирование (использование в планировании метода проектов).

Программа предполагает реализацию комплексно- тематического принципа построения, который обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения итоговых мероприятий; поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы технологичность работы педагогов по реализации Программы; разнообразие форм подготовки и проведения праздников; возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному; выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования; основу для разработки вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса.

Фундаментальное понятие культурно-исторической концепции (1) Наиболее разработанное и получившее должное внимание со стороны исследователей, в том числе со стороны учеников и последователей Л. С. Выготского, - это понятие ведущей деятельности.

Ведущая деятельность детей до 1 года эмоциональное общение ребенка со взрослым. Ведущая деятельность детей от 1 года до 3 лет предметная деятельность Ведущая деятельность детей с 3 до 6 (7) лет игровая деятельность. ФГТ к структуре ООП ДО пункте 2.4. подп. 8 : «Программа должна предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».

Понятие культурно – исторического подхода (2) Зона актуального развития и зона ближайшего развития В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания в сотрудничестве со взрослым («еще не умею, но хочу (мне интересно) научиться») и самостоятельное выполнение («я сам»). Уровень второго выполнения называется актуальным (зона актуального развития). Первый уровень, более высокий, представляет собой, по Выготскому, зону ближайшего развития область несозревших, но созревающих процессов. Среда должна отражать зону ближайшего развития и является источником развития ребенка.

Каким образом эти положения нашли отражение в к ФГТ к структуре ООП ДО? ФГТ: пункт 2.4. подп. 4. : «Программа должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста».

II. Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. В процессе обучения человек должен приобрести личный опыт, который во многом является отражением общественно выработанного опыта, опыта старших поколений в определенной области человеческой практики. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения.

Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании: деятельность как средство становления и развития субъектности ребенка. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а перевод совместной деятельности детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач в самодеятельность.

ФГТ п подп. 7: «Программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования»

III. Личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский и др.) Главная цель развитие личности, «принятие ее такой, какая она есть», а не ее «переделывание» под заданный стандарт и подавление. Личностный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Принципы личностного подхода Принцип самоактуализации Принцип индивидуальности Принцип субъектности Принцип выбора Принцип творчества и успеха Принцип доверия и поддержки

Выводы: понимание основных научных подходов, заложенных в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы, приводит к: правильному построению взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями; к профессиональному развертыванию предметно- развивающей среды, к осознанию сущности самостоятельной деятельности как целевого ориентира в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогические коллективы ДОУ должны идти к этой цели через организацию взрослыми ведущей игровой и разнообразных видов детской деятельности с переходом этих видов деятельности в детскую самодеятельность.