Что мешает развитию инновационных процессов в Украине П. Т. Бубенко доктор экономических наук, профессор, директор Северо-Восточного научного центра НАН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Advertisements

Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
VALODIA Consortium Роль региональных органов власти в построении эффективной инновационной системы.
Тарасевич Михаил Александрович генеральный директор ЗАО «Завод «Людиновокабель» 25 февраля 2011 г.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Механизм формирования инновационного климата в регионе « ЭКОПРОМ »
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
«…Стратегической целью социально-экономического развития республики до 2020 года является превращение Чувашии в динамично развивающийся, инновационно активный,
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
Транксрипт:

Что мешает развитию инновационных процессов в Украине П. Т. Бубенко доктор экономических наук, профессор, директор Северо-Восточного научного центра НАН и МОН Украины

2 Инновационные экономики Успешность инновационого развития стран и регионов определяются качеством существующих национальных инновационных систем, как совокупности институтов частного и государственного секторов, которые индивидуально и во взаимодействии обеспечивают непрерывное развитие и распространение инновационных технологий и продукции.

3 Ключевые основания «успешности» Национальной инновационной системы специально ориентированная на инновационную активность правовая база и благоприятная среда; система качественного знания (образование и наука); действенная инновационная инфраструктура; достаточный уровень финансового обеспечения; высокая культура предпринимательской и управленческой деятельности; идеологическое и общественное восприятие и поддержка

4 Структура Национальной инновационной системы (НИС): НИС – совокупность производственных, научно-образовательных, финансовых и организационно-управленческих подсистем (элементов), обеспечивающих инновационное развитие страны НИС – горизонтально-интегрированный сетевой кластер элементов инновационной инфраструктуры страны

5 Инновационные экономики Инновационные экономики – это хозяйственные системы, которые проектируются и создаются искусственно. Они не прорастают сами, эволюционно, из доинновационного состояния. Инновационные экономики не создаются чисто рыночными механизмами. Рыночные механизмы – это инструменты оптимизации хозяйственной ситуации, а не ее развития. Инновационные экономики – искусственные образования!

6 Место Украины и Харькова на инновационной карте Глобальный индекс конкурентоспособности Украины (по данным Всемирного экономического форума) Показатели Рейтинг из 122 стран Рейтинг из 131 стран Рейтинг из 134 стран Глобальный индекс Базовые требования Институты Инфраструктура Макростабильность Охрана здоровья. Начальное образование Высшее образование и профессиональная подготовка Эффективность товарных рынков Эффективность рынка труда Финансовые рынки Емкость рынка Оснащение современными технологиями Факторы инноваций и развития Развитие бизнеса Инновации616552

7 Отдельные составляющие общего индекса конкурентоспособности Показатели индекса конкуренто- способности ( данные 2008 года ) Страны Евросоюза (показатели) СШАКореяРФ Украина maxmin Количество патентов, выданых резидентам на 1 млн. населения 235Швеция5Португалия Выплаты гонораров и лицензионных платежей в $ США на 1 человека в год 275Люксемб1,1Греция Экспорт высоких технологий в % от экспорта промышл. товаров 41%(Ирландия)7% (Испания, Португалия) 32%32%13%5% Доля в мировом экспорте высокотехнологичес кой гражданской продукции 25% 25% 0,1 0,1 0,05 0,05

8 Освоение инноваций на промышленных предприятиях Харькова

9 Инновационная ситуация в Харькове Доля промышленных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, остается низкой и составляет 13 – 15% от числа обследуемых предприятий, и всего около 0,6% от общего количества предприятий региона. Значительную долю объемов реализованной инновационной продукции (несколько меньше 50%) обеспечивают предприятия алкогольной, табачной и пищевой промышленности

10 Инвестиции в Харькове Иностранные инвестиции, привлекаемые в экономику области, имеют достаточно отдаленное отношение к развитию реального сектора, а к инновационной деятельности не имеют практически никакого отношения. Почти три четверти инвестиций за последние три года направлено в финансовый сектор и операции с недвижимостью. Промышленные предприятия, как и высокие технологии, не являются приоритетом инвестиционной политики предприятий-нерезидентов в регионе (за исключением высокорентабельных и практически безрисковых алкогольных и табачных производств).

11 Черты современного хозяйства Харькова Наибольшие объемы налогов и платежей в бюджеты всех уровней в 2009 году внесли: Наибольшие объемы налогов и платежей в бюджеты всех уровней в 2009 году внесли: 1. АО Филипп Моррис Украина – 4 781,0 млн. грн. (37,5% всех поступлений); 2. ЮЖД – 580,0 млн. грн. (4,6%); 3. ЛВЗ Прайм – 452,6 млн. грн. (3,6%); 4. Харьковоблэнерго – млн. грн. (1,25%); 5. АО УкрСиббанк – 86,1 млн. грн. (0,7%); 6. ОАО Евроцемент-Украина – 78,7 млн. грн. (0,6%); 7. ОАО Турбоатом – 55,6 млн. грн. (0,4 %).

12 Приведенные данные указывают на устойчивую тенденцию деиндустриализации Харькова, что ведет к упрощению существующей хозяйственной системы, снижению ее конкурентоспособности, устойчивости и доходности, что реально угрожает распадом все еще сильных секторов науки и высшего образования. Итоги

13 Что следует делать? (если эти тенденции нас не устраивают) Ответ очевиден – нужно настойчиво и последовательно строить инновационную систему, систему специальных, взаимоувязанных институтов, способных обеспечивать продуктивное взаимодействие научно- технического комплекса и бизнеса, в первую очередь, промышленного. «Метою розвитку національної інноваційної системи є створення умов для підвищення продуктивності праці та конкурентоспроможності вітчизняних товаровиробників шляхом технологічної модернізації національної економіки, підвищення рівня їх інноваційної активності, виробництва інноваційної продукції, застосування передових технологій, методів організації та управління господарською діяльністю для покращення добробуту людини та забезпечення стабільного економічного зростання.» Из КОНЦЕПЦІЇ розвитку національної інноваційної системи, схваленою розпорядженням Кабінету Міністрів України від 17 червня 2009 р. N 680-р

14 Кто способен начать такое строительство? Наука и образование? Очевидно, что нет. Наука и образование, в первую очередь, промоутеры, пользователи инновационных систем, но не их строители. Бизнес? Это хороший строитель. Но – не сейчас. Наши предприниматели в большинстве своем сегодня заинтересованы в модернизации и оптимизации существующих бизнесов, а не в их инновационном развитии. Такой активный интерес может появиться позже. Государство (власть)? Ответ положительный: в реальном состоянии экономики вкладывать ресурсы в строительство инновационной системы может только государство, в т.ч. властные структуры регионов. Не существует ни одной успешной инновационной страновой модели в мире, которая бы возникла и существовала без прямого государственного участия.

15 Что следует делать? Поскольку на строительство дееспособных инновационных систем требуется 20 – 25 лет (так реально происходит в успешных странах) – нужно учиться работать в исторической перспективе. И, набравшись терпения, не надрываясь, последовательно, кирпич за кирпичом, строить инновационную систему, используя все доступные ресурсы (не только финансовые). Для этого нужна действенная, а не декларативная инновационная стратегия, как совокупность «правил поведения» инновационных субъектов и региональных властей на долгосрочную перспективу и соответствующие программы в качестве инструментов «наращивания» инновационных условий, привлекательных для реального бизнеса.

16 Ключевые проблемы и варианты решения Успех инновационной деятельности в решающей степени зависит от совершенства форм ее организации и степени финансовой поддержки. Расходы на НИР и ОКР в индустриально развитых странах равны 3 – 4% от ВВП Расходы на НИР и ОКР в индустриально развитых странах равны 3 – 4% от ВВП (из бюджета 1,5 – 2%) (из бюджета 1,5 – 2%) В Украине они составляют 1,1% В Украине они составляют 1,1% (из бюджета – 0,38 – 0,4%) (из бюджета – 0,38 – 0,4%) США в 2008 году финансировали НИОКР в сумме 620 млрд. дол., страны «семерки» – США в 2008 году финансировали НИОКР в сумме 620 млрд. дол., страны «семерки» – 380 млрд. дол., в СССР в конце 80–х годов расходы на НИОКР составляли 5,5% ВВП. 380 млрд. дол., в СССР в конце 80–х годов расходы на НИОКР составляли 5,5% ВВП.

17 Ключевые проблемы и варианты решения Швеция – 1432 евро Венгрия – 741 евро Эстония – 702 евро Латвия – 565 евро Литва – 527 евро Россия – 429 евро Украина – 195 евро или 1,16 евро в час Украина – 195 евро или 1,16 евро в час Уровень зарабортной платы в 2007 году (до кризиса) Выдающийся инновационный менеджер современности Ли Якокка говорил: Всю демократию цементирует работник, который зарабатывает 15 дол. в час. Это имено тот человек, какой покупает дом, автомобиль, холодильник. Именно этот человек есть тем топливом, которое питает мотор японской экономики. Уровень среднемесячной зарабортной платы в 2007 году (до кризиса)

18 Ключевые проблемы и варианты решения Структура потребления совокупного ВВП в 2007г. США Украина США Украина Заработная плата 82,5 36,7 Прибыль 6,8 14,2 Доход от акций 10,5 53,3 Рента 0,2 2,4 ИТОГО Режим банковского благоприятствования инновационной деятельности Процентная ставка по кредитам 2,0 20,0 2,0 20,0 Доходность инновационных проектов 20–30 х 20–30 х «200 – 300!!!» «200 – 300!!!»

19 Ключевые проблемы и варианты решения ПроблемыРешения Отсутствие реальной картины инновационных возможностей региона идентификация региональ- ного инновационного поля (инновационные разработки, инновационные субъекты, институты инфраструктуры, права ИС, финансы). идентификация региональ- ного инновационного поля (инновационные разработки, инновационные субъекты, институты инфраструктуры, права ИС, финансы). идентификация потенциальных покупателей и инвесторов. идентификация потенциальных покупателей и инвесторов.

20 Ключевые проблемы и варианты решения ПроблемыРешения Отсутствие устойчивого поля научно- технологических и инновационных коммуникаций создание и поддержка площадок информационного обмена между региональными субъектами научно- технологического и инновационного процесса создание и поддержка площадок информационного обмена между региональными субъектами научно- технологического и инновационного процесса организация участия региона в международных программах научно-технического партнерства организация участия региона в международных программах научно-технического партнерства обеспечение интеграции научно- производственного потенциала региона в глобальную инноваци- онную сеть обеспечение интеграции научно- производственного потенциала региона в глобальную инноваци- онную сеть

21 Ключевые проблемы и варианты решения ПроблемыРешения Отсутствие современной бизнес-среды создание благоприятного правового, финансового, информационного, психологичес- кого климата для предпринима- тельства в сфере High-Tech создание благоприятного правового, финансового, информационного, психологичес- кого климата для предпринима- тельства в сфере High-Tech формирование привлекатель- ного инвестиционного имиджа региона формирование привлекатель- ного инвестиционного имиджа региона оказание информационно- консалтинговой и организацион- ной помощи потенциальным инвесторам по ведению инно- вационного бизнеса оказание информационно- консалтинговой и организацион- ной помощи потенциальным инвесторам по ведению инно- вационного бизнеса

22 Ключевые проблемы и варианты решения ПроблемыРешения Слабая заинтересованность бизнеса в финансировании инноваций Формирование финансовой инфраструктуры РИС: Формирование финансовой инфраструктуры РИС: организация фондовых площадок для листинга инновационных предприятий и разработок, продажи акций, корпоративных и имущественных прав; организация фондовых площадок для листинга инновационных предприятий и разработок, продажи акций, корпоративных и имущественных прав; создание регионального инновационно-страхового фонда (финансирование и страхование инновационных проектов). создание регионального инновационно-страхового фонда (финансирование и страхование инновационных проектов).

23 Ключевые проблемы и варианты решения ПроблемыРешения Недостаточная государственная поддержка научно- инновационной сферы увеличение объемов финансирования научно- технических и инновационных работ по перспективным направлениям увеличение объемов финансирования научно- технических и инновационных работ по перспективным направлениям административная поддержка продвижения на рынках перспективных инновационных разработок административная поддержка продвижения на рынках перспективных инновационных разработок создание преференциальных условий развития научно- технической и инновационной деятельности создание преференциальных условий развития научно- технической и инновационной деятельности

24 Ключевые проблемы и варианты решения ПроблемыРешения Разобщенность и малочисленность субъектов инновационной деятельности Формирование локальных инновационных кластеров в составе инновационных предприятий (создателей инноваций, разработ- чиков идей) инновационных предприятий (создателей инноваций, разработ- чиков идей) предприятий инфраструктуры (консалтинг, правовое сопровож- дение, оценка, информационное обеспечение, технологическая экспертиза) предприятий инфраструктуры (консалтинг, правовое сопровож- дение, оценка, информационное обеспечение, технологическая экспертиза) инвесторов инвесторов

25 Ключевые проблемы и варианты решения ПроблемыРешения Отсутствие эффективных инструментов управления инновационными процессами Разработка инструментов инновационного управления: Разработка инструментов инновационного управления: методик оценки инноваци- онного потенциала науки и промышленности; методик оценки инноваци- онного потенциала науки и промышленности; систем показателей динамики инновационных процессов; систем показателей динамики инновационных процессов; методик мониторинга процессов инновационного развития региона; методик мониторинга процессов инновационного развития региона; баз данных «Инновационные процессы в регионе» и АИС ОГА на основе новой системы статистических показателей инновационного развития баз данных «Инновационные процессы в регионе» и АИС ОГА на основе новой системы статистических показателей инновационного развития

26 Спасибо за внимание!