Упражнения по логике. Два понятия, объём одного из которых полностью входит в объём другого, но не Два понятия, объём одного из которых полностью входит.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: студент Кочкин Дмитрий Барнаул Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами.
Advertisements

Выполнила : студентка группы 1 Д 5 СО 41 Надежда Блохина Ярославль, 2010.
Логика Темы 3-4 Суждение Непосредственные умозаключения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Выполнила : учитель информатики МОУ Ширинская СОШ 4 Егоркина Алена Александровна 10 класс.
ЛОГИКА и ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ Логика – это наука о формах и законах правильного, доказательного рассуждения и мышления в целом.
LOGO Алгебра логики. Логика изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах как: понятие суждение.
Формы мышления. Алгебра высказываний Тема урока:.
Формы мышления. Алгебра высказываний Тема урока:.
Тема лекции Простые суждения. Суждение Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь или отношение между понятиями и которая.
Логика Умозаключение.. Из одного суждения Непосредственные умозаключения (1) Из нескольких суждений Силлогизмы Дедуктивные (2)Индуктивные (3)По аналогии.
Познание истины – одна из важнейших потребностей человека Logos (греч.) – слово, понятие, рассуждение, разум Область знания Мыслить логично – значит мыслить.
Основные понятия логики. Умозаключения. старший преподаватель кафедры философии гуманитарного факультета ПАНЬКОВА Наталья Михайловна.
Алгебра логики Логика изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах как понятие, суждение,
Законы логики. I. Законы формальной логики Наиболее простые и необходимые истинные связи между мыслями выражаются в основных законах формальной логики.
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
Логика Суждения (высказывания). Суждения Суждение – формы мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Высказывания.
Умозаключение. Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений, отражающих связи и отношения предметов объективного мира,
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Презентация по логике на тему:Закон логики Презентация по логике на тему:Закон логики.
ОСНОВЫ ЛОГИКИ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ Автор: Алексеева Тамара Юрьевна, учитель информатики МОУ «СОШ 1 п. Пурпе»
Транксрипт:

Упражнения по логике

Два понятия, объём одного из которых полностью входит в объём другого, но не Два понятия, объём одного из которых полностью входит в объём другого, но не совпадает с ним, находятся: совпадает с ним, находятся: 1) в отношении пересечения 1) в отношении пересечения 2) в отношении равнозначности 2) в отношении равнозначности 3) в отношении подчинения 3) в отношении подчинения Два противоположных суждения о двух разных предметах: Два противоположных суждения о двух разных предметах: 1) должны быть одновременно истинными 1) должны быть одновременно истинными 2) должны быть одновременно ложными 2) должны быть одновременно ложными 3) должны быть одно – истинным, другое – ложным 3) должны быть одно – истинным, другое – ложным 4) могут быть какими угодно по истинности 4) могут быть какими угодно по истинности Два противоречащих суждения о двух разных предметах не могут быть: Два противоречащих суждения о двух разных предметах не могут быть: 1) одновременно истинными 1) одновременно истинными 2) одновременно ложными 2) одновременно ложными 3) одно – истинным, другое – ложным 3) одно – истинным, другое – ложным 4) ни истинным и ни ложным каждое 4) ни истинным и ни ложным каждое

(1) Закон тождества (1) Закон тождества У основателя логики он формулируется в "Метафизике". "Если слова ничего [определенного] не означают, то конец всякому рассуждению..., ибо невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно… Каждое слово должно быть понятно и обозначать что-то, и именно не многое, а только одно; если же оно имеет несколько значений, то надо разъяснить, в каком из них оно употребляется". У основателя логики он формулируется в "Метафизике". "Если слова ничего [определенного] не означают, то конец всякому рассуждению..., ибо невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно… Каждое слово должно быть понятно и обозначать что-то, и именно не многое, а только одно; если же оно имеет несколько значений, то надо разъяснить, в каком из них оно употребляется". Требует точно и однозначно формулировать понятия, которые используются в процессе рассуждения, и потом неуклонно придерживаться их заданного содержания, не подменяя другим: А = А. Поскольку всякая вещь должна быть равной самой себе, то и мысль о ней должна быть равной самой себе. Требует точно и однозначно формулировать понятия, которые используются в процессе рассуждения, и потом неуклонно придерживаться их заданного содержания, не подменяя другим: А = А. Поскольку всякая вещь должна быть равной самой себе, то и мысль о ней должна быть равной самой себе. поговорка "начал за здравие, а кончил за упокой" поговорка "начал за здравие, а кончил за упокой" лозунг, который одно время был в ходу в учреждениях почтовой связи: "За связь без брака!" лозунг, который одно время был в ходу в учреждениях почтовой связи: "За связь без брака!" "казнить нельзя помиловать". "казнить нельзя помиловать".

(2) Закон противоречия (2) Закон противоречия Закон противоречия раскрывает те же самые свойства определенности и последовательности, но только выражает их в отрицательной форме. Если по закону тождества требуется, чтобы мысль о неизменяющихся предметах оставалась равной самой себе, то закон противоречия запрещает считать ее той и не той одновременно: А не может быть не-А ( А не есть не-А ). - закон запрета противоречия (запрета на одновременные утверждения и отрицания для получения достоверных выводов). Закон противоречия раскрывает те же самые свойства определенности и последовательности, но только выражает их в отрицательной форме. Если по закону тождества требуется, чтобы мысль о неизменяющихся предметах оставалась равной самой себе, то закон противоречия запрещает считать ее той и не той одновременно: А не может быть не-А ( А не есть не-А ). - закон запрета противоречия (запрета на одновременные утверждения и отрицания для получения достоверных выводов). "Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении" (Аристотель). "Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении" (Аристотель).

Так, тургеневский Рудин очень метко изобличает своего оппонента Пигасова в непоследовательности, когда тот делает заявления насчет того, что никаких убеждений нет и быть не может. Так, тургеневский Рудин очень метко изобличает своего оппонента Пигасова в непоследовательности, когда тот делает заявления насчет того, что никаких убеждений нет и быть не может. - Так вы говорите: никаких убеждений нет? - спрашивает его Рудин. - Так вы говорите: никаких убеждений нет? - спрашивает его Рудин. - Нет и быть не может. - Нет и быть не может. - Это ваше убеждение? - Это ваше убеждение? - Да. - Да. - Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай. - Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай.

(3) Закон исключенного третьего - Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. (3) Закон исключенного третьего - Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. В процессе рассуждения надо доводить дело до альтернативного разделения: имеет данный предмет какой-либо признак или не имеет его. Когда это удается достигнуть, остается проверить какую-то одну из указанных возможностей - соответствует она истине или нет, тогда в отношении второй все решится автоматически. В процессе рассуждения надо доводить дело до альтернативного разделения: имеет данный предмет какой-либо признак или не имеет его. Когда это удается достигнуть, остается проверить какую-то одну из указанных возможностей - соответствует она истине или нет, тогда в отношении второй все решится автоматически. В логике принято различать два вида противоположности: контрарную (противоположность) и контрадикторную (противоречие). В логике принято различать два вида противоположности: контрарную (противоположность) и контрадикторную (противоречие). Контрарность означает максимальную противоположность: какой- нибудь признак, присущий понятию, во-первых, отсутствует у другого и, во-вторых, вместо этого признака у него имеется несовместимый с ним. ("утро" и "вечер", "добрый" и "злой", "экспорт" и "импорт", "белый" и "черный). Контрарность означает максимальную противоположность: какой- нибудь признак, присущий понятию, во-первых, отсутствует у другого и, во-вторых, вместо этого признака у него имеется несовместимый с ним. ("утро" и "вечер", "добрый" и "злой", "экспорт" и "импорт", "белый" и "черный). Контрадикторность - когда же у другого понятия отмечается только отсутствие какого-либо признака и ничего не говорится о том, какой ему вместо него присущ: "белый" и "небелый", "утро" и "не утро", "добрый" и "недобрый", "экспорт" и "не экспорт". Аристотель: "не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо, что бы то ни было одно - либо утверждать, либо отрицать" Контрадикторность - когда же у другого понятия отмечается только отсутствие какого-либо признака и ничего не говорится о том, какой ему вместо него присущ: "белый" и "небелый", "утро" и "не утро", "добрый" и "недобрый", "экспорт" и "не экспорт". Аристотель: "не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо, что бы то ни было одно - либо утверждать, либо отрицать"

"Все планеты имеют спутники". "Все планеты имеют спутники". Если нам понадобится отвергать такое утверждение, то достигнуть этого можно двумя выражениями: 1) "Некоторые планеты не имеют спутников" - контрадикторный способ отрицания, 2) "Ни одна планета не имеет спутников" - второй способ отрицания сильнее первого – контрарный. Если нам понадобится отвергать такое утверждение, то достигнуть этого можно двумя выражениями: 1) "Некоторые планеты не имеют спутников" - контрадикторный способ отрицания, 2) "Ни одна планета не имеет спутников" - второй способ отрицания сильнее первого – контрарный.

Значение закона достаточного основания заключается в том, что ни одно умозаключение не возникает: Значение закона достаточного основания заключается в том, что ни одно умозаключение не возникает: 1) без предварительных посылок 1) без предварительных посылок 2) без определенной совокупности условий 2) без определенной совокупности условий 3) без оговоренных заранее определений 3) без оговоренных заранее определений Значение закона исключённого третьего проявляется в том, что если первое суждение истинно, то: Значение закона исключённого третьего проявляется в том, что если первое суждение истинно, то: 1) другое противоположное суждение обязательно ложное 1) другое противоположное суждение обязательно ложное 2) другое противоположное суждение либо истинно, либо ложно 2) другое противоположное суждение либо истинно, либо ложно 3) другое противоположное суждение в одном случае истинно, в другом ложно 3) другое противоположное суждение в одном случае истинно, в другом ложно Значение закона противоречия проявляется в том, что если тезис: Значение закона противоречия проявляется в том, что если тезис: 1) оговорен, то спора не возникнет 1) оговорен, то спора не возникнет 2) верен, то он верен во всех отношениях 2) верен, то он верен во всех отношениях 3) определен, то он не меняется в процессе рассуждении 3) определен, то он не меняется в процессе рассуждении

Логический закон, нарушенный в приведенном диалоге: Логический закон, нарушенный в приведенном диалоге: «Учитель: надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради. «Учитель: надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради. Том: Я тоже на это надеюсь» - Том: Я тоже на это надеюсь» - 1) закон тождества 1) закон тождества 2) закон противоречия 2) закон противоречия 3) закон исключённого третьего 3) закон исключённого третьего 4) закон достаточного основания 4) закон достаточного основания Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке: Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке: «Один из учёных пожаловался известному врачу, что он болеет артритом. «Один из учёных пожаловался известному врачу, что он болеет артритом. - А ваша мать болела артритом? – спросил врач. - А ваша мать болела артритом? – спросил врач. - Нет. - Нет. - А отец? - А отец? - Тоже не болел. - Тоже не болел. - Нет у вас артрита, - заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений» - - Нет у вас артрита, - заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений» - 1) закон тождества 1) закон тождества 2) закон противоречия 2) закон противоречия 3) закон исключённого третьего 3) закон исключённого третьего 4) закон достаточного основания 4) закон достаточного основания

Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке: Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке: «Однажды падишах спросил Бирбала: «Однажды падишах спросил Бирбала: - Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если из двенадцати отнять четыре? - Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если из двенадцати отнять четыре? - Ничего не останется, - ответил Бирбал. - Ничего не останется, - ответил Бирбал. - Как это ничего? – удивился падишах. - Как это ничего? – удивился падишах. - А так, - ответил Бирбал, - если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени года, что же останется? Ничего!» - - А так, - ответил Бирбал, - если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени года, что же останется? Ничего!» - 1) закон тождества 1) закон тождества 2) закон противоречия 2) закон противоречия 3) закон исключённого третьего 3) закон исключённого третьего 4) закон достаточного основания 4) закон достаточного основания Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке: «Защитник с материалами дела ознакомился, и от него поступило заявление: освободить его из-под стражи» - Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке: «Защитник с материалами дела ознакомился, и от него поступило заявление: освободить его из-под стражи» - 1) закон тождества 1) закон тождества 2) закон противоречия 2) закон противоречия 3) закон исключения третьего 3) закон исключения третьего 4) закон достаточного основания 4) закон достаточного основания

Определите вид логического закона: «Всякая мысль может быть признана истинной тогда и только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована». 1) закон тождества 2) закон противоречия 3) закон исключения третьего 4) закон достаточного основания

В анекдоте: В анекдоте: - У вас телевизоры цветные есть? - У вас телевизоры цветные есть? - Есть. - Есть. - Тогда дайте мне жёлтый - - Тогда дайте мне жёлтый - нарушен: нарушен: 1) закон противоречия 1) закон противоречия 2) закон двусмысленности 2) закон двусмысленности 3) закон анекдота 3) закон анекдота 4) закон тождества 4) закон тождества 5) закон исключённого третьего 5) закон исключённого третьего

Опираясь на закон исключённого третьего, установите, возможна ли истинность третьего суждения: Опираясь на закон исключённого третьего, установите, возможна ли истинность третьего суждения: Некоторые студенты 1 курса сдали зачет по логике. Некоторые студенты 1 курса сдали зачет по логике. Ни один студент 1 курса зачёт по логике досрочно не сдавал. Ни один студент 1 курса зачёт по логике досрочно не сдавал. 1) нет 1) нет 2) да 2) да Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинным оба суждения: Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинным оба суждения: Все студенты 1-ой группы подготовились к зачету по логике. Все студенты 1-ой группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты 1-ой группы к зачету по логике не подготовились. Некоторые студенты 1-ой группы к зачету по логике не подготовились. 1) да 1) да 2) нет 2) нет Определение «Философы – это люди, которые занимаются философией» является: Определение «Философы – это люди, которые занимаются философией» является: 1) двусмысленным 1) двусмысленным 2) круговым 2) круговым 3) узким 3) узким 4) широким 4) широким 5) философским 5) философским

Закон логики, символически изображаемый следующим образом: «Неверно, что А и не-А» - Закон логики, символически изображаемый следующим образом: «Неверно, что А и не-А» - 1) закон тождества 1) закон тождества 2) закон противоречия 2) закон противоречия 3) закон исключённого третьего 3) закон исключённого третьего 4) закон достаточного основания 4) закон достаточного основания Закон логики, символически изображаемый формулой: «А есть А» - Закон логики, символически изображаемый формулой: «А есть А» - 1) закон тождества 1) закон тождества 2) закон противоречия 2) закон противоречия 3) закон исключённого третьего 3) закон исключённого третьего 4) закон достаточного основания 4) закон достаточного основания Закон логики, символически изображаемый формулой: «А есть либо В, либо не В» - Закон логики, символически изображаемый формулой: «А есть либо В, либо не В» - 1) закон тождества 1) закон тождества 2) закон противоречия 2) закон противоречия 3) закон исключённого третьего 3) закон исключённого третьего 4) закон достаточного основания 4) закон достаточного основания

Закон логики, сформулированный немецким логиком Г.В.Лейбницем: Закон логики, сформулированный немецким логиком Г.В.Лейбницем: 1) закон тождества 1) закон тождества 2) закон противоречия 2) закон противоречия 3) закон исключённого третьего 3) закон исключённого третьего 4) закон достаточного основания 4) закон достаточного основания Значение закона тождества проявляется в том, что понятия и тезисы должны быть: Значение закона тождества проявляется в том, что понятия и тезисы должны быть: 1) однозначны и оговорены 1) однозначны и оговорены 2) известны и доступны всем 2) известны и доступны всем 3) определены и неизменны в рассуждениях 3) определены и неизменны в рассуждениях

В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено: В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено: Некоторые религии не допускают многоженства. Некоторые религии не допускают многоженства. Все религии освящают брак.______________________________ Все религии освящают брак.______________________________ Следовательно, некоторые религии освящают многоженство - Следовательно, некоторые религии освящают многоженство - 1) заключение верное 1) заключение верное 2) в силлогизме должно быть не более 3-х терминов 2) в силлогизме должно быть не более 3-х терминов 3) из двух отрицательных суждений нельзя вывести никакого заключения 3) из двух отрицательных суждений нельзя вывести никакого заключения 4) средний термин в посылках не распределен 4) средний термин в посылках не распределен 5) неверно: если посылка отрицательна, то и заключение должно быть отрицательным 5) неверно: если посылка отрицательна, то и заключение должно быть отрицательным В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено: В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено: Супруги должны материально поддерживать друг друга. Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. поддерживают друг друга.___________________ М. и Н. поддерживают друг друга.___________________ Следовательно, М. и Н. есть супруги - Следовательно, М. и Н. есть супруги - 1) заключение верное 1) заключение верное 2) заключение неверно: средний термин в посылках не распределён 2) заключение неверно: средний термин в посылках не распределён 3) в силлогизме должно быть три термина 3) в силлогизме должно быть три термина 4) термины, не взятые в посылках во всём объёме, не могут быть и в заключении взяты во всём объёме 4) термины, не взятые в посылках во всём объёме, не могут быть и в заключении взяты во всём объёме 5) из двух частных суждений нельзя сделать заключения 5) из двух частных суждений нельзя сделать заключения

В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено: В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено: Все секретари заняты полезным делом. Все секретари заняты полезным делом. Некоторые птицы – секретари. __________________________ Некоторые птицы – секретари. __________________________ Следовательно, некоторые птицы заняты полезным делом. Следовательно, некоторые птицы заняты полезным делом. 1) если одна из посылок суждения частное, то и заключение должно быть частным 1) если одна из посылок суждения частное, то и заключение должно быть частным 2) заключение верное 2) заключение верное 3) средний термин в одной из посылок не распределён 3) средний термин в одной из посылок не распределён 4) из двух частных суждений нельзя сделать заключение 4) из двух частных суждений нельзя сделать заключение 5) неверное: в силлогизме более 3-х терминов 5) неверное: в силлогизме более 3-х терминов В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено: В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено: Все сочинения А.П. Чехова нельзя прочитать за один день. Все сочинения А.П. Чехова нельзя прочитать за один день. «Душечка» – произведение Чехова.______________________ «Душечка» – произведение Чехова.______________________ Следовательно, «Душечку» нельзя прочитать за один день - Следовательно, «Душечку» нельзя прочитать за один день - 1) заключение верное 1) заключение верное 2) неверное: в силлогизме 4 термина 2) неверное: в силлогизме 4 термина 3) средний термин в посылках не распределён 3) средний термин в посылках не распределён 4) для получения отрицательного заключения необходимо, чтобы посылка была также отрицательной 4) для получения отрицательного заключения необходимо, чтобы посылка была также отрицательной 5) из двух отрицательных суждений нельзя вывести заключения 5) из двух отрицательных суждений нельзя вывести заключения 6) термины, не взятые в посылках во всем объёме, не могут быть в заключении взяты во всём объёме 6) термины, не взятые в посылках во всем объёме, не могут быть в заключении взяты во всём объёме

В силлогизме: В силлогизме: Древние римляне были политиками или ораторами, или писателями. Древние римляне были политиками или ораторами, или писателями. Цицерон был политиком.____________________________________ Цицерон был политиком.____________________________________ Цицерон не был ни оратором, ни писателем - допущена ошибка: Цицерон не был ни оратором, ни писателем - допущена ошибка: 1) учетверение терминов 1) учетверение терминов 2) подмена основания 2) подмена основания 3) поспешное обобщение 3) поспешное обобщение 4) нестрогая дизъюнкция 4) нестрогая дизъюнкция 5) нарушение конъюнкции 5) нарушение конъюнкции В силлогизме: В силлогизме: Законы – это вечные принципы природы Законы – это вечные принципы природы Всеобщая воинская обязанность – это закон___________________ Всеобщая воинская обязанность – это закон___________________ Всеобщая воинская обязанность – это вечный принцип природы Всеобщая воинская обязанность – это вечный принцип природы - допущена ошибка: - допущена ошибка: 1) подмена основания 1) подмена основания 2) учетверение терминов 2) учетверение терминов 3) поспешное обобщение 3) поспешное обобщение 4) нестрогая дизъюнкция 4) нестрогая дизъюнкция 5) тавтология 5) тавтология

Определите вид индуктивного умозаключения: Определите вид индуктивного умозаключения: «Для выступления с докладами на общеинститутской научной студенческой конференции подготовились 10 студентов. Двое выступили на пленарном заседании, а остальные – на секции общественных наук. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции». «Для выступления с докладами на общеинститутской научной студенческой конференции подготовились 10 студентов. Двое выступили на пленарном заседании, а остальные – на секции общественных наук. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции». 1) полная индукция 1) полная индукция 2) неполная индукция 2) неполная индукция Определите вид индуктивного умозаключения: Определите вид индуктивного умозаключения: «Известно, что все студенты 1, 3 и 8 группы 1-го курса явились на сессию. Значит, на сессию явились все студенты 1-го курса». «Известно, что все студенты 1, 3 и 8 группы 1-го курса явились на сессию. Значит, на сессию явились все студенты 1-го курса». 1) неполная индукция 1) неполная индукция 2) полная индукция 2) полная индукция

В умозаключении: В умозаключении: Вася Сидоров – двоечник Вася Сидоров – двоечник Петя Смирнов – двоечник Петя Смирнов – двоечник Саша Иванов – двоечник Саша Иванов – двоечник Вася Сидоров, Петя Смирнов, Саша Иванов – ученики 6 «Б» Все ученики 6 «Б» двоечники Вася Сидоров, Петя Смирнов, Саша Иванов – ученики 6 «Б» Все ученики 6 «Б» двоечники - допущена ошибка: - допущена ошибка: 1) популярная индукция 1) популярная индукция 2) неполная индукция 2) неполная индукция 3) нарушение индукции 3) нарушение индукции 4) нестрогая индукция 4) нестрогая индукция 5) ни одна из вышеназванных 5) ни одна из вышеназванных

Дедуктивным является умозаключение: Дедуктивным является умозаключение: 1) Все люди смертны 2) Медь электропроводна 1) Все люди смертны 2) Медь электропроводна Сократ – человек Железо электропроводно Сократ – человек Железо электропроводно Сократ - смертен Медь и железо - металлы Сократ - смертен Медь и железо - металлы Металлы электропроводны Металлы электропроводны Дискуссия(от лат. discussio - рассмотрение, исследование), как правило, должна начинаться: Дискуссия(от лат. discussio - рассмотрение, исследование), как правило, должна начинаться: 1) с договоренности не оскорблять друг друга 1) с договоренности не оскорблять друг друга 2) с определения цели спора 2) с определения цели спора 3) с приведения фактов и аргументов 3) с приведения фактов и аргументов 4) с определения понятий 4) с определения понятий 5) с уточнения тезиса спора 5) с уточнения тезиса спора Доказательство как логическая операция имеет следующую структуру: Доказательство как логическая операция имеет следующую структуру: 1) тезис, аргументы, демонстрация 1) тезис, аргументы, демонстрация 2) посылка, заключение, вывод 2) посылка, заключение, вывод

Если объединить в единое целое лесть, блеф и клевету, то получится: Если объединить в единое целое лесть, блеф и клевету, то получится: 1) умолчание 1) умолчание 2) дезинформация 2) дезинформация 3) софизм 3) софизм 4) фальсификация 4) фальсификация Если суждение «Все люди изучали логику» является ложным, то суждение «Все люди не изучали логику» является: Если суждение «Все люди изучали логику» является ложным, то суждение «Все люди не изучали логику» является: 1) истинным 1) истинным 2) ложным 2) ложным 3) неправильным 3) неправильным 4) правдивым 4) правдивым 5) неопределённым по истинности 5) неопределённым по истинности

Истинность мысли – это: Истинность мысли – это: 1) логическая правильность мысли 1) логическая правильность мысли 2) соответствие мысли объективной действительности 2) соответствие мысли объективной действительности 3) правдоподобие мысли 3) правдоподобие мысли Истинным или ложным может быть: Истинным или ложным может быть: 1) понятие 1) понятие 2) суждение 2) суждение 3) термин 3) термин 4) квантор 4) квантор

К ошибкам в посылках относятся: К ошибкам в посылках относятся: 1) подмена тезиса 1) подмена тезиса 2) чрезмерное доказательство 2) чрезмерное доказательство 3) ложное основание 3) ложное основание 4) учетверение термина 4) учетверение термина 5) ошибки в определении понятий 5) ошибки в определении понятий Логика стала самостоятельной наукой: Логика стала самостоятельной наукой: 1) в 6 – 5 вв. до н.э. 1) в 6 – 5 вв. до н.э. 2) в 4 в. до н.э. 2) в 4 в. до н.э. 3) в 1 – 2 вв. н.э. 3) в 1 – 2 вв. н.э. 4) в 3 – 5 вв. н.э. 4) в 3 – 5 вв. н.э. Логика – это наука: Логика – это наука: 1) об умении вести дискуссию, спор 1) об умении вести дискуссию, спор 2) о рациональном познании мира 2) о рациональном познании мира 3) о единстве эмпирического и теоретического уровней знания 3) о единстве эмпирического и теоретического уровней знания 4) о законах и формах правильного мышления 4) о законах и формах правильного мышления Логика – это: Логика – это: 1) теория рассуждений 1) теория рассуждений 2) теория правильных рассуждений 2) теория правильных рассуждений 3) наука об искусственных языках 3) наука об искусственных языках

Логику необходимо изучать для того, чтобы: Логику необходимо изучать для того, чтобы: 1) побеждать в любых спорах 1) побеждать в любых спорах 2) доказательно рассуждать, не совершать логических ошибок 2) доказательно рассуждать, не совершать логических ошибок 3) уклоняться от неприятных дискуссий и не вступать в спор с вышестоящими органами 3) уклоняться от неприятных дискуссий и не вступать в спор с вышестоящими органами Логическая культура – это: Логическая культура – это: 1) врождённая привычка мыслить правильно 1) врождённая привычка мыслить правильно 2) умение выражать мысли в ясной и отчётливой форме и на этой основе приобретать новые мысли 2) умение выражать мысли в ясной и отчётливой форме и на этой основе приобретать новые мысли 3) умение говорить красиво 3) умение говорить красиво 4) элемент общей культуры личности, который проявляется в знании законов, методов и форм формальной и диалектической логики, в умении человека логически правильно, опираясь на эти законы, формы и методы, рассуждать, давать определения понятиям, оперировать понятиями, делать умозаключения, доказательные выводы, оперировать гипотезами, раскрывать противоречия, а также систематизировать и классифицировать в определённую систему имеющиеся знания 4) элемент общей культуры личности, который проявляется в знании законов, методов и форм формальной и диалектической логики, в умении человека логически правильно, опираясь на эти законы, формы и методы, рассуждать, давать определения понятиям, оперировать понятиями, делать умозаключения, доказательные выводы, оперировать гипотезами, раскрывать противоречия, а также систематизировать и классифицировать в определённую систему имеющиеся знания

Наиболее значимая функция логики для человека: Наиболее значимая функция логики для человека: 1) логика помогает правильно мыслить 1) логика помогает правильно мыслить 2) логика воспитывает культуру ума 2) логика воспитывает культуру ума 3) логика позволяет не совершать ошибки в мышлении 3) логика позволяет не совершать ошибки в мышлении 4) логика позволяет отличать правильное от ложного 4) логика позволяет отличать правильное от ложного Непреднамеренные логические ошибки чаще всего называются: Непреднамеренные логические ошибки чаще всего называются: 1) парадоксами 1) парадоксами 2) максимами 2) максимами 3) паралогизмами 3) паралогизмами 4) софизмами 4) софизмами 5) категориями 5) категориями

Определите вид понятия «философское произведение Сократа»: 1) общее 2) пустое 3) единичное Определите вид понятия «Солнце»: 1) единичное 2) нулевое 3) общее Определите вид суждения: «Некоторые страны имеют однопартийную систему». 1) экзистенциальное 2) реляционное 3) атрибутивное Определите вид суждения: «Ничего не существует беспричинно». 1) экзистенциальное 2) реляционное 3) атрибутивное

Определите вид суждения по квадрату: «В здоровом теле здоровый дух». 1) суждение Е. Ни одно S не суть Р 2) суждение А. Все S суть Р 3) суждение I. Некоторые S суть Р 4) суждение О. Некоторые S не суть Р Определите вид суждения по объединённой классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату: «Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух». 1) суждение I. Некоторые S суть Р 2) суждение А. Все S суть Р 3) суждение Е. Ни одно S не суть Р 4) суждение О. Некоторые S не суть Р

Определите вид суждения по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату: «70% всего мирового грузооборота перевозится морским путём». 1) суждение I. Некоторые S суть Р 2) суждение А. Все S суть Р 3) суждение О. Некоторые S не суть Р 4) суждение Е. Ни одно S не суть Р Отметьте, как в структуре умозаключения называются суждения, из которых вытекает другое суждение: 1) доводы 2) тезисы 3) посылки 4) аргументы 5) выводы

Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение: «Два суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными - 1) подчинения 2) противоречия 3) частичной совместимости 4) противоположности Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение: «Из двух суждений одно должно быть истинным, а другое – ложным» - 1) противоречия 2) противоположности 3) подчинения 4) частичной совместимости

Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение: «Из истинности общих суждений следует истинность частных, но из истинности частных суждений истинность общих не обязательна» 1) подчинения 2) противоречия 3) противоположности 4) частичной совместимости Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение: «Оба суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть ложными» - 1) подчинения 2) противоречия 3) противоположности 4) частичной совместимости

Отношения между понятиями: А дочка В внучка С женщина - изображаются следующей схемой: 2) 3) 4) 1) А В С