«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 83 «АВТОНОМНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ» Губанова Елена Владимировна, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Advertisements

Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
Сравнительная характеристика (по организации бюджетного и налогового учёта) 4-ПОБ-УДО-вз Милиной Ирины МОСКВА 2016.
Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономикиИнститут финансово-экономического мониторингаИнститут.
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
300041, г. Тула, пр. Ленина, 46 Тел.\факс: (4872) Сайт ЦС: Сайт ОК: Анализ общих.
Общая характеристика изменений по Федеральному закону от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Новое в правовом статусе учреждений в связи с реализацией требований Федерального закона от г. 83-ФЗ: сложные и проблемные вопросы Научный сотрудник.
1 Население Государство (и муниципалитеты) Организации бюджетной сферы Функции Услуги как осуществлять контроль? 1.установление прав организаций; 2.установление.
Отдельные вопросы при открытии лицевых счетов не участникам (бюджетным, автономным учреждениям) бюджетного процесса при переводе учреждения на новый тип.
Министерство финансов Республики Татарстан Критерии сравнения Автономное учреждение Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Казенное учреждение.
Транксрипт:

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 83 «АВТОНОМНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ» Губанова Елена Владимировна, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»,

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» вносит изменения в следующие федеральные законы, регулирующие общие статусные вопросы и деятельность государственных и муниципальных учреждений в сфере образования : 1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года 12-ФЗ); 2. Гражданский кодекс Российской Федерации; 3. Федеральный закон от 12 января 1996 года 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; 4. Федеральный закон от 22 августа 1996 года 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

5. Федеральный закон от 23 августа 1996 года 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; 6. Бюджетный кодекс Российской Федерации; 7. Налоговый кодекс Российской Федерации; 8. Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; 9. Федеральный закон от 3 ноября 2006 года 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями от 24 июля, 18 октября 2007 г.). Федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями от 24 июля, 18 октября 2007 г., 8 мая 2010 г.). Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. 325 г. Москва «Об утверждении формы предложения о создании атомного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения». Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от20 июля 2007 г. «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании атомного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» Обзор изменений Федерального закона от N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Постановление Правительства Саратовской области от 18 августа 2009 г. 381-П Постановление Правительства Саратовской области от 31 августа 2009 г. 418-П Постановление Правительства Саратовской области от 26 августа 2009 г. 410-П Постановление правительства Саратовской области от 26 февраля 2010 г. 64-П Закон Саратовской области от 1 июня 2010 г. 79-ЗСО «О внесении изменений в закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организации».

Юридические лица Коммерческие организации Некоммерческие организации

Учреждения ЧастныеГосударственные Бюджетные Автономные Казенные Муниципальн ые

Сравнительная характеристика правового положения бюджетного учреждения (нынешний статус и предусмотренный законопроектом) Сравнительная характеристика правового положения бюджетного учреждения (нынешний статус и предусмотренный законом)

ХарактеристикиВ старой редакцииВ новой редакции Определение бюджетного учреждения (БУ) Бюджетное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах

ХарактеристикиВ старой редакцииВ новой редакции Финансовое обеспечение Сметное финансированиеСубсидии на выполнение государственного (муниципального) задания Право учреждения распоряжаться закрепленным за ним имуществом Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным БУ за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным БУ за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным закрепленным за ним имуществом БУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом

ХарактеристикиВ старой редакцииВ новой редакции Объем ответственности учреждения по своим обязательствам Отвечает по своим обязательствам только имеющимися в его распоряжении денежными средствами Отвечает закрепленным за ним имуществом, за исключением особо ценного имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного БУ за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества Объем ответственности по обязательствам учреждения со стороны собственника имущества учреждения Субсидиарную ответственность по обязательствам БУ несет собственник Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам БУ

ХарактеристикиВ старой редакцииВ новой редакции Крупная сделкаПонятие крупной сделки применительно к БУ отсутствует Крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя БУ

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Понятие учреждения КУ находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ. БУ признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. АУ признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Учредители (собственники имущества) Российская Федерация; субъект Российской Федерации; муниципальное образование Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя) Цели и виды деятельности Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждения Основной деятельностью АУ признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых АУ создано.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) -БУ осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. БУ вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в установленных сферах, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. БУ вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Кроме заданий учредителя и обязательств АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. АУ вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Вещное право на имущество Право оперативного управления имуществом в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Права по распоряжению имуществом КУ не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. КУ может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. КУ не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. БУ без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным закрепленным за ним имуществом БУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. БУ вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение БУ. АУ без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом АУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. АУ вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Порядок осуществления операций с денежными средствами КУ осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. БУ осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ. АУ в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях. Порядок использования имущества КУ не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц. БУ вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. АУ вправе вносить имущество (недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество) в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Ответственность по обязательствам КУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. БУ отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества БУ не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. АУ отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества АУ.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Порядок финансового обеспечения деятельности Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за БУ учредителем или приобретенных БУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Порядок реализации государственного (муниципального) задания Заключение и оплата КУ государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных КУ лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ. Нарушение КУ установленных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это КУ. Государственные (муниципальные) задания для БУ в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности устанавливает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. БУ осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности в установленных сферах. БУ не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: 1) Правительством РФ в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; 3) местной администрацией в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: 1) Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ; 3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений. Кроме указанных заданий учредителя и обязательств АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Порядок управления Структура, компетенция органов управления КУ и БУ, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются учредительными документами их учредительными документами (уставом) в соответствии с федеральными законами. Структура, компетенция органов АУ, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом АУ в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» и иными федеральными законами. Органами АУ являются наблюдательный совет АУ, руководитель АУ, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом АУ органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Порядок утверждения и внесения изменений в устав Утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном: 1) Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ; 3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений. Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном: 1) Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ; 3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений. К компетенции учредителя в области управления АУ относится утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Обеспечение публичности и контроля Государственное (муниципальное) учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества. Перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах, устанавливается: 1) Правительством РФ - в отношении федерального государственного учреждения; 2) органом государственной власти субъекта РФ - в отношении государственного учреждения субъекта РФ; 3) органом местного самоуправления - в отношении муниципального учреждения. Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов: 1) устав государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в него изменения; 2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения; 3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения; 4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения; 5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения; 6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов РФ; 7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения; 8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах; 9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ).

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется: 1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, - в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений; 2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации; 3) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, - в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Казенное учреждение (КУ) Бюджетное учреждение (БУ) Автономное учреждение (АУ) Порядок создания, реорганизации и ликвидации В отношении БУ или КУ решение об их создании в результате учреждения принимается в порядке, установленном: 1) Правительством РФ - для федеральных БУ или КУ; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для БУ или КУ субъектов РФ; 3) местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений. БУ или КУ может быть создано по решению учредителя АУ путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом: 1) Правительством РФ в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта РФ в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; 3) органом местного самоуправления в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. АУ может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. АУ может быть реорганизовано в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, ФЗ «Об автономных учреждениях» и иными федеральными законами. АУ может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ. Требования кредиторов ликвидируемого АУ удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с ФЗ «Об автономных учреждениях» может быть обращено взыскание. Имущество АУ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам АУ, передается ликвидационной комиссией учредителю АУ.

Органы управления АУ (ст.8 закона «Об АУ») Руководитель АУ Наблюдательный совет Иные органы (предусмотренные ФЗ и уставом АУ) Определяются уставом АУ Ответственность разделена

Наблюдательный совет АУ ( ст.10) Представители: учредителя учредителя ОИВ (МСУ), управляющих имуществом, ОИВ (МСУ), управляющих имуществом, общественности, общественности, иных ОИВ (МСУ), иных ОИВ (МСУ), работников АУ работников АУ Количественные ограничения числа представителей в НС: Всего 5 членов НС : От 2 представителей ОИВ (МСУ) – учредителя и управляющего имуществом Не менее 1 от общественности Не более 1 от работников От 5 до 11 членов НС От 5 до 11 членов НС Представителей ОИВ (МСУ) – более 1/3 Представителей ОИВ (МСУ) – более 1/3 Представителей работников – менее 1/3 Представителей работников – менее 1/3 Представителей общественности – не менее 1 Представителей общественности – не менее 1 Всего 11 членов НС: От 4 представителей ОИВ (МСУ) – учредителя и управляющего имуществом +иные Не менее 1 от общественности Не более 3 от работников

Критерии, характеризующие способность учреждения к самостоятельной деятельности: налаженный бухгалтерский учет и процедуры управления финансами; уже имеющийся опыт оказания платных услуг; известность и авторитет учреждения среди потребителей; конкурентные преимущества учреждения, выраженные в специализации, уникальных технологиях и т.п.; возможности наращивания базового пакета бесплатных услуг, соответствующее законодательству документарное оформление платных услуг и опыт в ценообразовании;

Критерии, характеризующие способность учреждения к самостоятельной деятельности: эффективность и производительность процессов оказания услуг, подтверждаемая показателями эффективности; наличие стандартов оказания услуг и соответствующих лицензий; наличие должностных инструкций персонала; квалификация персонала и регулярно проводимые обучение и повышение квалификации персонала; система контроля качества оказания услуг; квалификация и заинтересованность руководителей и персонала учреждения, возможности материального вознаграждения;

Критерии, характеризующие способность учреждения к самостоятельной деятельности: возможность сохранения положительной экономики организации при увеличении или уменьшении заказов; прозрачность экономики организации; длина обязательств перед потребителями; капиталоемкость; возможность управления издержками (переменными, условно постоянными, постоянными); риски потерь и судебных издержек при нарушении обязательств; возможность сокращения, увеличения персонала, оказывающего услуги;

Критерии, характеризующие способность учреждения к самостоятельной деятельности: качество отношений с заинтересованными сторонами: с органами государственной власти и местного самоуправления, отраслевыми учреждениями, местным бизнес-сообществом, спонсорами, дарителями, филантропами и др., общественными организациями; готовность образовательного учреждения к деятельности наблюдательных советов.

Критерии, характеризующие возможности рынка услуг, на котором работает ОУ: развитость рынка образовательных услуг, на котором работает учреждение: количество поставщиков аналогичных услуг, сила конкуренции, измеренная в поставщиках аналогичных услуг на 1 потребителя (чем сильней конкуренция, тем тяжелее войти на рынок новому игроку), возможность монополизации рынка, установленная по факту отсутствия конкурентов, малой емкости рынка, административной зависимости, особенности госрегулирования (если существует реальная возможность монополизации рынка, то автономное учреждение постарается диктовать покупателю цены и качество услуг);

Критерии, характеризующие возможности рынка услуг, на котором работает ОУ: особенности потребителей: склонность к потреблению и приобретению (оплате) образовательных услуг, платежеспособность потребителей.

Критерий «длина обязательств перед потребителями». Этот критерий напрямую связан с длительностью образовательного процесса, характерного для большинства учреждений образования: детский сад ребенок посещает 3–4 года, школу – 9–11 лет, институт – от 4 до 6 лет.

Для учреждений образования необходимым условием перевода в автономное учреждение должно быть соответствие длительности финансирования задания учредителя длительности образовательных программ в случае отсутствия у учредителя возможности обеспечить продолжение обучения на равноценных условиях.

Основными критериями для учредителя при создании автономных учреждений считаются: наличие у образовательного учреждения опыта по оказанию платных услуг населению; доля привлекаемых внебюджетных средств на уровне не ниже 10–15% от общего объема финансирования; наличие конкурентной среды; наличие проработанных планов стратегического развития, а также финансового плана.

Типы учреждений образования, не подлежащие переводу в автономные учреждения: детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский дом семейного типа; начальная школа – детский сад компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; малокомплектные сельские детские сады и школы; специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, в т.ч. школы, училища закрытого типа; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад;

Типы учреждений образования, не подлежащие переводу в автономные учреждения: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат; образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; кадетская школа (кадетская школа-интернат).

Слабые и сильные стороны автономии Сильные стороны Слабые стороны 1. Финансирование АУ по оформленному заданию (государственному заданию) учредителя. 1. Отсутствие практики формирования государственного задания (отсутствие отраслевых нормативов) 2. Финансирование программы развития (ст. 4 Федеральный закон от ФЗ «Об автономных учреждениях» 2. В реальности Учредитель не финансирует программу развития АУ 3. Учредитель не должен допустить ситуацию недофинансирования АУ (на содержание закрепленного за АУ имущества) 3. При допущении такой ситуации наступает ответственность в виде штрафных санкций 4. Высокая степень самостоятельности в расходовании финансовых средств: - по своему усмотрению расходовать субсидии; - не распространяется Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 4. При субсидировании АУ ежемесячно возникают ограничения в расходовании средств для более оперативного (рационального) выполнения задания

Сильные стороны Слабые стороны 5. Исполнение расходов и полученных доходов через выбранное кредитное учреждение 5. Отсутствие государственных гарантий на денежные средства АУ свыше руб., возникновение дополнительных расходов за услуги банка 6. Возможность АУ брать банковские кредиты 6. Отсутствие таковой практики 7. Вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным самостоятельно АУ, если иное не установлено законом. 7. Без согласия Учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за Учредителем или приобретенным АУ за счет средств выделенных ему Учредителем. 8. Расширение спектра оказываемых услуг (выполнения работ) населению и юридическим лицам, самостоятельное установление тарифов 8. Недостаточность нормативно-правового поля, слабая практика ведения деятельности Слабые и сильные стороны автономии

Сильные стороны Слабые стороны 9. Самостоятельность формирования штатного расписания и оплаты труда, в том числе за счет иной приносящей доход деятельности 9. Риск несвоевременного получения субсидий на оплату труда Отсутствие практического опыта функционирования АУ: - руководителей и их заместителей АУ в части финансово-хозяйственной и финансово-экономической деятельности; - особенности финансирования АУ; - аудит АУ и др. Слабые и сильные стороны автономии

Статистика перевода образовательных учреждений в автономные ИТОГО Учреждения общего образования Дошкольные образовательные учреждения Учреждения дополнительного образования детей ГОУ НПО ГОУ СПО238940

Экономические расходы Наименование расходов/затрат Сумма, в руб. I.Формирование учредительных документов самостоятельно АУ I.1Определение методики расчета стоимости услуг для формирования государственного (муниципального) задания в рамках деятельности АУ (выход на отраслевые нормативы, методики по договоренности I.2Оформление документов, связанных с изменением типа учреждения (на АУ): - статистические услуги - изготовление штампов, печатей - нотариальные услуги - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - заверений копий Устава (на 1 экземпляр) на 1 изменение I. 3Нотариальные услуги в течение функционирования АУ Выписка из налоговой инспекции 1200 х n 400 x n ИТОГО по

Экономические расходы Наименование расходов/затрат Сумма, в руб. II.Консалтинговые услуги II.1По разработке пакета документов и регистрации, без учета расходов связанных с регистрацией и внесением изменений в установленном порядке, а также и статистические услуги II.2По переводу бюджетного плана счетов на план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности АУ по договоренности ИТОГО… III.Организация деятельности финансово-экономического отдела (бухгалтерии) III.11С: Автономного учреждения Консультационные услуги по работе в 1С: АУ (в месяц) III.2Организация работы с кредитной организацией (банком) ( разовое ) (ежемес.) III.3ООО «Партнер» (передача отчетов в соцстрах, налоговую, пенсионный) ИТОГО

Количество переведенных в АУ учреждений образования на конец 2008 г. Новгородская область – 425 учреждений Калининградская область – 398 учреждений Тюменская область – 370 учреждений Казань, Татарстан – ДОУ, ОУ Кировская область – лицей Брянская область – ИПКиПРО Благовещенск, Амурская область – ИПКиППК Количество переведенных в АУ учреждений образования на конец 2008 г. Новгородская область – 425 учреждений Калининградская область – 398 учреждений Тюменская область – 370 учреждений Казань, Татарстан – ДОУ, ОУ Кировская область – лицей Брянская область – ИПКиПРО Благовещенск, Амурская область – ИПКиППК