Образы библейских персонажей. Н.К. Рерих Знаки Христа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образы библейских персонажей. Образ Христа, соединившего в себе земную и небесную природу, явивший божественный образ в земном мире, был в центре рефлексии.
Advertisements

Народно – песенная основа лирики С. Есенина ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА МХК Урок в 9 классе.
Образ России в творчестве С. Есенина Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной.
Красноярский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Зырянского района Томской области.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Чистякова Н.В.. Я в храме. Я смотрю на икону, в нежные скорбящие глаза Богоматери, и понимаю, что мы так далеки от Ее таинственного мира… Чистота – вот.
Урок основы православной культуры в 3 классе. Храмы Пыталовского района.
Молящаяся о всем мире. Образ Богоматери в творчестве поэтов Серебряного века. Выполнила: Алиева Екатерина Руслановна 10 класс МКОУ « Могильно-Посельская.
Символика православной иконы Сделал: Лукьянов Дамир.
«..Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему.
@_МОУ Барановская СОШ_Ф.С. Захарова_2010. Успенский собор Кремля.
Истоки библейских тем и мотивов в творчестве C.А. Есенина Домашний уклад, обучение в Спас-Клепиковской учительской школе и университете Шанявского, круг.
«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя» (М. Горький) Рахматулин Д., Лютиков А., Козуля.
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
Выполнили ученицы 8 класса Буланцева Анастасия Жибоедова Ангелина Кузинкова Софья Лобкова Анастасия (9 класс) Руководители: Гудкова Марина Сергеевна, учитель.
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Изобразительное искусство 10-20в Проект выполнила ученица 8 класса СОШ 16 г.Балаково Ющенко Юлия Руководитель проекта Солонина Е. В.
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл.
Транксрипт:

Образы библейских персонажей

Н.К. Рерих Знаки Христа

Мир лирики С.А. Есенина сложен и синкретичен, в нем переплелись христианские и языческие мотивы, в художественной форме воплотились отголоски исканий русских религиозных мыслителей начала XX века, теоретиков искусства. Многие особенности его лирики связаны со своеобразным мироощущением этого периода, сформированном как под влиянием философских и художественных течений переходного, трагического, очень насыщенного времени, так и собственных поисков истины.

В конце XIX – начале XX века, на стыке эпох, в кризисное, тяжелое время в философско-литературных, искусствоведческих кругах возрождается интерес к истокам культуры, древнерусскому искусству. В этот период появляются работы об иконописи Н.П.Кондакова, Ф.И.Буслаева, В.М.Васнецова, Н.В.Покровского, Е.Н.Трубецкого, П.А. Флоренского и др. Для многих художников (М.А. Врубель, В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, Н.К.Рерих и др.) стали актуальны иконописные темы, они помогали осмыслить происходившие в стране события. Колористические решения, обратная перспектива, сферическое пространство древнерусского искусства отразились во многих художественных работах.

Н.К. Рерих. И Мы видим...

Вопросы о человеке и Боге, смысле бытия, назначении христианства поднимались религиозно- философскими мыслителями – С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, В.С. Соловьевым и многими другими. Эти темы отразились и в художественных произведениях того времени – в стихах и поэмах Н.А. Клюева, А.А. Блока, А. Белого, Н.С. Гумилева и др. С.Н. Булгаков в очерке об Ф.М. Достоевском писал об идеале христианства, о должном стремлении всех людей: «Введение всей жизни человечества в сферу жизни церковной, которое обещано нам под новым небом и на новой земле, устроение ее сообразно высшему идеалу, открывшемуся нам во Христе».

В 17 лет Есенин писал своему другу Г.Панфилову: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство». Важнейший для поэта образ Христа пройдет через все его творчество, воплощаясь как отдельный персонаж произведений, так и в сонме многочисленных аллюзий и ассоциаций.

В.М. Васнецов Христос-Вседержитель

Образ Христа постоянно существует в поэтическом мире дореволюционной лирики Есенина, даже если в произведении он не изображается, то упоминается, подразумевается; действия героев, их фигуры символически уподобляются ему. Например, в стихотворении «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…» мы не видим того, кто молитвенно обращается к Богу, и создается ощущение, что говорит сам мир, сама природа, так как данные слова звучат очень гармонично в описанной пейзажной зарисовке, в ситуации внехрамовой литургии: Задымился вечер, дремлет кот на брусе. Кто-то помолился: «Господи Иисусе». Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный.

Сквозь явления природы поэт «прозревает» Бога, явление Богородицы и святых. Причем подобное «прозрение» совершается в картинах самой обыденной, неказистой природы, что говорит о способности героя к тайновиденью, открытию вечных образов за земными гранями: Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. Цель героя – узреть разворачивающуюся перед ним внехрамовую литургию: Между сосен, между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венком, в кольце иголок, Мне мерещится Исус. Он зовет меня в дубровы, Как во царствие небес.

Евангельский вход Господень в Иерусалим интерпретирован Есениным в стихотворении «Сохнет стаявшая глина». Появление Бога готовит внехрамовая природная литургия, которую вершат ветер («Пляшет ветер по равнинам, / Рыжий ласковый осленок»), воробей («У лесного аналоя / Воробей псалтырь читает»), сосны и ели (все образы одушевлены, причастны к тайне появления Христа). В произведении все подчеркнуто прозаично, просто («стаявшая глина», «гниль опенок», «Прошлогодний лист в овраге / Средь кустов, как ворох меди»). Явление Христа здесь, казалось бы, невозможно, но именно такая невзрачная природа и оказывается способной «воспринять» Его облик: «Кто-то в солнечной сермяге / На осленке рыжем едет. // Прядь волос нежней кудели, / Но лицо его туманно». Сам образ Христа проникнут светом, солнцем, на фоне неказистой природы он рельефно выделяется. Бог въезжает на Русь, как входил в Иерусалим – в лесу «пахнет вербой». Природа благословляется Христом и благословляет Его.

К.С. Петров-Водкин Богоматерь Умиление злых сердец

Образ Богородицы у Есенина следует не только евангельским, традициям, канонам иконописи, но и апокрифическим легендам, связан с психологической манерой изображения Богоматери, принятой художниками конца XIX – начала XX века. Ее образ восходит к гуманному, близкому образу Богородицы из популярного на Руси греческого апокрифа «Хождения Богородицы по мукам», а также к образам произведений А.М. Ремизова («Хождение Богородицы по мукам» и др.). Заступницей «за человека вошла Богородица в Христову церковь, не как символ, а как осязаемо-живое и всем близкое – Матерь Божия».

В.М. Васнецов Богоматерь с младенцем

В поэме «Микола» Есенин создает такой Ее образ: «Кроют зори райский терем, / У окошка Божья Мать / Голубей сзывает к дверям / Рожь зернистую клевать. // Клюйте, ангельские птицы: / Колос – жизненный полет». – Она предстает вписанной в быт, совершающей обыденные крестьянские действия. И создается впечатление, что Она ближе дольнему миру, чем горнему. С земли молится о благополучии христиан. В стихотворении «Не ветры осыпают пущи…» Ее облик схож с иконой, написанной В.М. Васнецовым для Владимирского собора в Киеве, – Богородица показана в полный рост, ее фигура окутана темно- синим гиматием, Она идет по облакам, держа в руках Христа, который простирает Свои руки над Русью. Сравните с текстом Есенина: «Я вижу – в просиничном плате, / На легкокрылых облаках, / Идет возлюбленная Мати / С Пречистым Сыном на руках. // Она несет для мира снова / Распять воскресшего Христа». Такое живописное сходство и следование поэта различным традициям говорит о создании Есениным образа «русской Богородицы», близкой заступницы перед надвигающимися катастрофами.

К.С. Петров-Водкин 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)

Важнейшим героем дореволюционной лирики Есенина является «милостник Микола» (Николай Чудотворец), заступник и помощник людей. Традиционно образ Его, совместивший христианские и языческие черты, воспринимался на Руси как родственный, близкий. «Почитание святого епископа на Руси было настолько велико и повсеместно, что Св. Николая называли русским Богом». Эту веру и передает Есенин в своих стихах. Он создает подчеркнуто бытовой, крестьянский облик святого, несколько стилизованный: «В шапке облачного скола, / В лапоточках, словно тень, / Ходит милостник Микола/ Мимо сел и деревень / Он идет, поет негромко / Иорданские псалмы»; «Под березкою-невестой, / За сухим посошником, / Утирается берестой, / Словно мягким рушником».

Н.К. Рерих Святой Никола

Святой Микола обитает не в Небесном Иерусалиме, а ходит по земле, соединяя таким образом дольние и горние черты: «И идет стопой неспешной / По селеньям, пустырям: / Я, жилец страны нездешной, / Прохожу к монастырям. // Высоко стоит злотравье, / Спорынья кадит туман: / Помолюсь схожу за здравье / Православных христиан». Для него нет пространственных и метафизических преград, он свободно общается с Богом: «Ходит странник по дорогам, / Где зовут его в беде, / И с земли гуторит с Богом / В белой туче-бороде. // Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай: / О мой верный раб, Микола, / Обойди ты русский край. // Защити там в черных бедах / Скорбью вытерзанный люд. / Помолись с ним о победах / И за нищий их уют».

Герои дореволюционной лирики поэта связывают небо и землю, являются проводниками процессов горнего мира в мир дольний, являют собой гармоничные образы. Персонажи есенинских произведений синкретичны, сочетают архетипичные, иконные, живописные, апокрифичные черты, становясь символами, знаками времени.