ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ комментарии специалистов… Исследование функционирования опекунских семей В лаборатории социального сиротства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ комментарии специалистов… Исследование функционирования опекунских семей В лаборатории социального сиротства.
Advertisements

Задачи: Определиться с целью презентации. Найти материал для презентации Сделать вывод.
Результаты анкетирования обучающихся в 5 «Б» классе МАОУ Лицей 1 18 мая 2012г.
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители первые воспитатели.
1 «Правовой статус несовершеннолетних» Опрос осужденных Камышинской воспитательной колонии февраль 2008 В рамках проекта "Ресоциализация несовершеннолетних.
восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью; поддержание связей родителей и родственников с ребенком; устройство ребенка на.
Мои права Дружная семья Папа Мама Я Семья «семь»+ «Я» Мама Папа Бабушка Я БратСестра Семья Дедушка.
Родительское собрание на тему:. Поговорим о воспитании, обменяемся мнениями, сделаем определенный вывод. И посмотрим, что же думают ваши дети об этом,
Мои права Дружная семья Папа Мама Я Семья «семь»+ «Я» Мама Папа Бабушка Я Брат Сестра Семья Дедушка.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой Тебе нравится в школе? не очень нравится не нравится Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда.
Адаптация- привыкание, вписывание человека в какую – то среду. Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются: 1. Формирование.
Выполнил ученик 5 класса Мельцов Максим, Руководитель Макарова Н.В., учитель английского языка и МХК. ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНЫХ НЕУДАЧ Исследовательская Работа.
Сводные результаты опроса родителей учащихся «Удовлетво ренность работой школы»
Основы адаптации ребенка к детскому саду Материал для родителей.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учрежден е детский сад 1 города Курлово Владимирская область Гусь-Хрустальный район Материал подготовлен.
Подготовила: Горбань Е.Ю., социальный педагог МБОУ «Ливенская СОШ 1»
ПРОГРАММА индивидуального развития ребёнка «Мы вместе» Автор: Григорьева Наталия Олеговна, учитель начальных классов учитель начальных классов МОУ «Гимназия.
Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Педагог-психолог.
Урок 2 Семья. Вступительное слово: Речевые образцы:
Проблема насилия в жизни ребенка. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
Транксрипт:

ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ комментарии специалистов… Исследование функционирования опекунских семей В лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ (рук. - Н.П.Иванова) в течение ряда лет было обследова но более 800 семей опекунов в разных регионах России. Результаты обследования позволяют сделать выводы о возможностях опекунов создать надлежащие условия для воспитания детей, а также о самочувствии детей в этих семьях. Опекунами в подавляющем большинстве становятся бабушки ребенка (88%), в меньшем (12%) - дедушки. Посто ронних граждан среди опекунов не более 2%. Отсюда следует, что опека сложилась как форма устройства ребен- ка в семью родственников, которые не хотят оставить его в беде, отдать в интернат. Чаще всего опекун является пенсионером (20% старше 70 лет, 40% от 50 до 60 лет.) А это означает, что в массе своей опекунские семьи нуж- даются в постоянной индивидуальной поддержке и помощи, даже если они об этом не просят. Это должна быть и материальная поддержка, особенно семей, где дети не получают пособие, так как только около 30% опекунов сказало, что не нуждается в помощи. Почти 40% обследованных семей живут в крайней бедности. У детей нет условий для игр, занятий, нет даже нормального питания. Отмечается очень бедная обстановка в квартирах, минимум одежды. Иногда даже дети спят вместе с бабушками, так как нет средств для покупки еще одной крова ти. Подобное положение затрудняет социальную адаптацию, порождает тревожность и пессимизм у опекунов, неуве ренность в себе у детей, которые стесняются своей бедности, испытывают насмешки со стороны сверстников. Почти все подростки вынуждены идти в ПТУ. Так как нет возможности и поддержки для получения более качест венного образования. Глубоко пожилые люди принимают под свою ответственность подростков от 8 до 17 лет (69%), детей от 4 до 7 лет (32,4%), и совсем маленьких - до 3-х лет - (20%). Большое количество подростков в младшем подростковом и подростковом возрасте, определенных на опеку, подтверждают, что это признак социального сиротства, причем с достаточно поздним выявлением, когда уже школа поднимает тревогу и тайное становится явным. Понятно, что физическое и моральное состояние таких детей ниже всякого уровня. Они имеют задержки психического, эмоционального, речевого развития. Причем, эти задержки и отклонения в развитии не одинаковы. Иногда социа льная компетентность намного превосходит интеллектуальную и эмоциональную. Необходимо отметить еще один тревожный факт - возраст бабушек опекунов год от года молодеет. В последние годы опекунов от 40 до 60 лет стало 50%. Это означает, что они сами рано теряют своих взрослых детей (в основ ном, дочерей, которые или становятся алкоголичками, находятся в неизвестности и т.д.) Причем деградация отца не превращается в трагическое событие для ребенка до тех пор, пока жива или не пьет мать. А когда исчезает ма- теринская забота, ребенок становится сиротой. В этом случае ребенок, имея закрепленное жилье, по сути пользо- ваться им вместе с опекуном не может, так как к этому не предрасполагает создавшаяся там обстановка.(пьянст- во, асоциальный образ жизни, разбитые. разрушенные квартиры) К сожалению, в таких условиях дети живут до- вольно долгое время. В 20% причиной установления опеки является смерть одинокой матери. При этом есть отец, не лишенный роди- тельских прав, который создал другую семью, очень благополучен, но не желает заботиться о ребенке от первого брака.

Опека устанавливается в три раза чаще (71%) над одним ребенком. Видимо, если детей больше, то бабушки не соглашаются на опеку. И дети определяются в учреждение. Обращает на себя внимание значительное число опекунов, которым необходима поддержка, совет, консультация реальная помощь со стороны педагогов, воспитателей, специалистов органов опеки. То есть опекунским семьям по многим причинам требуется грамотное сопровождение, которого пока в отношении этих семей не организова- но. Важнейшим показателем адаптации детей является принятие ими своего прошлого, позитивное отношение к кровным родителям, прежней семье. И несомненно, что в опекунской семье своих родственников дети знают все о своих родителях. К сожалению, часто бабушки и дедушки, не выбирая выражений, прямо определяют поведе- ние их дочерей.(80%). Остальные 20% детей, особенно маленькие, не знают всей правды и считают, что «мама в командировке», «уехала зарабатывать деньги», тогда как в действительности она находится в местах лишения свободы или просто бросила ребенка. Опекуны не стараются поддерживать реальные отношения детей с их роди телями. Многие дети сами не хотят с ними встречаться, относятся к этим попыткам негативно. Особую группу составляют семьи (8%), в которых опекуны с ребенком продолжают жить вместе с родителями. В таких семьях возникают значительные проблемы: пьющие родители живут на пенсии опекунов или детские пособия. В таких семьях социальная адаптация детей затруднена напряженной обстановкой, когда дети боятся своих родителей, испытывают жестокое обращение. Иногда травмирующим фактором является проживание с психическими боль- ными родителями. Одним из показателей социальной адаптации детей является успешность в получении образо- вания. Опрос показал, что дошкольники посещают детский сад, а школьники в 82% устроены в школы и школы- интернаты. Домой они приходят только на субботу и воскресенье. Т.е., по сути, это и есть скрытое социальное сиротство. Более старшие дети учились в ПТУ, лишь 1 человек поступил в ВУЗ. Среди учащихся начальной шко- лы 7%-отличники, но средств для дополнительного образования нет. Более 50% детей учатся без желания, неко - торые заявляют, что ненавидят школу. Почти всем плохо дается математика и английский. Получить помощь до- ма от своих опекунов они не могут. 40% детей посещают бесплатные кружки. Делают это с удовольствием и же- ланием. 60% не ходит на кружки, да и ходить не хочет. Важно понять, насколько детям нравится жить в семье опекуна. Их ответы показывают, что 86% нравится жить в семье, остальные недовольны такой жизнью по разным причинам. Более прохладно к престарелым опекунам от - носятся подростки, которые ищут уже себе значимых людей в своем окружении вне семьи. Эмоциональное состояние детей определяется характером общения со старшими, теми поощрениями и наказани- ями, которые применяются в отношении подопечных. Поощряют (67%) за помощь по дому и успехи в учебе, хва лят редко, мало. Поощрение выражается в покупке сладостей, подарка. Наказывают (55%): ругают, не пускают гулять, не разрешают смотреть телевизор и т.п. В 6% семей применяются физические наказания: наказывают рем нем, бьют. Радостным событием является день рождения, который отмечают в 87% семей. Форма празднования традицион- ная: застолье с родственниками, но дети довольны - им приносят подарки. Опекуны при опросе старались нарисо вать более благополучную картину в отношениях с ребенком, чем это есть на самом деле. Существующие пробле мы в отношениях опекуны не считают слишком серьезными. Однако было выявлено, что в 11% семей проблемы отношения между опекунами и детьми напряженные, отсутствует нормальный эмоциональный контакт, часты ссоры. В 12% семей отношения откровенно плохие, имеют место скандалы и даже драки.

Все эти обстоятельства не могут не влиять на формирование представлений детей о своем будущем. Будущее все подростки и их опекуны связывают только с учебой или работой. Большинство детей понимают, что для них наи более реально – поступить после 9 класса в училище, чтобы потом получить хорошую работу, которая позволит поступить в ВУЗ. Хотя точно сказать, кем он хочет быть и куда будет поступать, подростки не могут. Мнение опекунов и воспитанников расходятся в 30% случаев. Еще 30% опекунов вообще не вмешиваются в планы воспи танников, даже не знают о них. В 5% опекуны негативно относятся к будущему подростка, считая, « ему бы толь ко гулять, да иметь денег побольше ». Сами дети тоже обеспокоены нестабильностью своей жизни ( « останусь на второй год, дед отдаст в интернат » ). Собственные планы в личной жизни связаны с будущей семьей и отдельным от опекунов проживанием. Некоторые дети мечтают о том, что возьмут к себе отца, мать. Проведенное исследование показало, что в опекунских семьях существуют специфические проблемы, которые затрудняют социальную адаптацию детей. Среди них – преклонный возраст опекунов, плохое психо-физическое состояние, материальные затруднения, не позволяющие детям получить качественное образование, развить спо - собности и интересы. Не справляясь с воспитанием, бабушки выбирают потворствующую гиперпротекцию и гиперопеку. Дети рано взрослеют и берут на себя ответственность за своих престарелых опекунов. Эти пробле - мы сглаживаются, если в семье опекунов есть более молодые родственники: тети, дяди, старшие сестры и братья Особую группу детей составляют дети, недавно помещенные под опеку и пережившие смерть родителей. Опекуны не знают, как помочь ребенку, часто неправильными действиями усугубляют его состояние. Большой интерес представляет группа неродственных опекунских семей. Если родственники чаще всего берут от безысходности, от того, что неудобно перед людьми, из жалости, то посторонние люди хотят помочь ребенку, сделать доброе дело, устранить несправедливость. Такой тип мотивации предполагает принятие и более старших детей и не совсем здоровых. Такие мотивы помогают справиться с трудностями и проблемами, возникающими с ребенком. К сожалению, в нашем обществе неродственная опека никак не пропагандируется. Отношение к опекунам – родственникам скорее осуждающее: не смогли воспитать хорошо своих детей – воспи- тывайте внуков. Возможно, такая позиция определяет и тот факт, что эти семьи не имеют поддержки и помощи в процессе своего существования. Хотя как показывает обследование, в психологической коррекции и реабилита - ции остро нуждаются дети. Опекуны должны чувствовать, что их действия постоянно контролируются, что они всегда могут получить помощь и поддержку от специалистов. » * * Информация взята с сайта: