РОСОБОРОНЗАКАЗ Независимый Регистратор ПрокуратураСуды zakupki.gov.ru Торги по имуществу ФАС Контроль Нефть и нефтепродукты МВД torgi.gov.ru Система контроля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Advertisements

1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
ПЕРГУШЕВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ООО «ГОСКОНСАЛТИНГ» директор ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26 ИЮЛЯ 2006 Г. 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» Статья Порядок рассмотрения.
Проверки соблюдения требований Федерального закона 94-ФЗ.
«Анализ типовых нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» Семинар-совещание
СПК ПС ОМС 1 Порядок проведения аукциона в электронной форме Тема 3.5.
22 проверки, из которых 20 – плановых и 2 – внеплановые; проверено 1673 процедуры размещения заказов; выявлено 671 процедура, которая проведена с нарушением.
1 Федеральный закон 94-ФЗ от «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных.
Основные аспекты. Конкурс ОткрытыйЗакрытый Проводится в случае, когда сведения составляют государственную тайну.
О реализации Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
СПК ПС ОМС 1 Тема 3.3 Порядок проведения конкурса.
Итоги работы отдела по контролю в сфере размещения заказа для муниципальных нужд за 2007 год.
3-й Форум юристов стран СНГ Правовые рамки проведения государственных закупок в России : Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ с изм. от
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области Об опыте правоприменительной.
Транксрипт:

РОСОБОРОНЗАКАЗ Независимый Регистратор ПрокуратураСуды zakupki.gov.ru Торги по имуществу ФАС Контроль Нефть и нефтепродукты МВД torgi.gov.ru Система контроля 1

ЖалобыПроверкиКоАП Реестры недобросовестных Суды Согласование единственного поставщика и закрытых торгов РазъясненияДругие документы Отчетность (опросы) Схема контроля 2

Основные нарушения, допускаемые государственными (муниципальными) заказчиками

Искусственное формирование потребности («вбивка» строки в бюджет); Завышение потребности, не учет имеющихся запасов; Нарушение условий для сохранности запасов или преждевременное их списание; Порча, неправильная эксплуатация оборудования для оправдания закупки нового; Необоснованный выбор технической альтернативы; Сужение требований к закупке до предложения конкретного поставщика; Неопубликование планов-графиков размещения заказов. 4 4

Условия проекта контракта, приемлемые лишь конкретным поставщикам (сроки поставки, платежа, порядок приемки и т. п.); Высокие штрафные санкции (например, 40% за день просрочки); Управляемые условия контракта («возможна выплата аванса», «оплата по мере поступления средств» и т. д.); Завышение Н(М)ЦК при ограничении круга УРЗ. 5 5

Невыполнимые сроки поставки; Несправедливые сроки оплаты; Завышенные сроки предоставления гарантии. 6 6

Установление Заказчиком в документации об аукционе технических характеристик, а так же весовых, размерных и других параметров оборудования, совокупность которых указывает на оборудование конкретного производителя, не дает возможности участия в аукционе участникам размещения заказа, представляющих оборудование остальных основных производителей и влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа. 7

Уход госзаказчика от конкурентной закупки в пользу единственного поставщика путем формирования технического задания под определенный товар конкретного производителя. В этом случае товар закупается по ценам выше рыночных. Количество таких контрактов с 2006 года утроилось. Так, по данным Минэкономразвития, только в I квартале 2010 года контрактов с единственными поставщиками было заключено на 556 млрд рублей, или 61% от средств, размещенных всеми способами. 8

Кроме того Включение заказчиком в единый лот функционально и технологически несвязанных товаров 9

Доступ УРЗ к содержанию чужих заявок (пример – запрос котировок); Ограничение допуска УРЗ (отказ в приеме заявок); Адресная «работа» с УРЗ (обзвон и т. п.). 10

Отсутствие в проектах контрактов механизмов защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков (невключение обеспечения исполнения контракта; штрафные санкции; оплата по факту) 11

Принятие решений, нарушающих законодательство о размещении заказов 12

Заключение контракта без предусмотренного обеспечения; Ошибка заказчика – аванс и платежи по контракту превышают обеспечение; Фиктивные документы о предоставлении обеспечения; «бумажный» гарант. 13

Искусственно затягивание срока заключения контракта (непринятие проекта контракта от УРЗ); Внесение изменений в проект контракта; Отсутствие в контракте надлежащего порядка контроля исполнения, экспертизы, приемки. 14

Изменение условий контракта; Приемка товара/услуги худшего качества по отношению к закупаемому; Оплата продукции («по мере поступления средств»); Приемка и оплата не поставленной продукции. 15

Сговор участников торгов, когда фиктивный победитель расплачивается с фиктивно проигравшим по заранее согласованной схеме; «Подавления заявок» («рейдерство»)- участники сговора подают протесты, чтобы отменить получение контракта теми, кто не участвует в сговоре. Новый победитель заплатит другим участникам сговора или передаст субподряды; "Молчаливые партнеры" участвуют в дележе прибылей с официальным победителем и работе по контракту, но не видны в заявке; Неофициальные соглашения о разделе рынков, предполагающие их распределение по территориальному и ассортиментному принципу, а также распределение покупателей и поставщиков; Соглашения об установлении цен, которые блокируют рыночный механизм ценообразования и могут распространяться на готовую и промежуточную продукцию и сырье. 16

17

Нормативно-правовая база Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; Федеральный закон от ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - Статья 17 «Контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов» - Статья 17.1 «Обязанность предоставления информации в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов» - Статья 19 «Реестр недобросовестных поставщиков» - Глава 8 «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов»; Бюджетный Кодекс РФ (ст. 72, 73 БК); Гражданский Кодекс РФ; 18

Нормативно-правовая база Федеральный закон от 26 июля 2006 года ФЗ «О защите конкуренции»; Кодекс об административных правонарушениях РФ; Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р; Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г р; Приказ Минэкономразвития России 124 от , устанавливающий порядок согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного и муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Приказ ФАС России 103 от «Об утверждении порядка организации планирования и оформления результатов проверок соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд»; Др. нормативные акты. 19

Органы, уполномоченные на осуществление контроля Органы уполномоченные на осуществление контроля Федеральные ФАС РоссииРособоронзаказ РегиональныеМестные 20

Осуществление контроля за размещением заказа Федеральными органами исполнительной власти ФАС РоссииФедеральная служба по оборонному заказу Все размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, за исключением подведомственных Рособоронзаказу - закупки, которые проводятся в рамках государственного оборонного заказа: - в случае, если сведения о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг содержат государственную тайну 21

Органы региональные и местные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления муниципального района, городского округа 1. при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации 2. при размещении заказа для муниципальных нужд при размещении заказа для муниципальных нужд 22

ФАС России ФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд постановление Правительства Российской Федерации от

Полномочия ФАС России 1. рассматривает жалобы участников размещения заказов; 2. проводит плановые и внеплановые проверки при размещении заказов; 3. выдает обязательные для исполнения предписания; 4. согласовывает возможность заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком; 5. организует ведение реестра недобросовестных поставщиков; 24

Полномочия ФАС России 6. рассматривает дела об административных правонарушениях в сфере размещения заказов; 7. обращается в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным; 8. вправе приостанавливать размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу; 9. направляет материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы согласно своим полномочиям и в соответствии с законодательством Российской Федерации; 10.осуществляет обобщение судебной практики по делам, связанным с нарушением законодательства о размещении заказа и подготавливает соответствующие рекомендации; 25

Полномочия ФАС России 11. рассматривает в установленном порядке обращения органов власти, юридических и физических лиц по вопросам в пределах своей компетенции; 12. подготавливает разъяснения по вопросам применения законодательства об административных правонарушениях, по вопросам в пределах своей компетенции; 13. осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, правовыми актами ФАС России. 26

Формы контроля Рассмотрение жалоб участников размещения заказов Плановые и внеплановые проверки при размещении заказов Согласование возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком Ведение реестра недобросовестных поставщиков 27

Разделение компетенции ФАС РоссииТерриториальные органы при размещении заказа для федеральных нужд федерального органа исполнительной власти для нужд субъекта Российской Федерации; для муниципальных нужд при начальной цене контракта свыше 1 млрд. руб. при размещении заказа судами, (арбитражными судами), системой Судебного департамента, расположенных в центрах федеральных округов осуществление проверки действий оператора электронной площадки жалобы на действия (бездействие) Заказчика, расположенного на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа и совершенные при размещении заказа : для федеральных нужд – территориальным органом федерального органа исполнительной власти или уполномоченным на размещение заказа федеральным органом исполнительной власти получателем бюджетных средств для нужд субъекта Российской Федерации; для муниципальных нужд 28

Полномочия ФАС России при рассмотрении жалоб Приостановить размещение заказа до принятия решения по существу жалобы Провести внеплановую проверку действий заказчика, то есть полностью проверить все действия заказчика при размещении заказа Затребовать документы о заказе Выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов 29

ФАС не вправе Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» и «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг» 30

Порядок рассмотрения жалобы Предварительное рассмотрение Рассмотрение по существу Оформление решения и направление сторонам 31

Требования к субъекту любое лицо только участник размещения заказа любые действия (бездействия) заказчика не позднее 10 дней со дня размещения итогового протокола если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения котировочных заявок 32

СРОКИ Направление уведомлений Рассмотрение жалобы Направление решения Не более 2 раб. дней не более 5 раб. дней с момента поступления жалобы Не более 3 раб. дня с даты принятия решения 33

Требования к содержанию жалобы наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются; наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса; указание на размещаемый заказ; указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы. документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы доверенность или иной, подтверждающий полномочия заявителя на подписание жалобы, документ. 34

Возврат жалобы заявителю жалоба не содержит обязательных сведений; жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами; жалоба подана по истечении установленного Законом срока; жалоба на те же действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии принята судом к рассмотрению или по ней принято решение суда; жалоба подана не по подведомственности 35

Порядок возвращения жалобы Принятие решения о возвращении жалобы Письменное уведомление заявителя о принятом решении Заявитель вправе обжаловать решение в суд Не позднее 2 дней со дня поступления жалобы 36

Размещение на сайте в сети Интернет информация о поступлении жалобы и ее содержании информация о жалобе размещается на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов, на котором размещено извещение о проведении торгов, запроса котировок сведения о вынесенных решении, предписании на официальном сайте В течении 2-х раб. дней с даты поступления жалобы 37

Рассмотрение жалобы по существу 1. открытие заседания комиссии; 2. проверка полномочий представителей сторон; 3. выступление сторон и заинтересованных участников размещения заказа; 4. изучение членами комиссии обстоятельств дела и представленных материалов; 5. проведение внеплановой проверки; 6. совещание членов комиссии и принятие решения; 7. оглашение резолютивной части решения; 8. разъяснение порядка обжалования решения. 38

Права заявителя при рассмотрении жалобы Присутствовать на заседании комиссии, давать устные и письменные пояснения Право на своевременное уведомление о месте и времени проведения Комиссии Право на своевременное получения итоговых документов по результатам рассмотрения жалобы Обжаловать решение комиссии в суд 39

Отзыв жалобы Участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, вправе отозвать ее до принятия решения по существу жалобы. 40

Права и обязанности заказчика Представить возражение по доводам жалобы Присутствовать на заседании комиссии, давать устные и письменные пояснения Право на своевременное уведомление о месте и времени проведения Комиссии Право на своевременное получения итоговых документов по результатам рассмотрения жалобы Обжаловать решение комиссии в суд 41

Решения ФАС России Резолютивная часть жалобы должна содержать: Жалоба обоснованна/необоснованна/частично обоснованна выводы Комиссии о наличии в действиях Заказчика нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы законодательства о размещении заказов, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения жалобы и проведения проверки; выводы Комиссии о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, административного производства; сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов; другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы и т.д. 42

Предписания ФАС России отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур размещения заказов; внесение изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок. При этом срок подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок должен быть продлен так, чтобы с момента опубликования и размещения таких изменений он составлял не менее двадцати дней для конкурса, пятнадцати дней для аукциона и четырех рабочих дней для запроса котировок; проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов; иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства о размещении заказов. 43

Виды проверок 1 ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА осуществляется согласно плану контрольных мероприятий ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА осуществляется на основании решения руководителя ФАС России, руководителя ТУ ФАС России Виды проверок плановаявнеплановая 44

Виды проверок 2 ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА – проверка, которая осуществляется с выездом на место нахождения проверяемой организации; КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА – проверка, которая осуществляется по месту нахождения контрольного органа на основе поступивших документов и сведений; Виды проверок Выездная проверка Камеральная проверка 45

ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ Внеплановые проверки проводятся в случае: обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии; поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов; в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 статьи 17 Закона. При этом рассмотрение жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 Закона. 46

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ на основании ежегодно утверждаемого плана контрольных мероприятий плановая проверка осуществляется в форме выездной сплошной проверки 47

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ В отношении одного заказчика, одного уполномоченного органа, одной действующей на постоянной основе конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, уполномоченного на ведение официального сайта федерального органа исполнительной власти, одной организации, оказывающей услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта, уполномоченных на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, одного оператора электронной площадки плановые проверки осуществляются не более чем один раз в шесть месяцев. 48

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ В отношении одной специализированной организации, одной конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, за исключением указанных в части 7 статьи 17 Закона комиссий, плановые проверки осуществляются не более чем один раз за период со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе либо размещения информации о проведении запроса котировок на официальном сайте до дня заключения государственного или муниципального контракта, признания торгов несостоявшимися либо отклонения всех котировочных заявок. 49

Судебная практика в сфере размещения госзаказа В случае если предметом размещенного заказа является комплекс услуг, одна из которых входит в аукционный перечень, то заказчик обязан разместить данный заказ в форме аукциона в электронной форме. Заказчик не вправе устанавливать требование о представлении в составе заявки на участие в торгах расчета цены контракта с указанием затрат по всем статьям. Установление заказчиком в проекте контракта порядка его расторжения путем одностороннего отказа от исполнения контракта является нарушением закона. Наличие в документации, проекте контракта положения о праве заказчика на выплату аванса в размере до 30 % от стоимости контракта является нарушением Закона Заказчик не вправе устанавливать обязанность ознакомления участника по дополнительному запросу с документами, содержащими характеристики и объемы выполнения работ, в здании заказчика. 50

Судебная практика в сфере размещения госзаказа Проектная документация должна быть размещена в открытом доступе в сети «Интернет» в полном объеме. Платежное поручение вне зависимости от наличия отметки банка о списании денежных средств со счета является документом, подтверждающим перечисление денежных средств. Аукционная комиссия при рассмотрении заявок должна руководствоваться в первую очередь нормами Закона а не противоречащей Закону документацией. Нотариально заверенная копия с нотариально заверенной копии Выписки из ЕГРЮЛ является документом, засвидетельствованным в соответствии с законом. Документация не может содержать указание наименования места происхождения товара или наименования производителя, так как такие требования влекут за собой ограничение количества участников. Не может являться правомерным включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в случае отсутствия доказательств направления заказчиком проекта контракта. 51

Судебная практика в сфере размещения госзаказа Заказчик не имеет права требовать от участника размещения заказа представить в составе заявки на участие в торгах подтверждение факта отсутствия задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя является надлежащим документом, подтверждающим полномочия по подписанию заявки индивидуальным предпринимателем. Выписка из ЕГРЮЛ не является надлежащим документом, подтверждающим полномочия директора по подписанию заявки. Заказчик не имеет права отказывать участнику размещения заказа в допуске на основании отсутствия в составе заявки решения об одобрении или о совершении крупной сделки, так как если данный документ не представлен, необходимо полагать, что сделка для участника размещения заказа не является крупной. Не является основанием для отказа в допуске к участию в торгах отсутствие денежных средств для обеспечения заявки на участие в торгах на счете заказчика. Контролирующий орган вправе проводить внеплановую проверку при поступлении любой информации вне зависимости от источников поступления. 52

Судебная практика в сфере размещения госзаказа Неправомерным считается отказ в допуске на основании отсутствия сведений о перечне и технических характеристиках предлагаемого оборудования, но при наличии согласия на поставку товаров и выполнение работ в соответствии с технической частью документации об аукционе. Неправомерно включать в один лот обычные лекарственные средства и сильнодействующие, ядовитые средства. Заказчик обязан указать в документации об аукционе конкретную группу работ, опыт по которым должен подтвердить участник размещения заказа. Заказчики правомерно отказывают в допуске участникам электронных аукционов в связи с отсутствием в заявках конкретного предложения о товаре, а именно в заявке есть указание и на товарный знак и слова эквивалент. Контролирующий орган вправе выдавать предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе об отмене протоколов, внесении изменений в документацию и об аннулировании торгов (отдельного лота). 53