Лекция 9 по дисциплине «Основы мехатроники и робототехники» тема: «Основные показатели промышленных роботов» Мамонова Татьяна Егоровна

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 11 по дисциплине «Основы мехатроники и робототехники» тема: «Системы координатных перемещений» Мамонова Татьяна Егоровна
Advertisements

1 Лекция 16 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ РОБОТОВ И МАНИПУЛЯТОРОВ МАШИНА-АВТОМАТ, РОБОТ, АВТООПЕРАТОР И МАНИПУЛЯТОР, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
Механика Классификация механизмов Классификация кинематических пар.
МЕХАНИКА РОБОТОВ Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов. И. Ньютон.
Презентация По дисциплине «Мехатроника и робототехника» тема : «Мехатронные модули движения»
Гибкие производственные системы сборки (ГПСС).. Гибкость ГПСС обусловлена следующими факторами: 1) Число различных по конструкции (узлов), собираемых.
Лекция 3 Кинематический анализ рычажных механизмов Задачей кинематического анализа рычажных механизмов является определение кинематических параметров и.
Тема 4 Методы стандартизации. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме 4 1 Понятие совместимости и взаимозаменяемости 2 Упорядочение объектов стандартизации.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ РОБОТЫ Знакомьтесь- РОБОТ! Вместо человека. Что такое промышленный робот ?
Лекция 5 по дисциплине «Основы мехатроники и робототехники» тема: «Особенности проектирования мехатронных систем» Мамонова Татьяна Егоровна
Лекция 12 Емкостные преобразователи Емкостный преобразователь представляет собой конденсатор, электрические параметры которого изменяются под действием.
Методы стандартизации Факультет: физико-технический Специальность: Стандартизация и сертификация- 122 Выполнила:Жанаева Айзада (1 курс) Проверила: Чигамбаева.
1: Единица измерения какой физической величины, совпадает с единицей измерения энергии? А) Мощности. B) Силы C) Веса D) Работы E) Импульса. 2: Какие из.
ТМ, ДП и ОК Лектор: Резников Станислав Сергеевич.
Технологические процессы и структура машин Энгельсский технологический институт (филиал) ФБГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»
Комплекс автоматизированного расчета и проектирования передаточных механизмов произвольной структуры APM Driving Mechanisms.
Западный комплекс непрерывного образования Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы ПРОГРАММЫ.
Электрическая передача тепловозов Электрическая передача тепловозов превращает механическую энергию, получаемую от дизеля, в электрическую энергию при.
Винтовой насос и принцип его работы Подготовил Ученик 11а класса Володин В. А.
1 Основы надежности ЛА Модели формирования параметрических отказов изделий АТ.
Транксрипт:

Лекция 9 по дисциплине «Основы мехатроники и робототехники» тема: «Основные показатели промышленных роботов» Мамонова Татьяна Егоровна гр. 14Б10

Основные технические показатели ПР определяются ГОСТ «Система показателей качества продукции. Роботы промышленные. Номенклатура основных показателей». 1

К числу основных показателей относятся следующие показатели: Номинальная грузоподъёмность, или грузоподъёмность ПР; Число степеней подвижности; Погрешность позиционирования; Погрешность отработки траектории; Рабочее пространство ПР; Рабочая зона ПР; Зона обслуживания ПР. 2

Кроме перечисленных показателей для характеристики ПР могут использоваться и другие характеристики, определяемые: 1) классификационными признаками, 2) показателями систем управления, 3) показателями надёжности, 4) показателями энергопитания и энергопотребления. 3

Грузоподъёмность Грузоподъёмность ПР определяется как суммарная грузоподъёмность его рук. Грузоподъёмность руки ПР – это наибольшая масса объектов манипулирования, включая массу захватного устройства, которые могут перемещаться рукой в соответствии с основными показателями ПР. При исполнении ПР с несколькими руками наряду с суммарной грузоподъёмностью ПР указывается и грузоподъёмность каждой руки. В настоящее время грузоподъёмность ПР устанавливается в соответствии с параметрическим рядом по ГОСТ : (1,0; 1,6; 2,5; 4,0; 6,3)х 100, 101, 102, 103, 104, 105 ). 4

Число степеней подвижности Число степеней подвижности ПР – число возможных координатных движений объекта манипулирования относительно опорной системы координат ПР, без учёта движения зажима ОМ захватным устройством. Каждая степень подвижности характеризуется показателями степени подвижности: 1) время перемещения, 2) максимальная или средняя скорость перемещения, 3) максимальное ускорение, 4) число точек позиционирования и т.д. 5

По числу степеней подвижности ПР распределяются, примерно, следующим образом: n R %9,717,333,1308,41,5 6

Рабочее пространство Рабочее пространство манипулятора – часть пространства, ограниченная поверхностями – огибающими к множеству возможных положений его звеньев. Иначе: Рабочее пространство ПР – пространство, в котором может находиться исполнительный орган ПР. Рабочая зона ПР – пространство, в котором может находиться рабочий орган при функционировании ПР. Зона обслуживания манипулятора – часть пространства, соответствующая множеству возможных положений центра схвата манипулятора. Определяется структурой и системой координат руки манипулятора, а также конструктивными ограничениями, наложенными на относительные перемещения звеньев в КП. 7

Погрешность позиционирования Погрешность позиционирования – отклонение заданной позиции исполнительного механизма от фактической позиции при многократном позиционировании. Погрешность позиционирования может оцениваться в линейных или угловых единицах. Применительно к ПР важным показателем является погрешностью позиционирования рабочего органа ПР – суммарная погрешность позиционирования всех исполнительных механизмов, приведённая к фактическому положению объекта манипулирования, отличающемуся от заданного положения по программе. Погрешность отработки траектории рабочего органа ПР – это отклонение фактической траектории перемещения рабочего органа от траектории, заданной по программе. 8

Основные направления построения ПР При создании ПР также, как и при разработке других машин выделяются 2 основных направления наиболее рационального их построения с точки зрения сокращения стоимости ПР и повышения их надёжности: 1. Создание универсальных машин, обладающих широкими возможностями; 2. Создание специализированных машин с меньшими возможностями, но более простых по конструкции. 9

В 1-ом направлении предполагается разработка ряда ПР, обладающих широкими возможностями. Выпуск каждой из моделей может достигать значительных размеров, что способствует снижению их себестоимости. Недостаток: относительно высокая стоимость ПР вследствие его сложности. При этом, возможности ПР во многих случаях недоиспользуются. Второе направление: приводит к увеличению номенклатуры ПР, что отрицательно сказывается на их серийности и стоимости; упрощение конструкции ПР приводит к снижению стоимости ПР. 10

Одним из путей, позволяющих разрешать противоречия этих направлений, является построение ПР на основе агрегатно–модульного метода. Агрегатно-модульный метод построения ПР – это создание конструкций ПР на базе ограниченной группы унифицированных типовых деталей, узлов, сборочных единиц, модулей и агрегатов. При этом конструктивный модуль включает в себя механизмы и приводы, а также энергетические и информационные коммуникации, обеспечивающие одну или несколько степеней подвижности ПР. Модули соединяют между собой с помощью унифицированных стыковочных поверхностей и унифицированных разъёмов энергопитания. 11

Преимущества агрегатно- модульного метода Возможность получения специализированных ПР, наиболее полно отвечающих требованиям решения конкретной технологической задачи и не обладающих избыточностью функций и, потому, более дешёвых по сравнению с универсальными ПР; Сокращение времени и трудоёмкости проектирования специализированных ПР; Увеличение надёжности ПР за счёт отработанности входящих в него узлов и наибольшего соответствия данной конструкции решаемой задаче; 12

Улучшение условий эксплуатации и повышение ремонтопригодности парка ПР за счёт уменьшения числа вариантов конструкций узлов и деталей; Уменьшение стоимости за счёт снижения номенклатуры деталей в производстве и увеличения серийности их выпуска; Сокращение сроков подготовки обслуживающего персонала. 13

Недостатки агрегатно-модульного метода Ограниченность номенклатуры узлов и модулей, приводящая иногда к неоправданному снижению функциональных возможностей ПР; При реализации сложных траекторий манипулирования, вследствие ограниченного числа движений каждого модуля, увеличивается число сочленений конструкции, увеличение веса, габаритов, снижение жёсткости конструкции и, как следствие, ухудшение динамических и точностных характеристик; В некоторых случаях приходится принимать решения, менее целесообразные с конструкторской точки зрения, но более отвечающие выбранным принципам агрегатного построения. 14

Модульный принцип построения Одной из разновидностей агрегатно-модульного принципа является модульный принцип построения ПР. Модульный принцип – это создание ПР на базе функциональных модулей, имеющих все необходимые элементы, включая приводы, датчики обратной связи, необходимые для обеспечения модулем своего функционального назначения. В случае компьютерного управления модулем он становится мехатронным модулем. При построении ПР модули соединяются между собой с помощью переходных или соединительных элементов, производится подсоединение силовых и управляющих коммуникаций. 15

Недостатки модульного принципа : Увеличение номенклатуры модулей, так как одинаковые узлы с различными приводами и датчиками ОС являются различными модулями; Сложность и иногда функциональная избыточность модулей; Сложность использования одних и тех же модулей при различных системах управления. В состав ПР входят системы трёх видов: исполнительная, информационная и управляющая, которые формируются из элементов разного уровня сложности и функциональной завершённости. При этом используются следующие основные понятия: 16

Компонент ПР – унифицированные изделия, относящиеся к продукции общемашиностроительного применения. (Двигатели, редукторы, пневматические клапаны, и т.д.). Унифицированный элемент ПР – это элемент, имеющий унифицированные присоединительные размеры и параметры внешнего сопряжения. (Колонны порталов, переходные элементы и т.д.). Унифицированный узел ПР – сборочная единица ПР, имеющая унифицированные присоединительные размеры и параметры внешнего сопряжения. (Порталы, каретки и т.д.) 17

Агрегат ПР – совокупность элементов и узлов ПР, образующая механизм, предназначенный для выполнения движений по одной степени подвижности, реализуемых с помощью присоединяемого к механизму привода и имеющий унифицированные места крепления, в том числе, и привода. Исполнительный модуль – устройство, реализующее движение ПР по одной координате при подключении к цепям энергопитания и управления и имеющее унифицированные присоединительные размеры и параметры внешнего сопряжения, в том числе, с цепями энергопитания и управления. 18

Модуль – привод – комплектное устройство, обеспечивающее преобразование команд на выполнение движений, поступающих от устройства управления, в необходимые усилия или крутящий момент, и имеющее унифицированные присоединительные размеры и параметры внешнего сопряжения, в том числе, с цепями энергопитания и управления. Блок ПР – часть конструкции ПР, имеющая унифицированные присоединительные размеры и предназначенная для выполнения определённых функций, включая перемещение не менее чем по одной степени подвижности и конструктивно объединяющая несколько модулей, узлов, элементов. (Рука ПР и т.д.). 19

Приводы промышленных роботов Привод ПР – это совокупность технических средств, предназначенных для приведения в движение всех звеньев кинематических цепей и захватного устройства манипулятора в соответствии с требованиями технологического процесса. В зависимости от вида энергии, используемой для движения исполнительного механизма робота, приводы называются пневматическими, электрическими, электрогидравлическими, или комбинированными с соответствующими типами объединяемых приводов. 20

Выбор типа привода является частью общей задачи разработки и проектирования ПР и зависит от многих факторов, в частности, таких как: Характер нагрузки на привод; Необходимые линейные и угловые перемещения, скорости, законы движения рабочего органа; Число точек и точность позиционирования; Условия эксплуатации ПР и, прежде всего, характеристики окружающей среды: пожароопасность, взрывоопасность, уровень загрязнения и т.д. 21

Приводы всех типов при использовании их в ПР имеют специфические особенности: Современные ПР имеют большое число степеней подвижности, каждая из которых обеспечивается своим исполнительным двигателем. Для выполнения общей конкретной технологической задачи необходимо групповое управление исполнительными приводами, т.е. привод с позиций управления должен рассматриваться как многомерная система. Широкое изменение диапазона нагрузок на привод с преобладанием инерционных нагрузок. 22

Требуется высокая точность исполнительного органа манипулятора при позиционировании и хорошее качество переходного процесса. Требуются большие ресурсы работы при значительных динамических нагрузках и без регламентной эксплуатации, т.е., высокая надёжность. Привод должен допускать длительную работу в заторможенном режиме. 23

Пневматический привод (ПП) Как показывает статистика, примерно 40% ПР имеют пневматический привод. ПР с ПП обычно имеют грузоподъёмность до 20 кг. Преимущества ПП Простота и надёжность конструкции. Высокая скорость выходного звена привода: при линейном перемещении до 1м/c, при вращении – до 60 об/сек. Использование сжатого воздуха в качестве рабочего тела, являющегося экологически чистым источником. Возможность использования заводской пневматической сети 0,5-0,6 МПа. 24

Высокая точность позиционирования по точкам, определяемым жёсткими механическими упорами. Возможность работать в агрессивной, пожароопасной и взрывоопасной средах. Недостатки ПП Невысокая точность позиционирования, если не используются механические упоры. Сравнительно низкая выходная мощность ПП. Большое количество нелинейных элементов, как в системе управления, так и в пневматическом двигателе. 25

Пневматические исполнительные механизмы – это устройства, преобразующие энергию сжатого газа, чаще всего, воздуха в энергию перемещения выходного механического звена привода. В пневмоприводах ПР, в основном, используют поршневые исполнительные механизмы, называемые пневмоцилиндрами, так как они конструктивно просты, надёжны и обеспечивают значительное рабочее усилие. Исполнительные механизмы выполняются как пневмоцилиндры одностороннего и двухстороннего действия, неполноповоротные пневмодвигатели различных типов, реверсивные пневмомоторы, а так же мембранные камеры. 26

Схемы поршневых исполнительных двигателей 27

Спасибо за внимание