Синдром эмоционального выгорания. определения это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синдром хронической усталости Технология самооздоровления. Разработка Гришуниной Елены grishunina.ru Запись на консультацию по телефону
Advertisements

Адаптация Самоактуализация Творческое преобразование.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Негативное отношение к детям как следствие профессионального выгорания педагогов Педагог-психологТ.В.Куксина.
Эмоциональное выгорание педагогов Давайте учиться не « гореть » Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой И таким сильным испытанием, как.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Негативное отношение к детям как следствие профессионального выгорания педагогов Педагог-психологТ.В.Куксина.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
«Профилактика эмоционального выгорания». – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. Синдром.
Автор: педагог-психолог МОУ-СОШ 6 г.Маркса Дунина Ольга Вениаминовна.
Синдром эмоционального выгорания Педагог дополнительного Образования МОУ ДОД ЦДЮТиЭ Степанова Марина Леонидовна.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
День Учителя «Индивидуальные личностные возможности и ограничения в создании атмосферы безопасности, взаимопонимания и объединения» Программа Правительства.
Эмоциональное выгорание Доцент кафедры психотерапии и сексологии РМАПО кмн, психотерапевт высшей категории Захаров Роман Иванович.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Т.А. Корчагина, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ «СОШ 4» Тема выступления: «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога»
«… в России есть различные общества покровительства, в том числе даже животным, но нет ничего и никого, кто заботился бы об учителе» В.Розанов, педагог.
Педагог-психолог МБОУ «СОШ 1 » г.Черногорск а Рассказова Е.Ю.
Транксрипт:

Синдром эмоционального выгорания

определения это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия

это состояние физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам это состояние физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни".

ГРУППА РИСКА Люди, помогающих профессий: Люди, помогающих профессий: Врачи, медсестры, психологи, социальные работники, консультанты, священники Врачи, медсестры, психологи, социальные работники, консультанты, священники Педагоги Педагоги Менеджеры по персоналу Менеджеры по персоналу Работники силовых ведомств, системы ГУФСИН Работники силовых ведомств, системы ГУФСИН Чиновники Чиновники Любые профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса Любые профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса Представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами, например продавцы товаров широкого потребления Представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами, например продавцы товаров широкого потребления

Причины Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ. Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Четыре стадии СЭВ Первая – «медовый месяц». Человек очень доволен работой, заданиями, но со временем интерес к этому начинает угасать. Первая – «медовый месяц». Человек очень доволен работой, заданиями, но со временем интерес к этому начинает угасать. Вторая – «недостаток топлива». Возникают усталость, апатия, проблемы со сном, интерес к труду теряется еще больше, человек начинает чаще опаздывать на работу. Вторая – «недостаток топлива». Возникают усталость, апатия, проблемы со сном, интерес к труду теряется еще больше, человек начинает чаще опаздывать на работу. Третья стадия – переход процесса в хроническую форму. Человек постоянно не успевает выполнить свою работу, раздражен, ощущает себя загнанным в угол. Часто на этой стадии появляются вредные привычки, в худшую сторону меняется характер (возникает хамство, холодность и др.), отношения с людьми становятся шаблонными. Организм начинает испытывать так называемый синдром хронической усталости. Третья стадия – переход процесса в хроническую форму. Человек постоянно не успевает выполнить свою работу, раздражен, ощущает себя загнанным в угол. Часто на этой стадии появляются вредные привычки, в худшую сторону меняется характер (возникает хамство, холодность и др.), отношения с людьми становятся шаблонными. Организм начинает испытывать так называемый синдром хронической усталости. Четвертая стадия – кризисная. В этот период у человека появляются серьезные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язва, астма, дерматиты, в запущенных случаях – рак. Четвертая стадия – кризисная. В этот период у человека появляются серьезные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язва, астма, дерматиты, в запущенных случаях – рак.

Профессиональные стрессоры обязательность работы в строго установленном режиме дня обязательность работы в строго установленном режиме дня большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия у ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, у ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, наркоманы, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти. реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, наркоманы, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

основные организационные факторы высокая рабочая нагрузка; высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

личностные особенности высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура. ригидная личностная структура.

5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: 1. физические симптомы усталость, физическое утомление, усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы;

5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: 2. эмоциональные симптомы недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; неспособность сосредоточиться; депрессия, депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества; преобладает чувство одиночества;

5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: 3. поведенческие симптомы рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; безразличие к еде; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение; импульсивное эмоциональное поведение;

5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: 4. интеллектуальное состояние падение интереса к новым теориям и идеям в работе, падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы; формальное выполнение работы;

5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: 5. социальные симптомы изменение отношения к клиентам изменение отношения к клиентам скудные отношения на работе и дома; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму низкая социальная активность; низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; социальные контакты ограничиваются работой; Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс.

Вероятность возникновения СЭВ увеличивается в следующих условиях: Вероятность возникновения СЭВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с "немотивированными" клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; работа с "немотивированными" клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения.

Профилактические мероприятия выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением, самовыражение самовыражение групповое общение с такими же специалистами, как и вы, но с других мест работы, групповое общение с такими же специалистами, как и вы, но с других мест работы, тайм-ауты - если вы ощущаете информационную перегрузку, уединитесь на минут, тайм-ауты - если вы ощущаете информационную перегрузку, уединитесь на минут, чаще делится друг с другом свежими и интересными впечатлениями, чаще делится друг с другом свежими и интересными впечатлениями,

Профилактические мероприятия дополнительное образование - если на вашей работе есть возможность пойти на курсы переквалификации, не упускайте ее дополнительное образование - если на вашей работе есть возможность пойти на курсы переквалификации, не упускайте ее не уносите рабочие переживания домой не уносите рабочие переживания домой поддерживайте хорошую физическую форму поддерживайте хорошую физическую форму организуйте «день молчания», цветотерапию организуйте «день молчания», цветотерапию овладение умениями и навыками саморегуляции овладение умениями и навыками саморегуляции

стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; не пытаться быть лучшим всегда и во всем не пытаться быть лучшим всегда и во всем

КОМАНДНОСТЬ Цели и ценности Цели и ценности Стратегическое планирование Стратегическое планирование Мультипрофессиональность Мультипрофессиональность Профилактика СЭВ Профилактика СЭВ Сотрудничество и поддержка (вместо конкуренции и соперничества) Сотрудничество и поддержка (вместо конкуренции и соперничества) Информированность Информированность

КОМАНДНОСТЬ П овышение профессиональной мотивации П овышение профессиональной мотивации Границы,полномочия и ответственность Границы,полномочия и ответственность Возможность роста Возможность роста Доверие и открытость Доверие и открытость Корпоративная культура Корпоративная культура

Повышение квалификации персонала