Экологические факторы экономического развития Гаврилов В.В., Минэкономразвития России Международная промышленная конференция СОВРЕМЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральным законом от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 12) установлены следующие нормативы: технические нормативы выбросов (ТНВ),
Advertisements

Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Необходимость получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период.
Проблемы и перспективы природоохранного регулирования деятельности водоканалов Яшечкин Сергей Викторович Генеральный директор ОАО «Евразийский»
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
Юр. лица, осуществляющие выброс Департамент ПРиООС: Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу 3 рабочих дня В случае нарушения.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
Правовые основы охраны атмосферы.
Содержание и организация экологической экспертизы. Объективные потребности и реальность.
Транксрипт:

Экологические факторы экономического развития Гаврилов В.В., Минэкономразвития России Международная промышленная конференция СОВРЕМЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ Москва, 26 сентября 2007 года

Основные этапы развития экологического регулирования в странах ОЭСР 1 этап Рефлексия до 80-х годов 20-го века 2 этап Фактор развития 80-ые годы 20-ого века – наши дни 3 этап Глобальная ответственность 90-ые годы 20-ого века и формируется сейчас Цели экологического регулирования Сокращение воздействия до уровней, обеспечивающих безопасность среды обитания человека Стимулирование инноваций, повышение эффективности производства через ускорение обновления основных фондов, защита рынков от конкурентов, восстановление нарушенных локальных и региональных экосистем Предотвращение глобальных экологических угроз, прежде всего, изменений климата. Создание комфортной среды обитания человека

Осуществление экологического регулирования в странах ОЭСР как фактор стимулирования социально-экономического развития Составляющие ВВП Нормирование: поэтапное снижение уровня воздействия на ОС Эффекты Экологические инструменты Ускорение обновления основных фондов, увеличение эффективности использования энергетических и сырьевых ресурсов, рециклинг продукции Создание новых видов товаров и услуг, поддержка инноваций Новый ассортиментный состав, качество товаров и услуг, стимулирование спроса на отдельные группы товаров Нормирование: технологий производства и потребления, рециклинга продукции Нормирование: качества товаров, обращения с отходами Нормирование: качества среды обитания человека Производство товаров и услуг, торговля Потребление домашних хозяйств Результат: управление качеством развития бизнеса, формирование нового бизнес- сегмента, до 10 % ВВП

Экология как фактор стимулирования социально- экономического развития. Опыт стран ОЭСР на примере выбросов в атмосферу Система экологического нормирования и контроля в ЕС Правовая база – Директива 96/61/ЕЕС (IPPC), акты правительств стран ЕС. Принцип – разрешение на деятельность с учетом соблюдения экологических требований (нормативов выбросов); для действующих предприятий обязательство достижения нормативов в установленный срок Система администрирования – декларация заявителя и «одно окно» для получения разрешения Экологическая эффективность – Постоянное сокращение выбросов за счет применения наилучших технологий ВЫВОД: Экологическое законодательство ЕС нацелено на обеспечение сокращения общего объема воздействия на ОС !

Иллюстрация этапов развития экологического регулирования на примере Великобритании Вывод: экологическое регулирование не является барьером развития, а является регулятором качества экономического роста

Динамика показателей выбросов в атмосферный воздух в России – нет качественных изменений

Динамика удельных показателей выбросов свидетельствует о прогрессе – следует разобраться, за счет чего ?

В образовании отходов – очевидный регресс

В промышленности отсутствует инвестиционный задел для качественного изменения ситуации

Контрольно-надзорные органы Контроль Организации Согласование Заключения Экспертизы Природопользователь Утверждение Существующая в России процедура получения разрешений на выбросы и сбросы ( на основе оценки экспертов) Инвентаризация источников загрязнения (1 раз в 5 лет) Разработка нормативов ПДВ/ПДС (1 раз в 5 лет) Получение разрешения и лимитов воздействия (1 раз в год) Согласование отчета по инвентаризации Получение разрешения Аккредитованная лаборатория Состав выбросов/сбросов Росприроднадзор Росгидромет Росводресурсы Россельхознадзор Роспотребнадзор Ростехнадзор Росприроднадзор Госорганизации (до 18 инстанций) Техническая информация Исходные данные Росгидромет Фоновый уровень загрязнения Подведомственные организации Согласование/Утверждение ПДВ/ПДС - Платные услуги- Разрешение, заключение, справка, протокол, акты и т.д. Выполнение условий разрешений Ростехнадзор Отчет о выполнении Аккредитованная лаборатория Контроль выбросов/сбросов

Принцип действия регулирующих норм: не хочешь сокращать объемы воздействия – разбавляй до приемлемых концентраций ! Установление порядка нормирования («многооконный» подход) «Методические указания по разработке нормативов ПДС вредных веществ в поверхностные водные объекты», утвержденные МПР России г. Разработанные нормативы ПДС согласовываются с территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно- эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными органами Госкомрыболовства России. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1996 г «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты». В разработке ПДВ участвует Росводресурсы, Росгидромет, Роснаука, Ростехнадзор, Росрыболовство, Роспотребнадзор и МПР России «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» утвержденный постановлением Правительства РФ от г В установлении нормативных объемов участвуют Министерство экологии и природных ресурсов РФ, уполномоченные органы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений и общественных организаций. Используемые методологии (Нормативные акты направленные не на уменьшение количества выбросов, а на «рассеивание») Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него». При определении нормативов выбросов применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» «Методика расчета ПДС веществ в водные объекты со сточными водами» утвержденная Государственным комитетом СССР по охране природы в соответствии с ГОСТ «Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты» (утверждена Госкомприроды СССР 11 сентября 1989 года) «Методические указания по разработке нормативов ПДС вредных веществ в поверхностные водные объекты» и «Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты» (утверждены МПР России 23 сентября 1999 г.) Примечание: Красным цветом отмечены недействующие акты Синим цветом отмечены действующие акты В настоящее время правовой пробел в сфере нормирования негативного воздействия заполнен в основном нормативно-техническими документами периода СССР или начала перестройки

Экономические вызовы российских компаний, обусловленные экологией Инвестиционные рынки Рынки продукции Рынки услуг Проектное финансирование обусловлено необходимостью соблюдения принципов «экватора» Получение согласований и разрешений на осуществление инвестиционной деятельности зависит от эффективности реализации «экологического фактора» проекта Доступ к рынкам обусловлен экологической ответственностью инвестора Эффективная деятельность по проекту зависит от экологической ответсвенности и т.д.

Фрагмент Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года 38-р Оценка существующей ситуации: Законодательно установленная система природоохранного регулирования не отвечает требованиям, предъявляемым к таким системам в странах с высоким уровнем социально-экономического развития, существенно проигрывает им по факторам прозрачности и эффективности и в нынешнем виде не имеет внутренних ресурсов для развития. Задачи: переход от практики установления индивидуальных разрешений к декларированию соблюдения природоохранных требований и внедрению механизма экологической оценки последствий хозяйственной деятельности Оценка последствий реформы : Внедрение механизмов подтверждения соответствия будет способствовать замещению для некоторых типов предприятий государственного экологического надзора экологическим аудитом и позволит существенно повысить эффективность государственного экологического надзора. Ужесточение экологических требований и усиление ответственности за нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации в среднесрочной перспективе приведет к росту экологических издержек в реальном секторе экономики, что будет компенсировано ускорением технической модернизации производств, стимулированием инноваций, повышением конкурентоспособности бизнеса и российской экономики в целом. Поэтапное ужесточение экологических нормативов в совокупности с предоставлением однократных отсрочек для модернизации производств, разрешением на переуступку прав на достигнутые сокращения негативного воздействия между экономическими агентами (торговля квотами на допустимое воздействие) создаст экономические условия реализации новой экологической политики.