МЕТОДЫ НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ВОСПИТАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В комплексе психолого-педагогических наук основным видом информации в педагогическом эксперименте является качественная, содержательная информация. Качество.
Advertisements

Научное педагогическое исследование ОЭР в педагогической практике Алексеева Е.В.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Лекция Маркетинговые методы изучения информационных потребностей.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Этапы исследовательской работы. "Перестройка" методической работы учителей 1. Различение понятий "учебно-методическая" и "научно- методическая" работа.
Урок обществознания. 10 класс. ТЕМА УРОКА: Социальное познание.
Исследовательская деятельность Барамидзе Вера Борисовна.
Предмет и проблемы методики обучения географии и экологии.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
« КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного.
1. Определение объекта исследования. 2. Установление предмета исследования. 3. Формирование цели. 4. Выдвижение научной гипотезы. 5. Формулировка задач.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Лекция. Методология и методы педагогических исследований План 1.Методология как инструментарий науки. 2.Пирамида знания.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Требования к учебному проекту. Проблема «задача, препятствие» (в широком смысле) «Вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет научный или.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Краткая характеристика методов научного исследования.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Педагогическое исследование –это сознательный целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Транксрипт:

МЕТОДЫ НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ОБЩЕНАУЧНЫЕ КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АБСТРАКЦИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СРАВНЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ АБСТРАКЦИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СРАВНЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ РЕЙТИНГ АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ РЕЙТИНГ

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИОМЕТРИЯ ТЕСТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГ СОЦИОМЕТРИЯ ТЕСТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАНЖИРОВАНИЕ ШКАЛИРОВАНИЕ ИНДЕКСИРОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ РАНЖИРОВАНИЕ ШКАЛИРОВАНИЕ ИНДЕКСИРОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ

1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы Он предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы. Нужно изучить, что накоплено наукой по этой проблеме (основные научные идеи, основные принципы научных исследований и т. п.). Для этого нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь. Всю литературу анализировать по следующим параметрам:

как понимали разные ученые суть проблемы, изучаемого вопроса; какие определения давали субъекту исследования, какие признаки считали существенными и т. д.; в чем сущность данной проблемы у того или иного ученого, чем это можно объяснить; каково место данной проблемы в общей научной системе, в теории обучения (воспитания), в практике; как связано данное явление с другими родственными явлениями – основными и побочными; при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или иной процесс, то или иное явление;

14. Статистический метод В его пределах широко применяются следующие конкретные методики: регистрация – выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества; ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду объектов; шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок» и т. п. «Сильные» шкалы – интервальная и шкала отношений. Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными числами на шкале, а в шкале отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы термометров, вольтметров и т. д. Применение элементарных методов математической статистики для решения наиболее часто встречающихся на практике типовых задач по обработке данных: Замена множества числовых значений измеряемого показателя двумя обобщенными величинами, выражающими наиболее типичное значение показателя и степень разброса значений относительно него, и их статическая оценка. Определение статистической достоверности различий между двумя однородными показателями. Определение связи между двумя показателями и оценка статистической достоверности (Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М, 1977). Рассмотрим эти задачи в указанной последовательности: 1. Пусть имеется n испытуемых, у которых измеряется некоторая характеристика определенного явления; в результате получается множество числовых значений выбранного показателя: х 1 х 2, х 3... х n В качестве меры центральной тенденции (т. е. величины, вокруг которой группируются Основные градации шкал: шкалы наименований (номинальные); шкалы порядка (или ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений. Шкалы наименований – самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Представляют собой наименования объектов. Единственная математическая характеристика – принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет... Пример: список специальностей, перечисление характеристик учеников.

2. Метод моделирования Он является наглядно-образной характеристикой изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний, иногда с помощью матриц, символов, математических формул и т. п.

Педагогические наблюдения Непосредственное и целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно должно быть строго спланировано, предусматривать формы фиксации наблюдений. Наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, непрерывными и дискретными (прерывистыми), монографическими. Эффективным считается включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в деятельности наблюдаемых объектов (учитель с учениками). Скрытое наблюдение осуществляется через зеркальную (стеклянную) стену или с помощью телекамеры.

Беседа Вопросно-ответная беседа и любая другая проводится по заранее спланированным вопросам, с определенной целью, фиксируется все: форма ответа, отношение к беседе, поведение при этом и т. д.

6. Анкетирование и интервью При этом необходимо соблюдать следующие требования: · тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию; · использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы и определить их правдивость; · однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их формулировке; · использование открытых (иногда отвечающий может высказать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов); · проверка подготовленной анкеты на небольшом числе испытуемых, внесение необходимых коррективов; · применение полярных анкет с оценкой в баллах (они хороши доля самооценки).

Метод обобщения независимых характеристик Этот метод повышает объективность выводов. Суть его сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, учитель получает сведения от родителей, других учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива. Метод педагогического консилиума Коллективное обсуждение результатов учебно-воспитательного процесса проводится по специальной программе с выводом

Метод изучения и анализа документации Продуктов деятельности позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучение тетрадей, классного журнала, рисунков и других работ учащихся и т. п.). Изучение и обобщение передового педагогического опыта Это дает исследователю материал, очень ценный для педагога-исследователя, для педагогической науки. отдельные расходящиеся между собой значения показателя), представляющей множество данных)

Педагогический эксперимент Констатирующий эксперимент дает возможность изучить существующие педагогические явления; при уточняющем эксперименте проверяется гипотеза; при формирующем эксперименте (преобразующем, созидательном) на основе констатации и осмысления фактов выявляются новые педагогические явления и проверяется их истинность; контрольный эксперимент дает возможность подтвердить