Анализ отрасли переработки овощей и фруктов в Кыргызстане.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Advertisements

В структуре экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия из Республики Беларусь на долю экспорта мясопродуктов приходится около 20%. Среднегодовой.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Объем ввода жилья на первичном рынке и структура предложения Общая площадь жилого фонда города Самара – 27,3 млн.кв.м Обеспеченность жильем - 23,3 кв.
1 ОРГАНИЗОВАННЫЙ РЫНОК ЖИЛОЙ ЗАГОРОДНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Таганов Дмитрий Николаевич Руководитель Аналитического Центра Корпорации.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Особенности деятельности лизинговых компаний в условиях финансового кризиса Генеральный директор VAB Лизинг Людмила Золотарёва 18 декабря, 2008.
Интеграция информационных систем: состояние, тенденции, перспективы 30 октября 2008 Александр Яковлев, Computerworld Россия, обозреватель.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Телемаркетинг предприятий обувной отрасли декабрь 2009 год Торгово-промышленная палата РФ.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-октябре 2009 года.
Российский рынок картофеля (состояние и перспективы)
Макроэкономические показатели Российской Федерации гг. Макроэкономические показатели Российской Федерации гг. 1.
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в январе-сентябре.
Фармацевтический рынок Украины. Вчера. Сегодня. Завтра. Олег Добранчук руководитель аналитической службы ООО «МОРИОН»
Транксрипт:

Анализ отрасли переработки овощей и фруктов в Кыргызстане

2 Проводился в первой половине 2008 года Цель: определить характер изменений, произошедших в отрасли с 2003 по 2007 годы, а так же оценить ситуацию по различным аспектам бизнеса переработки Методы: Опрос руководителей предприятий Анализ вторичной информации Данные и анализ официальной статистики

3 Опрос предприятий В первоначальный список для проведения интервью вошли 43 предприятия. Было опрошено 33 предприятия, одно из которых (Монада) в настоящее время не функционирует 4 предприятия перенесли сроки интервью за рамки периода, отведенного на проведение опроса. С ними интервью не проводилось (Токмокский консервный завод, Гул-Азык, Айлана, Рич-Стем) 3 предприятия отказались от проведения интервью (Кирби, Жашылча, Жемиш) 3 предприятия не существуют в настоящее время или не были найдены по имеющимся контактным данным (Истмен, Ак-Арык, ЧП «Баймурзаев»)

4 Производство В 2007 году в сравнении с 2003 годом Рост производства: фруктовых и овощных соков – в 4,3 раза томатного сока – в 9,2 раза Падение производства: сушеных овощей и фруктов – в 23,4 раза консервированных овощей в – 1,6 раза консервированных фруктов – в 4 раза Пять опрошенных предприятий функционируют в течение всего года В среднем опрошенные предприятия работают 5,4 месяца в году

5 Производство Оборудование предприятий в период переработки загружено в среднем на 48,9%. На восьми предприятиях процент загрузки оборудования в данный период ниже среднего по отрасли. Оборудование пяти предприятий загружено всего на 5- 15%. Средний срок эксплуатации оборудования опрошенных предприятий (N=28) составляет 18 лет. Степень физического износа – в среднем 38%. В годах производственное оборудование приобретали две трети опрошенных предприятий. Наиболее часто приобреталась закаточная машина twist off; необходимость ее первоочередного приобретения в ближайшее время отметили 11 предприятий.

6 Производство Тенденции увеличение средней продолжительности активной работы предприятий в течение года; увеличение средней загрузки производственных мощностей (с 40% в 2002 году до 48% в 2007 году); рост объемов производства в отрасли; постепенная модернизация предприятиями производственного оборудования – рост доли предприятий, использующих оборудование со сроком эксплуатации до 10 лет; ввод в эксплуатацию нового оборудования за последние пять лет двумя третями опрошенных предприятий (в 2003 году 81% опрошенных предприятий планировали покупать новое оборудование в ближайшие три года)

7 Сырьевая база Опрошенные предприятия могут перерабатывать 29 видов сырья (овощи, фрукты, плоды, бахчевые культуры, ягоды, орехи) 47% опрошенных предприятий могут перерабатывать от 10 и более видов сырья. 31% опрошенных предприятий могут перерабатывать менее пяти видов сырья 68% предприятий фактически перерабатывают менее пяти видов сырья. Более 10 видов сырья перерабатывают лишь 9% предприятий.

8 Сырьевая база По данным официальной статистики, за период с 2004 по 2007 годы в Кыргызстане было выращено более 690 тыс. тонн томатов, что 81 раз больше объема закупок данного вида сырья опрошенными предприятиями за тот же период (1,2% от общего объема выращенных томатов) Огурцы – 0,6% 29 опрошенных предприятий считают, что объемы поставок сырья могут быть увеличены в среднем на 64%, если фермеры сократят продажи на оптовом рынке в пользу поставок сырья предприятиям.

9 Сырьевая база

10 Сырьевая база Основная проблема – качество сырья. 78% предприятий признают наличие данной проблемы (как минимум) или считают ее очень существенной Две трети опрошенных предприятий такие же оценки дают проблеме разнородности качества сырья Другой серьезной проблемой является несоблюдение поставщиками сырья условий заключенных договоров, причем 63% предприятий одинаково негативно оценивают соблюдение поставщиками как условий по объемам, так и по стоимости

11 Сырьевая база Лишь одно предприятие из общего числа опрошенных не готово что-либо делать для решения проблем сырьевой базы. Почти все опрошенные предприятия (94%) готовы оказывать фермерам поддержку в той или иной форме. 44% предприятий готовы пойти на пересмотр условий договоров по поставкам сырья. Треть предприятий готова предпринять шаги по развитию собственной сырьевой базы.

12 Сырьевая база Половина опрошенных предприятий считает, что ситуация с сырьем не изменилась за последние пять лет. Оценки остальной половины опрошенных предприятий больше склоняются в сторону улучшения ситуации. Возросшие требования к качеству сырья и большая гибкость сотрудничества с сельхозпроизводителями – это наиболее существенные изменения в отношении предприятий к сырьевой базе, которые были выявлены в ходе опроса

13 Маркетинг Оценки спроса на продукцию, данные предприятиями: все 13 предприятий, давших оценку спросу на консервированные овощи и маринады, считают что, он «высокий» или «очень высокий». Одиннадцать предприятий считают «очень высоким» спрос на томатную пасту; по одному предприятию считают, что спрос на данную продукцию «удовлетворительный» и«слабый» 15 предприятий давали оценку спросу на фруктовые соки и почти половина из них считает, что спрос на данную продукцию всего лишь «удовлетворительный» 23 предприятия оценили спрос на тот или иной вид продукции, как «слабый» или «практически отсутствующий». Такие оценки, в разной степени, были присвоены 10 из 13 видов продукции.

14 Маркетинг Ни одно из предприятий не планирует сокращать ассортимент производимой продукции и лишь четыре предприятия (13% от общего числа опрошенных) собираются провести ротацию ассортимента В общей сложности предприятия намерены добавить в ассортимент 20 видов продукции (в основном, традиционных). 44% опрошенных предприятий намерены добавить в ассортимент фруктовые соки. По шесть предприятий собираются расширить ассортимент за счет томатного сока и продукции сладкой группы. По пять предприятий планируют производить компоты и консервированные овощи и маринады

15 Маркетинг За последние пять лет в среднем 81% опрошенных предприятий продавали свою продукцию в Кыргызстане. За последние два года количество таких предприятий выросло до 29 (25 предприятий – в 2005 году).

16 Маркетинг Кыргызстан является рынком сбыта 1 в ближайшей перспективе для двух третей опрошенных предприятий. В целом 94% опрошенных предприятий намерены торговать своей продукцией на внутреннем рынке. Казахстан является приоритетным рынком сбыта для 28% предприятий; всего на рынок северного соседа планируют поставлять продукцию 84% опрошенных предприятий.

17 Маркетинг 25 предприятий дали свои оценки проблемам, с которыми сталкиваются производители Кыргызстана на внешнем рынке. По мнению предприятий, ключевыми проблемами экспорта являются слишком низкие цены на продукцию, запрашиваемые партнерами на внешних рынках, а так же требуемые объемы поставок, которые многие предприятия обеспечить не в состоянии.

18 Маркетинг Оценка предприятиями изменений в ситуации на внешнем рынке за последние пять лет

19 Маркетинг Оценка предприятиями изменений в ситуации на внешнем рынке за последние пять лет

20 Маркетинг Оценка предприятиями изменений в ситуации на внешнем рынке за последние пять лет

21 Маркетинг За период с 2003 по 2007 год экспорт рассматриваемой продукции составил 7,4 млн. долларов США (среднегодовой – 1,5 млн. долларов США). Доля двух видов экспортируемой продукции – фруктовых соков и переработанных томатов – составила 85% от общего объема экспорта за данный период. Наибольший объем экспорта пришелся на фруктовые соки – 4,3 млн. долларов США (58%). Переработанных томатов было экспортировано на общую сумму 2 млн. долларов (27%).

22 Маркетинг Структура экспорта

23 Маркетинг В период гг. в экспорте продукции преобладал сушеный абрикос (35,4%), доля фруктовых соков в экспорте продукции составляла 15%, доля обработанных томатов – 17,4%. Существенно снизилась доля сушеных продуктов – с 19% до 1%. В период гг. 94% от общего объема экспорта приходилось на 6 видов продукции (3 вида продукции в рассматриваемый период) Рост продуктовой специализации экспорта. Увеличение среднегодового объема экспорта в рамках продуктовой специализации. В период гг. среднегодовой объем экспорта сушеных абрикосов составлял около 450 тыс. долларов США. В рассматриваемый период среднегодовой объем экспорта фруктовых соков составил около 860 тыс. долларов США.

24 Маркетинг Импорт продукции за период с 2003 г. по 2007 г. составил 23,2 млн. долларов США (в среднем 4,6 млн.долларов США за год). Рост объемов импорта происходил ежегодно (в среднем на 40% в год) и в 2007 году составил 400% (!) к показателю 2003 года. 71% от общего объема за данный период пришлось на импорт фруктовых соков (16,4 млн. долларов) Импорт соков в денежном выражении с 2001 по 2007 год вырос в 19 раз (!), с 330 тыс. долларов до более чем 6 млн. в год.

25 Маркетинг Структура импорта

26 Маркетинг Структура импорта в целом не изменилась в сравнении с периодом гг. Так, в данный период доля импорта фруктовых соков составляла 61%, доля томатных соусов была аналогичной (8%). Уменьшилась доля консервированных овощей с 17% до 2%. Однако, как уже отмечалось, в денежном выражении объем импорта за период гг. в 4,6 раза превышает объем импорта за период гг. И, несмотря на значительное сокращение доли импорта консервированных овощей, в денежном отношении он уменьшился лишь в два раза. Украина превратилась в крупнейшего импортера, за счет поставок фруктовых соков (40% от общего объема импорта данной продукции за рассматриваемый период на общую сумму 6,5 млн.долларов США). Доля фруктовых соков в общем объеме импорта как Казахстана, так и России так же велика – 85% и 56% соответственно.

27 Маркетинг Страны-импортеры

28 Маркетинг Объемы экспорта остались на прежнем уровне при безусловном росте основных рынков, потребляющих продукцию Кыргызстана (Казахстан и Россия) – упущенные возможности. За пять лет отрасль потеряла рыночные позиции – налицо снижение объемов продаж кыргызской продукции на российском рынке У опрошенных предприятий нет стабильности или положительной динамики роста в продажах продукции за пределами Кыргызстана. В 2004 году продукцию на экспорт поставляли девять опрошенных предприятий, в 2007 году – одиннадцать, но между этими годами было падение до четырех предприятий в 2005 году В 2003 году у предприятий были серьезные планы по экспорту продукции, большинство считало приоритетными внешние рынки и в особенности Россию. Продукцию экспортировали в среднем 43% опрошенных предприятий В течение пяти лет экспорт на российский рынок сократился – за период с 2003 по 2007 годы продажи на внешних рынках осуществляли с разной регулярностью лишь 34% предприятий.

29 Маркетинг Оценки емкости внутреннего рынка в анализе 2004 года оказались ошибочными. В качестве нижнего порогового значения емкости называлась цифра в 3 млн.долларов ежегодно, тогда как уже в 2004 году объем импорта продукции достиг данной отметки Внутренний рынок = Производство – Экспорт + Импорт В 2007 году объем импорта составил рекордное значение в 8,5 млн. долларов, объем экспорта – 2,4 млн. долларов Даже если предположить, что предприятиями Кыргызстана экспортируется треть производимой продукции (в денежном выражении), то емкость внутреннего рынка составляет на сегодня минимум млн. долларов США ежегодно

30 Финансирование За последние пять лет две трети опрошенных предприятий обращались за финансированием во внешние источники. 15 предприятий (71% от обращавшихся) получали финансирование Наибольшее число обращений за финансированием – 29% от общего числа обращений – было в Кыргызскую Сельскохозяйственную Финансовую Корпорацию («Айыл-банк»). Пять обращений было в «Инэксим-банк» (в настоящее время БТА). «Айыл- Банк» профинансировал 75% заявок, что составило 39% от общего числа профинансированных заявок

31 Финансирование Цели и результаты обращений за финансированием

32 Финансирование По оценкам предприятий, они в состоянии обеспечить собственными средствами в среднем 31,5% от объема требуемого ежегодно финансирования Таким образом, опрошенные предприятия могут ежегодно финансировать свою деятельность на общую сумму тыс.долларов США (в среднем 117 тыс. долларов США на одно предприятие).

33 Финансирование Собственные средства предприятий по-прежнему являются главным источником финансирования их деятельности и их объем недостаточен Дефицит финансовых ресурсов наиболее остро проявляется в период подготовки к сезону заготовок и осуществления закупок сырья и упаковки. Так, лишь треть предприятий в состоянии обеспечить собственными средствами от 50% до 100% требуемого ежегодно финансирования Более значительные средства необходимы предприятиям для осуществления модернизации оборудования, актуальность которой возрастает по мере роста объемов производства и старения существующих производственных мощностей

34 Персонал 63% опрошенных предприятий считают, что за последние пять лет усложнилась ситуация на рынке труда: «Стало труднее найти грамотных специалистов и менеджеров», «Возник дефицит рабочей силы (простые работники), особенно в сезон переработки». 66% предприятий отметили рост расходов по заработной плате рядовых работников 59% предприятий отметили возросшие расходы по заработной плате специалистов и менеджеров

35 Персонал Потребность в персонале

36 Персонал Отсутствие квалифицированных кадров, что является проблемой для 38% опрошенных предприятий. Проблемы, связанные с различными аспектами управления персоналом, пять лет назад для предприятий фактически не существовали. Проведенный опрос показал, что данные проблемы выходят на первый план. Можно прогнозировать дальнейший рост потребности в квалифицированных кадрах, в обучении, а так же увеличение значимости целей, связанных с управлением персоналом в ближайшие годы

37 Интеграция Возможности интеграции, используемые предприятиями Количество ответов Реализация продукции с использованием возможностей других предприятий 16 Выпуск продукции под брэндом «Вкус солнца»11 Участие совместно с другими предприятиями в деятельности по продвижению 9 Сотрудничество с другими предприятиями в разработке единых требований к качеству продукции 9 Сотрудничество с другими предприятиями по выработке единой позиции в переговорах с сетями магазинов и с крупными супермаркетами 8 Сотрудничество с другими предприятиями по выработке единой ценовой политики на рынке сырья 7

38 Интеграция Возможности интеграции, используемые предприятиями Количество ответов Заказ первичной переработки сырья другим предприятиям5 Заказ приобретение части сырья другим организациям2 Заказ производства части продукции другим предприятиям 1

39 Интеграция Оценка потенциала возможностей интеграции Возможности с наибольшим потенциалом Реализация продукции с использованием возможностей других предприятий 28 Участие совместно с другими предприятиями в деятельности по продвижению 22 Сотрудничество с другими предприятиями по выработке единой позиции в переговорах с сетями магазинов и с крупными супермаркетами 21 Сотрудничество с другими предприятиями в разработке единых требований к качеству продукции 20 Выпуск продукции под брэндом «Вкус солнца»17 Сотрудничество с другими предприятиями по выработке единой ценовой политики на рынке сырья 15

40 Интеграция Оценка потенциала возможностей интеграции Возможности с наибольшим потенциалом Заказ приобретение части сырья другим организациям9 Заказ производства части продукции другим предприятиям 9 Заказ первичной переработки сырья другим предприятиям8 Выпуск продукции под брэндом другой организации4

41 Спасибо за внимание!