Детские игровые практики. Традиции и современность. Теплова Анна Борисовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация игровой образовательной среды для дошкольников в рамках требований ФГОС Теплова Анна Борисовна к.п.н, ИППД РАО.
Advertisements

Предметные результаты 2 года обучения I.Представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа. II. Освоение правил совместной.
Авторы программы: Суркова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7» Козлова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7»
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла), эстетической.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ.
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
Условия для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную внеурочную деятельность.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Формы организации воспитательной работы с учащимися основной школы в рамках ФГОС ООО Выступление заместителя директора по ВР Аношиной Н.Ю.
Нравственно - духовное образование «Самопознание».
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
Т ЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2 курс, специальность «Дошкольное образование»
Воспитание как педагогический процесс.
МБДОУ МБДОУ Детский сад Детский сад «Ласточка» «Ласточка» г. Десногорска г. Десногорска Смоленской области Руководитель кружка: Гордиенко Екатерина Владимировна.
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Транксрипт:

Детские игровые практики. Традиции и современность. Теплова Анна Борисовна

Игра как ведущая деятельность дошкольника (А.Н. Леонтьев), как практика развития (С.Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д.Б. Эльконин), как средство амплификации (обогащения) психического развития ребенка (А.В. Запорожец), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (М. Мид), как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Мид) как источник развития творческого воображения (В.Т.Кудрявцев), признается и исследуется мировым научным сообществом в качестве важнейшего компонента развития ребенка.

игра представляет собой такую форму жизнедеятельности ребенка, природа и специфика которой состоит в реализации, актуализации сущностных потребностей и возможностей: универсальности, неконечности, способности идентификации и обособления (конечно, в специфической для данного возраста форме).

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Современная ситуация в сфере игры и игрушки показывает, что за последние годы из детского игрового репертуара практически исчезли традиционные игры, изменилось отношение к игрушке, существенно изменился игровой набор ребёнка, а так же принципы организации игровой среды.

Для современной социальной ситуации развития детской субкультуры характерно: сокращение физического пространства для детских игр в городах и сельской местности территориальная разобщенность детей, разрыв между детскими поколениями деформация содержания детской субкультуры: обеднение репертуара детского фольклора, утрата устных текстов, примитивизация, и исчезновение коллективных игр и т.п. Следствием этих процессов являются, по мнению специалистов, рост детских неврозов, отчуждение детей от взрослых и сверстников, аутизация, противоправное поведение.

Принципы организации и самоорганизации традиционной игровой среды отсутствие явной дидактичности, но глубокое воспитательное воздействие; ориентация на позитивные идеалы : целомудрие, соборность, честность, ответственность, терпение. половозрастная стратификация в соответствии с возрастом; использование органичного ребёнку образного языка фольклора; организация игрового пространства самими детьми; невмешательство взрослых в игры детей, но содействие, сохранение игровых построек;

«Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех лучших играх. Интересно, что игр морализаторских в народе почти не было. Нравственные требования заключены в содержании игр, её правилах и традициях». (В.М.Григорьев)

Принципы и механизмы действующие в традиционной игре Интерактивность - обеспечивает всё многообразие связей и отношений в игровых ситуациях, как на межличностном, так и на групповом уровнях. Мотивированность (желание быть принятым в игру, в игровое сообщество) - обеспечивает добровольность и иерархичность игры. Смена социальной позиции в игре - обеспечивает идентификацию с позицией другого, развитие гуманных отношений, «которые воплощают становление в сознании и поведении ребёнка ценности другого человека, переживаний его успехов и неудач как своих собственных» (В.В.Абраменкова). Традиционный фольклор – обеспечивает сохранность сюжетов и сценариев игры, развивает творческие способности ребёнка: речь, музыкальность, позволяет применять культурные формы решения конфликтных ситуаций.

Дихотомии традиционной игры: Коллективность Иерархичность Добровольность участия Жесткая заданность Закреплённость системы поощрений и наказаний Индивидуализм Паритетность Подчиненность правилам Вариативность Культурные формы примирения, разрешения конфликтных ситуаций

В традиционных играх ребёнок задействует механизмы, которые будут востребованы и в социальной, и в духовной жизни. В игре происходит встреча ребёнка не только с другими, но и с самим собой. Именно через других ребёнок может осознать себя, взглянуть на себя глазами другого. В игре ему предоставляется возможность исправиться, понести наказание и вернуть себе «доброе имя». Ребёнок играет добровольно и с удовольствием, добровольно принимая на себя обязательства соблюдать правила, исполнять, терпеть наказания и поощрения, выполняет неписаный закон игры. Игра творческий акт, а творчество – процесс духовный. В игре происходит освоение ребёнком двух планов бытия – внешнего – социального, и внутреннего – духовного.

Игра и творчество «Как и игра, творчество не насыщаемо, внутренне спонтанно мотивировано. И это обусловлено тем, что в творчестве личность максимально реализует себя, свои сущностные (и потому не насыщаемые) потребности и возможности» Н.И.Непомнящая

Традиционная игра Утрата народной игровой традиции в детских садах отчасти произошла по причине того, что современная методика расчленила песню, ритм, слово, движение, действие, слитые воедино в традиционной игре (А.П. Усова).

Проблемы и актуальность Сегодня происходит катастрофическая деформация антропологических смыслов игровой практики детей и игрушки Современная игрушка искажает образ человека, трансформирует представление ребенка об «идеальной форме» (Л.С.Выготский) на всех уровнях его телесно-душевно-духовной сущности.

Искаженение телесности Анорексия Пластическая хирургия Суицидальные наклонности

Отрицание социальных норм Девиантность образа Агрессивность Сексуализация

изменение стратегий взросления Инфантилизация Утрата позитивного образа взрослого Утрата образа матери

Расшатывание иерархии отношений человека и Бога Воплощение образов зла Демонизация образа человека Профанация сакрального

сравнительный анализ современной и традиционной игрушки в современных игрушках нет образа куклы-матери с ребёнком, в то время как в традиционной культуре этот образ один из самых распространённых. В традиционном игровом наборе совершенно не могли быть представлены игрушки, изображающие монстров и представителей потустороннего мира. В русской традиции не было и так называемой мягкой игрушки. Не было и игрушек, изображающих хищных животных, – медведей, волков, тем более – динозавров. Образы животных не были уподоблены человеку

Традиционная игрушка аккумулирует опыт многих поколений. В ней за тысячелетия определена та мера условности, сочетания формы и содержания, антропометричных пропорций, художественной выразительности, которая в современной игрушке утрачена за поиском новых форм и образов.

Традиционная игрушка Способствует созданию и воссозданию (в игре) гармоничной детско-взрослой общности; побуждает ребёнка к сотворчеству и сотрудничеству; воспитывает важнейшие духовно-нравственные смыслы – материнство, любовь к семье, заботливость, открытость; оберегает внутренний мир ребёнка, не подавляет его; исключает развитие агрессивности, ранней сексуализации

сравнение игровых наборов Историче ская эпоха Социальн ая группа Кустарная народная игрушка КуклаКоньЗооморфн ая мягкая игрушка Монстры, фантазийн ые, инферналь ные персонажи Значимая игрушка XVI – XVII вв Царская семья есть нет знамя кукла XIX – XX вв Дворянеесть единичныенетсолдатик кукла XIX – XX вв. Крестьянеесть нет конь кукла гг. Советский дошкольник естьнет женского образа. Детские образы есть нетидеологизирова нные игрушки, кукла Настоя щее время Современны е дети практически нет деформирова нные образы практически нет, фантазийные лошадки для девочек есть зооморфные игрушки

Игровой набор ребенка выступает как опредмеченная картина мира, в которой определяются не только ее разные материальные элементы, но, прежде всего, перспектива жизненного служения ребёнка.

Сегодня игрушка, которая, по мнению А.С.Макаренко, «является материальной основой игры», претерпевает существенные изменения. Ситуация усугубляется поверхностным отношением взрослых к развитию игровой культуры ребенка, подбору игрушек, непониманием педагогического потенциала игры и игрушки, их значения в воспитании и развитии ребёнка.