Храмкин Андрей Александрович Директор Института госзакупок www.roszakupki.ru Закон о контрактной системе: терминология, принципы контрактной системы, заказчики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация закупочной деятельности государственными образовательными учреждениями.
Advertisements

Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
1 Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Основание для принятия: пункт Плана мероприятий по реализации.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
Планирование и обоснование закупок по Закону о КС Москва, 2013 Министерство культуры Российской Федерации.
Терентьев Александр Евгеньевич Председатель совета АНО ДПО ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Научный консультант СО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ.
Российское законодательство о регулирование отношений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных.
ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, 27 НОЯБРЯ 2013 ГОДА.
Принципы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и их реализация.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Медведева Светлана Станиславовна Управляющий партнер ООО «Центр подрядных торгов в строительстве» 8 (495)
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
Введение института контрактной службы заказчиков, контрактного управляющего.
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ 1 Планирование закупок 94-ФЗ: определение поставщика и заключение контракта + контроль Исполнение, изменение,
Г. Нижний Ломов 2014 г. Действия заказчиков в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
Новые возможности повышения качества закупок товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от ФЗ Струнин Е.В. Заместитель начальника.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
ПЕРЕХОД НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ. Сферы регулирования 1 94-ФЗ: Размещение Контроль 44-ФЗ (КС): Планирование Контроль Размещение Исполнение Мониторинг Аудит.
Транксрипт:

Храмкин Андрей Александрович Директор Института госзакупок Закон о контрактной системе: терминология, принципы контрактной системы, заказчики и участники закупок, централизация закупок

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 2 Федеральный закон от ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Цели закона: повышение эффективности, результативности осуществления закупок (в том числе приобретение недвижимого имущества и аренды имущества) для государственных и муниципальных нужд, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся: 1) планирования закупок; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора (контракта) 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок; 6) аудита в сфере закупок; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 3 Контрактная система 1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК 3. УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАКТОМ 4. РЕЗУЛЬТАТ ПО КОНТРАКТУ Цель: выбор контрагента, способного обеспечить заданное качество заказа при наименьшей цене ТОЛЬКО ЭТОТ ПРОЦЕСС сейчас достаточно регулируется и контролируется (Закон 94-ФЗ) Цель: выбор контрагента, способного обеспечить заданное качество заказа при наименьшей цене ТОЛЬКО ЭТОТ ПРОЦЕСС сейчас достаточно регулируется и контролируется (Закон 94-ФЗ) Цель: полное удовлетворение гос. и мун. нужд в запланированном объеме и качестве. Эффективное расходование бюджетных средств Цель: надлежащее исполнение контракта, подконтрольность действий заказчика и исполнителя Цель: определение объема и структуры гос. и мун. нужд исходя из мероприятий гос. и мун. программ, иных документов, определяющих цели и задачи деятельности органов власти 5. МОНИТОРИНГ, КОНТРОЛЬ, НАДЗОР И АУДИТ Цель: единый сквозной контроль закупочного цикла в целом, определение адекватности затраченных средств достигнутому результату – удовлетворению гос. и мун. нужд, предупреждение и пресечение нарушений на всех стадиях замкнутого закупочного цикла

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 4 Подзаконные акты к Закону 44-ФЗ ДОЛЖНЫ ВЫЙТИ: Общее количество распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации – 52 Общее количество ведомственных нормативных правовых актов – 14 Пока ни один не принят, но некоторые разработаны, например, Порядок оценки заявок. 4

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 5 Терминология Закона 44-ФЗ: понятие контрактной системы в сфере закупок (п.1 ст.3 Закона 44-ФЗ) Контрактная система в сфере закупок - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе с использованием единой информационной системы (ЕИС) (за исключением случаев, если использование ЕИС не предусмотрено Законом 44- ФЗ).

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 6 Терминология Закона 44-ФЗ: определение поставщика (исполнителя, подрядчика), закупка (п.п. 2 и 3 ст.3 Закона 44-ФЗ) Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками (прим.: и иными лицами, осуществляющими права и обязанности заказчиков) в порядке, установленном Законом 44-ФЗ Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки либо с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; Закупка - совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если Законом 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 7 Терминология Закона 44-ФЗ: единая информационная система и официальный сайт (п.9 и 3 ст.3 Закона 44-ФЗ) Единая информационная система - совокупность информации, предусмотренной Законом 44-ФЗ и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 8 Принципы контрактной системы (cт. 6 Закона 44-ФЗ) Контрактная система основывается на принципах: -открытости и прозрачности информации о контрактной системе (ст. 7); -обеспечения конкуренции (ст. 8); -профессионализма заказчика (ст. 9); -стимулирования инноваций (ст. 10); -единства контрактной системы (ст. 11); -ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 12).

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 9 Участники контрактной системы в сфере закупок (п.1 ст.3 Закона 44-ФЗ) заказчики; уполномоченные органы и уполномоченные учреждения; специализированные организации; операторы электронных площадок; участники закупок; федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок; федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля (контрольные органы) в сфере закупок; Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом.

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 10 Заказчики (п.7 ст.3 Закона 44-ФЗ) Виды заказчиков: 1) Государственные заказчики: 1.1) Федеральный уровень: государственный орган РФ (в том числе орган государственной власти РФ); орган управления государственным внебюджетным фондом РФ; федеральное казенное учреждение; Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом (до ). 1.2) Региональный уровень: государственный орган субъекта РФ (в том числе орган государственной власти субъекта РФ); орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом; казенное учреждение субъекта РФ; 2) Муниципальные заказчики: муниципальный орган; муниципальное казенное учреждение; 3) Бюджетные учреждения (федеральные, субъекта РФ, муниципальные)*

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 11 * Бюджетные учреждения (ст.15 Закона 44-ФЗ) Бюджетные учреждения (БУ) выступают заказчиками при осуществлении закупок за счет субсидий, предоставленных им из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств. Вместе с тем, БУ вправе утвердить в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разместить в ЕИС Положение о закупке. В указанном случае БУ без применения Закона 44-ФЗ сможет осуществлять закупки: 1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; 2) на привлечение третьих лиц (соисполнителей) по договору, по которому БУ является основным исполнителем; 3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС). Названные закупки БУ будет осуществлять в соответствии с утвержденным Положением о закупке и Законом 223-ФЗ. Решение об осуществлении данных закупок указанным образом не может быть изменено БУ в текущем году (!).

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 12 К заказчикам формально не отнесены, но отдельные свои закупки при этом осуществляют по Закону 44-ФЗ Автономные учреждения, ГУПы и МУПы, которым в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, предоставлены средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч.4 ст.15) – на указанных лиц не распространяются положения Закона 44-ФЗ, регулирующие исполнение контракта. Юридические лица, не являющиеся гос. или мун. учреждениями, ГУПами или МУПами, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства за счет бюджетных инвестиций, предоставленных таким лицам в соответствии с БК РФ (ч.5 ст.15 Закона 44-ФЗ). Бюджетные и автономные учреждения, ГУПы и МУПы, которым в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, отдельные заказчики (государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления) передали безвозмездно свои полномочия на осуществление закупок в рамках заключенных договоров (соглашений) (ч.6 ст.15 Закона 44-ФЗ).

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 13 Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения (п.10 ст.3, ст.26 Закона 44-ФЗ) 1) Уполномоченным органом (УО), уполномоченным учреждением (УУ) могут быть: УО: государственный орган или муниципальный орган; УУ: только казенное учреждение; 2) Создание УО и УУ: УО и УУ могут быть созданы вновь (в связи с вступлением в силу Закона 44-ФЗ) либо уже существующие государственные (муниципальные) органы, казенные учреждения могут быть наделены функциями УО, УУ. 3) Цель создания: определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков (централизация закупок**). 4) Возможное количество УО и УО: на федеральном, региональном, муниципальном уровне может быть создан один (одно) УО (УУ) либо несколько таких УО, УУ 5) Виды УО, УУ: без полномочий по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе по определение Н(М)Цк, и подписанию контракта (для неограниченного круга заказчиков) с указанными полномочиями + полномочиями по исполнению контрактов, в том числе приемке и оплаты продукции (для нескольких заказчиков)

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 14 ** Централизация закупок (ст.26 Закона 44-ФЗ) Схема централизации УО или УУ Функции 1.ОБЩАЯ Наличие отдельного органа власти или казенного учреждения Например, Депгосзаказа субъекта РФ Определение поставщиков для заказчиков субъекта РФ и (!) муниципальных заказчиков (при наличии соглашения с МО) 2.ПРЕДМЕТНАЯ ИЛИ ЧАСТИЧНАЯ Наделение Правительством отдельными функциями существующего органа власти или казенного учреждения Например, Депздрав субъекта РФ Определение поставщика (для всех заказчиков), Либо планирование, определение поставщика, заключение и исполнение контракта в интересах всех органов власти и (или) казенных учреждений (кроме БУ!). 3.ВЕДОМСТВЕННАЯ Решение ГРБС (может быть принято до , а с должно быть принято) Например, Депздрав субъекта РФ Определение поставщиков Планирование, определение поставщика, заключение и исполнение контракта в интересах подведомственных заказчиков Передача полномочий уполномоченному органу Разрешение заказчикам осуществлять закупки самостоятельно Альтернатива совместным торгам

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 15 Специализированные организации (ст.40 Закона 44-ФЗ) Заказчик лицо иное лицо, к действиям которого Закон 44-ФЗ относит права и обязанности заказчика разработка конкурсной документации, документации об аукционе; размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса или аукциона в электронной форме; направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе; иные, связанные с обеспечением проведения торгов (не запроса предложений, запроса котировок), функции. Специализированная организация Любой способ определения исполнителя Выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 16 Специализированные организации (ст.40 Закона 44-ФЗ) Важно помнить: создание комиссии по осуществлению закупок, определение Н(М)Цк, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком; заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком; специализированная организация не может быть участником закупки, в рамках которой эта организация осуществляет функции специализированной организации.

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 17 Операторы электронных площадок (ч.4 ст.59 Закона 44-ФЗ) Оператор электронной площадки - юридическое или индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых осуществлена на территории РФ, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение электронных аукционов в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации должен быть установлен порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок*** Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 18 *** Операторы электронных площадок (ч.10 ст.112 Закона 44-ФЗ) До даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с Законом 44- ФЗ, закупки путем проведения электронных аукционов осуществляются на электронных площадках, прошедших отбор по Закону 94-ФЗ: 1.ГУП "Агентство по государственному заказу, информационной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" ( Республика Татарстан) 2.ОАО "Единая электронная торговая площадка" (Росэлторг, г. Москва) 3.ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (ЗАО «Сбербанк - АСТ», г. Москва) 4.ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" ( г. Москва) 5.ООО "РТС-тендер" ( г. Москва)

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 19 Участники закупки (п.4 ст.3, ст.27 Закона 44-ФЗ) Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно- правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Участие в закупках может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия, информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки. Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. Преференциальные группы участников закупки: 1) учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (ст. 28); 2) организации инвалидов (ст. 29); 3) субъекты малого предпринимательства (ст. 30); 4) социально ориентированным некоммерческим организациям (ст. 30).

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 20 Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы (Минэкономразвития РФ) Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок (п.12 ст.3); Совместно с Минкомсвязи России и ФАС России устанавливает порядок использования усиленных неквалифицированных электронных подписей в ЕИС и на электронных площадках, порядок взаимодействия удостоверяющих центров с ЕИС и электронными площадками, ответственность таких удостоверяющих центров (ч.3 ст.5); Совместно с ФСБ России устанавливает требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам электронной подписи, используемым в ЕИС и на электронных площадках (ч.3 ст.5); Размещает в ЕИС перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры для целей применения национального режима и условия применения такого режима (ч.2 ст.14); По поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок (ч.4 ст.14); Устанавливает методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.20 ст.22); Осуществляет множество иных функций

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 21 Органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы (п.14 ст.3 Закона 44-ФЗ) осуществляют следующие функций: обеспечивают (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализацию государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта РФ; организуют мониторинг закупок для обеспечения нужд субъекта РФ; методологическое сопровождение деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для нужд субъекта РФ.

© Институт госзакупок, Храмкин Андрей Александрович, 2013, 22 Контрольные органы в сфере закупок (п.13 ст.3 Закона 44-ФЗ) 1) Федеральный уровень: Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля (ФАС России). Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (Рособоронзаказ). 2) Региональный уровень: Орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля; 3) Муниципальный уровень: Орган местного самоуправления муниципального района, уполномоченный на осуществление контроля; Орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля.

Спасибо за внимание! Храмкин Андрей Александрович Директор Института госзакупок