Внутренняя репрезентация информации в пространственной памяти при воспроизведении и узнавании Ляховецкий В.А. Институт Физиологии им. И.П. Павлова РАН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модели заучивания пространственной информации при воспроизведении и узнавании Ляховецкий В.А. Институт Физиологии им. И.П. Павлова РАН
Advertisements

Правильно ли запомнено? Модель кратковременной памяти человека на основе нейронной сети. Ляховецкий В.А., Боброва Е.В. Институт Физиологии им. И.П. Павлова.
Влияние модальности сенсорного входа на распределение ошибок испытуемых при воспроизведении запомненных последовательностей движениями руки Боброва Е.В.,
Кратковременная память – что и как моделировать? к.т.н., м.н.с. лаб. Физиологии движений ИФ РАН Ляховецкий В.А.
Обзор конференции ICOM-5 по исследованию памяти человека к.т.н., м.н.с. лаб. Физиологии движений ИФ РАН Ляховецкий В.А.
Выберите правильный ответ 67 2 · Выберите правильный ответ :
Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана.
1.Спецификация КИМ для проведения в 2014 г ЕГЭ по обществознанию 2.Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию 3.Методические рекомендации.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ПО ТЕМЕ: «ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ СМЫСЛОВОГО ЗАПОМИНАНИЯ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ К ОБОБЩЕНИЮ» ВЫПОЛНИЛ:
Исполнитель алгоритма УМК по информатике Н.В. Матвеевой, 4 класс.
Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим.
Автоматизированная система контроля знаний Составляющие системы: 1 – Экзаменационные вопросы (подобраны и сформулированы уже сотни.
События и вероятность События и вероятность. Цель урока: Познакомимся с видами событий; Познакомимся с видами событий; Научимся вычислять вероятность.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
Память. Внимание Подготовила:Ергазина Аида. Память Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической.
Презентация-тест
Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Развитие памяти в дошкольном и школьном возрасте Презентацию подготовили студентки 2 курса Зима Юлия and Яруткина Екатерина.
Тема: «Проведение олимпиады по графике и техническому творчеству. Опыт. Проблемы. Решения».
Транксрипт:

Внутренняя репрезентация информации в пространственной памяти при воспроизведении и узнавании Ляховецкий В.А. Институт Физиологии им. И.П. Павлова РАН

Введение Узнавание и полное воспроизведение – две инструкции, которые широко используются при изучении памяти. Узнавание при заучивании может проводиться под меньшим сознательным контролем, чем полное воспроизведение [Величковский, 2006]. Ментальные репрезентации при заучивании слабо [Cleeremans, Jimenez, 2002] или же, напротив, значительно [Willingham, 1998; Gardiner, Conway, 1999] зависят от степени сознательного контроля. О ментальных репрезентациях (во всяком случае, простран- ственных) можно судить по распределениям ошибок испытуемых [Ляховецкий, Потапов, 2006; Ляховецкий, Боброва, 2009].

Зависит ли внутренняя репрезентация пространственной информации от инструкции, которая дается испытуемому? Какова эта внутренняя репрезентация пространственной информации?

Методика (запоминание) Наивные испытуемые (безразрядники) однократно заучивали последовательность из семи случайных перемещений фигуры (слона) по шахматной доске, предъявляемую на экране монитора – фигура перемещалась тогда, когда испытуемый полагал, что запомнил предыдущее положение.

Методика (воспроизведение) Непосредственно после этапа запоминания испытуемые группы А (25 человек) решали задачу полного воспроизведения – последовательно отмечали на шахматной доске запомненные положения фигуры.

Методика (узнавание) Непосредственно после этапа запоминания испытуемые группы Б (25 человек) решали задачу узнавания – 6 раз выбирали последующее положение фигуры из четырех вариантов.

Обработка результатов Вычисляли процент правильных ответов, времена узнавания и воспроизведения для правильных и ошибочных ответов, распределение ошибок положения.

Результаты опыта Выражен primacy-эффект – первые положения фигуры запоминаются лучше, чем последующие. Задача полного воспроизведения достоверно сложнее задачи узнавания для испытуемых.

Результаты опыта Этап запоминания. Среднее время в задаче полного воспроизведения больше, чем в задаче узнавания; больше для правильных ответов, чем для ошибочных. Этап припоминания. Среднее время в задаче узнавания больше, чем в задаче полного воспроизведения.

Распределения ошибок Распределения ошибок положения при задачах узнавания и полного воспроизведения последовательности перемещений фигуры не отличаются друг от друга (критерий хи-квадрат, критерий Колмогорова-Смирнова). Бывают ли другие распределения ошибок?

Заучивание последовательности движений методика Лист А4 расположен под сенсорным экраном. В шести его клетках, выбранных случайным образом, располагаются цифры, по которым экспериментатор последовательно перемещает правую руку испытуемого. Испытуемый, находящийся с завязанными глазами, должен запомнить и немедленно воспроизвести движения руки (Ляховецкий, Боброва, 2009, 2010)

Распределения ошибок Распределение ошибок положения при задаче полного воспроизведения последовательности движений отличается от распределений ошибок при запоминании положения шахматной фигуры (критерий хи-квадрат).

Внутренняя репрезентация пространственной информации о положении фигуры не зависит от инструкции (узнавание / полное воспроизведение), которая дается испытуемому. Какова эта внутренняя репрезентация пространственной информации?

Гетероассоциативная сеть Сохраняет пары объектов. Может восстановить объект, когда ассоциированный с ним объект предлагается ей в качестве подсказки. В сети два слоя элементов по одному для каждого из объектов пары. Оба слоя соединяются двунаправлен- ными связями, т.е. актив- ность может передаваться по связям в обоих направлениях. (для последовательности) Kosko, 1988

Схема модели Ляховецкий, Боброва, 2009

Распределения ошибок (модель + испытуемые) Модельные распределения ошибок положения при позиционном кодировании не отличаются от распределений ошибок испытуемых, что согласуется с литературными данными [Hudson, Landy, 2012].

Выводы Распределение пространственных ошибок зависит от задачи (заучивание последовательности движений / положений фигуры), но не от инструкции (узнавание / полное воспроизведение). Разработана нейросетевая модель, качественно воспроизводящая при позиционном кодировании распределения пространственных ошибок испытуемых. Результаты свидетельствуют в пользу теорий о независимой от инструкции (от степени осознания) внутренней репрезентации информации в пространственной памяти. Дальнейшие планы: изучение распределений пространственных ошибок при обучении заучиванию.