Развитие познавательных УУД на уроках иностранного языка Автор: Бебякина Е.В., учитель английского языка МБОУ «ООШ с.Оркино» 2013г.
«Универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование УУД является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Филологический цикл: Русский язык Литературное чтение Английский язык
Идеология нового образовательного стандарта предполагает, что в процессе обучения английскому языку ученик должен искать и находить для себя ответы на следующие вопросы: Зачем я учу английский язык?
Идеология нового образовательного стандарта предполагает, что в процессе обучения английскому языку ученик должен искать и находить для себя ответы на следующие вопросы: Зачем я учу английский язык? Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?
Идеология нового образовательного стандарта предполагает, что в процессе обучения английскому языку ученик должен искать и находить для себя ответы на следующие вопросы: Зачем я учу английский язык? Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)? Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?
Идеология нового образовательного стандарта предполагает, что в процессе обучения английскому языку ученик должен искать и находить для себя ответы на следующие вопросы: Зачем я учу английский язык? Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)? Зачем я повторяю дома пройденное на уроке? Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?
Учитель – условия - дети В составе основных видов универсальных учебных действий четыре блока: личностные УУД познавательные УУД регулятивные УУД коммуникативные УУД.
Познавательные УУД - положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Познавательные УУД включают в себя: - общеучебные
Познавательные УУД включают в себя: - общеучебные - знаково-символические действия
Познавательные УУД включают в себя: - общеучебные - знаково-символические действия - логические
Познавательные УУД включают в себя: - общеучебные - знаково-символические действия - логические - действия постановки и решения проблем
1.Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
3. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
К примеру: 1.Вставь пропущенные буквы: bedr_ _m, ki_ _ _en, wind_ _, d_ _r. 2. Расставь буквы в правильном порядке: c,p,t,I,u,e,r. a, c,p,r,t,e l,c,c,o,k
Краткое описание задания Какие УУД развиваются Возможность использования ИКТ Оценка результатов Аудирование -Прослушайте несколько коротких текстов -подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний Познавательные логические Запись текстов, иллюстраций к ним Проверьте себя, где, почему ошиблись Посмотрите на картинку, предположите, о чем текст -прослушайте текст -ответьте на вопрос Познавательные логические Картинка к тексту, запись Изложите своё мнение по вопросу
Краткое описание задания Какие УУД развиваются Возможность использования ИКТ Оценка результатов Монологическая речь -Подумайте, какое высказывание можно составить по предложенной теме, -подберите фразы, слова, которые понадобятся для высказывания -составьте сообщение по теме Коммуникативные Знаково- символические Логические Интерактивная доска Прослушайте запись своего сообщения, оцените объем, правильность Чтение -Изучите заголовок, послушайте музыку к тексту, о чем будет текст ПознавательныеМузыкальное оформление
Краткое описание задания Какие УУД развиваются Возможность использования ИКТ Оценка результатов Прочитайте текст Заполните таблицу (например, с информацией о героях) -расскажите о героях по таблице Познавательные логические общеучебные Запись чтения текста Сумели ли вы выделить информацию из текста, получилось ли использовать ее в своей речи Грамматика -изучите правило, примеры к нему -объясните правило в интересной форме -придумайте примеры к правилу Познавательные Логические общеучебные Презентация правила Объясни правило одноклассникам
Краткое описание задания Какие УУД развиваются Возможность использования ИКТ Оценка результатов поиграйте в детективов, восстановите текстПознавательные логические презентацияЕсли текст восстановлен верно, в презентации открывается отгадка Лексика -прочтите текст, -обратите внимание на выделенную лексику -составьте запись в словаре для каждого слова, словосочетания (укажите образование числа, временные формы, т.д.) -придумайте примеры с лексикой для одноклассников Познавательные общеучебные Интерактивная доска(написание, произношение лексики) Представьте слова одноклассникам, предложите им перевести примеры с новой лексикой, Оцените себя, все ли поняли одноклассники
Краткое описание задания Какие УУД развиваются Возможность использования ИКТ Оценка результатов Фонетика -послушайте произнесение звука -узнайте звук в словах (например, хлопните в ладоши на эти слова) -научитесь произносить звук -разучите рифмовку или песенку с этим звуком Познавательные логические Запись звуков Презентация рифмовки или песенки Организуйте соревнование, выступите перед одноклассниками с песенкой или рифмовкой, у кого получится лучше Письмо Написать учащемуся письмо на английском языке Познавательные коммуникативные Написать письмо по интернету Написать ответ на письмо учащегося, где задать вопросы, попросить объяснить фразы, т.д., в тех местах, где учащийся допустил ошибки.
4. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности школьников.
Проекты на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения,
Проекты на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты,
Проекты на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты.
Результат Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Внешний результат (предметные, метопредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности.
ИКТ – технология, ИКТ - компетентность являются одними из важных элементов формирования познавательных УУД обучающихся на всех ступенях общего образования.
Уникальным средством развития познавательных универсальных учебных действий являются on-line сервисы. 1. Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств ( ru/wall/1ce d6e0a6c578b61b1748b82); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме ( gl/y5DOp); выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ( gl/TNLxJ); смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели ( gl/2MceJ); постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ( gl/wg1F2).
2. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты ( org/91677); обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация ( org/84412); установление причинно-следственных связей.
3. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы ( gl/0UHIf); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера ( gl/AtNho).
ИТАК: Овладение познавательными универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности. Они дают возможность успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки.
ШКОЛА+ УУД= СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
Спасибо за внимание!
Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов Н/Д., Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
Используемые ресурсы 1. Комиссарова И. А. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/formirovanie- universalnykh-uchebnykh-deistvii-uud-na-urokakh- inost 2. Филатова Е. В., Шинкоренко А. В. Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальных классах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nic-snail. ru/index. php? option=com_zoo&task=item&item_id=163&Itemid=57