ИНФОРМАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. ТУМАЛЕВА Елена Андреевна
Зрение и слух Может пропустить за одно и то же время единиц информации: орган слуха 1000, орган осязания 10000, а орган зрения И. М. Яглом Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Это значит ПРИ ЧТЕНИИ информация воспринимается ЛУЧШЕ, ЧЕМ СО СЛУХА.
До 20 % поступающей слуховой информации может потеряться, т.к.: мысли текут в 810 раз быстрее, чем речь; наличие различного рода отвлекающих факторов
Объём запоминаемой информации зависит от формы её получения: 15% В РЕЧЕВОЙ; 25% В ЗРИТЕЛЬНОЙ ; 65%если ОБА эти способа передачи информации используются ОДНОВРЕМЕННО
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЕМКОСТЬ ВИЗУАЛЬНОГО НОСИТЕЛЯ 30 ЗНАКОВ 12 СТРОК
Линии, не имеющие перерыва, С ПЛАВНЫМИ ЗАКРУГЛЕНИЯМИ, считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами.
Вертикально нужно давать НЕЧЕТНОЕ ЧИСЛО ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ: 3, 5, 7.
Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, это 7 ± 2 (имен, наименований).
РАСПОЛОЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Влияние уровня запоминания от места расположения материала на доске (плакате) 28%33% 16%23% (Американские исследования, 20-е годы)
РАСПОЛОЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Текст в книге Располагается в строках. Пишется в разных языках слева-направо или справа-налево. Новая мысль начинается с отступа – абзац.
ЛУЧШЕ БЫЛО БЫ ТАК !!! РАСПОЛОЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ на экране
УДОБОЧИТАЕМОСТЬ ТЕКСТА «+ +» черный шрифт на белом «+» черный набор на светлом фоне «-» желтый на белом фоне и наоборот.
ЧТО ЭТО?
А ЭТО?
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА ЦВЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕСЕТ В 8 РАЗ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ
СИМВОЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ТЕКСТ, ТАБЛИЦЫ…) ДОЛЖНА БЫТЬ ЧЕРНО- БЕЛОЙ; ИЗОБРАЖЕНИЯ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЦВЕТНЫМИ.
Влияние ЦВЕТА на восприятие информации. - зеленый - действует успокаивающе. - голубой и желтый -успокаивает сангвиника и холерика, -клонит ко сну флегматика, -располагает к замкнутости меланхолика. - красный - действует возбуждающе.
ВЫДЕЛЕНИЕ ШРИФТА ВЫДЕЛЕНИЕ ШРИФТА другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти.
Другие особенности восприятия текста: чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят; лучше запоминаются слова, хуже всего цифры
существительные запоминаются лучше, чем глаголы и прилагательные. начало и конец запоминаются лучше, чем середина.
За 40 минут занятия следует показывать не более 8-10 носителей визуальной информации
J – количество сообщенной информации I - количество усвоенной информации
t,мин J,I J I J I