Михаил Юрьевич Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики. …я в мире не оставлю брата, …я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. план - Введение. - Личность Лермонтова. - Основная часть. - Основные периоды творчества М.Ю. Лермонтова -Тематическое.
Advertisements

Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии ( ) Задание к презентации. Познакомьтесь с материалами учебного пособия (Обернихина.
« Гляжу на будущность с боязнью …» ( Тема одиночества в лирике Лермонтова )
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ СОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКАМ В 9 КЛАССЕ.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Жизнь и творчество.
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ школа 3.
Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
6 класс Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Горька судьба поэтов всех племён; Тяжеле всех она казнит Россию… В.К. Кюхельбекер Урок 1.
Урок литературы в 8 классе «Где люди вольны, как орлы…» (Романтизм в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»). Учитель русского языка и литературы МОУСОШ 1 города.
Творческое название: Гонимый миром странник…. Автор: Степанова Н. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской.
М.Ю. Лермонтов «Валерик» Документально - биографические и художественные особенности стихотворения.
Итоговое сочинение План анализа темы сочинения : 1. Виды тем. 2. « От общего к частному » 3. Составление упрощенного плана 4. Вступление 5. Основная часть.
«Кавказский цикл в творчестве М. Ю. Лермонтова: к соотношению живописной и поэтической традиций» Автор проекта: Н.Гладкова, ученица 9 класса лицея 9 Волгограда.
Пейзаж в романтических произведениях лишен полутонов. Романтизм предполагает обыкновенную личность в обыкновенных обстоятельствах. Романтический герой.
Учреждение образования «Минское государственное профессионально- техническое училище 114 строителей» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «Лирика М.Ю.Лермонтова»
Мотив одиночества В стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Тучи», «На севере диком…», «Утёс», «Листок»
Почему, говоря о Байроне, мы сразу вспоминаем М. Ю. Лермонтова, а не А. С. Пушкина ? © Павлова Мария, 2010.
М. Ю. Лермонтов был поразительным человеком. Он прожил короткую жизнь. Его литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий.
Транксрипт:

Михаил Юрьевич Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики. …я в мире не оставлю брата, …я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод, лишенный сока, Она увяла в бурях рока Под знойным небом бытия. М.Ю.Лермонтов М.Ю.Лермонтов

Проблемный вопрос «Жизнь, судьба М.Ю.Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания». «Жизнь, судьба М.Ю.Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания». Что дает основание для такой оценки жизни и творчества Лермонтова М.Ю.? Что дает основание для такой оценки жизни и творчества Лермонтова М.Ю.?

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий в качестве лица, наделенного личной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка). - своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий в качестве лица, наделенного личной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка). Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, С Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, С

Вопрос Вспомните изученные ранее произведения М.Ю.Лермонтова: «Парус», «Ангел», «Молитва», «Синие горы Кавказа», «Каменный рыцарь», «Мцыри», «Бородино» и др. Вспомните изученные ранее произведения М.Ю.Лермонтова: «Парус», «Ангел», «Молитва», «Синие горы Кавказа», «Каменный рыцарь», «Мцыри», «Бородино» и др. Каким видится вам лирический герой М.Ю.Лермонтова? Каким видится вам лирический герой М.Ю.Лермонтова?

Периодизация творчества М.Ю.Лермонтова 1. До 1837 г. – ранний период. ЛГ – поэт, сын рока с бременем трагических воспоминаний, с «печатью страстей» на челе, вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но и притом разочарованный демон, для которого характерно уединенное самопознание. ЛГ – поэт, сын рока с бременем трагических воспоминаний, с «печатью страстей» на челе, вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но и притом разочарованный демон, для которого характерно уединенное самопознание гг. – зрелый период. ЛГ сохранил за собой – в форме многозначительных намеков и иносказаний – личную предысторию, тот груз прошлого, который дает право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта. ЛГ сохранил за собой – в форме многозначительных намеков и иносказаний – личную предысторию, тот груз прошлого, который дает право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта.

МОТИВ - Устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных произведений. - Мотивами называют и характерные для поэта лирические темы. - Вычленение и анализ поэтических мотивов важны как способ постижения художественного мышления и сознания поэта.

Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова Свобода и воля – центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова; Свобода и воля – центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова; Действие и подвиг – опорные мотивы. Действие – основа существования человека. Подвиг – тот след, который он должен оставить в жизни; Действие и подвиг – опорные мотивы. Действие – основа существования человека. Подвиг – тот след, который он должен оставить в жизни; Одиночество – мотив и основная тема творчества; Одиночество – мотив и основная тема творчества; Странничество. Духовный мир странника – мир прощаний и воспоминаний; Странничество. Духовный мир странника – мир прощаний и воспоминаний;

Основные темы и мотивы лирики Изгнанничество; Изгнанничество; Родина; Родина; Память и забвение; Память и забвение; Обман; Обман; Мщение; Мщение; Покой; Покой; Земля и небо; Земля и небо; Сон; Сон; Путь; Путь; Время и вечность; Время и вечность; Любовь; Любовь; Смерть. Смерть.

Какие мотивы из перечисленных доминируют? (при ответе воспользуйтесь сведениями из Лермонтовской энциклопедии) Слово «бог» встречается на страницах произведений М.Ю.Лермонтова 589 раз, «воспоминание» - 72, «волшебный» - 64, «гроза» - 65, «грозный» - 85, «зло» - 136, «злодей» - 92, «играть» - 183, «казаться» - 336, «камень» - 142, «крест» - 92, «луна» - 135, «мечта» - 194, «минута» - 333, «миг» - 121, «надежда» - 263, «могила» - 144, «напрасно» - 134, «небесный» - 95, «небо» - 415, «земля» - 385, «нет» , «ночь» - 328, «ночной» - 122, «обмануть» - 129, «один» , «рай» - 127, «скала» - 164, «сон» - 277, «любовь» - 605, «страдание» - 149, «страдать» - 81, «ложь» - 60, «смерть» Слово «бог» встречается на страницах произведений М.Ю.Лермонтова 589 раз, «воспоминание» - 72, «волшебный» - 64, «гроза» - 65, «грозный» - 85, «зло» - 136, «злодей» - 92, «играть» - 183, «казаться» - 336, «камень» - 142, «крест» - 92, «луна» - 135, «мечта» - 194, «минута» - 333, «миг» - 121, «надежда» - 263, «могила» - 144, «напрасно» - 134, «небесный» - 95, «небо» - 415, «земля» - 385, «нет» , «ночь» - 328, «ночной» - 122, «обмануть» - 129, «один» , «рай» - 127, «скала» - 164, «сон» - 277, «любовь» - 605, «страдание» - 149, «страдать» - 81, «ложь» - 60, «смерть»

Задание Составьте из данных слов тематические ряды. Составьте из данных слов тематические ряды. Озаглавьте ряды. Озаглавьте ряды. Попробуйте привести примеры произведений к каждому из этих рядов. Попробуйте привести примеры произведений к каждому из этих рядов.