Методическая система обучения информатике на ступени основного общего образования в свете требований ФГОС Босова Людмила Леонидовна akulll@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая система обучения информатике на ступени основного общего образования в свете требований ФГОС Босова Людмила Леонидовна
Advertisements

Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение ФГОС.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Условия эффективности формирования информационно- коммуникационной компетентности школьников.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Учитель информатики МОУ «СОШ 59» Гурская Елена Геннадьевна.
Транксрипт:

Методическая система обучения информатике на ступени основного общего образования в свете требований ФГОС Босова Людмила Леонидовна

Программа семинара Лекция «Концепция подготовки современных школьников в области информатики и ИКТ» Лекция «Авторская программа непрерывного курса информатики в 5–9 классах» Мастер-класс «Рабочая программа учителя как инструмент проектирования целей, содержания и основных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Лекция «Математические основы школьной информатики» Мастер-класс «Избранные задачи школьного курса информатики» Лекция «Электронные образовательные ресурсы для курса информатики в 5-9 классах» Вопросы, обсуждения День 1

Программа семинара Лекция «Современный урок информатики в основной школе с учетом требований ФГОС» Мастер-класс «Информационные моделирование и современные методы визуализации информации» Лекция «Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики» Лекция «Методика организации исследовательской деятельности школьников по информатике» Лекция «Организация групповой деятельности учащихся на уроках информатики» Мастер-класс «Планируемые результаты обучения информатике: зона ответственности и зона поддержки» Вопросы, обсуждения День 2

Концепция подготовки современных школьников в области информатики и ИКТ

Новая социокультурная среда новые способы восприятия и интерпретации мира культурное разнообразие и взаимодействие разнообразных жизненных укладов социальная сложность технологизированность стремительные изменения новые требования экономики и рынка труда

инициативность и способность к приобретению новых компетенций готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям способность быстро адаптироваться к новым вызовам высокая социальная активность сотрудничество и взаимная ответственность Целевые установки

противоречие между новыми целями образования и традиционной школой снижение мотивации к обучению в классе, кризис классно-урочной системы сложность реализации принципов междисциплинарности популярность электронных образовательных ресурсов возможности новых средств обучения (смартфонов, планшетов и т.д.) Предпосылки новой организации образовательного процесса

непрерывное образование рост влияния возможностей современных технологий на процессы учебы, работы, общения, жизни использование методов обучения, предполагающих более активную позицию ученика в процессе обучения смещение образовательной парадигмы в сторону использования моделей онлайн-обучения, смешанного обучения, активного взаимодействия участников образовательного процесса позиционирование учителя как модератора (навигатора, тренера, помощника) образовательного процесса рост количества обучающихся, имеющих личное мобильное устройство Тенденции в образовании

Индивидуализация технические средства и ресурсы выбираются исходя из учебных потребностей отдельных учеников ученики в процессе обучения полагаются на индивидуальных преподавателей учебные часы, поэтапное обучение оценка обучения итоговая оценка этапа обучения включает тестирование на повременной основе, которое показывает, что ученик усвоил, а что нет Дифференциация технические средства и ресурсы выбираются исходя из учебных потребностей группы учеников ученики в процессе обучения полагаются на преподавателей учебные часы, поэтапное обучение оценка ДЛЯ обучения оценки включают тестирование на повременной основе, и преподаватели комментируют результаты в целях дальнейшего обучения Персонализация ученик выбирает соответствующие технические средства и ресурсы для обучения ученики создают круг сверстников, учителей и т.д., которые помогают им в учебе и направляют учебный процесс модели, основанные на обучении в соответствии с успехами, когда ученик демонстрирует усвоение материала оценка КАК обучение преподаватели стремятся воспитывать независимых учеников, которые ставят перед собой цели, отслеживают успехи и думают об обучении

ИКТ и учебный процесс Условия для индивидуализации учебного процесса за счет возможностей: использования разнообразных способов представления информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук) организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся сопровождения и поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем Организация групповой учебной деятельности с применением средств ИКТ Образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы

Формирование креативности – ключевая задача современного образования. Для развития креативности необходимая деятельностная образовательная среда Только технология в союзе с гуманитарными науками дают результат, который заставляет наши сердца петь. Стив Джобс

Образование 1.0 Образование 2.0

Образование 3.0 Основные характеристики: Персонализация обучения Обучение в любом месте, в любое время Технология - двигатель и инструмент реализации Постоянный поиск новых форм и методов обучения

Знаковые события в нашем образовании ФГОС Закон об образовании в РФ Профессиональный стандарт педагога (проект) Концепция развития математического образования (проект)

от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Изменения в школе

минобрнауки.рф/документы/543

ИКТ - стратегически важное направление науки и практики, необходимое для развития экономики, промышленности, высоких технологий, обеспечения национальной безопасности, образования всех уровней Необходим высокий уровень адаптации современного школьника, а в дальнейшем выпускника школы к жизни и работе в высокотехнологичной наукоёмкой среде

Выпускник начальной школы активно использовать средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных зада вводить текст с помощью клавиатуры фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

Проблемы Средства ИКТ используются редко, бессистемно, преимущественно с целью предъявления новой информации, формирования репродуктивных навыков и контроля знаний Недостаточно реализуются возможности средств ИКТ в целях развития универсальных учебных действий Не используется потенциал ИКТ для формирования навыков самостоятельной индивидуальной и групповой учебной деятельности Низок уровень культуры использования базовых информационных технологий у большинства учащихся и педагогов

Подготовка школьников в области информатики и ИКТ представляет собой важную составляющую интеллектуального и творческого развития личности; обеспечивает школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; способствует повышению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; обеспечивает необходимые компетенции для получения конкурентоспособного профессионального образования.

Структура подготовки изучение курса информатики в рамках самостоятельного общеобразовательного учебного предмета на базовом, расширенном или углубленном уровне; занятия в кружках в рамках внеурочной деятельности социальной, общеинтеллектуальной, общекультурной направленности, ориентированных на изучение и применение средств и методов информатики и ИКТ; применения средств ИКТ при изучении других предметов и в повседневной жизни.

Широкий спектр междисциплинарных связей на уровне понятийного аппарата и инструментария Направленность на формирование метапредметных и личностных результатов Значительный опыт формирования современных образовательных результатов Школьная информатика сегодня

пересмотр содержания общего образования в целом развитие самой информатики как области знания развитие ИКТ и их широкое использование в образовательном процессе Необходимость корректировки курса

Программирование для параллельных вычислительных систем и многоядерных процессоров как перспективное направление развития школьного курса информатики

Теоретические аспекты Прикладные аспекты из курса «уходят» технологии обработки текстовой, графической, мультимедийной информации; в курсе остаются электронные таблицы, базы данных и коммуникационные технологии усиливается фундаментальная составляющая курса, преимущественно, за счет изучения алгоритмизации Курс информатики по ФГОС

Информатика: предметные результаты формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств Метапредметные результаты формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции)

Информатика: предметные результаты развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической Метапредметные результаты умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Информатика: предметные результаты формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; Метапредметные результаты умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Информатика: предметные результаты формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права Личностные результаты освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

«Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …» Ершов А.П.

ИКТ-компетенция обучающегося заключается в его способности использовать информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией при решении учебных задач, в процессе самостоятельной познавательной деятельности, жизни и труда в современном высокотехнологичном обществе. Основные элементы ИКТ-компетенции обучающегося определяются в соответствии со следующими направлениями деятельности: обращение с устройствами ИКТ; фиксация и обработка изображений и звуков; поиск и организация хранения информации; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых объектов; восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов; анализ информации, математическая обработка данных в исследовании; моделирование, проектирование и управление; коммуникация и социальное взаимодействие; информационная безопасность.

ИКТ-компетентность и информатика В рамках курса информатики школьники: знакомятся с теоретическими основами информационных технологий, овладевают практическими навыками использования средств ИКТ

Главное ФГОС Информатизация образования Информатика Информационная деятельность ЭОР ИОС Теоретические основы Практические навыки ИКТ-компетентность Современные образовательные результаты УУД

Практические шаги непрерывный курс информатики в 5–9 классах (базовый, расширенный, углубленный); систематизация, обобщение и углубление содержания курса информатики, являющегося основой ИКТ-компетентности школьников; программа развития универсальных учебных действий с учетом потенциала школьного курса информатики; внеурочная деятельность в области информатики и информационных технологий

Методы информатики «проникают во все области знания – естественные и гуманитарные. Изучение информатики в школе на высоком уровне важно будет не только специалистам, которые будут создавать новые информационные технологии, но и медикам и биологам, физикам и филологам, историкам и философам, будущим руководителям предприятий и политикам, представителям всех областей знаний». В.А. Садовничий