Консультативный Совет по газу (КСГ): первые итоги деятельности и перспективы Владимир ФЕЙГИН Ко-спикер КСГ (РФ) Президент Института энергетики и финансов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глобализация и устойчивое развитие ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ Новая энергетическая стратегия ЕС: вызов или возможность для России? А.И. ГРОМОВ Заместитель.
Advertisements

1 Энергетический диалог и совершенствование ценообразования в газовой отрасли – главные темы уходящего года В. А. Язев Председатель Комитета по энергетике,
«Разработка и сопровождение «Дорожной карты» международного сотрудничества в области национального и глобального устойчивого энергетического развития»
Роль регуляторов в стимулировании инвестиций в энергетическую отрасль, трансграничные операции и интеграцию рынков энергии ЕС Волтер Больтс.
Некоммерческое партнерство ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА Отраслевая Программа развития рынка распространения прессы Москва Конференция Издательская.
Декларация о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики Российской Федерации 2006, Общероссийское отраслевое объединение.
Институционные аспекты законодательства в рамках Третьего энергетического пакета Регулирование и либерализация энергетических рынков: Опыт России и Третий.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Александра Чижа.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Предпосылки создания проекта Основные проблемы отрасли: Отсутствие реальной конкуренции на рынках топливно-энергетического комплекса; Отсутствие стимула.
Введение в действие Третьего энергетического пакета Филипп Лоу Конференция по регулированию и либерализации энергетических рынков 4 октября 2010 года,
Перспективы развития «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности государств-членов Таможенного союза и Единого экономического.
Украина Углублённый обзор политики энергоэффективности VI Международная специализированная выставка Энергоэффективность. Возобновляемая энергетика – 2013,
МОСКВА: НОВАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В МОСКВЕ на гг. (свыше 20 обсуждений с отраслевыми органами, бизнесом и.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ, ИНВЕСТИЦИОННЫМ И ДРУГИМ ВОПРОСАМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Транксрипт:

Консультативный Совет по газу (КСГ): первые итоги деятельности и перспективы Владимир ФЕЙГИН Ко-спикер КСГ (РФ) Президент Института энергетики и финансов Пресс-конференция The International Exhibition & Forum Exploration, Production, Processing 2013 (EPP 2013) Москва, 20 ноября 2013 Джонатан СТЕРН Ко-спикер КСГ (ЕС) Профессор Оксфордского Института энергетических исследований

Этапы энергетического сотрудничества Россия - ЕС 1994 – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС 2000 – Соглашение об образовании Энергодиалога Россия-ЕС 2003 – Учреждение Постоянного Совета партнерства по энергетике Россия-ЕС 2007 – Начало переговоров о Новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС 2010 – Внедрение Механизма Раннего Предупреждения 2011 – Образование Консультативного Совета по газу 2013 – Подписание Дорожной карты энергетического сотрудничества Россия-ЕС до 2050 года

Форматы энергетического сотрудничества Россия - ЕС Энергодиалог Россия-ЕС Консультативный Совет по газу Дорожная карта энергетического сотрудничества Россия-ЕС до 2050 года

Энергодиалог Россия-ЕС Цели и задачи Энергодиалога Россия-ЕС: - улучшение нормативно-правовой базы, регламентирующей производство энергоносителей, а также их транспортировку - обеспечение целостности и сохранности транспортных сетей - обеспечение гарантий отсутствия юридических рисков для долгосрочных поставок энергоресурсов - развитие энергетических инфраструктурных проектов «взаимного интереса» (PMI) - развитие сотрудничества в сфере рационального использования энергетических ресурсов и их энергосбережения. Год создания: 2001

Открытый и публичный характер сотрудничества Результаты деятельности всех структур Энергодиалога Россия-ЕС доступны в открытом доступе на сайтах: Министерства энергетики Российской Федерации и Европейской Комиссии По Консультативному Совету по газу дополнительно см. сайты Института энергетики и финансов и Оксфордского Института энергетических исследований

Структура энергодиалога Россия-ЕС 6

7 Консультативный Совет по газу (КСГ) Цели и задачи КСГ: - анализировать развитие газовых рынков Российской Федерации и ЕС; - оценивать развитие производства газа, спроса на газ и его транспортировки; - оценивать развитие перспектив поставки и потребления; - обсуждать аспекты, связанные со структурами и инфраструктурой рынка - на основе проводимой Советом работы подготавливать и представлять совместные рекомендации руководству Энергодиалога Членство в КСГ: Совет включает в себя представителей газовой отрасли, академических и исследовательских институтов, международных организаций, а также стран-членов ЕС, Министерства энергетики России и Европейской комиссии. Члены Совета являются независимыми и свободными в выборе занимаемой позиции, а также в рекомендациях, которые они считают целесообразными в контексте газовых отношений Россия-ЕС.. Год создания: 2011

8 Структура КСГ Консультативный Совет по газу Ко-спикер, РоссияКо-спикер, ЕС В.И.ФЕЙГИН, ИЭФ Дж. СТЕРН, Oxford Energy Institute Рабочая группа 1 «Долгосрочные газовые сценарии и прогнозы» ФЕЙГИН (Россия) СТЕРН (ЕС) Рабочая группа 2 «Развитие внутреннего рынка газа России и ЕС» КОНОПЛЯНИК (Россия) БОЛЬЦ (ACER, ЕС) Рабочая группа 3 «Развитие газотранспортной инфраструктуры» ШТИЛЬКИНД (Россия) КАМФУС (ENTSOG, ЕС) Важный результат деятельности КСГ – Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 года (газовый раздел и раздел по сценариям)

9 Энергетическая Дорожная карта ЕС -2050Энергетическая стратегия России Общая точка отсчета сотрудничества в энергетике ДКС Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 года (ДКС) Цель: формирование к 2050 г. пан-Европейского энергетического пространства с интегрированной сетевой инфраструктурой, с открытыми, прозрачными, эффективными и конкурентными рынками, которое будет способствовать обеспечению энергетической безопасности и достижению целей устойчивого развития ЕС и России. Задачи ДКС: - анализ различных сценариев и их влияния на взаимоотношения России и ЕС в области энергетики (нефть, газ, электроэнергетика и др.) - исследование возможностей и рисков энергетических поставок и спроса в долгосрочной перспективе - исследование потенциала долгосрочного сотрудничества в энергетике

Сущность ДКС 10 ДКС – не только ИДЕОЛОГИЯ сотрудничества, но и конкретный ПУТЬ энергетического взаимодействия России и ЕС ДКС – не декларация, а «ЖИВОЙ ДОКУМЕНТ» Координаторы Энергодиалога Россия-ЕС Группа по энергетическим стратегиям и рынкам КСГ Ежегодный мониторинг Корректировка ДКС ДКС – общая точка отсчета для энергетического взаимодействия России и ЕС

КСГ – важный элемент энергетического сотрудничества России и ЕС Россия – крупнейший поставщик газа в ЕС, ЕС – крупнейший внешний рынок для российского газа Россия и ЕС связаны разветвленной газотранспортной (трубопроводной) инфраструктурой Поставки российского газа носят трансграничный характер Изменения регулирования Европейского рынка газа (Третий энергетический пакет) потенциально несут существенные риски в сфере обеспечения надежности поставок, как для России, так и для ЕС Декарбонизация европейской энергетики, заложенная в ДК энергетического развития ЕС до 2050 года, создает высокие неопределенности спроса на российский газ 5 причин:

Рабочая группа 1 КСГ «Долгосрочные газовые сценарии и прогнозы» Цель: достижение приемлемого уровня неопределенности долгосрочных сценариев будущего энергетического развития ЕС через: совместный анализ предпосылок, лежащих в основе построения сценариев совместное выявление ключевых драйверов развития газового рынка ЕС разработка открытого методологического инструментария построения сценариев (по модельному принципу «что…если») формирование «поля» сценариев, предусматривающего возможность адаптации, корректировки и своевременного перехода на альтернативные пути При этом: Речь не идет о совмещении сценариев – это невозможно Речь не идет о борьбе сценариев – это бессмысленно Речь идет о сценарном будущем, которое России и ЕС предстоит строить и осваивать совместно

Рабочая группа 2 КСГ «Развитие внутреннего рынка газа России и ЕС» Цель: снизить инфраструктурные и регулятивные риски в газовых отношения России и ЕС Основные регулятивные и инфраструктурные риски 1. Российская сторона не будет иметь возможности поставлять газ своим покупателям в ЕС в объемах и в соответствии с условиями, указанными, в первую очередь, в действующих и новых долгосрочных контрактах на поставку 2.Транспортировка российского газа по существующим контрактам будет дороже в рамках нового регулятивного режима, чем в рамках действующего 3.Среда для крупномасштабных инвестиций в газовую инфраструктуру останется слишком неопределенной и что ряд инвестиций в инфраструктуру могут оказаться «неокупаемыми» 4.Возможные новые потребности ЕС в импорте газа не смогут быть обеспечены на базе действующей инфраструктуры, а достаточная новая инфраструктура не будет построена

Рабочая группа 3 КСГ «Развитие газотранспортной инфраструктуры России и ЕС» Цель: снизить инфраструктурные риски в газовых отношениях России и ЕС через: 1.Совместный анализ планов развития газовой инфраструктуры России и ЕС с точки зрения рисков/возможностей газового сотрудничества сторон, в т.ч. проектов взаимного интереса (PMI) 2.Содействие развитию скоординированной и безопасной панъевропейской газовой инфраструктуры 3.Анализ возможностей диспетчеризации потоков газа в рамках российско-европейской газотранспортной инфраструктуры 4.Определение возможностей реализации новых инфраструктурных проектов в газовой сфере на территории ЕС в условиях действия и развития законодательстве ЕС

Рабочая повестка КСГ на 2013 год Вопросы ко-спикеров КСГОтветы Рабочих групп КСГ 1.Могут ли быть сохранены в существующих контрактах точки поставок? ДА, причем есть путь их сохранения и в новых контрактах 2.Может ли быть обеспечена гарантия предоставления достаточной мощности для транспортировки газа по существующим контрактам на поставку? НЕТ абсолютной гарантии/уверенности 3.Совместимо ли Диспетчерское управление газом (GDS) с положениями Третьего энергетического пакета (ТЭП)? ДА, если этот проект будет развиваться Сторонами Энергодиалога совместно 4.Совместима ли процедура «скоординированной открытой подписки» (COS) с положениями ТЭП? ДА, процедура COS совместима с положениями ТЭП и должна быть учтена в нормативных актах ЕС 5.Каковы будут инвестиционный режим и регулирование для создания дополнительных и новых мощностей? ЕС принял принцип COS и разрабатывает документы на его основе. Вопросы взаимоувязки правил создания дополнительных и новых мощностей начинают прорабатываться 6.Могут ли новые трансграничные российские проекты быть признаны в качестве проектов общего интереса (PCI) и может ли статус PCI присваиваться тем российским проектам, которые будут признаны проектами взаимного интереса (PMI)? В принципе ДА, но: PMI – это проект, который поддерживается обеими Сторонами PCI – полностью европейская концепция, финансируемая ЕС и регулируемая в рамках TEN-E

Задачи и перспективы в отношении газового сотрудничества России и ЕС

до 2020 года Снизить инфраструктурные и регулятивные риски в газовых отношениях России и ЕС Обеспечить устойчивый и достаточный уровень безопасности спроса и поставок газа при справедливом распределении рисков между сторонами Обеспечить повышение гибкости рынков газа, включая такие вопросы, как общие модели ценообразования на газ; политические меры в отношении субсидий и справедливой межтопливной конкуренции; совместную работу по стимулированию развития мощностей хранилищ газа Создать совместную пан-Европейскую операционную платформу для российских и европейских операторов газотранспортных систем Обеспечить дальнейшее сотрудничество России и ЕС по конкретным инфраструктурным газовым проектам Скоординировать сотрудничество по развитию и продвижению новых направлений использования газа 17 Рекомендации, действия и ключевые этапы (в соответствии с ДКС ЕС-РФ до 2050 года)

КСГ: задачи на 2014 год Выявление внешних и внутренних ключевых факторов (драйверов), влияющих на сценарные прогнозы Отказ от «линейности» и экстраполяции через выявление возможных точек бифуркации энергетического развития (построение «дерева» сценариев) «Прозрачность» сценарных предпосылок, входных параметров и ограничений Отказ от принципа «черного ящика» модельных расчетов Открытость и гибкость, позволяющие дополнять сценарные поля новыми сценариями, предпосылками и ограничениями Рабочая группа 1 «Долгосрочные газовые сценарии и прогнозы» Задача: разработать желаемый (обеими сторонами) «столбовой» сценарий газового сотрудничества, основанный на следующих принципах:

КСГ: задачи на 2014 год (продолжение) Рабочая группа 2 «Развитие внутреннего рынка газа России и ЕС» Задачи: продолжить работу над совершенствованием Механизма раннего предупреждения продолжить работу по созданию Единой диспетчерской службы по управлению газотранспортными потоками Рабочая группа 3 «Развитие газотранспортной инфраструктуры России и ЕС» Задачи: продолжить работу над процедурой Скоординированной открытой подписки (COS) продолжить работу по уточнению инвестиционных и регулятивных процедур в части регулирования создания новых и дополнительных газотранспортных мощностей