Бродяжничество выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, или другого детского учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное образовательное автономное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат 5 для детей-сирот и детей,
Advertisements

Взаимодействия родителей и педагогов в процессе интегрированного обучения. Успешное решение проблем ребенка немыслимо без участия родителей. Но родители.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Родительское собрание « П роблемы психологического здоровья школьников» здоровья школьников»
ПЕДАГОГИ - ПСИХОЛОГИ Направления работы Консультирование Коррекционно – развивающая работа Проектная и клубная деятельность Диагностирование.
Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить.
Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ. Содержание Взгляд участников образовательного процесса на причины неуспеваемости Взгляд участников образовательного.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. Вопросы школьного обучения – это вопросы формирования личности Стороны готовности к школе: - физическая - интеллектуальная.
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Транксрипт:

2

Бродяжничество выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, или другого детского учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием). 3

социально-педагогическая запущенность; глубокий психический дискомфорт; отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития,обостренные возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; продолжительная безнадзорность; отрицательные влияния окружающей среды и развивающейся на этой основе социально- психологическая дезадаптация. 4

Эмансипационные побеги. Совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни. Импульсивные побеги. Совершаются как следствие жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения Демонстративные побеги. Совершаются, чтобы привлечь к себе внимание. Причина – гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Дромоманические побеги. Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. 9% случаев 20% случаев 26% случаев 45%. случаев 45%. случаев 5

Беглецы-исследователи – это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно; ищут приключения, чтобы утвердить свою независимость. Беглецы-шантажисты имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п. Они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия. Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. 6

Реактивные уходы чаще всего наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом, имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Связаны с сильными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п. Начальные уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально-волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой. Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. 7

Если подросток реагирует именно так, то значит он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. И задача родителей, педагогов, психологов и психотерапевтов в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток возникает без понятных психологических мотивов. Более часто обусловлены возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки мотивированная немотивированная 8

Мотивированная реакция ухода возникает как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков Могут быть у условно здоровых, у акцентуированных лиц, у страдающих формирующейся или стойкой аномалией характера. 9

Немотивированные уходы - это патология, возникающая в рамках каких-либо психических расстройств. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом. Могут возникнуть у детей и подростков с задержкой психического развития, у умственно отсталых лиц, у лиц с признаками резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы, у лиц с психоорганическим синдромом в периоды дисфорических (тоскливо-злобных) колебаний настроения и носить немотивированный характер. 10

I этап, часто кратковременный, начало уходов из дома, обычно является реакцией на внешний раздражитель и выражается в психологически понятных ситуационно обусловленных уходах. В случае выявления факта первичного ухода из дома необходимо выяснить: 1. Что явилось причиной ухода. 2. Насколько внятно и четко ребенок помнит обстоятельства принятия им решения об уходе, обстоятельства самого ухода и события, которые происходили с ним далее. 3. Как ребенок вернулся домой самостоятельно или был кем- то приведен. 4. Что думает несовершеннолетний о своем поступке, как его оценивает, может ли его повторить и при каких условиях. На основании полученных при опросе данных принимается решение о характере ухода и дальнейших действиях 11

II этап характеризуется привычными, фиксированными уходами, мотивы которых не сразу понятны и психологически не всегда объяснимы. На этом этапе уходы учащаются и возникают по незначительному поводу (небольшое замечание, плохо подготовленное домашнее задание, ожидание неприятной встречи, представление о возможности посетить интересное место и т.п.). Появляется своеобразный патологический стереотип поведения в виде уходов. При повторном уходе из дома необходимо: повышенное внимание к несовершеннолетнему, желательна консультация у специалиста, следует поставить в известность учителей школы, инспектора ПДН, каждый факт ухода должен быть предметом обсуждения с подростком и поводом для внимательного рассмотрения сложившейся вокруг него ситуации. 12

Значительно реже наступает III этап, когда уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными, ребенок или подросток не в силах им противостоять, то есть этот этап истинно патологический. Начало третьего этапа обычно характеризуется нарастанием количества и длительности уходов, большинство из которых носят импульсивный, неконтролируемый характер. При возникновении третьего этапа склонность к бродяжничеству сохраняется и в зрелом возрасте. Здесь необходимы консультации специалиста-психиатра либо комплексное психиатрическое обследование. 13

Психолого-педагогическое сопровождение воздействия направляются на ликвидацию психологических предпосылок аномального поведения и имеют целью достижение социально- психологической адаптации ребенка. 14

1. Формирование банка данных детей и подростков, склонных к самовольным уходам, побегам 2. Диагностика проблем личностного и социального развития для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка (использовать в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики). 3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам диагностики психолог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Разрабатываются индивидуальные социально-педагогические программы с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении. Для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики, разрабатываются групповые программы. 4. Консультирование. консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей, склонных к самовольным уходам, побегам. С этой целью специалист проводит консультации для несовершеннолетних, родителей и лиц, их замещающих, учителей и других специалистов. 15

Диагностический блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Установочный блок включает главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на коррекционную работу. Основными задачами этого психокоррекционного блока являются: подготовка коррекционной программу (сроки, этапы, методы, методики) снижение эмоционального напряжения у ребенка; активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком; повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции; формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции. Коррекционный блок. Основной целью данного блока является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием. Непосредственная работа по, заданной в установочном блоке, программе сопровождения. Оценочный блок.Анализ проделанной работы. Обследование проводится по ранее используемым методикам. По результатам обследования принимается решение на продолжение работы в индивидуальном порядке или на успешное завершение коррекционной работы 16

На уровне эмоциональной сферы психолог должен помочь школьникам почувствовать собственную ценность; стать более свободными в выражении собственных позитивных и негативных эмоций; научиться более точно вербализовать свои эмоциональные состояния; раскрыть свои проблемы и соответствующие им чувства; почувствовать неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций; модифицировать способы переживаний, эмоционального реагирования, восприятия своих отношений с окружающими. В поведенческой сфере психокоррекционный процесс направлен на приобретение навыков более искреннего и свободного общения с окружающими; преодоление неадекватных действий; развитие форм поведения, связанных с поддержкой, взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством, самостоятельностью; развитие адекватных форм поведения и реагирования на основании достижений в познавательной и эмоциональной сферах 17

1.- акцент на формирование конструктивных способов поведения в трудных ситуациях, а также на овладение приемами, позволяющими справиться с излишней тревогой. 2.- укрепление уверенности в себе, развитие позитивной самооценки, забота о личностном росте. 3.- психокоррекционная работа, с использованием приема «проживания каждой стадии процесса реагирования на психотравму, а психолог помогает ему модифицировать способы переживаний, эмоционального реагирования, развить адекватные формы поведения, перейти от негативного к позитивному восприятию и мышлению, найти способ решения проблемы. 4.-использование правил поведения или терапевтических ограничений, которые необходимы в детской группе. Их цель: гарантировать физическую и эмоциональную безопасность каждого ребенка; обеспечить принятие ребенка; способствовать развитию у детей способности к принятию решений, самоконтролю и ответственности; помочь детям связать занятие в группе с реальной жизнью; а также сохранить социально приемлемые отношения между ребенком и психологом. 18

игротерапия, используя игротерапию, хорошо дополнять ее арттерапевтическими методами: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, Метод аутогенной тренировки, поведенческий тренинг используется психорегулирующая тренировка - ПРТ, хорошо влияют психомышечные тренировки в детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. 19

При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, способствующую оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. 20

с дошкольниками и младшими школьниками можно использовать элементы внушения и разъяснительной терапии. С младшими подростками разъяснительный подход может быть эффективным, однако структура беседы должна быть иной, Советы взрослого младший подросток воспринимает как вмешательство в свою личную жизнь. Преодолеть этот барьер помогают вопросы типа "как ты думаешь, как тебе кажется, как бы тебе хотелось?": фразы "Может быть, ты попробуешь, а потом решишь" и т. д. Для старших подростков эффективны подходы эмотивно- рациональной терапии, когда вместе с подростком мы выясняем: каковы причины внутреннего дискомфорта, каким образом наши рекомендации могут помочь их устранению, при этом мы опираемся на возникающие у подростка в ходе беседы эмоциональные переживания. Эти же приемы используются в работе со взрослыми. 21

– это сложная многоуровневая система, включающая в себя не только психокоррекционную и психоконсультативную работу, а также психологическое сопровождение, психологическую поддержку, психологическуюдиагностику, направленные на борьбу как за ребенка, так и за его семью в целом и его социальное окружение 22

Не существует проблем ребёнка отдельно от проблем семьи, дети – не автономны, их девиантное поведение – всегда следствие ошибок в воспитании, помочь трудному подростку без активного включения в эту помощь самих родителей невозможно. Сотрудничество необходимо начать с рекомендаций по психологии общения, режиму дня, питанию. Совместные усилия при активном содействии психолога приводят к изменению ситуации, разрешению проблем, налаживанию живого, душевного и искреннего общения внутри семьи. 23

«Попробуйте стать партнерами...» Ведь на партнера никто не кричит, не заставляет, его пробуют убедить, склоняют к компромиссу, показывают выгоды от сотрудничества. «Менять себя» Родители и дети! Ближе никого нет! После такой демонстрации своего мнения и собственных решений ребенка, как уход из дома, у родителей один выход не пытаться изменить оппонента, менять себя, только себя! И это приведет и к изменению отношений, оздоровлению их! 24

В каждом из наших трудных подростков живут два волка, и между ними идёт борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Мы, взрослые, должны помочь нашим трудным подросткам совершить правильный выбор, постараться сделать так, чтобы ни у одного из этих детей не было сомнений в том, какого волка в себе кормить! 25

26