«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. ПЕРВЫЕ ШАГИ» Специальная образовательная программа НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В. Ломоносова д.б.н. ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
VI Фестиваль Науки Выставка в 1-м учебном корпусе МГУ 7-9 октября 2011 г. (фото-обзор Т.В. Потаповой)
Advertisements

Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Портфолио Нагайчук Надежда Васильевна воспитатель ГБОУ ЦРР детский сад 1645.
Городская экспериментальная площадка первого уровня « Становление субъектной позиции учащихся и педагогов как условие повышения качества образования »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад 10 «Берёзка» г.Светлограда Петровского Ставропольского.
«МАЛЫШАМ О ГЛАВНОМ» дополнительная программа по дошкольному образованию с использованием культурного наследия Санкт-Петербурга ГБДОУ 20 Кировского района.
Инновационного педагогического опыта Новые образовательные технологии Творческое развитие личности Новые образовательные технологии и творческое развитие.
«МАЛЫШАМ О ГЛАВНОМ» дополнительная программа по дошкольному образованию с использованием культурного наследия Санкт-Петербурга ГБДОУ 20 Кировского района.
ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
«УРОКИ ДЛЯ БУДУЩЕГО: Исследования природы вместе с детьми» В 2010 г. сотрудники Факультета биоинженерии и биоинформатики и НИИ физико-химической биологии.
Портфолио педагога-дефектолога Баклановой Татьяны Фёдоровны.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад 209 «Росток» Основные направления деятельности ДОУ: - сохранение,
Презентация окружной инновационной площадки Дети и искусство: инновационные подходы к организации и содержанию педагогической поддержки Научные руководители:
Заместитель директора казенного образовательного учреждения Омской области «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад 76» 1 Портфолио педагога.
МДОУ 4 с сентября 2011 года работает по основной общеобразовательной программе, составленной на основе федеральных государственных требований. МДОУ 4 с.
Квалификационная категория: высшая Образование: психолог Стаж педагогической работы: 8 лет Отличительная черта как педагога – доброжелательность, ответственность.
Парки Москвы собирают друзей! Круглый стол «Формы и методы участия детей и молодежи в решении проблем московских парков» московских парков»
Совершенствовать опыт в реализации и внедрении ФГТ, активно сотрудничать с другими районами города. Реализовывать систему мероприятий по повышению профессионализма.
Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение окружной методический.
Создание тематических уголков в старшем дошкольном возрасте во взаимодействии с семьей Воспитатель I-й категории Неганова Зоя Афанасьевна.
Транксрипт:

«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. ПЕРВЫЕ ШАГИ» Специальная образовательная программа НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В. Ломоносова д.б.н. ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ПОТАПОВА 1

Реалии XXI века требуют от человечества экологической культуры взаимодействий с Миром Природы, основа которой – адекватные ценностные ориентации по отношению к этому миру. Ценностные ориентации в развитии личности закладываются в виде элементарных основ до того, как ребенок начинает сознательно усваивать систему знаний о мире, себе самом и своем месте в мире. Современный городской ребенок не получает в дошкольном детстве необходимых впечатлений от объектов и явлений Мира Природы и в его развивающемся мышлении не формируется представлений о том, что Мир Природы живет по законам, не подвластным воле человека, но открывающим свои секреты профессиональным ученым. 2

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. ПЕРВЫЕ ШАГИ»: помощь родителям и педагогам в формировании у подрастающего поколения представлений о мире природы, отвечающих состоянию современных научных знаний. Содержание программы – разработка и внедрение в жизнь проектов и программ по исследованию природы вместе с детьми с учетом общей мировой тенденции в реформировании образования в XXI веке: переходу от трансляции знаний к обучению решению проблем на базе современных научных представлений о человеке и его месте в мире. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ: (1) Повышение квалификации педагогов и родителей по программе «Исследование природы вместе с детьми». (2) Создание модельной площадки «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА – ВУЗ». (3) Привлечение студентов и школьников к научному просвещению младших детей. 3

С 2011 г. факультетом биоинженерии и биоинформатики МГУ реализуется как платная образовательная услуга программа повышения квалификации «Исследование природы вместе с детьми». Программа также доступна для бесплатного ознакомления на сайте «Ученые–детям» [ Содержание программы повышения квалификации : История и современные задачи исследования Природы (16ч). Общественная поддержка исследований природы вместе с детьми (8ч). Организация исследований природы вместе с детьми (30ч). Отдельные формы и методы исследований природы вместе с детьми (16ч). 4

Сотрудничество в системе «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА- МГУ» 5 В 2009–2012 г.г. по заданию Департамента образования Правительства г. Москвы детский сад 1820 ЗАО г. Москвы работал как городская экспериментальная площадка по развитию форм и методов работы с детьми на основе Концепции «Детский сад – эталон экологической культуры» под руководством д.б.н. Т.В. Потаповой. 25 октября 2012 г. проректором МГУ Н.Ю. Анисимовым и заведующим детским садом 1820 Ю. В. Петровой был подписан Договор о сотрудничестве, в рамках которого был реализован ряд мероприятий. В настоящее время подписан договор о сотрудничестве между МГУ и образовательным кластером, включающим СШ 38 и три детских сада микрорайона «Раменки». 19 ноября на научно–практическом семинаре «Природосообразное воспитание в XXI веке» мы планируем обсудить современные возможности реализации принципов, утверждавшихся классиками педагогики.

Участие в работе XX Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» (28 – 31 января 2013 г., Пущино-на-Оке) 6 С материалами XX Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» (28 – 31 января 2013 г., Пущино-на-Оке) можно ознакомиться на сайте конференции по адресу: [

7 В сборнике материалов XX Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» (28 – 31 января 2013 г., Пущино-на-Оке) опубликованы (на русском и английском языках) следующие тезисы о взаимодействиях в системе «ДЕТСКИЙ САД – МГУ»: «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В XXI ВЕКЕ» (Потапова Т.В.): с.398. «ДЕТСКИМ САДАМ – ОБЩЕСТВЕННУЮ ЗАБОТУ» (Потапова Т. В.., Петрова Ю. В.): с.400. «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (Потапова Т.В., Власова Т.В., Кондратьева Н.Н., Лебедева И.В., Надежина Л.Д., Силантьева Е.Н.): с.399. «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЕСЕ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Потапова Т.В., Купцов С.В., Быкова М.А., Евстратова А.А., Заварзина И.А., Ломтева Д.В., Мартиросова О.А., Черминская М.А., Свенцицкая Н.О.): с.401. «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБУЧАЮЩИЙ ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПТИЦ» (Быкова М.А., Владимирова Т.В., Петрова Ю.В., Потапова Т.В.): с.394. «КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ «ВОДА В ДЕТСКОМ САДУ» (Митькова Л.А., Силантьева Е.Н, Потапова Т.В.): с.396.

В рамках конференции в детскому саду «Сказка» прошел круглый стол с участием руководителей системы образования и детских садов г. Пущино, специалистов детского сада 1820 г. Москвы, а также д.б.н. Т.В. Потаповой (МГУ) и д.ф.-м.н. К.Б. Асланиди (ИТЭБ РАН), на котором в неформальной обстановке (за чаем с пирожками) обсуждались пути решения в условиях Москвы и Пущино следующих задач: Привлечение семей к исследованиям природы вместе с детьми. Участие ученых в работе детских садов в этом направлении. Прохождение пущинскими специалистами в МГУ курса ПВК «Исследование природы вместе с детьми». Использование в детских сада Пущино методов, успешно апробированных в детском саду 1820 г. Москвы (обучающие праздники экологического содержание, развитие языковых способностей и мышления детей по комплекту азбук и методичек Т.В. Потаповой). Экологически грамотное озеленение участков детских садов. Организация взаимодействий ученых с детскими садами на договорной основе. Организация летних школ-лагерей полевых исследований для родителей с детьми. Помощь ученых в привлечении специалистов детских садов к участию в научных конференциях и подготовке к публикации опыта исследований природы вместе с детьми в условиях детского сада. 8

9 Организация и проведение 27 февраля 2013 г. для специалистов ЗАО г. Москвы семинара «Развитие познавательных интересов дошкольника через организацию исследовательской и продуктивной деятельности». Семинар открыли заведующий детским садом 1820 – Ю.В. Петрова и методист дошкольного отделения ОМЦ ЗАО г. Москвы – Т.Н. Вострухина. Затем выступили научный руководитель программы сотрудничества детского сада 1820 с МГУ – д.б.н. Т.В. Потапова и почетный гость семинара – руководитель эколого–образовательных программ Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства г. Москвы – В.В. Иванова. В музыкальном зале участники семинара сначала прослушали выступления – презентации воспитателей по исследовательской и продуктивной деятельности: «Исследования земли, воды, бумаги, ветра и космоса» (Черминская М.А., Тиханская Е.О. воспитатели второй младшей группы 1). «Формирование практических навыков в развитии познавательной активности дошкольников средствами наглядного моделирования» (Кондратьева Н.Н., воспитатель средней группы ОДА 8). «Развитие познавательной активности старших дошкольников путем исследования природы вместе с детьми, проект: « Деревья рядом с нами»» (Власова Т.В., Лебедева И.В. воспитатели старшей группы ОНР 11). «Неизведанное рядом проект: «Вторая жизнь пластика» (Заварзина И.А., Малахова С.В. воспитатели старшей группы 12).

10 Очень ценную помощь в организации и проведении этого семинара оказал заведующий лабораторией НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ к.б.н. М.Ю. Высоких.

11 8 июня 2013 г. совместными усилиями сотрудников д/с 1820 и НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ был организован и проведен обучающий семейный праздник «ДЕНЬ ЭКОЛОГА»

12 Каждая семья «путешествовала» по индивидуальному маршруту, проложенному среди деревьев парка МГУ на Воробьевых горах.

13 Успешно завершив свой маршрут, семьи перебиралась в уютную семинарскую беседку во дворе НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ, где можно было отдохнуть, потрудиться над гербарием из листьев и узором из природного материала в чашечке Петри. Но главным результатом работы этой творческой мастерской стали семейные коллажи «ДЕРЕВО СЧАСТЬЯ»!

14 Закончился праздник вручением ГРАМОТ, подарков, сувениров и компакт–дисков с «Азбукой птиц» и «Экологической азбукой», а также видео- и фото-записями предыдущих семейных научно–просветительских акций в МГУ. Расстались все довольные и с горячим желанием встретиться вновь Газета «Московский университет» поместила статью о нашем празднике «День ЭКОЛОГА» в июльском номере, отметив, что радость сотрудникам МГУ с детьми подарили замечательные специалисты детского сада 1820 – наши соседи из микрорайона «Раменки»!

15 22 октября 2013 г. совместными усилиями сотрудников д/с 1820 и НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ при участии семей и педагогов. д/с 818, д/с 1366, д/с 2312 и СШ 38 микрорайона «Раменки» был проведен обучающий семейный праздник «ДЕНЬ ЛЕСА».

16

17

18 ВЫСТАВКА В ШУВАЛОВСКОМ КОРПУСЕ МГУ (11–13 октября) Объединенный стенд НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского и факультета биоинженерии и биоинформатики На стенде НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ и факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ студенты, аспиранты и сотрудники отвечали на вопросы гостей выставки и помогали желающим поработать с природным материалом в нашей творческой мастерской.

19 Атмосфера работы на стенде создавала позитивный настрой гостей Фестиваля Науки, одновременно непринужденно позволяя им прикоснуться к передовым достижениям современной науки. Работа в творческой мастерской привлекала гостей разного возраста. Но, конечно, особенно сильное впечатление оставляло такое прикосновение к науке у самых юных гостей Фестиваля.