Сущность и назначение управленческого учета Автор КИЛИНА Татьяна Михайловна – канд.экон.наук, эксперт- консультант Центра анализа финансовой системы АНХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Advertisements

Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Резаева Г.С.Малышева В.В Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: «Бухгалтерский учет» Преподаватель: Резаева Галина Степановна,
Классификация затрат. «Издержки» Этот термин применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением.
Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии 1.
В 2014 году «Колокольчику» исполняется 50 лет!!! 208 чёрно-белых фотографий из детсадовского архива Как молоды мы были …
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Институт Менеджмента Организация и технология проектирования предприятий.
Понятие и виды расходов, затрат, издержек и себестоимости продукции.
Выполнила Преподаватель Шевченко Н. С... Себестоимость продукции служит базой формирования и совершенствования цен, дохода, прибыли и других финансовых.
Hinnakujundus Ценообразование Euroakadeemia 2013.
Введение Актуальность темы. Учет затрат на производство продукции, работ, услуг – важнейший инструмент управления предприятием. Формирование затрат производства.
Тема 7. СЕБЕСТОИМОСТЬ. СЕБЕСТОИМОСТЬ – выражение в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализации продукции. Себестоимость продукции.
Тема 2.4. Статистика издержек производства. материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Форма планов предприятия, бюджеты предприятия. Система планов предприятия, бюджеты предприятия, их взаимосвязь. Формы и методы планирования, их зависимость.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Тема 3. Бюджетирование в производственной сфере Лектор Д.э.н.,профессор Маняева В.А.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
1 Учет прочих активов и обязательств. 2 Для учета государственным учреждением прочих активов и обязательств предназначены счета: 1400 Прочие краткосрочные.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Транксрипт:

Сущность и назначение управленческого учета Автор КИЛИНА Татьяна Михайловна – канд.экон.наук, эксперт- консультант Центра анализа финансовой системы АНХ при Президенте РФ, независимый эксперт Академии Международного учета, Ассоциации делового профессионального образования г. МОСКВА

2 Построение системы управленческого учета в организации заключается в формировании набора формализованных процедур, обеспечивающих менеджеров всех уровней информацией, полученной как из внутренних, так и из внешних источников, для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции.

3 Многие менеджеры считают, что управленческий учет является подсистемой бухгалтерского учета и ограничивается сферой финансов. При этом создается представление о существовании общей методики внутреннего учета, подобной правилам бухгалтерского учета. Однако управленческий учет - это скорее подход к организации информационной системы предприятия, ориентированной на пользователя, чем какая-либо универсальная методика.

4 Система управленческого учета может не соприкасаться с бухгалтерией и не оперировать финансовыми показателями. Решение о конфигурации системы управленческого учета должен принимать руководитель организации, исходя из существующих потребностей в информации для нужд управления и имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы для построения внутренней информационной системы.

5 Место управленческого учета в финансовой системе предприятия совершенно особенное, и его постановка и ведение требуют других подходов и других специалистов, чем те, которые обслуживают бухгалтерский и налоговый секторы.

6 Сравнение управленческого и финансового учета Область сравнения Управленче ский учет Финансовый учет

7 РАЗЛИЧИЯ Обязательнос ть ведения учета Не регулируется нормативными правовыми актами. Ведется в соответствии с требованием менеджмента для обеспечения информационной и аналитической базы принятия управленческих решений Требуется в соответствии с законодательством для обеспечения внешних пользователей информацией о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности компании Цель учета Обеспечение информацией внутренних пользователей для планирования и управления. Является информационной базой для принятия управленческих решений Составление отчетности для внешних пользователей информации. Содействие в принятии инвестиционных, кредитных и иных финансовых решений

8 Пользователи информации Группа работников управленческого персонала, входящих в состав предприятия Группа работников, не входящих в состав предприятия (акционеры, инвесторы, банки, деловые партнеры, налоговые органы) Структура учетаРазлична в зависимости от целей использования информации. Три вида объектов: доходы, издержки, активы Одно основное равенство; Активы = Обязательства + Собственный капитал

9 По времени соотношения информации Прошедшее и будущее время за определенный и на определенный период Прошедшее время, за определенный период Виды выражения информации Как в денежном, так и в натурально- вещественном выражении В основном в денежном выражении

10 Степень точности информации Множество приблизительных оценок Незначительные отклонения в отражении данных для внешних пользователей Частота подачи информации Определяется задачами, чаще - еженедельная, декадная, помесячная Квартальная и годовая

11 Объект учета Центры ответственности внутри предприятия, отдельная управленческая задача, определенная область деятельности Предприяти е в целом Степень ответственности Дисциплинарная ответственность Административная ответственность по закону

12 СХОДСТВА Общепринятые принципы учета Дополнительно проверяемые факты, мнения и оценки, т. е. их объективность Информация Использование данных оперативного учета, следовательно, сбор первичной информации по единым правилам

13 СХОДСТВА Общеприняты е принципы учета Дополнительно проверяемые факты, мнения и оценки, т. е. их объективность Информаци я Использование данных оперативного учета, следовательно, сбор первичной информации по единым правилам Цель Использование данных для принятия решений

14 ВЫВОД управленческий учет – интегрированная система внутреннего управления предприятием, представляющая информацию о затратах и результатах деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений, предназначенную для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

15 Основной целью управленческого учета является предоставление руководству организации полного комплекса плановых, прогнозных и фактических данных о функционировании предприятия как экономической и производственной единицы (включая представление данных по предприятию в целом, а также в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей) в целях обеспечения возможности принимать экономически взвешенные управленческие решения.

16 Семь задач управленческого учета: 1) рациональное калькулирование себестоимости продукции; 2)анализ работы предприятия с подразделением на центры деятельности (прибыли, рентабельности, себестоимости, капитальных вложений и др.); 3)разработка планов (прогнозов) на короткий и длительный периоды в зависимости от уровня организации производства; 4)выбор оптимальной базы и методологии для планового калькулирования; 5)приближение прогнозов к фактическим результатам в целях выработки необходимой политики управления; 6)учет движения материальных ресурсов и готовой продукции; 7)соизмерение общего финансового результата с данными управленческого учета для арифметического контроля.

17 функции управленческого учета обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для систематического и проблемного управления бизнесом; формирование информации, необходимой для управления подразделениями предприятия.

18 Функции управленческого учета - обеспечение информацией руководителей всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений; -формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;

19 -оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений предприятия в достижении цели; -перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.

20 Предметом управленческого учета является производственная и коммерческая деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления. Содержание предмета раскрывается его объектами.

21 Объектами управленческого учета являются затраты в целом по предприятию и по структурным подразделениям; результаты хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; финансовые результаты (затраты) центров финансовой ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и система внутренней отчетности.

22 Система управленческого учета обеспечивает менеджеров информацией по следующим группам: - информация для внутренней текущей отчетности в целях планирования и контроля затрат на производство и оценки производительности труда как отдельных работников, так и каждого подразделения предприятия; -информация для внутренней текущей отчетности по прибыльности производимой продукции, ее потребителям, каналам распределения и т.д., для принятия решений по распределению ресурсов и в некоторых случаях для определения ценовой политики

23 ;-информация для разработки стратегии и тактики внутренней деятельности фирмы, включающая составление долгосрочных планов развития компании, освоение производства новой продукции, обновление оборудования и т.д. ;-информация для внешней отчетности, получаемая в процессе анализа финансового состояния в интересах инвесторов, правительства и других внешних потребителей.

24 Затраты, расходы, издержки организации Затраты организации это средства, израсходованные на приобретение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и иных), имеющихся в наличии. Затраты могут быть отражены в балансе как активы, способные в будущем принести доход, или как расходы организации.

25 Расходы Расходы организации это все затраты, которые в данный период времени в ходе хозяйственной деятельности приводят к изменению (уменьшению или другому расходованию) активов организации и служат для получения соответствующих доходов.

26 Расходы Расходы включают такие статьи, как: затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

27 Расходы По отношению к отчетному периоду расходы организации могут быть текущими и отложенными. Текущие расходы, или расходы данного отчетного периода, это расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода. Расходы отчетного периода невозможно оценить путем инвентаризации. Примерами таких расходов являются расходы:

28 Текущие расходы на реализацию готовой продукции упаковку, хранение, транспортировку (включаются отдельной статьей «Внепроизводственные расходы» в полную себестоимость продукции, а в общую смету затрат по соответствующим элементам);

29 Текущие расходы на рекламу по целенаправленному информационному воздействию на потребителей для продвижения продукции на соответствующие рынки (общая величина фактических расходов на рекламу не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, установленным Министерством финансов Российской Федерации); на содержание управления, социальное страхование, представительские расходы и т.п.

30 Расходы отчетного периода отражаются при расчетах прибыли от основной деятельности в отчете о прибылях и убытках

31 расходы данного отчетного периода По отношению к доходам отчетного периода расходы данного отчетного периода могут быть: обусловлены полученными в данном отчетном периоде доходами. Они признаются расходами в том случае, если признан доход; не связаны с получением текущих доходов. Они признаются в текущем отчетном периоде и в отчете о прибылях и убытках вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном периоде.

32 расходы данного отчетного периода Эти расходы обусловлены в большей степени наличием периода, чем наличием или отсутствием дохода. Примерами таких расходов могут быть амортизация активов, расходы по аренде офисных помещений.

33 Отложенные расходы это расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в отчете о прибылях и убытках.

34 Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации. К отложенным расходам относятся капитальные вложения (инвестиции), расходы будущих периодов.

35 Расходы будущих периодов затраты на освоение новых видов продукции, совершенствование технологии производства, на горные подготовительные и другие вспомогательные работы и т.п. Они списываются на себестоимость продукции в будущие периоды по мере освоения. Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

36 1) в результате их осуществления получены доходы; 2) не будет доходов как в отчетном периоде, так и в будущих периодах. Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат).

37 В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов. В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках затраты делятся на затраты на продукт и затраты периода.

38 Издержки это денежное выражение общей суммы ресурсов, используемых с определенной целью. Издержки организации подразделяются на текущие, стартовые, остаточные, альтернативные, вмененные, денежные, упущенных возможностей.

39 Текущие издержки это расходы по обычным видам деятельности организации. Стартовые издержки часть постоянных расходов, которые возникают с целью возобновления производства и реализации продукции.

40 Остаточные издержки часть постоянных расходов, которые продолжает нести организация, несмотря на то, что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены.

41 Издержки упущенных возможностей это потери доходов, которые возникают. Альтернативные издержки это издержки неиспользованных возможностей, потеря выгоды, когда принятие одного решения исключает появление другого решения, или максимально возможный вклад в прибыль, от которого отказываются при использовании ограниченных ресурсов для определенной цели.

42 Альтернативные издержки производства являются основным движущим мотивом, заставляющим производителей максимизировать свои прибыли. Они не включаются в официальные финансовые отчеты и не влияют на величину денежных потоков. Наряду с этим они используются при обсуждении выгод при принятии конкретных управленческих решений, например, о выборе ассортимента продукции.

43 Денежные издержки это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей собственникам факторов производства. К ним относятся издержки по оплате сырья и материалов, выплате заработной платы рабочим и служащим, выплаты процентов по кредитам банку и другие выплаты.

44 Денежные издержки отвлекают ресурсы от использования их альтернативными способами. Вмененные издержки альтернативные издержки, принадлежащие организации. Это сугубо управленческие затраты, которые необходимо предусмотреть, но они могут и не быть.

45 Основные признаки классификации затрат В зависимости от признака, положенного в основу классификации, затраты организации можно классифицировать по группам. Классификация затрат проводится по ряду признаков.

46 Затраты по отношению к технологическому процессу. Основные затраты непосредственно связаны с технологическим процессом производства. Накладные затраты связаны с организацией, обслуживанием производства и управления им (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

47 Затраты по способу включения в себестоимость продукции. Прямые затраты непосредственно относятся на конкретный вид продукции. Это затраты на материалы, оплату труда основных производственных рабочих и т.п. Косвенные затраты невозможно прямо отнести на какое-либо изделие, распределяются между изделиями по определенным правилам.

48 К ним относятся общепроизводственные расходы: –общецеховые на организацию, обслуживание и управление производством; –общехозяйственные на управление производством.

49 Входящие затраты это средства, ресурсы, которые были приобретены или имеются в наличии и, должны принести доходы в будущем, в балансе отражаются как активы.

50 Истекшие затраты это средства, ресурсы, израсходованные в течение отчетного периода для получения доходов и потерявшие способность приносить доход в дальнейшем, они отражаются на счете прибылей и убытков в пассиве баланса (например, проданные товары).

51 Затраты по составу. Одноэлементные затраты не разделяются на отдельные составляющие, а регистрируются и рассчитываются на отдельное изделие (заработная плата, амортизация и т.п.).

52 Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов, например, общецеховые; регистрируются только для нескольких изделий в совокупности, для целого производственного подразделения и т.п.

53 Затраты по периодичности возникновения. Постоянные (текущие, ежедневные) затраты это затраты, производимые ежедневно или с некоторым интервалом, не реже одного раза в месяц.

54 Периодические затраты (единовременные) это затраты, производимые реже, чем один раз в месяц. Это расходы на подготовку и освоение выпуска новой продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, ремонтными работами и т.п.

55 Затраты по экономической роли в процессе производства. Экономические элементы затрат материальные затраты, затраты на оплату труда, страховые взносы в фонды амортизация, прочие затраты.

56 Статьи калькуляции : 1) сырье и материалы; 2) возвратные отходы (вычитаются); 3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

57 4) топливо и энергия на технологические цели; 5) заработная плата основных производственных рабочих; 6) страховые взносы в фонды 7) расходы на подготовку и освоение производства; 8) общепроизводственные расходы;

58 9) общехозяйственные расходы; 10) потери от брака; 11) прочие производственные расходы. Итого: производственная себестоимость 12) коммерческие расходы. Всего: полная себестоимость

59 Затраты по отношению к готовому продукту. Затраты на готовый продукт. Незавершенное производство продукция частичной готовности, не прошедшая всех стадий обработки (продукция, не прошедшая ОТК).

60 Затраты по целесообразности расходования (в зависимости от эффективности). Производительные затраты относятся непосредственно к производству продукции установленного качества при наличии рациональной технологии и организации производства и соотносятся с доходами, полученными от производственной деятельности.

61 Непроизводительные затраты вызваны недостатками в технологии и организации производства, системе сохранности имущества и организации производства; внешними обстоятельствами.

62 Затраты по отношению к объему производства. Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства. Это затраты на сырье, материалы, зарплата основных рабочих и страховые взносы. Увеличение объема производства, например, на 20%, приводит к увеличению переменных затрат на 20%.

63 График переменных затрат

64 Переменные затраты y = a × x, где y общие затраты; а переменные затраты на ед. продукции; x объем производства в ед. продукции

65 Постоянные затраты (относительно постоянные) изменяются с изменением уровня производства (амортизация, зарплата управленческого персонала, налог на имущество и т.п.).

66 График постоянных затрат

67 Постоянные затраты y = b, где y общие затраты; b величина постоянных затрат за период. Затраты на единицу продукции уменьшаются с увеличением объема производства, и наоборот.

68 Совокупные затраты. y = a× x + b, где y общие затраты; а переменные затраты на ед. продукции; x объем производства в ед. продукции; b величина постоянных затрат за период

69 График совокупных затрат

70 Полупеременные затраты включают одновременно как постоянные, так и переменные компоненты (например, плата за телефон каждый месяц производятся постоянные выплаты и дополнительные за междугородние разговоры переменная).

71 Условно-переменные затраты зависят от объема производства, но эта зависимость не является прямо пропорциональной (затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, заработная плата управленческого персонала в составе общепроизводственных расходов и т.п.).

72 Условно-постоянные затраты практически не зависят от изменения объема производства продукции (общехозяйственные расходы (амортизация по зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию и т.п.), расходы на продажу (реклама продукции), с увеличением объема производства их величина на единицу продукции уменьшается).

73 Затраты по роли в процессе производства. Производственные затраты связаны с изготовлением продукции и образуют ее производственную себестоимость. Непроизводственные (коммерческие) затраты связаны с процессом продаж и поставок продукции, с расходами по управлению организацией.

74 Классификация затрат по экономическому содержанию. Затраты на производство и реализацию это затраты на себестоимость продукции, т.е. выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции, являются затратами простого воспроизводства.

75 Затраты на расширение это затраты на прирост основного и оборотного капитала, т.е. инвестиции являются единовременными затратами.

76 Затраты на развитие непроизводственной сферы на поддержание и создание объектов социально-культурного назначения

77 Затраты по возможности охвата планом. Планируемые затраты рассчитаны на определенный объем производства в соответствии с нормативами, лимитами и сметами, включаются в плановую себестоимость продукции.

78 Непланируемые затраты не включаются в план, а отражаются только в фактической себестоимости продукции.

79 Затраты по отнесению к периоду. Затраты за отчетный период это затраты, которые не входят в себестоимость (затраты на сбыт, научно- исследовательские работы, административные расходы и т.д.).

80 Отложенные затраты это расходы будущих периодов, т.е. затраты, понесенные в отчетном периоде, но не признанные в качестве расходов данного периода, рассматриваемые как активы (например, суммы арендной платы или страховых платежей, уплаченные вперед, подлежат включению в затраты на производство продукции в последующие периоды равномерно).

81 Зарезервированные затраты затраты, которые еще не наступили фактически, но уже включены в затраты на производство продукции на плановую сумму предстоящих затрат (специальные фонды, средства которых по мере необходимости используются на оплату отпусков, ремонт основных средств, выплату пособий и т.п.).

82 Затраты по степени значимости затрат для принятия управленческих решений. Релевантные затраты (затраты, принимаемые в расчет) это затраты, которые являются существенными, значимыми при принятии будущих управленческих решений. Эти затраты всегда подвержены влиянию будущих управленческих решений и учитываются при их принятии. В большинстве случаев переменные затраты являются релевантными.

83 Нерелевантные затраты (затраты, не принимаемые в расчет при обосновании управленческих решений) это затраты прошлого периода. Они не влияют на принятие текущих и будущих управленческих решений. Постоянные затраты это нерелевантные затраты.

84 Затраты по характеру регулируемости затрат. Регулируемые затраты это затраты, величина которых устанавливается руководителем центра ответственности и их уровень находится в значительной степени в сфере влияния управленческого персонала.

85 Нерегулируемые затраты это затраты, которые не поддаются управленческому воздействию в разрезе данного центра ответственности.

86 Затраты по характеру контролируемости затрат. Контролируемые затраты это затраты, которые поддаются контролю на основании смет и бюджетов на данном уровне управленческого воздействия.

87 Неконтролируемые затраты это затраты вне зависимости от субъектов управления на данном уровне управленческого контроля.

88 Классификация производственных затрат Производственные затраты это материализованные затраты, они включаются в себестоимость продукции. В их состав входят прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, общепроизводственные затраты.

89 Прямые материальные затраты это затраты сырья и основных материалов. Их стоимость прямо переносится на определенные виды изделий. Они являются переменными, их величина изменяется прямо пропорционально объему производства. Данные затраты отражаются в запасах материалов, незавершенном производстве, готовой продукции (товаров) на складе организации.

90 Прямые материальные затраты Они являются входящими, подлежат инвентаризации. Это активы организации, которые должны принести выгоду в будущих отчетных периодах. В управленческом учете они называются «запасоемкими» активами.

91 НЕПРЯМЫЕ материальные затраты Если стоимость материалов нельзя непосредственно отнести на конкретный вид продукции, то эти материалы учитываются как вспомогательные, относятся к непрямым материальным затратам и включаются в общепроизводственные расходы. Каждая организация исходя из специфики производственного процесса самостоятельно решает, какие материалы отнести к основным, а какие включить во вспомогательные.

92 Прямые трудовые затраты включают в себя все расходы по оплате работников, непосредственно занятых изготовлением продукции. К ним относится заработная плата операторов машин, основных рабочих. Прямые затраты на оплату труда являются переменными, их величина изменяется прямо пропорционально объему производства.

93 Затраты на оплату труда цехового управленческого персонала (мастеров, менеджеров, технологов, контролеров), вспомогательного персонала нельзя прямо отнести на конкретный вид продукции, поэтому они являются непрямыми (косвенными) и рассматриваются как общепроизводственные.

94 Распределение расходов на оплату труда на прямые и косвенные зависит от конкретной ситуации. Так, например, дополнительная заработная плата основных рабочих, оплата за сверхурочную работу, затраты за время простоя относятся обычно к косвенным затратам. Оплата сверхурочного времени это компенсация работнику за время, которое он отработал сверх своего рабочего времени. Время простоя это время, которое работник не занят своим трудом из-за поломки оборудования, отсутствия электроэнергии, плохой организации труда и т.п. Затраты на время простоя работников распределяются на весь производственный процесс, а не на отдельную работу.

95 Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях участках, цехах, производствах, переделах. Они тесно связаны непосредственно с производством. К ним относятся общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством.

96 Общепроизводственные расходы делятся на следующие группы. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования: –амортизация оборудования и транспортных средств; –текущий уход и ремонт оборудования; –энергетические затраты на оборудование; –услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест;

97 –заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование; –расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции; –износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;( стоимостью менее 20000руб.,с стоимостью менее руб. за единицу) –прочие расходы, связанные с использованием оборудования.

98 Общецеховые расходы на управление: –расходы по производственному управлению; –затраты, связанные с подготовкой и организацией производства; –содержание аппарата управления производственными подразделениями;

99 –амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря; –содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря; –затраты на обеспечение нормальных условий работы; –затраты на профориентацию и подготовку.

100 Основные особенности общепроизводственных расходов. Они имеют комплексный характер (отражают все экономические элементы затрат). Расходы планируются и учитываются по местам их возникновения. Контролируются бюджетно-сметным методом. Общепроизводственные расходы распределяются косвенным путем между видами готовой продукции и незавершенным производством.

101 Общепроизводственные расходы распределяются между производственными подразделениями по решению бухгалтера. В качестве базы распределения выбирается показатель, наиболее соответствующий накладным расходам каждого производственного подразделения. База распределения остается неизменной в течение длительного периода. На практике в качестве базы распределения берется:

102 –время работы производственных рабочих (человеко- часы) отражает затраты прямого труда; –заработная плата производственных рабочих, если она занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах; –машино-часы, если время обработки занимает большую долю; –прямые затраты, если стоимость основных материалов и основная заработная плата производственных рабочих составляют большую долю; –стоимость основных материалов;

103 –объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении, –если подразделение производит один вид продукции, при этом не учитывается трудоемкость продукции, выпускаемой разными подразделениями; –нормативные ставки, рассчитываемые по организации в целом либо для каждого подразделения отдельно (используются, если в подразделениях на все работы затрачивается одинаковое время). Общепроизводственные расходы могут быть как условно-переменными, так и постоянными.

104 Условно-переменными общепроизводственными расходами являются: расходы энергоресурсов, необходимых для приведения в движение производственного оборудования, машин, механизмов; расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами. Размеры этих расходов во многом зависят от объема производства.

105 Другие общепроизводственные расходы являются постоянными. К ним относятся арендная плата, страховые взносы, амортизационные отчисления и т.п.

106 Добавленные затраты это затраты, возникающие в процессе производства: ДОБЗ = ПРТ + ОБЩ, где ДОБЗ добавленные затраты; ПРТ прямые трудовые затраты; ОБЩ общепроизводственные затраты.

107 Организация учета производственных затрат Для ведения управленческого учета организация создает систему учета производственных затрат, используя план счетов и учитывая такие факторы, как вид и масштаб деятельности организации, организационную структуру управления и т.п.

108 Для ведения управленческого учета используются счета учета: 1) основных средств и других долгосрочных вложений 01, 02, 04, 05; 2) производственных запасов 10, 15, 16, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 97, 40; 3) готовой продукции, товаров и реализации 43, 41, 42, 43, 44, 45, 90. Затраты отражаются на активных счетах.

«Основное производство» обобщенные данные о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. По дебету счета отражают прямые затраты, связанные с выпуском продукции, они списываются на счет 20 с кредита счетов учета производственных запасов 23, 28, а также косвенные расходы, собираемые на счетах 25 и 26. Кредит счета 20 отражает суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции.

110 Эти суммы могут списываться со счета 20 на счета 43 «Готовая продукция», 90 «Реализация продукции (работ, услуг)», 40 «Выпуск продукции». Остаток на конец месяца по счету 20 свидетельствует о стоимости незавершенного производства.

«Полуфабрикаты собственного производства» обобщенные данные о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства, если организация ведет их учет обособленно. По дебету счета формируется информация о стоимости полуфабрикатов собственного производства, по кредиту о стоимости потребленных полуфабрикатов собственного производства на те или иные цели.

«Вспомогательные производства» обобщенные данные о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства организации (например, транспортный, ремонтный цех, котельная и т.п.). Аналитический учет ведется по видам производств.

«Общепроизводственные расходы» обобщенные данные о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации. Этот счет используют производства с цеховой структурой управления, которым необходимо учитывать общепроизводственные расходы по цехам основного и вспомогательного производств (расходы на освещение, отопление, содержание и эксплуатацию машин и оборудования и т.п.).

«Общехозяйственные расходы» обобщаются данные о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Накапливается информация о затратах на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, о накопленных амортизационных отчислениях по основным средствам управленческого и общехозяйственного назначения и т.п. Расходы, учтенные по данному счету, списываются в дебет счетов 20 и 23 или 90 (в соответствии с учетной политикой организации). Аналитический учет ведется по каждой статье соответствующих смет, центру ответственности и месту возникновения затрат.

«Брак в производстве» обобщается информация о потерях от брака в производстве. Аналитический учет ведется по отдельным цехам, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.

«Обслуживающие производства и хозяйства» используется организациями, на балансе которых числятся объекты социально-культурной сферы. По дебету отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, т.е. расходы с кредита счета 23 «Вспомогательные производства». По кредиту отражаются суммы фактической себестоимости завершенной продукции, они записываются в дебет счетов:

117 1) учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами; 2) учета затрат подразделений потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами; 3) 90 «Продажи» при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами.

118 Остаток по счету 29 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. Аналитический учет по счету 29 ведется по каждому обслуживающему производству и хозяйству и по отдельным статьям этих производств и хозяйств.

«Некапитальные работы» используется для обработки информации о затратах по выполнению некапитальных работ (возведение временных титульных и нетитульных сооружений, снос, демонтаж объектов и т.п.).

«Выполненные этапы по незавершенным работам» учитываются затраты о законченных в соответствии с заключенными договорами работах, имеющих самостоятельное значение. По окончании всех этапов работ их стоимость, оплаченная заказчиком, списывается на счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

«Готовая продукция» применяется в организациях с нормативным методом учета затрат. По дебету счета отражается фактическая, а по кредиту нормативная себестоимость. Отклонение фактической себестоимости от нормативной определяется путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов, которое затем отражается на счете 90 «Продажи».

122 Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляется на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному обеспечению и страхованию, кассы, расчетного счета и др.

123 Учет ведется по отдельным подразделениям организации, а также по статьям расходов, которые предусматриваются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию.

124 Расходы, учтенные на счете 25, в конце отчетного периода списываются на суммы фактических общепроизводственных расходов в дебет счетов: 20 «Основное производство» в части подразделений основного производства; 23 «Вспомогательные производства» в части подразделений вспомогательных производств; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

125 составления бюджетов; текущего контроля за их исполнением; учета отклонений фактических показателей от плановых (бюджетных); анализа причин существенных отклонений. Бюджетирование – особый элемент управления, это процесс:

126 Преимущества системы бюджетирования ДЛЯ АКЦИОНЕРОВ: создание эффективного механизма финансового контроля за направлениями и объемами расходуемых средств, а также обеспечение эффективного контроля финансирования развития ДЛЯ РУКОВОДСТВА КОМПАНИИ: 1.Создание эффективного механизма финансового управления 2.Разработка и контроль гибких и динамичных планов управления, оперативных и достоверных отчетов 3.Обеспечение эффективного механизма контроля за подразделениями и подчиненными ДЛЯ ОСТАЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА: получение целенаправленного руководства к действиям

127 Классификация бюджетов Признак Виды бюджетов По видам деятельности По центрам ответственности Бюджет закупок, Бюджет общехозяйственных расходов, Бюджет реализации и т.д. По видам затрат Текущий бюджет (бюджет текущих затрат) Капитальный бюджет (бюджет капитальных затрат). По широте номенклатуры затрат Функциональный бюджет (по одной или двум статьям затрат) Комплексный бюджет (по широкой номенклатуре затрат, например, бюджет производственного участка) По методам разработки Фиксированный бюджет Гибкий бюджет Бюджет по операционной деятельности Бюджет по инвестиционной деятельности и т.д.

128 Классификация бюджетов Признак Виды бюджетов По длительности планируемого периода Ежедневный, недельный, месячный, квартальный, годовой По периоду составления Оперативный бюджет Текущий бюджет Перспективный бюджет По непрерыв- ности планирования Самостоятельный бюджет Непрерывный (скользящий) бюджет По степени отображения информации Укрупненный бюджет Детализированный бюджет

129 Этапы работы с бюджетами Составление бюджета Согласование и защита бюджета Выполнение бюджета Контроль за отклонениями показателей и корректировки бюджета Анализ исполнения бюджета

130 Планирование Координация различных видов деятельности Стимулирование руководителей Контроль за текущей деятельностью Оценка выполнения планов Обучение руководителей Делегирование полномочий Функции бюджетирования в организации

131 Бюджет затрат на персонал Бюджет затрат на формирование кадрового состава + + Бюджет затрат на использование персонала Бюджет затрат на обучение и развитие персонала Бюджет кадровой службы +

132 Первый шаг – планирование потребной численности персонала Бюджет затрат на формирование кадрового состава Бюджет затрат на наем персонала + Бюджет затрат на высвобождение персонала

133 Бюджет затрат на работу персонала Бюджет затрат на оплату труда персонала Бюджет затрат на улучшение условий и охрану труда Бюджет затрат на социальные выплаты персоналу и по социальной программе ++

134 Бюджет затрат на обучение и развитие персонала персонала Бюджет затрат на подготовку кадрового резерва Бюджет затрат на обучение персонала Бюджет затрат на оценку персонала ++

135 Практические рекомендации Центры планирования (ЦП) - структурные подразделения компании или должностные лица, имеющие исключительное право на определение основных тенденций работы предприятия посредством составления бизнес-прогнозов или бизнес-планов.

136 Центры финансовой ответственности (ЦФО) - структурные подразделения компании или должностные лица, в обязанности и функции которых входит контроль за составлением прогноза деятельности предприятия, состоящего из совокупности бизнес-заданий, а также за движением материально- финансовых ресурсов по закрепленным за ЦФО статьям на этапе фактической реализации запланированных мероприятий.

137 Центры затрат (ЦЗ) определяют направления расходования материально-финансовых ресурсов компании и представляют собой отдельные объекты аналитического учета.

138 Сводная ведомость и бюджет затрат на наем персонала

139 Затраты на высвобождение персонала – это суммарные затраты на комплекс мероприятий по соблюдению обновленного Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) работодателями при увольнении (выбытии) сотрудников, что может быть обусловлено рядом факторов: - Увольнение -Выход на пенсию (по возрасту или инвалидности) -Декретные или творческие отпуска -Ликвидация организации, сокращение в организации направления деятельности или сокращение численности или штата работников Бюджетирование затрат на высвобождение персонала

140 Сводная ведомость и бюджет затрат на высвобождение персонала

141 Сводная ведомость и бюджет затрат на адаптацию персонала

142 Сводная ведомость и бюджет затрат на социальные выплаты персоналу

143 Сводная ведомость и бюджет затрат на оплату труда

144 Бюджет затрат на улучшение условий и охрану труда

145 Бюджет затрат на работу персонала Бюджет затрат на оплату труда персонала Бюджет затрат на улучшение условий и охрану труда Бюджет затрат на социальные выплаты персоналу и по социальной программе ++

146 Бюджет затрат на обучение и развитие персонала персонала Бюджет затрат на подготовку кадрового резерва Бюджет затрат на обучение персонала Бюджет затрат на оценку персонала ++

147 Сводная ведомость (планирование) и бюджет затрат на обучение персонала

148 Сводная ведомость (планирование) и бюджет затрат на оценку персонала

149 Подготовка кадрового резерва Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающий требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшиеся отбору и прошедшие систематическую целевую квалификационную подготовку. Типы резерва По виду деятельности: Резерв развития - группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых технологий, услуг или продукции). Данные сотрудники могут выбрать один из двух направлений карьеры - либо профессиональную карьеру, либо руководящую карьеру. Резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Данные сотрудники ориентированы на руководящую карьеру. «Горячий резерв» - сотрудники компании, состоящие в резерве и претендующие на должности, которые могут освободиться в ближайшее время.

150 По времени назначения: »группа А – это кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время; »группа В – это кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие 1-3 года.

151 План замещения должностей и бюджет затрат на кадровый резерв

152 Процесс бюджетирования на предприятии покажем на конкретном примере. Предположим, что промышленное предприятие «СВА» производит два вида деталей: А и Б. В плановом 2011 году «СВА» планирует произвести и продать 1000 деталей А и 1500 деталей Б. Планируемая цена детали А 50 руб., детали Б 90 руб.

153 На основе этих данных мы можем построить бюджет продаж. На практике лучше составить бюджет с помесячной разбивкой: это позволит построить систему более точного и эффективного планирования и в случае необходимости корректировать уже сформированный бюджет. Однако для данного примера (в целях упрощения) будет рассмотрен годовой бюджет без разбивки по месяцам.

Бюджет продаж Товар Количество, шт Цена, руб. Сумма, руб. А Б Итого:185000

155 Бюджет производства. Этот бюджет необходим для формирования производственной программы или плана закупок (для торговых фирм).

156 Нужно определить, сколько продукции необходимо произвести в плановом году. Обязательно нужно учитывать, сколько продукции у нас уже есть (осталось с прошлого периода) и сколько продукции мы должны иметь на складе в конце планового периода. Также используются данные бюджета продаж. «СВА» планирует на конец 2011 года иметь 25 штук деталей А и 50 штук деталей Б. На начало 2011 года на складе имеется 100 штук деталей А и 150 штук деталей Б.

157 Нужно рассчитать, сколько изделий А и Б нам нужно произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж. Проведем этот расчет по формуле: Нужно произвести в плановом году = изделия, которые мы продадим в плановом году, + изделия, которые мы должны иметь на складе в конце планового года, – изделия, которые уже есть у нас на складе на начало планового года.

Бюджет производства (в натуральных показателях) ПоказателиАБ Прогноз продаж, шт Норма на конец планового года, шт Итого требуется, шт Остатки на начало планового года шт Итого к производству шт

159 После того как стало известно, сколько изделий будет производить фирма, нужно рассчитать, сколько для этого потребуется ресурсов и сколько материалов будет израсходовано в плановом году.

Бюджет материалов При производстве деталей «СВА» использует сталь (стоимость закупки 1 РУБ. за 1 кг) и чугун (стоимость закупки 2 РУБ. за 1 кг). В 2011 году планируется закупить 3250 кг стали и кг чугуна (план составляется на основе данных о том, сколько кг материала требуется для производства одной детали). Рассчитаем, сколько в 2011 году потребуется стали и чугуна.

161 Бюджет использования материалов ПоказателиСтальЧугун Требуется материала, кг Цена за 1 кг, руб. 12 Итого требуется закупить материалов, руб Сумма40500

162 Нужно также учесть, что на начало и на конец 2011 года на складе должен быть остаток материалов. На основе данных предшествующих периодов и прогнозов планового отдела получена следующая информация.

163 Остатки материалов Сталь в кгЧугун в кг На начало планового года На конец планового года

164 Нужно рассчитать, на какую сумму необходимо в плановом году закупить материалов. Рассчитываем по формуле: Потребность в закупке материала в плановом году = количество материала, которое нам потребуется в плановом году, + количество материала, которое мы должны иметь на складе в конце планового года, (сальдо конечное) количество материала, которое уже есть у нас на складе на начало планового года.(сальдо начальное)

165 Бюджет закупок материалов ПоказателиСтальЧугун Требуется материала, кг Норма на конец 2011 года, кг Итого требуется, кг Остатки на начало 2011 года, кг (1000)(1500) Итого к закупке, кг Цена за 1 кг, руб. 12 Итого, руб Итого, руб.38400

166 Затраты на оплату труда. Бюджет затрат труда основного производственного персонала Бюджет затрат труда основного производственного персонала Чтобы построить этот бюджет, необходимо знать, сколько времени потребуется рабочим на изготовление каждой детали и сколько эти рабочие будут получать за час работы. «СВА» планирует, в 2011 году трудоемкость составит для детали А 4 чел./час., для детали Б 5 чел./час. Стоимость одного часа работы 2 руб..

167 Продукт Количество, шт Трудоемкост ь, чел./час Итого = = ( 2) х (3) Сумма = = 2руб. х (4) А Б Итого

168 Для формирования полной картины нужно рассчитать косвенные расходы. Информация об этих расходах должна быть обоснована и строиться на конкретных расчетах.

Бюджет косвенных производственных расходов Виды расходовСумма, руб. Амортизация Коммунальные услуги Оплата труда вспомогательного персонала Итого косвенных производственных расходов 52500

170 Чтобы определить себестоимость реализованной продукции, нужно рассчитать, сколько запасов материалов и готовой продукции нужно иметь на конец 2011 года.

Бюджет складских остатков на конец планового периода На конец планового 2011года нужно иметь 400 кг стали и 750 кг чугуна и 25 деталей А и 50 деталей Б. Себестоимость производства одной детали А составляет 39,64 руб. /шт., детали Б 55,55 руб./шт. (эти данные получают на основе информации о материальных и трудовых затратах).

172 МатериалыКоличество, кг Цена, руб. Сумма, руб. М14001 М Итого материалов 1900 Готовые изделия А 25 39,64991 Б 50 55,552777,5 Итого готовых изделий на конец 2011 г 3768 Итого запасов 55668,5

173 Теперь необходимо рассчитать себестоимость. Для этого потребуются данные, полученные на предыдущих этапах.

174 Предположим, что остатки готовой продукции на начало планового периода составляют

Бюджет себестоимости реализованной продукции п /п ПОКАЗАТЕЛИСумма, руб. 1. Остатки готовой продукции на начало планового периода Использовано материалов (этап 3) Затраты труда основного производственного персонала (этап 4) Косвенные общепроизводственные расходы (этап 5) Итого производственных затрат планового периода ( Итого затрат на производство продукции для реализации (5+1) Остатки готовой продукции на конец планового периода (этап 8) (3768,5) Себестоимость реализованной в плановом году продукции ,5

176 Для определения финансовых результатов деятельности предприятия должны иметь информацию как о расходах производственного характера, так и о тех затратах, которые несет фирма для обеспечения сбыта своей продукции и на общее управление бизнесом

Бюджет непроизводственных расходов Виды расходов Сумма, руб. Сбытовые расходы Расходы на маркетинговые исследования 2500 Зарплата персонала Зарплата руководителей 7500 Аренда офиса 2500 Прочие расходы 1500 Реклама 5000 Итого непроизводственных расходов

178 Выше рассмотрены основные формы бюджетов. зависимости от специфики деятельности компании, а также для уточнения отдельных показателей могут быть сформированы и другие «специальные» бюджеты.

179 Виды и количество таких бюджетов определяет высшее руководство компании и бюджетный комитет. К таким бюджетам, например, относятся: кредитный или инвестиционный бюджеты, налоговый бюджет, бюджет НИОКР и другие.

180 Можно более развернуто представить отдельные показатели (например, построить бюджет расходов на командировки). Далее можно перейти к формированию бюджета прибылей и убытков, составленного на основе всех предыдущих бюджетов. Этот бюджет покажет доход, заработанный за отчетный период и понесенные затраты

Бюджет прибылей и убытков п/п ПоказателиСумма, руб. 1. Продажи (этап 1) Себестоимость реализованной продукции (этап 7) ( ,5) 3. Валовая прибыль (1-2) 62368,5 4. Управленческие расходы Прибыль от продаж20 868,5

182 По итогам деятельности предприятия в 2010 году составлен баланс: АКТИВ СуммаПассивСумма Основные средства: капитал Оборудование прибыль56250 Амортизация (40000)Кредиторская задолженность Итого основных средств Текущие активы: Запасы 16000

183 Денежные средства 250 Дебиторская задолженность 5000 Итого текущих активов Итого активов181250Итого пассивов181250

184 Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. Его назначение состоит в обеспечении сбалансированности поступления и списания денежных средств.

185 В нем суммируются все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования бюджета. В целом он показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца

186 Большое сальдо (по меркам организации) на счете денежных средств, как правило, означает, что средства не были использованы с наибольшей эффективностью. Низкий уровень на то, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам.

187 Для определения ожидаемых поступлений используют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит и за наличные. Также планируется приток средств из других источников, таких, как продажа акций, активов, возможные займы. Суммы ожидаемых платежей берутся из периодических бюджетов.

188 Ответственный за подготовку бюджета денежных средств должен владеть информацией о том, какие товары и услуги необходимо приобрести, будут ли они оплачены сразу или возможна отсрочка. Помимо регулярных текущих расходов денежные средства могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, возврат займов и др

189 Менеджеры определили движение денежных средств в плановом 2011 году так: 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал Итого, руб. Поступ ления Платеж и

190 Составим баланс на конец планового периода. Для этого рассчитаем значения некоторых показателей на конец планового периода:

191 Денежные средства на конец планового периода = Денежные средства на начало планового периода + Поступления – Платежи = – = 7750

192 Дебиторская задолженность = Дебиторская задолженность на начало планового периода + Продажи планового периода (этап 1) – Поступления = – =

193 Накопленная амортизация = Накопленная амортизация на начало планового периода + Амортизация планового периода (этап 5) = =

194 Кредиторская задолженность = Кредиторская задолженность на начало планового периода + Закупки материалов (этап 3) + Затраты труда основного производственного персонала (этап 4) + Косвенные производственные расходы (за вычетом амортизации) (этап 5) + Непроизводственные расходы (этап 8) – Платежи = – = 3800

195 Прибыль = Прибыль на начало периода + Прибыль планового года (этап 9) = ,5 = ,5.

196 Бюджет активов и пассивов (баланс) на АКТИВ СуммаПассивСумма Основные средства: Капитал Оборудование Накопленная прибыль 77118,5 Амортизация (60000)Кредиторская задолженность 3800 Итого основных средств Текущие активы: Запасы 5668,5

197 Денежные средства 7750Капитал Дебиторская задолженность 27500Накопленная прибыль 77118,5 Итого текущих активов 40918,5Кредиторская задолженность 3800 Итого активов180918,5Итого пассивов180918,5

198 Чтобы получить более развернутую информацию, можно рассчитать некоторые финансовые показатели, провести их анализ, сравнить с показателями за прошлые периоды. К таким показателям можно отнести: показатели ликвидности, рентабельности, оборачиваемости и т.д.

199 Заключительным этапом формирования бюджета является составление отчета о денежных потоках планового года. Для нашего примера воспользуемся косвенным методом расчета денежных потоков, в основе которого лежит корректировка плановой прибыли на изменения элементов баланса.

200 Бюджет денежных средств ПоказателиСумма, руб. Текущая деятельность Прибыль20686,5 Корректировки: Амортизация (этап 5)20000 Уменьшение запасов ( – 5668,5) 10331,5

201 Увеличение дебиторской задолженности (5000 – ) (22 500) Уменьшение кредиторской задолженности ( – 3800) Итого корректировок13368,5 Чистый денежный поток от основной деятельности Денежные средства на начало года 250 Денежные средства на конец года 7750

202 Подготовленные финансовые отчеты достаточно полно отражают деятельность предприятия на перспективу: бюджет прибылей и убытков дает информацию о рентабельности, бюджет активов и пассивов о составе имущества планового года и источниках его формирования, отчет о движении денежных средств позволяет увидеть, за счет каких источников организация получит денежные средства.

203 Процесс бюджетирования не заканчивается на составлении определенного набора бюджетов, а скорее только начинается. Теперь нужно, во-первых, еще раз проверить и проанализировать составленные бюджеты, во-вторых, в конце планового периода необходимо проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

204 Анализ результатов проводится путем расчета отклонений плановых показателей от фактических. После этого нужно выявить причины таких отклонений. Отклонения целесообразно рассчитать как в целом по предприятию, так и для отдельных бюджетов Для наглядности можно построить таблицу:

205 Показате ли ПланФактОтклонен ия Причины отклонен ий Приняты е меры

206 Следует отметить, что на практике неэффективной считается такая система бюджетирования, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 2030%, тогда как нормой является отклонение, не превышающее 5%. Подобная ситуация представляет собой серьезную проблему, так как бюджет компании является основой для принятия оперативных управленческих решений.

207 Невыполнение бюджета может означать срыв всех планов компании: производства, продаж, выплаты заработной платы, налогов и т.д. В конечном счете это приводит к срыву общей стратегии развития.

208 ЛИН-подход: бережливое производство (Lean Production) и бережливое мышление в российских условиях

209 ЛИН (Lean) - в переводе с английского языка - ЭКОНОМИЧНЫЙ; -РАЦИОНАЛЬНЫЙ; -БЕРЕЖЛИВЫЙ. Например, диспетчерские службы или контактные центры. ЛИН-подход - это снижение продолжительности вызовов, повышение качества обслуживания. Результаты ЛИН-подхода: 1) меньшее время прохождения обращения клиентов; 2) уменьшение количества повторных обращений. Что такое ЛИН-подход?

210 Системный метод определения ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ для устранения потерь и производства продукции и услуг с нужной скоростью, в нужных количествах и с высоким качеством для удовлетворения нужд потребителей или клиентов. Бережливое мышление должно внедряться всеми работниками во всех областях бизнеса, для этого должна быть простроена работа с инициативами. ЛИН-инструмент называется ВЫСТРАИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Что такое бережливое мышление (мышление ЛИН)?

211 В настоящее время в Сбербанке РФ внедряют ЛИН-подход применительно к следующим процессам и процедурам: - оформление потребительских кредитов, - прием коммунальных платежей; - переоформление сберегательной книжки; - выплата компенсаций по вкладам до 1998 года и пр. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ: 1) увеличить операционную прибыль за счет внутренних резервов; 2) сократить время обслуживания клиентов банка; 3) улучшить качество обслуживания клиентов. Примеры

212 Революция в японской компании«Тойота» ПрибыльЗатраты / Себестоимость Продажная цена += Многие компании используют основной ценовой принцип: Компания «Тойота» не принимает ни этой формулы, ни этих аргументов. Поскольку надлежащую продажную цену всегда определяет рынок (далее ПОТРЕБИТЕЛЬ = КЛИЕНТ), то компания вводит «беззатратный» (non-cost) принцип:

213 1.Сортируйте: избавляйтесь от всего ненужного 2.Соблюдайте порядок : определите для каждой вещи своё место 3.Содержите рабочее место в чистоте, инструмент на своих местах 4.Стандартизуйте процедуры поддержания чистоты и порядка 5.Совершенствуйте порядок, стимулируйте его поддержание Организация рабочего места с использованием инструмента «5 С»

214 7 видов потерь Брак (дефекты) Запасы Лишние действия и и движения Ожидания Перемещения людей Транспор -тировка Пере- производство Скрытые потери

215 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

216 Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции Под калькулированием себестоимости следует понимать не только исчисление фактической себестоимости единицы произведенной продукции, но и другие работы по исчислению себестоимости: продукции, работ, услуг вспомогательных производств, потребленных основным производством;

217 промежуточных продуктов (полуфабрикатов) подразделений основного производства, используемых на последующих стадиях производства; продукции подразделений предприятия для выявления результатов их деятельности; всего товарного выпуска предприятия; выпуска и соответственно единицы вида готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства (выполненных работ или оказанных услуг и т.д.), реализуемых на сторону.

218 Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции.

219 Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции обычно понимают совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за этим процессом.

220 Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции.

221 В основе классификации методов – объекты учета затрат на производство, объекты калькулирования и способы контроля за себестоимостью.

222 При всем многообразии их можно сгруппировать по двум основным направлениям: объектам учета затрат и по оперативности контроля за затратами.

223 По объектам учета затрат обычно выделяют два основных метода калькуляции затрат: · позаказный метод; · попроцессный метод.

224 По оперативности контроля существуют методы учета затрат в процессе производства продукции и методы учета и калькулирования прошлых затрат.

225 Основными методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции являются позаказный и попроцессный методы, остальные системы калькулирования, как правило, представляют собой разновидности названных методов.

226 В управленческом учете объединены отечественные простой (попроцессный) и попередельный методы в один, который переводится как «попроцессное калькулирование» (process-costing), кроме того, существенных различий между содержанием «процесса» и «передела» практически не существует.

227 В основе разделения позаказного и попроцессного методов лежит методика калькулирования себестоимости единицы продукции.

228 Расчет издержек на единицу продукции необходим для обоснования производства новых видов продукции, определения доходности отдельных производственных линий, определения уровня отпускных цен и т.п.

229 Калькулирование себестоимости единицы продукции также содействует процессам планирования и контроля на различных уровнях управления предприятием.

230 В тех отраслях, где единица продукции обладает определенными характерными свойствами и легко идентифицируется, применяется позаказный метод. Основная область применения позаказного метода – это индивидуальное и мелкосерийное производство, а также вспомогательные производства

231 Там, где единица продукции теряется в массе других таких же единиц, более предпочтителен попроцессный метод,

232 который преобладает в массовых производствах с последовательной переработкой исходного сырья в готовый продукт, с комплексным использованием сырья, а также в добывающих отраслях промышленности и энергетике.

233 Позаказный метод калькулирования затрат. При позаказной калькуляции объектом калькулирования является отдельный заказ, отдельная работа, которая выполняется в соответствии с особыми требованиями заказчика, и срок исполнения каждого заказа относительно небольшой. Работа обычно проводится там, где заказ проходит через ряд операций в качестве непрерывно определяемой единицы.

234 Этот метод применяется там, где каждая единица затрат отличается от любой другой единицы затрат, и хотя определенные заказы время от времени повторяются, желательно каждый раз, когда эти затраты возникают, определять их заново.

235 Сдельная работа характеризуется большим разнообразием заказов клиентов, выполняемых в производственной мастерской или на заводе. Рабочие работают на производственном оборудовании над серией заказов в течение непродолжительных периодов времени, что требует наличия надежной системы производственного планирования и контроля.

236 Затраты аккумулируются на индивидуальной основе для каждого заказа, выполняемого на заводе. Основным учетным документом для этой информации является «Карточка/лист учета затрат на выполнение заказа» или «Калькуляционная карточка», которая заполняется в индивидуальном порядке для всех заказов и регулярно корректируется в соответствии с любыми затратами, возникающими в связи с конкретным заказом

237 Из-за небольшого количества записей о расходах в отношении любого заказа нетрудно будет получить данные о полных затратах на выполнение этого заказа, занесенных в карточку учета затрат. Эта карточка может также включать сравнительные данные любой предварительной оценки, сделанной перед началом работы над заказом.

238 Материалы, используемые для выполнения каждого заказа, должны учитываться по соответствующим требованиям на отпуск материалов, выписываемым либо мастером, отвечающим за выполнение заказа либо отделом производственного контроля.

239 Отпущенные материалы оцениваются в зависимости от соответствующей основы (ФИФО, ЛИФO или средней стоимости). Время, затраченное на каждый заказ, учитывается в позаказных цеховых нарядах или табелях учета времени лицами, выполняющими работу, и оценивается отделом калькуляции затрат, который вносит соответствующие данные в карточку учета затрат

240 Специальные закупки или возникшие другие прямые затраты должны также записываться в карточку учета затрат. Соответствующие суммы таких закупок получаются на основе анализа счетов на приобретенные материалы.

241 На каждый заказ начисляется своя доля производственных накладных расходов завода по мере прохождения заказа через различные производственные центры затрат предприятия Начисление проводится на основе предопределенных баз распределения.

242 После выполнения заказа в позаказную карточку учета затрат включают заранее определенную надбавку для покрытия расходов по реализации и административных расходов. Затем бухгалтерия сравнивает согласованную продажную цену с суммарными затратами на выполнение заказа, чтобы определить прибыль или убыток от данного заказа.

243 Поконтрактный метод калькулирования затрат является продолжением позаказного метода. Этот метод применяется в тех случаях, когда рассматриваемые заказы (контракты) являются крупномасштабными и когда для выполнения контракта требуется продолжительный период времени (обычно более одного года).

244 Примерами отраслей, где применяются методы поконтрактной калькуляции затрат, являются машиностроение, дорожное строительство и т.д. Как при позаказной калькуляции затрат, расходы по каждому контракту учитываются раздельно.

245 Для крупных контрактов характерно размещение рабочей силы на весь срок действия контракта, и большинство возникающих затрат относятся только к данному контракту. Прямой характер большинства затрат позволяет точно рассчитать основную часть расходов по контракту.

246 Попроцессный (попередельный) метод. используется для установления средней себестоимости партии одинаковых единиц затрат за период времени. Этот метод применяется в тех случаях, когда практически невозможно установить расходы, связанные с отдельными единицами затрат (как это происходит при использовании метода позаказной калькуляции), из-за непрерывного характера процесса производства.

247 Примером единицы продукции, подходящей под определение калькуляции по процессам, является тонна нефти на нефтеперерабатывающем заводе. Нефть перерабатываются непрерывно, и каждая тонна имеет те же характеристики, что и предыдущая. Невозможно установить точные затраты на определенные тонны, прошедшие цикл переработки.

248 В тех случаях, когда используется метод калькуляции затрат производства по процессам, все производимые единицы продукции предназначены для создания запасов.

249 Все заказы на продажи удовлетворяются потом за счет этого запаса однородных товаров. Так как отпускаемые товары одинаковые, отпадает необходимость устанавливать себестоимость любой конкретной единицы продукции, а поскольку процесс производства непрерывный, то обычно невозможно установить определенное количество материала или производственное время, отведенные на каждое отдельное изделие.

250 Единственной возможностью является суммирование всех затрат предприятия (или расходов центров затрат, входящих в состав предприятия) за определенный период времени и деление этих расходов на общее количество изделий, произведенных за этот период, для получения среднего показателя затрат производства в расчете на единицу продукции.

251 Когда основные моменты калькуляции затрат производства по процессам применяются к предоставлению предприятием услуг, то для описания используемых методов калькуляции затрат применяется термин «пооперационная калькуляция».

252 Примером такой услуги является консультирование руководства, где единицей продукции служат часы работы. Для услуг такого рода необходим расчет средней стоимости единицы услуги за конкретный период времени, а используемые процедуры будут аналогичны тем, которые применяются при калькуляции затрат производства по процессам.

253 Метод попартионной калькуляции затрат сочетает элементы как позаказной, так и попроцессной калькуляции затрат. Партия определяется как количество одинаковых единиц затрат (как при калькуляции затрат производства по процессам), рассматриваемое в качестве заказа (как при позаказной калькуляции затрат) отдельно от всех других заказов или процессов, выполняемых предприятием.