Индивидуализация образования: основные положения и подходы Новикова Ольга Николаевна, Начальник отдела РОС ГБОУ ДПО ЦРО ПК, К.филос.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы учебной деятельности при обучении по ИОТ.
Advertisements

Школа для старшеклассников как инновационная образовательная технология Новикова Ольга Николаевна, и.о. начальника отдела развития образовательных систем.
Программа развития ГОУ СОШ – 2011 гг.. Миссия школы Наша миссия – удовлетворение потребности учащихся в повышенном уровне социально-гуманитарного.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
Программа реализации приоритетных педагогических технологий, обусловленных программой развития школы МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
Принципы формирования учебного плана и программы внеурочной деятельности учащихся 8-11-х классов Ольга Николаевна Новикова, начальник отдела развития образовательных.
Методология построения образовательного процесса старшей школы на основе ИОТ.
Качество образования каждому ученику. Качество образования – масштабное и многогранное понятие, которому придается особое значение в современных условиях.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Массовая система образования строится и функционирует как институт реализации общественно-государственного заказа. Общественно-государственный заказ включает.
«Организация методического «Организация методического сопровождения сопровождения пропедевтического этапа пропедевтического этапа предпрофильной предпрофильной.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся МБОУ СОШ 3 г.Бородино.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Проект «Модель тьюторского сопровождения в НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ города Чайковский» 2010 год.
Презентация модели гражданского образования МОУ «СОШ 11».
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 48 г. Нижний Новгород 2012.
Транксрипт:

Индивидуализация образования: основные положения и подходы Новикова Ольга Николаевна, Начальник отдела РОС ГБОУ ДПО ЦРО ПК, К.филос.н.

Индивидуализация образования: Что это такое? Кому и зачем нужно? Как осуществляется?

Понимание индивидуализации образования: Это получение каждым человеком такого образования, которое соответствует именно его способностям, потребностям и возможностям. Цель индивидуализации образования – раскрытие и реализация сущности каждого конкретного человека.

Неправильное понимание индивидуализации 1 учитель=1 ученик Общее содержание=индивидуальные формы и методы донесения «Особенное» образование Отрицание «общего» образования

Системные аспекты индивидуализации образования: Организационно-ресурсный Организационно-педагогический Содержательно-педагогический

Организационно-ресурсный Это создание ресурсных и организационных условий индивидуализации образования, выражающихся в материально-технической обеспеченности и широком наборе образовательных услуг.

Организационно-педагогический Это создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих учащимся реальную возможность воспользоваться имеющимися ресурсами: Расписание Тьюторское сопровождение выбора и его реализации Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения, осознания своих способностей, потребностей, возможностей

Содержательно-педагогический Это индивидуализация содержания образования, форм и методов преподавания. В идеале – это определение для каждого ученика наиболее походящего содержания образования, форм и методов обучения, длительности и интенсивности обучения.

Идея непрерывного образования Образование=развитие в течение всей жизни, а не в ограниченный промежуток времени («подготовка к жизни»). Поэтому пропадает цель «выбрать главное» и «упаковать» его в рамки школьного/вузовского обучения. Каждый жизненный период – свое развитие, свое содержание.

Идея открытого образования Это идея открытой, т.е. неограниченной рамками конкретной школы образовательной среды. Это глубоко гуманитарная идея интернета – возможность пользоваться всем богатством культуры.

Кому и зачем нужна индивидуализация: социальные условия Уровень экономического развития Способ общественно-политического устройства Социальные и культурные ценности

Уровень экономического развития Индивидуализацию могут позволить себе экономически устойчивые, развивающиеся сообщества. При простом воспроизводстве индивидуализация не возможна (нет избыточного ресурса) и не требуется.

Способ общественно-политического устройства Гражданское общество. Существенное значение социокультурных инноваций по отношению к традиции. Это общество, в котором люди могут жить по своему усмотрению, «своим умом», самостоятельно собой распоряжаться.

Социальные и культурные ценности Для индивидуализации необходима гуманитарная ценностная установка родителей и педагогов. Зачем нам дети: стакан воды или забота о саде? Права ребенка: ребенок «мой» или «свой собственный»? Управление детьми: контроль или самостоятельность?

Мнения «От осинки не родятся апельсинки»: авторитарная школа производит авторитарных учеников. Поскольку большинство учителей являются «продуктами» тоталитарного государства и авторитарного общества, надо меняться самим. К сожалению, не все в данный период способны к индивидуализации, хотя нужна она всему обществу и каждому человеку.

Формы и методы индивидуализации в системе образования Новые ФГОС включают в себя методологию индивидуализации. НОЦ – хорошая модель, но, безусловно, не должна быть единственной. Проблема=задача – индивидуализация образования в 8-9-х классах: в чем преемственность индивидуализации на основной и старшей ступени? В чем различие?

Направление 1 – дифференциация учащихся по целевым категориям Выделение «специфических» групп учащихся и создание им условий обучения (академически одаренные учащиеся, спортсмены, творческие личности и другие). Дифференциация целей и результатов предметного обучения=дифференциация содержания и методов преподавания. Создание набора образовательных услуг для каждой целевой категории учащихся.

Направление 2 – формирование самосознания и самоопределения Формирование тьюторского сопровождения учащихся 8-9-х классов. Индивидуализация внеурочной деятельности, особенно воспитательной работы. Профильное и профессиональное самоопределение в рамках предпрофильной подготовки. Психологическая поддержка.

Цель курсов Разработка форм и механизмов индивидуализации образования в 8-9-х классах: В чем специфика индивидуализации на основной ступени образования? У каких детей должны появиться ИОТ? Что ИОТ могут включать в себя? Как формируются, реализуются, оцениваются?

Сетевая проектно-исследовательская работа Предметная дифференциация на профильных учащихся Процедура выбора гиа Работа с родителями