Мастер-класс по теме: «Приемы работы с текстом при подготовке части С в ГИА и ЕГЭ». Выполнила: учитель высшей категории Захарченко Ольга Александровна Часть 2. Подготовка к ЕГЭ.
Алгоритм работы с заданием С. Читая текст первый раз: 1)обращайте внимание, на все непонятные слова и выражения; помните о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста; 2)ведите диалог с автором текста; по ходу чтения ставьте вопросы к автору (герою) и выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании; 3)проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста; 4)спорьте с автором, выдвигайте свои контр доводы; 5)старайтесь выделять в тексте главное, существенное; найдите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений, обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом; 6)особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие, узловые суждения автора; 7)обращайте внимание на слова, употребленные в переносном значении; это поможет вам не только выполнить задания, связанные с анализом средств выразительности, но и лучше понять прочитанный текст.
Алгоритм работы с заданием С. Приступая к работе над сочинением, еще раз прочитайте текст. При этом: 1)постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы), охарактеризуйте его проблематику, способы освещения и решения проблем; 2)прочитайте повторно трудные для вас части текста, убедитесь в правильности их понимания; 3)выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте аргументы в обоснование своей точки зрения; 4)постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходство и расхождение; 5)обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного текста.
Типы аргументов I. Логические (рациональные) аргументы. 1.Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). 2.Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). 3.Статистика (количественные показатели развития производства и общества). 4.Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки). 5.Законы природы. 6.Определение, задача которого - обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; с учетом выявленных сущностных признаков определяемого предмета. 7.Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения. 8.Данные экспериментов и экспертиз. 9.Свидетельства очевидцев.
Типы аргументов II. Иллюстративные аргументы - примеры. В отличие от факта - обобщённо-объективированного утверждения - пример имеет наглядную описательную форму; его задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся: 1.Конкретные примеры: пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае); литературный пример (пример-текст из художественного произведения); 2.Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).
Типы аргументов III. Ссылки на авторитет. 1.Мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, общественного деятеля и т.п. 2.Цитата из авторитетного источника. 3.Мнение специалиста, эксперта. 4.Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории. 5.Мнение очевидцев. 6.Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции). 7.Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Правила аргументации Аргументы надо приводить в системе: продумайте, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы так, чтобы их доказательная сила возрастала. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый, значит он должен быть самым сильным. Аргументами могут служить примеры из художественной литературы, ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих (причем необходимо избегать их бытового толкования).
Структурирование текста. Типичные ошибки в абзацном членении: Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части - все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение - не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
Структурирование текста. Роль абзаца Самостоятельные (моно- и полиперспективные) содержат тематическое и/или концептуальное предложение. Служебные (одно- и двунаправленные) выражают итог, вывод, резюме. Вставные предполагают пересказ, интерпретацию «чужого» текста.
Способы распространения темы абзаца. Речевые подсказки способов распространения темы Способы распространения темы... вот почему так, например сравним приведем в подтверждение объясняется это тем, что укажем детали как и... здесь мы обнаруживаем... указание на следствие приведение примеров со- и противопоставление подтверждение объяснение детализация аналогия
Структура сочинения. План. 1.Вступление. 2.Формулировка проблем, поставленных автором в тексте. 3.Комментарий одной из проблем. 4.Выявление авторской позиции по этой проблеме. 5.Выразите свое согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором. 6.Приведите два аргумента. 7.Сделайте вывод.
Формулировка проблемы. Проблема это вопрос, требующий решения, исследования. Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только какой-то случай, рассмотренный в данном тексте, но и многие подобные случаи. Например, бывают проблемы войны и мира, экологии, политики, отцов и детей, образования, чтения, милосердия, экономики, выбора книг для чтения, памяти, живого языка, человеческого равнодушия, воспитания, понимания, взаимосвязи человека и природы, совести и долга, необходимости развития в себе интеллигентности и др.
Способы формулировки проблемы. Сформулировать проблему можно двумя способами: Проблема чего... Этот способ подойдет, когда проблема в тексте может быть сформулирована одним словом или словосочетанием. Например, автор поднимает проблему одиночества человека. Формулировка проблемы в виде вопроса. Например: «Что побуждает людей читать книги? Над этим вопросом размышляет автор статьи».
Выделение проблемы в текстах разных стилей. В текстах публицистического стиля проблема, как правило, сформулирована в начале или в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, и наоборот. Текст художественного стиля строится на проблемной ситуации, проявляющейся в соотношении обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека; в поступках или убеждениях героя; в отношении самого автора к обстоятельствам или к герою; проблема может быть заключена в названии.
Комментарий одной из проблем. Комментировать это означает объяснять, пояснять: а) насколько актуально то, о чем пишет автор (проблема может быть важной, злободневной, спорной, своевременной для общества, для науки, для молодежи, для современного читателя, для мирового сообщества и т.д.); б) кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; в) если это возможно, то коснитесь «истории вопроса», коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы. Например: «Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомним хотя бы рассказ из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка».
Как выявить авторскую позицию. Позиция автора это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем убеждает нас автор. 1.Позиция автора публицистического произведения обычно выражена ясно, четко, выявление позиции в художественном произведении требует больших усилий. В таком случае постарайтесь ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать автор своим читателям, создавая текст? Как автор оценивает описываемую им конкретную ситуацию? 2.Обязательно обратите внимание на слова, художественные средства, которые выражают отношение автора (неодобрение, осуждение, любовь к чему-либо, сочувствие, восхищение и т.д.), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. 3.Можно применить при этом цитирование, но оно не должно быть чрезмерным. Например: «Автор убеждает нас в том, что "родную землю любят не за богатство и броскую красоту", а просто за то, что этот уголок земли научил видеть прекрасное в окружающей жизни».
Комментарий к авторской позиции. 1.Следуйте правилам построения текста- рассуждения: а) тезис; б) аргументация (доказательства), на экзамене требуется привести 2 аргумента; в) вывод. 2.В ваших сочинениях тезис это главная мысль автора (позиция), которую и нужно обосновать, доказать или опровергнуть.
Например: Тезис. Чтение художественной литературы необходимо. (Выражение вашего согласия с автором.) Аргументы: Чтение расширяет наш кругозор, углубляет знания о мире и человеке. Как, каким образом? Художественная литература воспитывает человека. (Приведите примеры, расскажите о том, какие произведения Л.H.Толстого, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя или других авторов заставили вас о чем-либо задуматься, измениться.) Вывод. Художественная литература это могучее средство духовного и интеллектуального обогащения человека.
Аргументация собственной позиции. 1.Аргументация доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры из жизни, из книг, из фильмов, ссылки на исторические факты, высказывания ученых, философов, писателей; используйте знания по другим учебным предметам. Необходимо соблюдать фактологическую точность. Для аргументации собственного мнения проявите свою эрудицию, начитанность, компетентность в данной проблеме. Помните, что один аргумент должен быть из какого- либо изученного произведения, тогда вы получите больше баллов. 2.От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: почему? Нужно привести свои доводы, а не повторять доводы автора.
Заключение в сочинении. 1.Общий вывод. 2.Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. 3.Замечания о влиянии текста на общественную ситуацию. 4.Рассуждение о том, какое значение будет иметь прочитанный текст для вас. Можно использовать такие выражения: Следовательно,... Таким образом, можно утверждать, что...
Жанр сочинения. Шесть аргументов в пользу сочинения-эссе. Выбор эссе позволит: активно отстаивать собственную позицию; вступать в диалог; искать нестандартные подходы в разговоре об обычных явлениях; использовать возможности ассоциативного мышления; писать нешаблонно, стремиться к индивидуальному стилю и образности речи; выбрать форму эссе очерк, письмо, слово, речь, этюд и т.п.
Речевое оформление. К5 – К6. Под смысловой цельностью подразумевается композиционно-текстовое единство, нарушение которого ведет к логическим ошибкам. Каждый абзац должен служить раскрытию темы и развитию главной мысли текста. Речевая связность текста состоит в том, что все предложения в нем связаны по смыслу, а также лексически и грамматически. Существуют разные способы связи предложений в тексте: а) наиболее распространен последовательный, или цепной, способ: каждое последующее предложение связано с предыдущим при помощи лексических, морфологических, синтаксических средств; б) другой способ связи предложений параллельный: в первом предложении выражена основная мысль текста, а каждое из последующих развивает, конкретизирует, уточняет, иллюстрирует ее.
Точность речи. Точность речи связана с точностью словоупотребления: с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Важнейшее условие точности речи это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий (пишущий) отбирает те слова и конструкции, которые передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. К неточности речи приводит: а) незнание предмета речи; б) неумение логически мыслить; в) незнание лексического значения слова, употребление слова в несвойственном ему значении; г) неумение устранить многозначность в контексте, что порождает двусмысленность.