Составила Дошукаева Малика Ахмедовна. Понятие мониторинга (от лат. MONITOR) 1 мониторинг – осуществление некоторого действия, направленного на реализацию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Advertisements

Составила Синичкина Наталья Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ 76 «Ветерок» г. Набережные Челны, высшая квалификационная категория.
Семинар «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Старший воспитатель МАДОУ 376 Гришанина И.Б. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Заведующий ГБДОУ30 Курортного района Сержант Н.В. Сохранение преемственности между детским садом и начальной школой – одно из условий реализации требований.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Давыдова Гелуся Вазыховна, старший воспитатель МБДОУ 62 «Весняночка»
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ Подготовила: старший воспитатель Торопова С.Н.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД 63 СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ФЕОКТИСТОВА ЗОЯ ЗУФАРОВНА.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Преемственность ступеней образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС.
Будже Тамара Андреевна, заведующая организационно-технической лабораторией отдела оценки качества дошкольного образования Современные требования к качеству.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ В ДОУ.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Мониторинг готовности к обучению в школе Департамент образования г. Москвы Юго-Западное управление образования Государственное образовательное учреждение.
Транксрипт:

Составила Дошукаева Малика Ахмедовна

Понятие мониторинга (от лат. MONITOR) 1 мониторинг – осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. 2 мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям

Определение понятия МОНИТОРИНГ (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева). Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития

Отличия мониторинга от диагностики МониторингДиагностика Особенности течения процесса (в данном случае – педагогического) (контроль процесса) Раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования и имеющее конкретное описание (контроль результата) Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки (в динамике) Уровень освоения Общеобразовательная программа ООП (констатация показателей на момент обследования) образовательные области интегративные качества

Алгоритм проведения мониторинга Определение формата проведения мониторинга Постановка цели мониторинга Определение объекта мониторинга Определение методов и форм мониторинга Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга) Подбор диагностических методик с учетом возрастной группы, вида группы и кадрового обеспечения образовательного процесса ДОУ Разработка форм для фиксации результатов мониторинга Определение периодичности и сроков проведения мониторинга Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга Проведение мониторинга педагогами ДОУ Оформление результатов мониторинга Педагогический анализ результатов мониторинга Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга (по результатам каждого проведенного мониторинга- не менее 2-х раз в год) Оформление и хранение результатов мониторинга

Классификация видов мониторинга по масштабу целей образования этапам обучения временной зависимости частоте процедур охвату объекта наблюдения организационным формам формам объект-субъектных отношений используемому инструментарию

Масштаб целей образования стратегическийтактическийоперативный

Этапы обучения Входной (отборочный) Учебный (промежуточный) Выходной (итоговый)

Временная зависимость ретроспективный предупредительный (опережающий ) текущий

Частота процедур разовыйпериодическийсистематический

Охват объекта наблюдения локальныйвыборочныйсплошной

Организационные формы индивидуальныйгрупповойфронтальный

Формы субъект-объектных отношений внешний (социальный) взаимоконтрольсамоанализ

Используемый инструментарий стандартизованныйнестандартизованныйматричный и т.д.

Педагогический мониторинг Медицинский мониторинг Социологический мониторинг Психологический мониторинг

Отличия видов мониторинга социологическиймедицинскийпсихологическийпедагогический определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями. обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: развития в семье и ДОУ, в городе и селе и т.д. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями, и, в случае необходимости, коррекция данных условий. устанавливает тенденции и закономерности формирования психологического здоровья и психического развития детей, определяет возрастные границы развития их способностей к разным видам деятельности. имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

1. Образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития. 2. Соотношение контроля, педагогической диагностики и мониторинга 3. Мониторинг предполагает: - постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функций слежения; изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; - компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Виды образовательного мониторинга дидактическийвоспитательныйсоциально- психологический управленческий слежение за различными сторонами образовательного процесса; слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса; слежение за системой коллективно- групповых, личностных отношений, характером психологической атмосферы коллектива, групп; слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях (в системах: руководитель педагогический коллектив; руководитель коллектив родителей; руководитель внешняя среда ОУ; педагог педагог; педагог ребенок; педагог семья).

включает в себя два компонента: Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка. мониторинг образовательного процесса мониторинг детского развития отслеживание результатов освоения образовательной программы оценки развития интегративных качеств ребёнка

По группе Сравнительный по годам (3-5 лет) По ДОУ (межгрупповой) Структура мониторинга в ДОУ

Основа для организации системы мониторинга в ДОУ: Приказ Минобрнауки РФ от «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Федеральный (приказ), типовое Положение Региональный (приказ) Муниципальный (приказ) Локальный (ДОУ) – приказ, Положение о психолого-педагогическом мониторинге в ДОУ Рабочий – (педагог) – рабочий инструментарий, циклограммы, Карты мониторинга, и т.д.

СТРУКТУРА И ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА 1. Определение объекта. 2. Сбор информации об объекте. 3. Обработка и анализ полученной информации. 4. Интерпретация и комплексная оценка объекта. 5. Принятие решения об изменении деятельности

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ (В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА) 1. Отслеживание качества результатов образовательного мониторинга в ДОУ. 2. Отслеживание качества педагогического процесса в ДОУ. 3. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ.

Цель педагогического мониторинга в ДОУ - выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников Функции педагогического мониторинга: Интегративная обеспечивает комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период; Диагностическая позволяет дать объективную оценку сформированности интегративных качеств ребенка дошкольного возраста Информационная является способом систематического получения информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка; Прагматическая позволяет использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого воспитанника.

О БЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, представленные в интеграции ( интегративные качества ): 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 2. Любознательный, активный; 3. Эмоционально отзывчивый; 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Периодичность и сроки проведения мониторинга Устанавливаются образовательным учреждением и должны обеспечивать возможность: - оценки динамики достижений детей, - сбалансированность методов, - не приводить к переутомлению воспитанников - не нарушать ход образовательного процесса. Периодичность проведения мониторинга – не менее 2-х раз в год (начало и конец учебного года) Рекомендуемая длительность проведения мониторинга недели.

Требования ФГТ к проведению мониторинга в ДОУ Промежуточные результаты освоения Программы Итоговый мониторинг раскрывают динамику формирования интегративных качеств детей в каждый возрастной период по всем направлениям их развития. описывает интегративные качества ребёнка, которые он приобрёл в результате освоения основной общеобразовательной программы ДОУ.

ПОДБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК Специалистами ДОУ подбираются апробированные, описанные в психолого- педагогической литературе диагностические методики. Воспитатель осуществляет диагностику путем педагогического наблюдения, беседы, анализа продуктов детской деятельности

По результатам мониторинга необходимо : оценить уровень полученных результатов (низкий, средний, высокий или иные его градации, если это предусмотрено методикой); определить группу показателей с наиболее низкими результатами, определить коллегиально возможные причины полученных данных; провести сравнение с аналогичными предыдущими показателями, выявить характер динамики (положительный, отрицательный); определить возможные причины изменений и факторы, которые повлияли на полученные результаты.

РАЗРАБОТКА ФОРМ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА Возможные варианты фиксации результатов: рабочие тетради, технологические карты, карты наблюдения, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах, др.

Составление аналитической справки по результатам мониторинга Аналитическая справка о результатах мониторинга (за 2-3 года), заверенная руководителем ДОУ должна отражать: Для воспитателей, старших воспитателей, руководителей (инструкторов) по физическому воспитанию, музыкальных руководителей: Динамику достижения стабильных положительных (промежуточных и итоговых) результатов формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период: Для учителей- логопедов, учителей-дефектологов: наличие стабильных результатов коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья положительную динамику в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Для педагогов –психологов: наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников

Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками группы основной общеобразовательной программы по образовательным областям:__________________________________________________________________ В _______________ году Программа по разделу «_» усвоена детьми данной группы на _____ уровне (_%) программного материала По итогам контрольных срезов _% детей показали положительный результат освоения программного материала по данному разделу. (_ %) детей показали высокий уровень освоения программного материала, _ %- средний уровень. Однако в группе имеются _ % детей, показавших по итогам контрольных срезов недостаточный (низкий) уровень освоения программного материала (перечислить с соблюдением конфиденциальности и указать причину данного явления) __ отдельных подразделов раздела программы Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: по подразделам Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам: - % по подразделам Несколько ниже результаты по подразделам: - % по подразделам Наиболее низкие результаты по подразделам: - % программного материала по данному разделу Предполагаемая причина низкого качества освоения программного материала по данному разделу: отдельных тем раздела программы по теме Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных тем раздела программы показывает, что наиболее высокие результаты показаны детьми по теме по теме: Низкий уровень освоения программы по теме: « Предполагаемая причина_ Рекомендации Справку составили: Дата: Воспитатели: __(_________________) ____________________(___________________) Ознакомлена: ст. воспитатель (заведующий) () Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками группы основной общеобразовательной программы по образовательным областям:__________________________________________________________________ В _______________ году Программа по разделу «_» усвоена детьми данной группы на _____ уровне (_%) программного материала По итогам контрольных срезов _% детей показали положительный результат освоения программного материала по данному разделу. (_ %) детей показали высокий уровень освоения программного материала, _ %- средний уровень. Однако в группе имеются _ % детей, показавших по итогам контрольных срезов недостаточный (низкий) уровень освоения программного материала (перечислить с соблюдением конфиденциальности и указать причину данного явления) __ отдельных подразделов раздела программы Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: по подразделам Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам: - % по подразделам Несколько ниже результаты по подразделам: - % по подразделам Наиболее низкие результаты по подразделам: - % программного материала по данному разделу Предполагаемая причина низкого качества освоения программного материала по данному разделу: отдельных тем раздела программы по теме Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных тем раздела программы показывает, что наиболее высокие результаты показаны детьми по теме по теме: Низкий уровень освоения программы по теме: « Предполагаемая причина_ Рекомендации Справку составили: Дата: Воспитатели: __(_________________) ____________________(___________________) Ознакомлена: ст. воспитатель (заведующий) () Образец аналитической справки воспитателя (педагога) ДОУ Образец аналитической справки воспитателя (педагога) ДОУ

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Взаимодействие детского сада с семьей сегодня одна из самых важных задач, связанных с развитием всей системы дошкольного образования. Поэтому не удивительно, что в органах управлением образованием и на местах специалисты, методисты научно-методи­ ческих центров и руководители образовательных учреждений все чаще ставят перед собой задачу разработки и апробации эффективной мо­ дели мониторинга в данной области. Однако, даже сумев разработать программу мониторинга и провести его, они затрудняются в его опи­ сании. Мы можем поделиться своим опытом в данной области.

Образец составления программы мониторинга Программа и результаты мониторинга взаимодействия детско­го сада с семьей может быть описана следующим образом. Объект мониторинга: процесс взаимодействия ДОУ с семьей. Предмет мониторинга: функции взаимодействия ДОУ с семьей. Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность педагогического мониторинга взаимодействия ДОУ с семьей. Гипотеза, которая легла в основу мониторинга, заключалась в следующем предположении: мониторинг будет эффективным сред­ством диагностики взаимодействия ДОУ с семьей, если: определить критерии и показатели эффективности реализа­ции образовательных стратегий в семье и ДОУ и сравнить их; разработать методику оценки функций взаимодействия детско­го сада с семьей, позволяющую увидеть преемственность и ди­намику в реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ; разработать программу педагогического мониторинга рабо­ты ДОУ с семьей и внедрить ее в процесс управления каче­ством дошкольного образования на уровне округа. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следую­щие задачи мониторинга: определить содержание педагогического мониторинга взаи­модействия ДОУ с семьей и эффективности реализации функций сотрудничества; внедрить в процесс управления качеством дошкольного об­разования на уровне округа разработанные варианты мони­торинга по работе с семьей и проверить их эффективность; провести сравнительный анализ результатов мониторинга по работе ДОУ с семьей в детских садах Центрального округа.

1. Нормативно-установочный Он имеет своей целью определение единых методологических подходов и педагогических концепций, требований к организации взаимодействия детского сада с семьей. Так, методологической основой для проведения нашего монито­ринга являются: теория семейного воспитания детей дошкольного возраста (К.Д. Ушинский, Н.В. Щелгунов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, М.И. Демков, А.В. Петровский, Г.Н. Волков, В.М. Петров, ТА Маркова, В.М. Иванова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова и др.); концепция деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и развивающего обучения (Л.С. Выготский, А.Б. Запорожец и др.); системно-генетический подход к проведению и анализу педагогического мониторинга (А.А. Майер, В.А. Кальней, СЕ. Шишов, Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев); теория управления, в которой мониторинг рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле, средство формирования сис­ темы управления качеством воспитательно-образователь­ного и учебно-воспитательного процесса (М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.Ю. Белая и др.). В результате нами были использованы следующие методики (приложения 14): Оценка эффективности и реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ. Оценка функций взаимодействия руководителя и педагогов с родителями. Оценка потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ и их удовлетворенности. Этапы мониторинга взаимодействия детского сада с семьей В соответствии с данными задачами были выделены три этапа проведения мониторинга.

2. Технологический В процессе данного этапа осуществляется полный цикл педа­гогического мониторинга, уточняются технология его проведения и состояние процесса взаимодействия и сотрудничества ДОУ с семьей на основании оценки его результатов. Наше исследование, которое будет описано далее, проводилось студентами факультета педагогики и методики дошкольного обра­зования МГПИ в октябре ноябре 2007 г. на базе государственных образовательных учреждений: одного Центра развития детского сада, четырех детских садов общеразвивающего вида, двух комбинированного и двух компенсирующего вида Центрального окруж­ного управления образования Департамента образования Москвы. Руководители мониторинга со стороны ЦОУО начальник учебно- методического центра округа Л.И. Шпаковская. Руководитель мониторинга со стороны МГПИ проф. кафед­ры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ НА. Виноградова и зав. кафедрой Н.В. Микляева*. 3. Обобщающий На данном этапе подводятся итоги мониторинга, сравниваются результаты его технологического этапа, определяется теоретичес­кая и практическая значимость его проведения. Количественные результаты мониторинга представлены ниже. Сначала нами изучались потребности и удовлетворенность родите­лей воспитанников в основных и дополнительных образовательных услугах (табл. 7), которые предлагают дошкольные образовательные учреждения. Для примера сравним данные, полученные в детских садах общеразвивающего вида, детских садах с приоритетным осуществлени­ем развития и воспитания детей, детских садах компенсирующего вида.

Вид ДОУ Потребности и социальный заказ родителей Удовлетворенность работой ДОУ и сотрудничеством с семьей Основные услуги Дополни­тельные услуги Основные услуги Дополни­тельные услуги minmaxminmaxminmaxminmax Детский сад общеразви­вающего вида 3 КН 10 (по всем 2 ЭР 10 (по всем 2 КН 10 (по всем 1 КН10 СР, ПР, Таблица 7 Сравнительные данные по оценке потребностей и удовлетворенности родителей в образовательных услугах ДОУ * В проведении мониторинга участвовали студенты заочной формы обучения факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ: Н.Н. Бар-машева, И.В. Гаврилина, А.И. Зайчикова, К.В. Скуратова, Т.В. Плетнева, Т.В. Медве­дева, Ю.И. Убыткина, Ю.Н. Васильева и др.

Осталь- ным) осталь­ ным) Осталь- ным) ЭР, КН Детский сад с приоритет-ЭРПР,КНСР,КНЭР,ФОНКН, ным осущест-КН,ЭР,СР,ЭР, влением раз-ФОН ПР вития и вос- питания детей Детский сад компенси-СР,(поСР,(поСР(поСР,(по рующего видаПР,всемПРвсем ЭР,всем ЭР,ос- ФОНос- КН таль­ным) Условные обозначения: СР социальное развитие; ПР познавательное развитие; ЭР эстетическое развитие; ФОН физкультурно-оздоровительное направление; КН коррекционное направление.

Было выявлено, что в ГОУ детских садах общеразвивающего вида потребности и удовлетворенность родителей в основных ус­лугах, касающихся коррекционного направления работы, находят­ся на одинаково невысоком уровне (2 балла из 10), однако удов­летворенность дополнительными образовательными услугами в этой же области значительно выше. Это свидетельствует о том, что заинтересованные в коррекционно-развивающем направлении работы с детьми родители реализуют свои потребности через си­стему дополнительных оздоровительных и развивающих услуг. Потребности же остальных родителей в усилении работы по со­циальному, познавательному и эстетическому развитию детей встре­чают отклик педагогов детского сада как на уровне основных, так и дополнительных услуг, которые оцениваются максимально с точки зрения удовлетворенности их качеством со стороны ГОУ. Аналогичным образом оценивается соотношение потребнос­тей и их удовлетворенности в детских садах другого вида: комби­нированных, компенсирующих и т.д. На следующем этапе работы изучалось состояние функций вза­имодействия детского сада и семьи (табл. 8) Таблица 8 Сравнительные данные по оценке функций взаимодействия ДОУ и семьи (от 1 до 10 баллов, среднее арифметическое) Вид Доу Охрана и укрепление здоровья детей Развивающая Диагностическая и коррекционная Коммуникативная Конструкторско- организаторская Координирующая Функция профессионального самосовершенствования Детский сад7,37,45,17,27,36,67,3 общеразви- вающего вида Детский сад с9,898,49,69,28,29 приоритет- ным осущест- влением раз- вития и вос- питания детей Детский сад98,38,18,48,38,58,3 компенси- рующего вида

Результаты сравнительного анализа показывают, что функции взаимодействия с семьей в области охраны и укрепления здоро­вья, развития детей, диагностики и коррекции нарушений в разви­тии, общения с педагогами и профессионального самосовершен­ствования, а также повышения педагогической культуры родите­лей, с ними связанной, лучше, чем у остальных видов детских садов, сформированы в ГОУ детских садах с приоритетным осуществле­нием развития и воспитания детей. Особенно это касается при­оритета физкультурно- оздоровительной работы с детьми. В свою очередь, функции координации, диагностики и коррекции позна­вательного развития в детских садах компенсирующего вида. Эти же функции несколько «западают» в детских садах общераз-вивающего вида, что для них закономерно и объяснимо. Опираясь на эти данные, было интересно проанализировать осо­ бенности реализации образовательных стратегий по основным на­ правлениям работы детского сада и сотрудничества с семьей (табл. 9).

Вид ДОУ Реализация стратегий ФЗСРи ЭР ид ПРР Из.Ди ОД Детский сад общеразвиваю­щего вида Семья8,48,7898,4 ДОУ8,38,88,99,79,5 Детский сад с приоритетным осуществлением развития и вос­питания детей Семья8,38,57,88,17,8 ДОУ8,28,38,28,48,3 Детский сад компенсирую­щего вида Семья6,57,6 6,85,7 ДОУ8,38,298,68,8 Таблица 9 Оценка эффективности реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ (от 1 до 10 баллов и среднее арифметическое) Условные обозначения: ФЗ формирование здоровья; СР социальное развитие; ЭР эмоциональное развитие; ИД игровая деятельность; ПРР познавательно-речевое развитие; Из.Д изобразительная деятельность; ПД продуктивная деятельность.

Образовательная стратегия, направленная на формирование здо­ровья, лучше всего реализуется, по мнению родителей и педагогов, в семьям и детских садах общеразвивающего вида и с приорите­том физкультурно- оздоровительной работы. Детские сада компен­сирующего вида по данной стратегии имеют столь же высокие оценки, а реализация ее в семьях воспитанников почти на 20% (на 2 балла) ниже по эффективности. Близкая к ней стратегия, связанная с охраной и формировани­ем психологического здоровья стратегия эмоционального и соци­ального развития детей выше всего оценивается в детских са­дах общеразвивающего вида и семьях их воспитанников. Игровые стратегии очень высоко (до 90% эффективности, в частности, в детских садах компенсирующего вида) оцениваются здесь же, однако семьи начинают «отставать» от эффективности их реализации в домашних условиях. Это касается работы всех видов детских садов видимо, конструкторско-организационная и координационная функция взаимодействия педагогов с родите­лями в данной области налажена не столь успешно. По уровню реализации технологий познавательно-речевого раз­вития лидирует детский сад общеразвивающего вида и семьи его воспитанников. Это соотносится с высокой оценкой родителями степени удовлетворенности услугами образовательного учрежде­ния в данной области, но в то же время свидетельствует о недо­оценке роли развивающей функции взаимодействия педагогов с родителями дошкольников. Так же обстоит ситуация с оценкой эффективности реализации образовательных технологий, направ­ленных на развитие изобразительной и других видов продуктив­ной деятельности детей дошкольного возраста.

С другой стороны, результаты мониторинга позволяют выявить потенциалы для налаживания взаимодействия с семьей внутри каждой категории образовательных учреждений. Так, детские сады общеразвивающего вида имеют максимальные оценки по степени реализации стратегий познавательно-речевого развития и разви­тия изобразительного творчества дошкольников, но эффективность взаимодействия с семьей по второму направлению ниже роди­тели не осуществляют перенос образовательных стратегий дет­ского сада в домашние условия, кроме того, имеются проблемы в реализации стратегии, направленной на формирование здоровья воспитанников как в семье, так и в детском саду. Детские сады с приоритетным направлением развития и вос­питания детей достаточно равномерно распределяют свои силы на реализацию всех существующих образовательных стратегий, но при этом родители воспитанников не используют данных потен­циалов в процессе развития игровой и продуктивных видах дея­тельности дошкольников. Детские сады компенсирующего вида, напротив, могут исполь­зовать данные стратегии (кроме того, стратегии, ориентирован­ные на познавательно-речевое развитие) в качестве приори­тетных, в том числе, в работе с родителями, а их проблемы пере­носа в систему домашнего воспитания касаются формирования здоровья и развития изобразительной деятельности воспитан­ников.

Теоретическая значимость мониторинга заключается в том, что в ходе его проведения уточнены образовательные стратегии как результат работы ДОУ с семьей и критерии оценки их выражен­ности применительно к потребностям родителей в образователь­ных услугах ДОУ и их удовлетворенности. Практическая значимость мониторинга определяется возмож­ ностью его использования руководителями отделов дошкольного образования научно-методических центров, администрацией и пе­дагогами ДОУ разных видов. Достоинством данного мониторинга является то, что использование предлагаемых методик диагности­ки работы ДОУ с семьей проводится с использованием одинако­ вых критериев и параметров оценки администрации, педагогов, родителей воспитанников. Это позволяет выявить многомерность картины взаимодействия детского сада с семьей и сделать выводы о преемственности работы по реализации образовательных стра­тегий в семье и детском саду.

ФИО педагога Название функцииОценка по шкале «110» Охрана и укрепление здоровья детей (мате­ринская функция) Развивающая (воспи­тывающая и обучаю­щая) Диагностическая и коррекционная Коммуникативная (оп­ределяющая стиль взаимоотноше­ния) Конструкторско-организаторская Координирующая Функция профессио­нального самосовер­шенствования ПРИЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Приложение 1 Самооценка успешности взаимодействия педагога с родителями* Уважаемые сотрудники! Проводится самооценка успешности реализации функций вза­имодействия с родителями (ставится знак «+»). Экспертная таблица составлена на основе методических рекомендаций В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич

Самооценка управления качеством взаимодействия сотрудников учреждения с родителями Уважаемые руководители! Проводится самооценка успешности реализации функций уп­равления качеством взаимодействия сотрудников учреждения с родителями (ставится знак «+»). ФИО педагога Название функцийОценка по шкале «110» Целеполагание. Пла­нирование прогнозирование управления качеством взаимодействия ДОУ и семьи Организация сотруд­ничества в соответст­вии с прогнозируемым результатом Консультативно-методическая деятельность Коррекционно-регулятивная деятельность Контрольно-оценочная деятельность. Проме­ жуточный анализ Итоговый анализ эф­фективности управле­ния качеством взаимо­действия ДОУ и семьи

Приложение 3 Оценка потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ и их удовлетворенности(от 1 до 10 баллов) ГОУ детский сад _ Возрастная группа детей Потребности иУдовлетворенность социальный заказработой ДОУ и родителейсотрудничеством Приоритетное направ­ление с семьей Основ-Дополни-Основ-Дополни- ныетельныеныетельные услуги (платные) услуги услуги (платные) услуги Социальное развитие (речь и речевое общение, нравствешю-патриотическое воспитание, ОБЖ, этикет и т.д.) Познавательное развитие (ознакомление с окружающим, экология математическое развитие изучение иностранного языка Развивающие конст руктивные игры и т.д.)

Эстетическое развитие ( изобразительное искусство, художественно-речевое творчество, театрализованная деятельность, ритмика, игровое,пение, творческое декоративное конструирование, оригами, детский дизайн, музыкальный абонемент «В гостях у сказки» и т.д.) Физкультурно-оздоровительное на­правление (аэробика, музыкотерапия, массаж, ЛФК, фиточай, кисло родный коктейль, арома-физиотерапия и др.) Коррекционное направление (специализированные коррекционные занятия с логопедом, психологом и ДР-)

Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ Реализация задач в семье Реализация задач в ДОУ 123 Формирование здоровья Обеспечить условия комфортной адаптация ребенка в детском саду Разработать индивидуальную программу формирования здоровья Создать условия для физического и психологического комфорта ребенка в ДОУ Воспитывать привычку к чистоте. Формировать гигиенические навыки Оценка эффективности реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ* Родители оценивают эффективность реализации образователь­ных стратегий в семье и в ДОУ (от 1 до 10 баллов): 1) ФИО ребенка 2) Кто отвечает на вопросы анкеты (мама, папа, бабушка, дедушка)? Теперь заполните, пожалуйста, следующую таблицу.

123 Осуществлять профилактику нару­шения зрения, нарушения осанки, плоскостопия Поддерживать потребность в спон­танной двигательной деятельной активности, создавать условия для переживания «мышечной радости» Социальное развитие Воспитывать заинтересованное и ува­жительное отношение к взрослому Воспитывать умение общаться со взрослыми вне семьи Формировать представления о жиз­ни взрослых Закладывать основы доброжела­тельного отношения к сверстникам

Эмоциональное развитие Обеспечить радостный эмоцио­нальный фон жизни ребенка Способствовать обогащению его эмоциональной палитры Учить контролировать проявление эмоций Игровая деятельность Обеспечить ребенка играми и иг­рушками, являющимися наиболее ценными Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек Вырабатывать навыки общения с равным партнером Воспитывать бережное отношение к миру природы Содействовать формированию ин­дивидуальности и основ личности: активность и самостоятельность; образ себя; моральные устои; основы гражданственности :

Оказывать Постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм Участвовать в играх с ребенком, тактично предлагать ему помощь Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре с ребенком Познавательно-речевое развитие Рассказывать детям об увиденном, профессиях, видах деятельности Рассматривать и наблюдать с ре­бенком различные явления и объ­екты природы в разные времена года Объяснять ребенку требования, связанные с безопасностью, пове­дением Организовывать различные разви­вающие развлечения, игры (для развития восприятия, внимания, мышления) Способствовать накоплению пас­сивного и обогащению активного словаря

Изобразительная деятельность Формировать у детей интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительною искусства Знакомить детей с иллюстрациями к детским книгам, репродукциями, открытками, произведениями книжной графики Содействовать проникновению детей в мир отношений, переживаний и чувств героев сказок, произведений изобразительного и музыкального искусства Знакомить детей с удивительными свойствами цвета на примере живописи и графики

Продуктивная деятельность Формировать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними Учить изображать доступными средствами то, что вызывает интерес ребенка Познакомить детей с цветовой палитрой Способствовать обогащению содержания рисунков, формы, композиции, цветового решения