СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ доктор психологических наук, профессор Н.Н. Васягина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ Выполнила: магистр 2 курса Заочного обучения Исаева Д.Г Уральский государственный педагогический университет Институт.
Advertisements

Типы и стили семейного воспитания. Условия развития личности ребенка Личность ребенка Детско- родительские отношения Требовательность, Любовь, доверие,
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Стили семейного воспитания» Родительское собрание 7 г класс МБОУ «СОШ 5» г. Югорска Классный руководитель: Фефелова О.А.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Типы родительских отношений. 14% 10% 32%44% 1. Гиперпротекция потворствующая доминирующая потворствующая доминирующая 2. Гипопротекция потворствующая.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стили семейного воспитания. Семейное воспитание - целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Круглый стол – ноябрь 2012 МБОУ 61 г.Челябинск Семья - важнейший институт социализации личности.
Тема деятельности пилотной площадки - К ОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Семинар провела: Селина Т.М., руководитель Центра научно-методического сопровождениям муниципальных ОУ, к.п.н.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
О.Г. Разумова В.П. Арсланьян. Фильм! 1) Теория «чистой доски» («Tabula rasa») - ребенок рождается, не имея никаких задатков, никакой предрасположенности.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Социально-ориентированный проект по формированию у детей добрых чувств через организацию разнообразной трудовой деятельности «Доброта спасет мир» «С раннего.
Транксрипт:

СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ доктор психологических наук, профессор Н.Н. Васягина

СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ План 1. Динамика социальных представлений о воспитательных возможностях семьи 2. Общее представление о семейном воспитании. Цели, задачи, принципы семейного воспитания. Содержание семейного воспитания. 3. Факторы, определяющие эффективность семейного воспитания

1. Динамика социальных представлений о воспитательных возможностях семьи ПериодАвторыОсновные идеи Античность Платон, Аристотель - Рождение и воспитание детей - дань обществу в деле его укрепления. - Наличие детей составляет достоинство мужчин и славу государства. - Главной фигурой в воспитании является отец Средневековье А. Августин Возраждение Э. Роттердамский, Л.Б. Альберти, Дж. Доминичи - Приоритет отца абсолютен. - Особая роль отводится в семье религиозному воспитанию детей XVII - XVIII вв. Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо - Семья - культурная среда, где происходит развитие духовности ребенка - Мать уравнивается в воспитании ребенка с отцом XVIII и XIX вв. (в России XIX - XXв.) Л. Хоффман, Дж. Мание И.С. Кон, А.Г. Харчев - Переход от акцента на количестве детей к акценту на «качестве» - -Цель семейного воспитания - оптимизация жизненных шансов детей путем получения ими образования. - Ответственность за образование перешла от родителей к школе - Снижение уровня влияния родителей на детей XX – начало XXI в. Р.В. Овчарова, Г.Г. Филиппова, Л.Б. Шнейдер, О.А. Карабанова - Семья – первый субъект воспитания человека - Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей - Ребенок - равноправный участник семейной системы

Вывод по первому вопросу: Динамика социокультурных представлений о семейном воспитании, его специфике, целях и содержании свидетельствует о его детерминированности культурно и исторически обусловленной системой норм и ценностей, и в первую очередь ценностями семьи и детства, принятыми конкретным обществом. Динамика социокультурных представлений о семейном воспитании, его специфике, целях и содержании свидетельствует о его детерминированности культурно и исторически обусловленной системой норм и ценностей, и в первую очередь ценностями семьи и детства, принятыми конкретным обществом.

2. В современной психолого-педагогической литературе семейное воспитание рассматривается: как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств (Н.М. Ботырко, В.К. Шабельников и др.) как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств (Н.М. Ботырко, В.К. Шабельников и др.) как социально значимая деятельность, функциональная нагрузка которой задана в виде условий и средств воспитания, соответствующих требованиям времени (А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева, А.Г. Селевко, Г.К. Селевко, Л.А. Степашко, И.С. Кон, А.Н. Шевелева и др.). как социально значимая деятельность, функциональная нагрузка которой задана в виде условий и средств воспитания, соответствующих требованиям времени (А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева, А.Г. Селевко, Г.К. Селевко, Л.А. Степашко, И.С. Кон, А.Н. Шевелева и др.).

Содержание семейного воспитания определяет его цели: морально-нравственное воспитание; морально-нравственное воспитание; интеллектуальное воспитание; интеллектуальное воспитание; эстетическое воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание; физическое воспитание; трудовое воспитание; трудовое воспитание; гендерное воспитание. гендерное воспитание.

Общие задачи семейного воспитания : Воспитательные – формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций; закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества; формирование чувства любви, доброжелательности, уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; воспитание уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести; Воспитательные – формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций; закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества; формирование чувства любви, доброжелательности, уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; воспитание уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести; Образовательные – трансляция и воспроизводство социокультурного опыта, необходимого для социализации ребенка; формирование у ребенка системы знаний о себе и окружающем мире, этических и эстетических категориях; определение смысложизненных оснований становления ребенка как самостоятельного субъекта; подготовка ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений; вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства и т.п.; Образовательные – трансляция и воспроизводство социокультурного опыта, необходимого для социализации ребенка; формирование у ребенка системы знаний о себе и окружающем мире, этических и эстетических категориях; определение смысложизненных оснований становления ребенка как самостоятельного субъекта; подготовка ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений; вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства и т.п.; Личностно-развивающие – гармоничное развитие личности ребенка, создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения. Личностно-развивающие – гармоничное развитие личности ребенка, создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Задачи семейного воспитания применительно к возрасту ребенка: Младенчество - формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности к матери; Младенчество - формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности к матери; Ранний возраст - формирование предметно-орудийной компетентности; Ранний возраст - формирование предметно-орудийной компетентности; Дошкольный возраст - формирование социальной компетентности; Дошкольный возраст - формирование социальной компетентности; Младший школьный возраст - сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности; Младший школьный возраст - сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности; Подростковый возраст - создание условий для развития автономии и самосознания; Подростковый возраст - создание условий для развития автономии и самосознания; Юношеский возраст – содействие профессиональному самоопределению. Юношеский возраст – содействие профессиональному самоопределению.

Принципы семейного воспитания: Принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческой ценности (Е. В. Коротаева, М. И. Лисина, E. О. Смирнова и др.); Принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческой ценности (Е. В. Коротаева, М. И. Лисина, E. О. Смирнова и др.); Принцип демократизма основывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми (Н.Н. Васягина, А. Г. Лидерс, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская и др.); Принцип демократизма основывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми (Н.Н. Васягина, А. Г. Лидерс, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская и др.); Принцип гражданственности требует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системе общественно-государственных отношений (С. А. Днепров, О. Ю. Косова, А. В. Мудрик и др.); Принцип гражданственности требует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системе общественно-государственных отношений (С. А. Днепров, О. Ю. Косова, А. В. Мудрик и др.); Принцип ретроспективности требует от родителей осуществления воспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственности национальной воспитательной системы, учета национальных, региональных и муниципальных педагогических систем, устоев и традиций (Б. М. Игошев, В. А. Сластенин, Е. Н. Степанов); Принцип ретроспективности требует от родителей осуществления воспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственности национальной воспитательной системы, учета национальных, региональных и муниципальных педагогических систем, устоев и традиций (Б. М. Игошев, В. А. Сластенин, Е. Н. Степанов); Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей предполагает построение системы семейного воспитания с учетом общепризнанных нравственных норм и ценностей, а также подходов к построению межличностного взаимодействия (А. С. Белкин, И. С. Кон, Л. В. Моисеева, Е. Н. Степанов); Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей предполагает построение системы семейного воспитания с учетом общепризнанных нравственных норм и ценностей, а также подходов к построению межличностного взаимодействия (А. С. Белкин, И. С. Кон, Л. В. Моисеева, Е. Н. Степанов); Принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей (С. М. Зиньковская, А. Г. Лидерс, С. А. Новоселов). Принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей (С. М. Зиньковская, А. Г. Лидерс, С. А. Новоселов).

Вывод по второму вопросу: Семейное воспитание - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает возможность родителей целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка. (В. И. Генецинский, П. М. Ершов, И. С. Кон, Е. Н. Степанов, П. В. Симонов и др.).

3. Факторы, определяющие эффективность семейного воспитания: Макроуровень (уровень общественных влияний) Макроуровень (уровень общественных влияний) Мезоуровень (уровень влияния родительской семьи); Мезоуровень (уровень влияния родительской семьи); Микроуровень (уровень собственной семьи); Микроуровень (уровень собственной семьи); Индивидуальный уровень (уровень конкретной личности) Индивидуальный уровень (уровень конкретной личности)

Психологические факторы, определяющие эффективность семейного воспитания: Стили воспитания и типы детско- родительских отношений Стили воспитания и типы детско- родительских отношений (С.А. Беличева, А.А. Бодалев, М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И.Захаров, А.Е.Личко, Р.В. Овчарова, Э.Г.Эйдемиллер и др.); Личностные особенности родителей и их представленность в воспитательных воздействиях Личностные особенности родителей и их представленность в воспитательных воздействиях (Н.Н. Васягина, Е.И. Исенина, А.Г. Лидерс, Е.А. Нестерова, А.С. Спиваковская, Е.Н.Спирева, В.В. Ткачева и др.)

Фактор 1. Стили воспитания и типы детско-родительских отношений Стиль семейного воспитания – это система приемов и средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей и детей

Стили семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис) Гипопротекция (недостаток опеки и контроля); Гипопротекция (недостаток опеки и контроля); Доминирующая гиперпротекция (обостренное внимание и забота к ребенку, полный контроль его поведения); Доминирующая гиперпротекция (обостренное внимание и забота к ребенку, полный контроль его поведения); Потворствующая гиперпротекция (потакание желаниям ребенка, чрезмерное обожание и покровительство); Потворствующая гиперпротекция (потакание желаниям ребенка, чрезмерное обожание и покровительство); Эмоциональное отвержение (непринятие ребенка); Эмоциональное отвержение (непринятие ребенка); Повышенная моральная ответственность (от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту). Повышенная моральная ответственность (от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту).

Стили семейного воспитания (Е. Т. Соколова ) Благоприятные: сотрудничество – ребенок полноправный субъект семейных отношений эмоциональное принятие – безусловная любовь к ребенку Неблагоприятные: изоляция - совместные решения в семье не принимаются, ребенок изолируется и не хочет изоляция - совместные решения в семье не принимаются, ребенок изолируется и не хочет делиться своим внутренним миром с родителями; делиться своим внутренним миром с родителями; соперничество - противостояние в общении с ребенком, критика, что является следствием реализации потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности; псевдосотрудничество – эгоцентризм родителей, преобладанием игровой мотивации в воспитании

Типы неправильного семейного воспитания (С. А. Беличева ) попустительско-снисходительный тип; попустительско-снисходительный тип; позиция круговой обороны; позиция круговой обороны; демонстративный стиль (родители часто жалуются на ребенка, его поступки, преувеличивая степень их опасности, это приводит к утрате у ребенка стыдливости, снижает внутренний контроль за поведением, вызывает озлобление по отношению к взрослым); демонстративный стиль (родители часто жалуются на ребенка, его поступки, преувеличивая степень их опасности, это приводит к утрате у ребенка стыдливости, снижает внутренний контроль за поведением, вызывает озлобление по отношению к взрослым); педантично-подозрительный тип (родители не доверяют своим детям, подвергают их тоталитарному контролю); педантично-подозрительный тип (родители не доверяют своим детям, подвергают их тоталитарному контролю); жестко-авторитарный стиль, увещевательный стиль (родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность), отстраненно-равнодушный стиль (возникающий, как правило, в семьях, где родители, в частности, мать, поглощена устройством своей личной жизни; жестко-авторитарный стиль, увещевательный стиль (родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность), отстраненно-равнодушный стиль (возникающий, как правило, в семьях, где родители, в частности, мать, поглощена устройством своей личной жизни; воспитание по типу «кумир семьи»; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательный стиль. непоследовательный стиль.

Неблагоприятные типы семейного отношения (А. Я. Варга ) Симбиотические отношения – очень близкие отношения с выраженной эмоциональной зависимостью матери и детей друг от друга. Симбиотические отношения – очень близкие отношения с выраженной эмоциональной зависимостью матери и детей друг от друга. Авторитарный тип отношений - мать подавляет ребенка, навязывает собственную позицию, интересы и потребности ребенка игнорируются. Авторитарный тип отношений - мать подавляет ребенка, навязывает собственную позицию, интересы и потребности ребенка игнорируются. Эмоционально-отвергающий тип - характеризуется приписыванием ребенку личной несостоятельности, слабости, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику». Эмоционально-отвергающий тип - характеризуется приписыванием ребенку личной несостоятельности, слабости, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику».

Типы неадекватного отношения к ребенку (А. А. Бодалев и В. В. Столин ) Ребенок, «замещающий мужа» Мать требует к себе постоянного внимания, хочет постоянно находиться в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками. Гиперопека и симбиоз Мать стремится удержать ребенка при себе, ограничить его самостоятельность из – за страха лишиться ребенка в будущем. Она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви Ребенка игнорируют, обесценивают его «Я». Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом.

Фактор 2. Личностные особенности родителей и их представленность в детско-родительских отношениях 2.1. Реализация личностных особенностей родителей рассматривается через их представленность в соответствующих стилях семейного воспитания 2.2. Влияние индивидуально – психологических особенностей, структуры личности родителя на развитие ребенка

Психологические особенности матери, определяющие стиль семейного воспитания (А. Г. Лидерс и Е. Н. Спирева) Экстравертированная мама - активная, непосредственная, много времени уделяет воспитанию ребенка, требовательна. Спонтанная мама - склонна к самоутверждению и лидированию, уделяет ребенку много времени, возможно игнорирование потребностей ребенка. Агрессивная мама - уделяет ребенку мало внимания, может игнорировать удовлетворение его потребностей, а также предъявлять к нему повышенное число запретов, санкций, склонна к эмоциональному отвержению ребенка. Ригидная мама - предъявляет много требований и запретов, постоянно контролирует детей, уделяет их воспитанию достаточно много времени. Интровертированная мама - предъявляет недостаточно требований, запретов и санкций, наблюдается отсутствие сотрудничества с ребенком, проявляется эмоциональная дистанция. Сензитивная мама - уделяет ребенку много внимания, с готовностью выполняет его просьбы, предъявляет мало требований и запретов, наблюдается эмоциональная близость с ребенком. Тревожная мама - уделяет ребенку много внимания, часто уступает ему, предъявляет мало требований и запретов, тревожится за ребенка, что его инфантилизирует. Лабильная мама - склонная к компромиссам, достаточно уделяет времени воспитанию, удовлетворению потребностей детей. Предъявляет много требований, но мало санкций, принимает ребенка.

Типы матерей (В. В. Ткачева ) Матери невротичного типа характеризуются пассивной личностной позицией в отношении перспектив развития ребенка. Во взаимоотношениях с ребенком отсутствует требовательность, а порой и необходимая строгость. Межличностные связи «родитель-ребенок» могут приобретать симбиотический характер. Матери невротичного типа характеризуются пассивной личностной позицией в отношении перспектив развития ребенка. Во взаимоотношениях с ребенком отсутствует требовательность, а порой и необходимая строгость. Межличностные связи «родитель-ребенок» могут приобретать симбиотический характер. Матери авторитарного типа характеризуется активной жизненной позицией и отчетливо выраженным убеждением, что проблемы их детей могут быть разрешены. Часто выдвигают требования не соответствующие возможностям ребенка, пытаясь силой достичь желаемого. Матери авторитарного типа характеризуется активной жизненной позицией и отчетливо выраженным убеждением, что проблемы их детей могут быть разрешены. Часто выдвигают требования не соответствующие возможностям ребенка, пытаясь силой достичь желаемого. Матери психосоматичного типа склонны гиперопекать своих детей. Мучительные внутренние переживания этих матерей оказываются причиной возникающих нарушений в психосоматической сфере. Матери психосоматичного типа склонны гиперопекать своих детей. Мучительные внутренние переживания этих матерей оказываются причиной возникающих нарушений в психосоматической сфере.

Влияние индивидуально – психологических особенностей родителя на развитие ребенка А.С. Спиваковская: успешность воспитания не определяется наличием каких-то особых, необходимых для родительской роли черт личности. успешность воспитания определяется: Е. И. Исенина: «базовыми качествами матери» (основополагающие качества, имеющие решающее значение для развития ребенка: принятие, отзывчивость, субъект обучения общению, субъект обучения действиям с предметами. Е. А. Нестерова, Р.В. Овчарова: наличием самоактулизации личности, направленностью на родительство. Н.Н.Васягина, Т. В. Леус, С. Ю. Мохова В. С. Мухина, М. Ю. Чибисова, и др.: развитым самосознаним, которое является критерием субъектности, личностной зрелости родителя. О. А. Карабанова, Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова мотивами удовлетворения потребности любить, заботиться

Неблагоприятные черты личности матери (А. И. Захаров ) неадекватный уровень самооценки; неадекватный уровень самооценки; проблемы личностного самоопределения; проблемы личностного самоопределения; неустойчивость, противоречивость личности; неустойчивость, противоречивость личности; импрессивный характер переработки чувств и переживаний; импрессивный характер переработки чувств и переживаний; недостаточная пластичность, негибкость; недостаточная пластичность, негибкость; эгоцентризм. эгоцентризм.

Личностные особенности, определяющие девиантное материнство (М. С. Радионова ) одинокие матери с повышенным уровнем тревожности одинокие матери с повышенным уровнем тревожности неадекватный уровень самооценки; неадекватный уровень самооценки; потребностью в благодарности; потребностью в благодарности; неосознанное чувство вины; неосознанное чувство вины; проекция на ребенке свои худших качеств проекция на ребенке свои худших качеств

Вывод по третьему вопросу: Эффективность семейного воспитания определяется суммарным множеством факторов, среди которых особая роль принадлежит собственно психологическим, поскольку они являются наиболее управляемыми и, следовательно, могут быть использованы при оптимизации воспитательной деятельности. Эффективность семейного воспитания определяется суммарным множеством факторов, среди которых особая роль принадлежит собственно психологическим, поскольку они являются наиболее управляемыми и, следовательно, могут быть использованы при оптимизации воспитательной деятельности.

Спасибо за внимание