ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Профессиональное образование как социокультурный институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
Advertisements

( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Стандарты второго поколения МОУ ООШ 6 г.Фурманова 2010 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Психология и педагогика имеют большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической.
Основная образовательная программа начального общего образования как обязательное требование реализации федерального государственного образовательного.
ТЕМА 1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.
Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.
Характеристика и структура национальной системы образования.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря.
ТЕМА 1 ЛЕКЦИЯ 1. «Теория и методика обучения физической культуре» (ТиМОФК) в структуре подготовки педагога физической культуры. 1.
Транксрипт:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Профессиональное образование как социокультурный институт

План 1. Профессиональное образование как социокультурный институт 1. Профессиональное образование как социокультурный институт 2. Функции профессионального образования 2. Функции профессионального образования 3. Профессиональное образование как система 3. Профессиональное образование как система 4. Профессиональное образование как достояние личности 4. Профессиональное образование как достояние личности

Литература Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина – М., Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина – М., Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики. – М., Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики. – М., Горомкова М.Т. Психология и педагоги ка профессиональной деятельности. – М., Горомкова М.Т. Психология и педагоги ка профессиональной деятельности. – М., 2003.

Модернизация системы профессионального образования Модернизация системы профессионального образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, культуры, сферы услуг, армии, государственной службы и т.п. В связи с этим необходимо создание системы прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах различной квалификации. Обеспечение этих потребностей связано с доступностью профессионального массо­вого образования, направленного на формирование не только профессиональных знаний и умений, но и мировоззрения будущих специалистов. Модернизация системы профессионального образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, культуры, сферы услуг, армии, государственной службы и т.п. В связи с этим необходимо создание системы прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах различной квалификации. Обеспечение этих потребностей связано с доступностью профессионального массо­вого образования, направленного на формирование не только профессиональных знаний и умений, но и мировоззрения будущих специалистов.

Профессиональное образование как социокультурный институт Как социокультурный институт профессиональное образование представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида. Синтез научных знаний, умений и навыков, методического искусства и личных качеств педагога. Как социокультурный институт профессиональное образование представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида. Синтез научных знаний, умений и навыков, методического искусства и личных качеств педагога.

Признаки социального института профессионального образования идеология, т. е. определенное осмысление сущности, значения и роли института профессиональ­ного образования в системе других социальных структур; идеология, т. е. определенное осмысление сущности, значения и роли института профессиональ­ного образования в системе других социальных структур; совокупность норм и предписаний ; совокупность норм и предписаний ; формальные и неформальные организации; формальные и неформальные организации;

Признаки социального института профессионального образования Профессиональное образование входит в ряд фундаментальных институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства массовой коммуникации и др.), осуществляющих передачу знаний и опыта от одного поколения к другому, формирование менталитета социальной общности, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений; способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека, всегда реализующего свою жизнь в сфере общественных институтов, а не вне их. Профессиональное образование входит в ряд фундаментальных институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства массовой коммуникации и др.), осуществляющих передачу знаний и опыта от одного поколения к другому, формирование менталитета социальной общности, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений; способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека, всегда реализующего свою жизнь в сфере общественных институтов, а не вне их.

Базовые функции профессионального образования Вместе с другими социокультурными институтами система профессионального образования выполняет ряд базовых функций (функция - обязанность, назначение) по отношению к человеку и обществу Вместе с другими социокультурными институтами система профессионального образования выполняет ряд базовых функций (функция - обязанность, назначение) по отношению к человеку и обществу

Функции профессионального образования Реляционная Реляционная Регулятивная Регулятивная Аксиологическая Аксиологическая Образовательная Образовательная Воспитательная Воспитательная Развивающая Развивающая Мировоззренческая Мировоззренческая Инновационная Инновационная Экономическая Экономическая Политическая Политическая

Специфические функции адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе; адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе; социальная реабилитация учащихся с неадекватным и противоправным поведением; социальная реабилитация учащихся с неадекватным и противоправным поведением; поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда и т.п. поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда и т.п.

Педагогика профессионального образования Педагогика профессионального образования – область теоретического и практико- ориентированного научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека. Педагогика профессионального образования – область теоретического и практико- ориентированного научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека.

Категории профессиональной педагогики Рабочий, работник, специалист Рабочий, работник, специалист Профессия Профессия Специальность Специальность Профессиональная квалификация, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство Профессиональная квалификация, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство Профессиональное обучение Профессиональное обучение Профессиональное воспитание Профессиональное воспитание

Категории профессиональной педагогики Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования. Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования. Специальность – конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии. Специальность – конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.

Категории профессиональной педагогики Работник – человек, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет оплаты этого труда. Работник – человек, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет оплаты этого труда. Рабочий – работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования. Рабочий – работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования. Специалист – человек со средним и высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. Осуществляющий управленческий и производительный труд. Специалист – человек со средним и высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. Осуществляющий управленческий и производительный труд.

Категории профессиональной педагогики Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего работника достигается посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего работника достигается посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения. Профессиональное самообразование, самовоспитание. Профессиональное самообучение. Профессиональное самообразование, самовоспитание. Профессиональное самообучение. Процесс профессионального самообразования, самовоспитания в единстве с профессиональным образованием, воспитанием и обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, означает профессиональное становление будущего специалиста. Процесс профессионального самообразования, самовоспитания в единстве с профессиональным образованием, воспитанием и обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, означает профессиональное становление будущего специалиста.

Категории профессиональной педагогики В процессе профессионального становления происходит изменение профессиональной квалификации, под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности. В процессе профессионального становления происходит изменение профессиональной квалификации, под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности. Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях. Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях. Высший уровень квалификации, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как профессиональное мастерство. Высший уровень квалификации, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как профессиональное мастерство.

Категории профессиональной педагогики Профессиональное обучение – специально организованный и управляемый процесс формирования профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности и освоение их во взаимодействие с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности. Профессиональное обучение – специально организованный и управляемый процесс формирования профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности и освоение их во взаимодействие с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание – специально организованный и управляемый процесс включения обучающихся в различные социально- профессиональные отношения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирование готовности к профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание – специально организованный и управляемый процесс включения обучающихся в различные социально- профессиональные отношения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирование готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональное образование как педагогическая система Структура профессионального образования Структура профессионального образования Подходы к характеристике профессионального образования как педагогической системы: Подходы к характеристике профессионального образования как педагогической системы: Подсистемы-уровни; Подсистемы-уровни; Классификация Л.Г. Семушкиной (класс профессиональных задач; соотношение теоретической и практической подготовки; соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки; тип организации учебного процесса). Классификация Л.Г. Семушкиной (класс профессиональных задач; соотношение теоретической и практической подготовки; соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки; тип организации учебного процесса).

Класс профессиональных задач Для начального профессионального образования – ориентация на деятельность по простому алгоритму. Для начального профессионального образования – ориентация на деятельность по простому алгоритму. Для специалистов среднего звена – деятельность по заданному сложному алгоритму без конструирования решения, требующего оперирования значительными массивами ранее усвоенной и оперативной информации. Для специалистов среднего звена – деятельность по заданному сложному алгоритму без конструирования решения, требующего оперирования значительными массивами ранее усвоенной и оперативной информации. Назначение высшего образования – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных не только решать сложные задачи, но и выдвигать проблемы и находить их принципиально новые решения. Назначение высшего образования – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных не только решать сложные задачи, но и выдвигать проблемы и находить их принципиально новые решения. Класс профессиональных задач специалистов высшей квалификации (послевузовское и дополнительное профессиональное образование) предусматривает самостоятельную постановку и решение оригинальных проблем, готовность к инновационной деятельности. Класс профессиональных задач специалистов высшей квалификации (послевузовское и дополнительное профессиональное образование) предусматривает самостоятельную постановку и решение оригинальных проблем, готовность к инновационной деятельности.

Соотношение теоретической и практической подготовки Первый подход Первый подход В начальном профессиональном образовании практическая подготовка занимает около 50% времени В начальном профессиональном образовании практическая подготовка занимает около 50% времени В среднем профессиональном образовании объемы практической и теоретической подготовки равны В среднем профессиональном образовании объемы практической и теоретической подготовки равны В высшем профессиональном образовании объем теоретической подготовки составляет 80%; В высшем профессиональном образовании объем теоретической подготовки составляет 80%; В послевузовском теоретико-методологическая подготовка занимает 95 %. В послевузовском теоретико-методологическая подготовка занимает 95 %.

Соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки В начальном профессиональном образовании – отдельные естественно- научные, научно-технические и др. знания общенаучного характера В начальном профессиональном образовании – отдельные естественно- научные, научно-технические и др. знания общенаучного характера В среднем профессиональном образовании – усвоение лишь некоторых общенаучных знаний (10-15% учебного времени) В среднем профессиональном образовании – усвоение лишь некоторых общенаучных знаний (10-15% учебного времени) Общенаучные дисциплины в высшем и послевузовском образовании составляют 50% от общего объема времени. Общенаучные дисциплины в высшем и послевузовском образовании составляют 50% от общего объема времени.

Тип организации учебного процесса Соотношение аудиторной и самостоятельной работы Соотношение аудиторной и самостоятельной работы Соотношение обязательных и элективных курсов, научно- исследовательской работы Соотношение обязательных и элективных курсов, научно- исследовательской работы Предпочитаемые формы организации учебного процесса Предпочитаемые формы организации учебного процесса

Структура профессиональ ного образования Второй подход Второй подход Профессионально-трудовая социализация – совокупность процессов, регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала. Профессионально-трудовая социализация – совокупность процессов, регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала. Социализация в процессе профессионального образования является важной формой социального регулирования становления профессионала. Социализация в процессе профессионального образования является важной формой социального регулирования становления профессионала.

Структура профессиональ ного образования Три модели профессионала: нормативная, экспективная, эмпирическая Три модели профессионала: нормативная, экспективная, эмпирическая

Профессиональная подготовка Цель и результат профессиональной подготовки – определенный тип самостоятельного человека, квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду. Цель и результат профессиональной подготовки – определенный тип самостоятельного человека, квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду.

Система профессиональной подготовки Целевой компонент формируется на основе оценки потребностей Целевой компонент формируется на основе оценки потребностей Результирующий компонент – Результирующий компонент – Профессии, виды работ и уровни квалификации, по которым осуществляется профессиональная подготовка; Профессии, виды работ и уровни квалификации, по которым осуществляется профессиональная подготовка; Количество человек, подлежащих подготовке по определенным направлениям и специальностям; Количество человек, подлежащих подготовке по определенным направлениям и специальностям; Модель (профиль, спецификация). Модель (профиль, спецификация).

Система профессиональной подготовки Пошаговая модель перехода от модели специалиста к модели его подготовки, описание типовых задач. Пошаговая модель перехода от модели специалиста к модели его подготовки, описание типовых задач. Иерархия задач: Иерархия задач: 1-ый уровень – задачи, кот. Под силу всем специалистам; 1-ый уровень – задачи, кот. Под силу всем специалистам; 2-ой уровень – задачи, связанны с развитием рыночных отношений 2-ой уровень – задачи, связанны с развитием рыночных отношений 3-ий уровень – собственно профессиональные задачи 3-ий уровень – собственно профессиональные задачи

Система профессиональной подготовки Прогностическая модель деятельности специалиста и подготовки специалиста как образовательная программа Прогностическая модель деятельности специалиста и подготовки специалиста как образовательная программа Междисциплинарный характер модели подготовки специалиста. Междисциплинарный характер модели подготовки специалиста.

Система профессиональной подготовки Целостность – совокупное представление знаний о современной научной картине мира, о глобальных проблемах развития человеческой цивилизации. Целостность – совокупное представление знаний о современной научной картине мира, о глобальных проблемах развития человеческой цивилизации. Гармоничность – способность знаний гармонизировать отношения человека с природой, обществом, самим собой. Гармоничность – способность знаний гармонизировать отношения человека с природой, обществом, самим собой. Системность и систематичность – логическая упорядоченность Системность и систематичность – логическая упорядоченность

Система профессиональной подготовки Непрерывность знаний – это непрекращающееся образование и самообразование; Непрерывность знаний – это непрекращающееся образование и самообразование; Обобщенность знаний – способность специалиста воспринимать конкретное знание как часть обобщенного знания; Обобщенность знаний – способность специалиста воспринимать конкретное знание как часть обобщенного знания; Оперативность – готовность будущего специалиста применять знания в различных ситуациях. Оперативность – готовность будущего специалиста применять знания в различных ситуациях. Гибкость – способность будущего специалиста самостоятельно находить способы применения своих знаний в изменившейся ситуации. Гибкость – способность будущего специалиста самостоятельно находить способы применения своих знаний в изменившейся ситуации.

Профессиональное становление личности Профессиональное становление будущего профессионала Профессиональное становление будущего профессионала Условия профессионального развития личности: Условия профессионального развития личности: Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды; Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды; Развитие профессионально важных качеств личности; Развитие профессионально важных качеств личности; Актуализация личностного саморазвития; Актуализация личностного саморазвития; Вовлеченность в учебный процесс; Вовлеченность в учебный процесс; Интеллектуализация содержания профессионального образования; Интеллектуализация содержания профессионального образования; Гуманитаризация содержания профессионального образования; Гуманитаризация содержания профессионального образования; Фундаментализация содержания образования Фундаментализация содержания образования

Профессиональное образование как достояние личности Этапы развития профессионализма: Этапы развития профессионализма: Функциональная грамотность; Функциональная грамотность; Профессиональная квалификация; Профессиональная квалификация; Профессиональная компетентность; Профессиональная компетентность; Профессиональное мастерство. Профессиональное мастерство.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.