Работа с одаренными детьми по информатике Учитель Токарева Л.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Advertisements

Зам.директора по ЭВ Кожеурова Е.Л. «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка»
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
Психологическое сопровождение учащихся лицея с разными видами одаренности Колесова Е.О., педагог-психолог МБОУ «Зиминский лицей»
это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких ( необычных, незаурядных.
МОУ сош 6 г. Приволжска. Задание: В левом столбике записать те «+» качества характера, которые необходимы для работы и общения в команде. В правом столбике.
Организация работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или.
Всесторонние обогащение раскрытие творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Всесторонние обогащение раскрытия творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ гимназии528 Алексеенко Ю.Г.
«ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность.
«Система работы с одарёнными детьми» 05 марта 2009 г.
«МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ в рамках работы с одарёнными детьми»
МОУ « Сторожевская средняя общеобразовательная школа »
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Проект «Интеллект- XXI» г.Рыбинск 2012г.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Транксрипт:

Работа с одаренными детьми по информатике Учитель Токарева Л.И.

Одарённый ребёнок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одарённости это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» «одаренные дети встречаются крайне редко»

потенциальная одаренность - по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям. актуальная одаренность -демонстрирует незначительная часть детей. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности все делать по- своему и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками: Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Критерии, положенные в основу классификации видов одаренности вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики степень сформирован- ности одаренности форма проявления широта проявлений в различных видах деятельности особенности возрастного развития «уровень достижений»

Основные виды деятельности Одарённость Практическая Художественно- эстетическая Теоретическая (интеллектуальная) Коммуникативная Духовно- ценностная

Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы» Практическая деятельность спортивная организационная одаренность в ремеслах, Познавательная деятельность интеллектуальная одаренность Художественно- эстетическая деятельность хореографическая сценическая литературно- поэтическая изобразительная музыкальная Духовно-ценностная деятельность одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов одаренность в служении людям. Коммуникативная деятельность лидерская аттрактивная

Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости» Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Виды одарённости по критерию «форма проявления» Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы сама по себе), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. п роявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы сама по себе), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. п роявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются интеллектуальные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).

Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка» 1. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами. 2. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности. Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности. 3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.

Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Таким образом, одаренность оказывается многомерным по своему характеру явлением.

Стратегическая цель школы переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.

Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей. Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей нашего региона, нашей страны и самой личности.

Целями работы учителей с одаренными детьми являются: выявление одаренных детей; создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Научно – методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми

Стратегии ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования Горизонтальное обогащение через дополнительный материал в рамках традиционных курсов Вертикальное обогащение по ступеням обучения в рамках выбранного предмета

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. В результате чего одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний, развитие инструментария получения знаний. Стратегия обогащения включает несколько направлений: Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда входят занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, занятия ориентированные на использование метода проектов, осуществления исследовательской деятельности, развитие личностных характеристик, упражнения на релаксацию.

Учебный материал, в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: Учебный материал Научность Расширенный объём Междисципли- нарный контекст Практическая направленность Соответствие разнообразию интересов учащихся Дискуссионное содержание

Проблемы Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. 1. Особенности, присущие одарённому ребёнку. 2. Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей. 3. Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей. 4. Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка. 5. Формы и методы работы с одарёнными детьми.

Особенности, присущие одаренным детям К группе одаренных детей могут быть отнесены учащиеся, которые: 1. И меют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления; 2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; 3. Испытывают радость от умственного труда; 4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.

учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету; классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями. После выявления одаренности детей работа с ними должна вестись 2 группами педагогов: В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: в озведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью». Ведь это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.

Методы выявления одаренного ребенка р азличные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности; с пециальные психодиагностические тренинги; э кспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками; п роведение пробных уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно- ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».

«Одарённый ребёнок» по информатике Калашникова Анна7 «А» класс Моторная Юлия7 «А» класс Летовальцева Настя7 «Б» класс Водяева Полина8 «Б» класс Пащенко Ольга9 «А» класс Богомаев Рустам9 «Б» класс Ефремова Нина10 «А» класс Глущенко Дарья10 «Б» класс Отт Яша11 «А» класс

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны: 1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; 2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на стыке разных типов знаний; 3) предполагать изучение проблем открытого типа, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; 4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком; 5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности; 7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети); 8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания рабочих мест при лабораториях, музеях и т.п.; 9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества; 10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей; 11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...

Работа с одаренными детьми по информатике

Индивидуальный план работы учителя информатики Токаревой Л.И. с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению предмета. Содержание работыСроки 1Обновление и пополнение банка данных одаренных учеников по информатике Август – сентябрь 2Ознакомление с данными имеющимися у психолога школы по одаренным детям (ведущий тип памяти, мышления, объем внимания, карта интересов, профессиональная направленность и др.) В течение года по мере проведения психологических исследований 3Организация индивидуальной работы на уроке с одаренными детьми (создание индивидуального плана работы на уроке, подбор творческих заданий и др.) В течение года 4Подготовка к участию в школьной и районной олимпиаде. Сентябрь – декабрь 5Работа с родителями (консультации по вопросам круга интересов учащихся, индивидуальных особенностей и др.) Систематически 6Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам вызывающим интерес или трудности. В течение года 7Составление рекомендаций по использованию дополнительной литературы по предмету. В течение года 8Обмен опытом по работе с одаренными детьми с другими учителями – предметниками. В течение года