1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МЕТОДИКА НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИКА НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОДУШЕВОЙ ОСНОВЕ.
Advertisements

Внедрение новых финансово- экономических механизмов в региональную систему профессионального образования ориентированную на потребности перспективных рынков.
Переход на нормативно - подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Презентация Титиной Л. Н.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Новая система оплаты труда работников образовательных учреждений Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников октября 2006.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Особенности организации мониторинга реализации в 2013 году «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Финансово-экономическое обеспечение реализации ФГОС ОО: общие вопросы.
Нормативное финансирование. Необходимыми условиями перехода на нормативное бюджетное финансирование являются:
Основные направления введения новой системы оплаты труда педагогических работников.
Правовое регулирование системы профессионального образования в Новгородской области.
Реализация Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Малышевского ГО Реализация Реализация комплекса мер по модернизации.
1 О перспективах создания автономных учреждений в Сибирском федеральном округе Агентство профессионального образования и науки администрации Красноярского.
Законодательная база государственно- общественного управления.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
Дорожная карта по реализации Постановления Правительства РФ от 31 мая 2011 года 436.
Транксрипт:

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МЕТОДИКА НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОДУШЕВОЙ ОСНОВЕ Руководитель Учебного центра ФИРО, доктор педагогических наук, профессор МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ НИКИТИН 1

2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА БАЗОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ * нормативный метод подушевого финансирования государственной образовательной программы ДПО обеспечивает реализацию следующих базовых функций: а) рациональное планирование необходимых объемов финансовых средств в региональном бюджете на реализацию государственных обязательств по предоставлению ДПО; б) распределение бюджетных средств на основе прозрачной формулы и доведения их до автономного учреждения ДПО. * норматив бюджетного финансирования есть минимальная величина финансовых затрат регионального бюджета, обеспечивающая реализацию права граждан на получение первого бесплатного (для физического лица) начального (среднего) профессионального образования в соответствии с государственным заказом Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495)173 – 87 – 61; e сайт ФИРО: сайт УЦ: 2

3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА БАЗОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДПО) 1) д овузовское профессиональное образование ( ДПО ) уровень послешкольного профессионального образования, интегрирующий следующие виды профессиональной деятельности : 2) профессиональное консультирование, профессиональная ориентация, профессиональная диагностика и социальная адаптация разновозрастных категорий граждан 3) профессиональное образование взрослых, в т. ч. безработных, мигрантов, беженцев, переселенцев, освободившихся из мест лишения свободы, демобилизованных из рядов российской армии СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495)173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 3

4 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА БАЗОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДПО) ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 3 4) профильное обучение школьников, общественные работы, волонтерская социально - благотворительная деятельность 5) начальное профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональная практика, стажировка, ученичество, в т. ч. внутрифирменное обучение и обучение граждан в СПЕЦПТУ при ГУИН СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495)173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 4

5 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА БАЗОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДПО) ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 4 6) профессиональное образование ( обучение ) инвалидов, коррекционных групп и граждан, имеющих отклонения в психологическом развитии 7) среднее профессиональное образование, дополнительное образование, в т. ч. профессиональная переподготовка, повышение квалификации, аттестация на квалификационный разряд ( категорию ) СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495)173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 5

6 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА БАЗОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДПО) ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 5 8) довузовское ( начальное + среднее ) профессиональное образование иностранных граждан. Довузовское профессиональное образование выступает средством : а ) профессиональной ориентации и приобщения к видам профессиональной деятельности ; б ) достижения определенного социального статуса и повышения качества жизни ; в ) формирования адекватного кадрового потенциала для региональной высокотехнологичной экономики Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495)173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 6

7 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ЦЕЛИ ПЕРЕХОДА К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДПО) а) разграничить компетенции, полномочия и ответственность государственных и муниципальных органов управления за реализацию образовательных программ ДПО б) повысить обоснованность маневрирования регионально- муниципальными финансовыми ресурсами при реализации образовательных программ ДПО для обеспечения доступности качественного профессионального образования СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 7

8 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ЦЕЛИ ПЕРЕХОДА К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДПО) ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 7 в) показать реальные, либо близкие к реальным, затраты на реализацию образовательной программы ДПО для всех субъектов образовательной политики (правительства, работодателя, общества, домохозяйств) г) перейти от финансирования «образовательных учреждений» к финансированию востребованных «образовательных программ НПО», что будет стимулировать конкурентные отношения в профессиональном образовании между государственными и негосударственными УПО за учащихся д) оптимизировать региональную сеть учреждений ДПО, стимулировать конкурентоспособность управленческого и педагогического персонала Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 8

9 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ПРИНЦИПЫ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НПО НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РФ: а) единая методология расчетов б) прозрачность финансовых потоков бюджетных средств на всех этапах в) разграничение финансовой ответственности бюджетов различных уровней за обеспечение как государственных гарантий на получение бесплатного (для физического лица) ДПО, так и за обеспечение государственного заказа на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов) СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 9

10 ПРИНЦИПЫ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НПО НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РФ: ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 9 г) расчет норматива бюджетного финансирования на одного учащегося и одну образовательную программу ДПО д) учет законодательно-определенных натуральных норм и минимальных государственных социальных стандартов (санитарные нормы, наполняемость групп, социальные компенсации) СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 10

11 ПРИНЦИПЫ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НПО НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РФ: ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 10 е) включение в расчетную величину регионального норматива только текущих расходов, непосредственно влияющих на стоимость обучения Содержание основных фондов УДПО, иные виды бюджетных затрат (на питание, транспорт, учебники) не включаются в норматив финансирования, а осуществляются учредителем на программно-целевой основе Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 11

12 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ДВУХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО НОРМАТИВНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ бюджетное финансирование потребителя (обучающегося) в соответствии с государственным образовательным стандартом начального и среднего профессионального образования и региональным заказом на подготовку работников квалифицированного труда для развития региональной экономики СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 12

13 ДВУХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ БЮДЖЕТНОГО НОРМАТИВНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ бюджетное финансирование собственником (учредителем) содержания государственного имущественного комплекса образовательного учреждения начального и среднего (довузовского) профессионального образования Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 13

14 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ДВУХУРОВНЕВАЯ СХЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДПО СобственникПредставитель собственника Объект финансовой ответственности Источник финансовых средств I уровень ГОСУДАРСТВОКОМИТЕТ по управлению государственным имуществом (КУГИ) Имущественный комплекс образовательног о учреждения Бюджетные средства на содержание госсобственности СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 14

15 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр ДВУХУРОВНЕВАЯ СХЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДПО СобственникПредставитель собственника Объект финансовой ответственности Источник финансовых средств II уровень ГОСУДАРСТВО Региональное Министерство образования (учредитель) Образовательны й процесс Бюджетные средства на образование

16 ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ТРЕХУРОВНЕВАЯ СХЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДПО I уровень Источники финансирования Кластеры ( модули ) образовательных программ Механизм финансирования госбюджет на образование госбюджет на социальное обеспечение * модуль профильного обучения * общеобразовательный модуль * общепрофессиональный модуль * стипендии * медицинского обслуживания * питания * транспортного обслуживания * летнего оздоровительного мероприятия * спортивных программ НОРМАТИВ подушевого финансирования ( ПДШФ ) Программно - целевое финансирование и субсидирование СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 16

17 ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ТРЕХУРОВНЕВАЯ СХЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДПО ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 16 II уровень Источники финансирования Кластеры ( модули ) образовательных программ Механизм финансирования Корпоративное, отраслевое, внебюджетное финансирование * модуль профпрактики * модуль стажировки * модуль обеспечения студентов спецлитературой * модуль дипломного проектирования * модуль аттестации на уровень квалификации - образовательный кредит - корпоративный кредит - целевое грантирование - налоговые льготы СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 17

18 ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ТРЕХУРОВНЕВАЯ СХЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДПО ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 17 III уровень Источники финансирования Кластеры ( модули ) образовательных программ Механизм финансирования бюджет семьи ( частное финансирование ) * модуль трудоустройства * модуль повышения квалификации * модуль альтернативной гражданской службы - страхование - налоговые освобождения 18

19 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМАТИВОМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ более сложный учебный план, требующий в одном УДПО многих отраслевых специалистов (преподавателей черчения, специалистов по технологиям, материаловедению и др.) введение дополнительных штатных должностей (маркетолог, психолог, социальный педагог, мастер производственного обучения, вспомогательные службы) СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; ; сайт ФИРО: сайт УЦ: 19

20 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМАТИВОМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр другая структура учебного процесса (теория + производственное обучение + практика; самостоятельная работа, многообразие форм занятий (их комбинирование), дипломное проектирование СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; ; сайт ФИРО: сайт УЦ:

21 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМАТИВОМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 20 количественный рост коррекционного, взрослого контингентов, в том числе рост потребностей в дополнительных квалификациях, потребовал введения дополнительных структур управления учебным процессом дополнительные социальные обязательства (стипендия, питание, медицинское обслуживание,спецодежда) Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; ; сайт ФИРО: сайт УЦ: 21

22 1

23 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЗАКАЗОВ И УРОВНЕЙ ЗАКАЗЧИКОВ 1. Государственный (муниципальный) образовательный заказ 2. Государственный (муниципальный) социальный заказ 3. Государственный (муниципальный) кадровый заказ 4. Отраслевой (корпоративный) кадровый заказ 5. Предпринимательский кадровый заказ 6. Частный (образовательный, кадровый) заказ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 23

24 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА БАЗОВАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО НОРМАТИВА БЮДЖЕТНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ (ПДШФ) Норматив ПДШФ = (оплата труда работников + учебные расходы на образовательную программу + стоимость социального обеспечения) х К БАЗОВАЯ ФОРМУЛА: Nпдшф = (Нфот +Нмо + Нсоц) х К, где: Нфот – оплата труда персонала (с учетом тарифного и надтарифного фондов) Нмо – учебные расходы на образовательную программу Нсоц – расходы на социальные нужды К - коэффициент удорожания на образовательную программу 24

25 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА КЛАСТЕРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛАСТЕР – способ группировки государственных образовательных стандартов профессий НПО (СПО) по общим признакам фактических затрат на обеспечение качества профессионального образования ПЕРВЫЙ КЛАСТЕР - В Ы С О К О З А Т Р А Т Н Ы Е (20% перечня) ВТОРОЙ КЛАСТЕР - С Р Е Д Н Е З А Т Р А Т Н Ы Е (50% перечня) ТРЕТИЙ КЛАСТЕР - М А Л О З А Т Р А Т Н Ы Е (30% перечня) СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; ;сайт ФИРО: сайт УЦ: 25

26 КЛАСТЕРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 25 Учет специфики реализации образовательных программ профессионального образования осуществляется на основе коэффициентов удорожания 1. Деление состава бюджетной учебной группы на подгруппы - 1,15 2. Профессиональное обучение граждан с ограниченными возможностями здоровья - 3,22 3. Профессионально-развивающая, воспитательная деятельность - 2,27 4. Обучение обучающихся в Ресурсном центре - 5. Обучение по сельским профессиям - 6. Обучение по военно-учетным профессиям - 26

27 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Штатное расписание – национальная традиция, регулирующая финансово-правовые отношения между учредителем (собственником), работником и социумом На основе институциональной модели учредителем (собственником) разрабатывается типовое штатное расписание на управление имущественным комплексом в соответствии с типологией образовательных учреждений На основе персонифицированной модели разрабатывается штатное расписание на кластерную группу профессий (специальностей). Следовательно, одно УНПО (СПО) может иметь несколько штатных расписаний СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 27

28 КЛАСТЕРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 27 У П О1 Штатное расписание на высокозатратные кластерные профессии Институциональное штатное расписание 2 Штатное расписание на среднезатратные кластерные профессии 3 Штатное расписание на низкозатратные кластерные профессии 28

29 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ разработать новую модель штатного расписания на кластерную группу образовательных программ вместо одного штатного расписания на тип образовательного учреждения осуществить переход к штатно-окладной форме оплаты труда педагогических работников после реструктуризации региональной сети образовательных учреждений апробировать систему региональных трехсторонних тарифных соглашений с установлением ежегодного почасового тарифа оплаты труда педагогического работника СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 29

30 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 29 принимать региональный компонент образовательного стандарта профессионального образования вместе с моделью учебного плана и финансовым нормативом (стандарт + норматив) апробировать методику зачетных кредитных единиц оплаты труда для всего сектора довузовского профессионального образования учитывать рекомендации международной организации труда (МОТ) по установлению минимальной стоимости почасовой оплаты труда дипломированных специалистов в единой расчетной единице ЕВРО для стран, вступивших в ВТО Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 30

31 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА СТРУКТУРА ЗАКОНА О НОРМАТИВАХ ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ( принят 11 ноября 2005 г.) * Базовые определения * Типология образовательных учреждений и их штатная численность * Кластерные группы профессий и количество учебных часов по каждой группе * Разграничение финансовых полномочий между региональными и муниципальными бюджетами * Основные компоненты методики расчета норматива бюджетного финансирования Эк. ст. Наименование 2005 г г. % Всего (в млн руб.) 211 Заработная плата 87,8 112, Прочие выплаты, всего 0,8 0, Начисления на заработную плату 22,7 29, Материалы для учебных 2125 целей 0,4 8,

32 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПЕРЕХОДА ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ПОДУШЕВОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПЕРЕХОДА ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ПОДУШЕВОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ * Региональный закон, регламентирующий структуру нормативного финансирования довузовского профессионального образования, в том числе бюджетную тарифную сетку оплаты труда, нормативы штатной численности * Постановление Губернатора, регламентирующее методику расчета стоимости обучения по типам и видам образовательных учреждений * Решение региональной Ассоциации промышленников и предпринимателей и органов госзаказа по отраслевой структуре подготовки кадров СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 32

33 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПЕРЕХОДА ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ПОДУШЕВОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 32 * Приказы органа управления образованием субъекта Федерации * Типовые положения о видах учреждений образования, модели штатного расписания * Требования государственных образовательных стандартов и модель учебного плана * Данные региональной государственной статистической отчетности по учреждениям довузовского профессионального образования Методические рекомендации государственного органа управления образованием по повышению квалификации педагогических работников в условиях нормативного финансирования Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 33

34 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВА АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ I. Финансирование, ориентирующееся на достижение конкретных результатов (опыт Голландии, Дании, Финляндии, Англии) 1.1. УПО перерегистрированы как некоммерческие организации, собственность которых принадлежит самим работникам 1.2. Механизм «образовательного таксометра», увеличивающий стоимость обучения в зависимости от количества часов курса 1.3. При заключении ежегодного контракта между Министерством образования УПО получает 4 раза в год гранты двух видов: а) по образовательному таксометру; б) на покрытие прочих расходов СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 34

35 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 34 II. ФИНАНСИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОПЫТ ВЕНГРИИ, ФРАНЦИИ) 2.1. Финансирование видов профессионального обучения (практика, стажировка, ученичество, аттестация на разряд) признаются самыми дорогостоящими и осуществляются на последних курсах 2.2. Предприятия должны отчислять 1,5% от фонда оплаты труда на профессиональное обучение III. Финансирование профессионального, образования как инвестиции, с расчетом рентабельности образовательных программ (Новая Зеландия, США) Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 35

36 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА УСЛОВИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ публичность отчетности администрации образовательного учреждения за полученные бюджетные средства перед госзаказчиком конкурсная процедура бюджетного финансирования государственного заказа на обучение, воспитание и подготовку кадров документационное обеспечение финансовых потоков (смета, договор, калькуляция, кредитные карточки) компьютеризация контроля потоков обучающихся между образовательными учреждениями 36

37 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, Г. МОСКВА ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ создание региональной лаборатории по экономике профессионального образования Первый этап. Подготовка исходных статистических данных по инвентаризации материальной базы учреждений НПО (СПО), определение квалификационной структуры профессий, диверсификация заказчиков, рекомендации по реструктуризации сети, разработка региональной программы перехода к нормативному финансированию, создание региональной лаборатории по экономике профессионального образования Второй этап. Разработка нормативно-правовой базы, планирование регионального бюджета на образование, проведение регионального эксперимента по апробации новых организационных правовых форм (автономное учреждение и государственная автономная образовательная организация). Повышение квалификации руководителей и педагогического персонала образовательных комплексов, в том числе руководителей органов управления образованием в условиях нормативного финансирования. Разработка и апробация методики нормативного финансирования СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 37

38 ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр. 37 Третий этап. Согласование возможности регионального бюджета и потребностей регионального рынка труда в квалифицированных специалистах. Доработка методики расчета, схемы движения финансовых потоков, специфики реализации образовательных программ для различных категорий (молодежь, взрослые, безработные, обучающиеся с отклонениями в развитии, сироты, мигранты, военнослужащие). Информационное обеспечение нормативного подушевого финансирования в регионе Четвертый этап. Доработка модели нормативного финансирования по результатам апробации на регионально-муниципальном уровнях. Использование рекомендаций зарубежных специалистов по нормативному финансированию в условиях ВТО 38

39 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 16 мая 2006 г. 321-ПП ФИНАНСОВЫЕ НОРМАТИВЫ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ОДНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВОСПИТАННИКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ на 2007 г. 39 Раздел БК – 07 «Образование Подраздел – 04 Целевая статья – Вид расходов Финансовые нормативы затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника на 2007 г. (руб. в год) Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования 1.Педагогические колледжи77713,35 2.Политехнические колледжи61643,09 3.Колледжи торговли и сферы обслуживания58252,46 4.Строительные колледжи64457,27 5.Колледжи малого бизнеса и банковского дела60378,19 6.Колледжи сферы жилищно-коммунального хозяйства55364,11

40 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ямало-Ненецкий автономный округ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТНОМНОГО ОКРУГА «О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 25 ноября 2005 года Установить норматив расходов финансирования на осуществление отдельных государственных полномочий на одного обучающегося (студента): 1) По учреждениям начального профессионального образования в размере рублей 2) По учреждениям среднего профессионального образования в размере рублей 40

41 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НА ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ (2004 г.) О К Р У Г А Г Р А Н И Ц Ы (2004 г. в тыс. руб.) НИЖНЯЯВЕРХНЯЯ Центральный федеральный округ 12,824,2 Северо-западный федеральный округ 11,523,7 Южный федеральный округ 7,318,3 Приволжский федеральный округ 11,917,7 СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 41

42 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НА ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ (2004 г.) ПРОДОЛЖЕНИЕ со стр О К Р У Г АГ Р А Н И Ц Ы (2004 г. в тыс. руб.) НИЖНЯЯВЕРХНЯЯ Уральский федеральный округ 12,122,3 Сибирский федеральный округ 8,623,8 Дальневосточный федеральный округ 8,019,5

43 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА К О О Р Д И Н А Т Ы УЧЕБНОГО ЦЕНТРА Ф И Р О УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР Ф И Р О ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОРА НА ПРОВЕДЕНИЕВЫЕЗДНЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕМИНАРОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧТЕНИЙ, КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел.: (495) 173 – 87 – 61; факс: 173 – 50 – 16; сайт ФИРО: ; сайт УЦ:

44 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, г. МОСКВА К О О Р Д И Н А Т Ы УЧЕБНОГО ЦЕНТРА Ф И Р О ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ: САЙТ ФИРО: Тел.: (495) 173 – 87 – 61; 177 – 39 – 13; 173 – 54 – 53 Факс: (495) 173 – 50 – 16 Наш адрес: г. Москва, Волгоградский проспект, 43, УЦ ФИРО, метро «Текстильщики» Имеется общежитие гостиничного типа: бронирование мест за 7 дней у администратора: тел. (495) 177 – СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; сайт ФИРО: сайт УЦ: 44