Ответ международных финансовых институтов на экономический кризис в Восточной Европе Петер Баквис, Директор Вашингтонского офиса МКП/Глобальные профсоюзы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политика МФИ: Точка зрения профсоюзов Питер Баквис, директор МКП / Глобальные профсоюзы - Вашингтонский офис МКП-FES семинар на тему "Бросая вызов МФИ.
Advertisements

Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
9ая Международная профсоюзная женская школа Содействие достижению гендерного равенства и достойной занятости для женщин Турин, октября 2008 г. ЕВРОПЕЙСКАЯ.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет Экономический факультет.
Международный кредит 1. Понятие международного кредита 2. Функции международного кредита 3. Формы международного кредита 4. Валютно-финансовые условия.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Продовольственный, топливный и финансовый кризис: возможные последствия и варианты стратегических решений Хассан Заман Группа по вопросам сокращения бедности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: Группа Всемирного банка World Bank Group Выполнила: студентка 4 курса группа р Умарова М.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) Подготовила ученица 11 класса Остроухова Ольга.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
L/O/G/O Специфика современной антиинфляционной политики Выполнили: Анноярова К., Здота В. ДЭМ-201.
Организация экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР )
Особенности деятельности лизинговых компаний в условиях финансового кризиса Генеральный директор VAB Лизинг Людмила Золотарёва 18 декабря, 2008.
Министерство финансов Республики Молдова Среднесрочный прогноз расходов ( ) Краткий обзор.
Деньги, кредит, банки Кафедра «Финансы и налоги» Бондаренко Татьяна Николаевна.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
Банк Эстонии о своем месте в Европейском экономическом и денежном Союзе Светлана Рогатых.
Транксрипт:

Ответ международных финансовых институтов на экономический кризис в Восточной Европе Петер Баквис, Директор Вашингтонского офиса МКП/Глобальные профсоюзы Конференция «Профсоюзы и кризис» Минск, октября 2009

2. Международные финансовые институты (МФИ) Все МФИ (МВФ, ВБ, ЕБРР) – это многосторонние государственные учреждения, созданные и управляемые правительствами Всемирный Банк (ВБ) и Международный Валютный Фонд (МВФ) были созданы в 1944 году в Бреттон Вудс, США для содействия финансовой стабильности и экономическому росту по всему миру Первоначальные полномочия МВФ: помогать в поддержании стабильного курса обмена национальных валют и предоставлять займы странам, сталкивающимся с временными проблемами платежного баланса Первоначальные полномочия ВБ: предоставлять недорогие займы для восстановления стран Европы после Второй мировой войны через Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

3. Смена фокуса в сторону развивающихся и переходных стран Начиная с 1950х гг. МБРР – отделение ВБ – финансирует проекты в развивающихся странах Создание двух дополнительных филиалов ВБ: –Международной Финансовой Корпорации (МФК) в 1956 г. для стимулирования развития частного сектора предоставлением займов частным предприятиям –Международная ассоциация развития (МАР) в 1960 г. для предоставления льготных (0% ставка возврата) займов беднейшим странам Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г. для поддержки перехода к рыночной экономике стран с плановой экономикой, в основном путем финансирования проектов в частном секторе

4. Программы структурной адаптации (ПСА) Программы структурной адаптации (ПСА): программы по реформированию целых секторов или экономических структур стран С начала 1980х гг. МФВ, ВБ и банки регионального развития выставляют применение ПСА в качестве условий предоставления займов Большинство стран в Африке, Латинской Америке и Восточной Европе, а также многие страны Азии применяют ПСА с 1980х или 1990х годов

5. Типичные элементы ПСА Приватизация государственных предприятий и коммунальных служб и уменьшение вмешательства государства в экономику – например в сферу продовольственных продуктов и субсидирование топлива Уменьшение государственных расходов Либерализация международной торговли и иностранных инвестиций Увеличение процентной ставки для уменьшения инфляции, поощрения сбережений и привлечения иностранных инвестиций Уменьшение социальной защиты и защиты работников, например, сокращение регулирования занятости, чтобы сделать рынки труда более «гибкими»

6. Провал структурной адаптации в достижении преуспевания и уменьшения бедности В целом после введения ПСА неравенство в этих странах увеличилось – ВБ установил, что неравенство увеличилось в 46 из 59 стран, исследованных с 1990 по 2004 годы Доля совокупного внешнего долга от совокупного валового национального дохода в мало- и среднеобеспеченных странах увеличивалась до 2000 года, а затем начала снижаться благодаря политике аннулирования долгов Долг/ВНД : 35%; 2000: 40%; 2005: 29% Число людей, живущих в бедности (меньше, чем 2$ США в день), увеличилось во всех регионах за исключением Азиатско- Тихоокеанского региона – 1981: 1.2 млрд бедных в АТР, 1.3 в остальном мире; 2004: 0.7 млрд бедных в АТР, 1.9 в остальном мире Страны, достигшие сокращения бедности, в основном в Азии, зачастую принимали политику, противоречащую советам МФИ

7. Растущее сопротивление программам структурной адаптации С 2000 года акции протеста против структурной адаптации или политики жесткой экономики, рекомендованных МФИ, состоялись по меньшей мере в 40 развивающихся и переходных странах По меньшей мере в десятке стран действия профсоюзов и широкой оппозиции привели к существенным изменениям или отказе от реформ, поддерживаемым МФИ (см. Отчет МКП «В борьбе за альтернативы») Многие страны в Азии и Латинской Америки прекратили брать займы МВФ и разработали несколько альтернативных региональных финансовых соглашений: соглашение Chiang Mai и Южноамериканский банк (Banco del Sur) К 2008 году МФИ ощутили серьезную потерю доверия, значительная часть мирового общественного мнения ставила под сомнение их цели или даже само существование

8. После некоторых колебаний МФИ отвечают на мировой финансовый и экономический кризис МФИ не удалось предвидеть кризис, разразившийся в годах и изначально они не рекомендовали жестких мер: –В июле 2007 года, за две недели до внезапного ужесточения мировых кредитных условий МФВ увеличил свои прогнозы экономического роста –После обвала мирового кредитного рынка лидеры МВФ предостерегают против введения новых мер по регулированию, которые могут «задушить финансовые инновации» –До недавнего времени США, где начался финансовый кризис, не входили в программу МВФ по оценке финансового сектора В начале 2008 года МВФ сменил свою позицию: –МВФ поощряет новое мировое финансовое регулирование для контроля за разрушительными методами, приведшими к финансовому краху –МВФ рекомендует промышленно-развитым странам и некоторым странам с формирующейся рыночной экономикой принять противоциклические меры

9. Мировой кризис предоставляет новую роль МФИ, особенно МВФ Начиная с сентября 2008 г., МВФ обсуждает условия предоставления экстренных займов некоторым странам, пострадавшим от мирового кризиса, в размере до 17 млрд. $ США Наивысшая концентрация экстренных займов – в Центральной и Восточной Европе и странах бывшего СССР: на сегодняшний день 10 стран В апреле 2009 лидеры «Большой двадцатки» согласились утроить кредитные ресурсы МВФ с 250 млрд.$ до 750млрд.$, и выдать 283млрд.$ по специальным правам заимствования всем членским государствам Увеличение предоставления займов, но в гораздо меньших объемах: в 2009 году во Всемирном Банке (+54% до 59 млрд. $) и ЕБРР (+52% до 8 млрд. $), но нет четкого решения по запросам по приросту капитала и дополнительным грантам для льготных займов

10. Критикуется проциклическое состояние многих экстренных займов МВФ Даже несмотря на то, что начиная с 2008 года МВФ советует многим странам, не пользующимся займами МВФ, применять противоциклическую фискальную и монетарную политику экономического роста, большинству стран-заемщиков советуют применять проциклические меры Странам-заемщикам советуют уменьшить расходы и дефицит, заморозить или уменьшить зарплаты в государственном секторе и прием на работу, увеличить налоги и процентные ставки В начале 2009 года МВФ ввел механизм «Гибкая кредитная линия», применяемый без предварительных условий, но присоединиться к нему смогли только Польша и две латино- американские страны, удовлетворившие «строгим критериям отбора» В 209 году условия предоставления займов в некоторых странах были сделаны более гибкими: более глубокий экономический упадок, чем предсказывалось, и давление стран-заемщиков, но «консолидация бюджетов» необходима к 2010 или 2011 году МВФ предоставил займы на менее чем 25% от своих кредитных возможностей в 750 млрд.$

11. Ответ МВФ на требования профсоюзов по анти-кризисным мерам Профсоюзы были среди тех, кто наиболее активно высказывались за то, чтобы МВФ поддержал противоциклические экономические меры МВФ согласился встретиться с профсоюзами в странах, получающих экстренные кредиты, но в большинстве стран не ранее того, как кредит будет оформлен В некоторых странах МВФ поддержал налоговые мероприятия, предложенные профсоюзами для финансирования мер по занятости (в Сербии), или поддержал введение прогрессивного подоходного налога вместо фиксированного подоходного налога (в Латвии) МВФ заявил, что приоритет должен быть отдан расходам на социальные нужды, и в одном случае (Босния) защитил право на коллективные переговоры, находившиеся под угрозой из-за государственной программы жесткой экономии

12. Другие ответы от МФИ на требования профсоюзов (и других членов гражданского общества) за последние годы МФИ приняли новые принципы прозрачности, опубликовывая проектные документы и соглашения, ранее остававшиеся секретными Возросло количество переговоров МФИ с профсоюзами и НГО МФИ отменили или уменьшили долг 33 стран и объявили борьбу с бедностью своей «главной целью» МФИ заявляют об облегченных условия предоставления займов, требующих приватизации, дерегуляции и либерализации торговли и рынка ценных бумаг

13. Развитие позиции внутри МФИ к правам работников Некоторые меры, принятые МФИ, последовали за кампаниями международного профсоюзного движения, стартовавшими в конце 1990х ЕБРР, ВБ и МВФ поддержали основополагающие стандарты трудовых отношений МОТ: запрещение детского и принудительного труда и дискриминации; защита права на создание профсоюзов и проведение коллективных переговоров ВБ включает обязательства об уважении основополагающих стандартов трудовых отношений как стандартных требований для предоставления займов международным финансовым корпорациям (в частном секторе) начиная с мая 2006, ЕБРР аналогично с ноября 2008, в 2009 году ВБ и ЕБРР включают требования о ключевых стандартах МОТ для государственных инфраструктурных проектов В МВФ и ВБ дали указание персоналу о прекращении использования трудового показателя «Ведение бизнеса», который рекомендует уменьшение рамок регулирования занятости, минимальной заработной платы и выходного пособия

14. Дальнейшие предложения профсоюзов в отношении МФИ и работников Любое вмешательство МФИ, которое может оказать влияние на работников, должно быть предоставлено в МОТ для проверки на соответствие ключевым стандартам и другим конвенциям МОТ, ратифицированным в данной стране ВБ и ЕБРР должны гарантировать полное соответствие ключевым стандартам (уже включенным в контракты по проекту) для всех мероприятий, финансируемых МФИ Таким образом, финансирование МФИ не должно предоставляться для реструктуризации или приватизации там, где не соблюдаются права на свободу организаций и коллективные переговоры В ответ на мировой кризис МФИ должны поддержать стратегии стран по достижению роста, создающего занятость, акцентированию достойного труда, то есть адекватного дохода, социальной защиты и прав работников Странам, пострадавшим от экономического кризиса в 2008 году, должен быть предоставлен более длинный период для участия в «консолидации бюджетов» и сокращения дефицитов

15. Другие предложения МКП/Глобальных Профсоюзов Международным Финансовым Институтам Увеличить прозрачность и представительство развивающихся стран в структурах МФИ, ответственных за принятие решений Прекратить требование программ структурной адаптации (ПСА) как условия предоставления займов Предоставить финансирование коммунального обслуживания и государственных пенсий без требования их приватизации Расширить аннулирование долга на бóльшее число стран Оказывать странам поддержку в регулировании дестабилизирующего движения капитала и давать отсрочку платежа по долгу в случае финансовых затруднений

16. Экстренный кредит МФВ Беларуси (i) Соглашение о резервном кредите для Беларуси в размере 2,5 млрд.$ было одобрено правлением в январе 2009 года, в июне сумма была увеличена до 3,5 млрд.$ В сентябре достигнуто соглашение о третьей выплате займа, в октябре было выплачено 1,5 млрд.$ Оценка МВФ для предоставления следующего платежа должна состояться в декабре 2009

17. Экстренный кредит МФВ Беларуси (ii) Государственный бюджет должен быть сбалансирован, то есть устранен дефицит бюджета, в 2009 году, несмотря на отрицательный экономический рост Уменьшение субсидий, государственных капиталовложений и реальных заработных плат в государственном секторе; увеличение тарифов на коммунальные услуги и расширение приватизации Либерализация цен и заработных плат в частном секторе; ужесточение кредитов В сотрудничестве с Всемирным Банком Беларусь должна разработать программу «целевых расходов на социальные нужды для защиты наиболее уязвимых от мер по адаптации»

18. Экстренный кредит МФВ Украине (i) Соглашение о резервном кредите для Украины в размере 16,4 млрд.$ было одобрено правлением МВФ в ноябре 2008; (сумма пересмотрена на 17,5 млрд.$ в соответствии с курсом обмена на октябрь 2009) В июле достигнуто соглашение о третьей выплате займа, в октябре было выплачено 11,2 млрд.$ Оценка МВФ для предоставления следующего платежа должна начаться встречей в Киеве в октябре и должна завершиться в ноябре 2009

19. Экстренный кредит МФВ Украине (ii) Изначальное соглашение от ноября 2008 требовало сбалансированности государственного бюджета, то есть отсутствия дефицита, несмотря на рецессию Условия предоставления включали многочисленные сокращения бюджета, включая лимиты по пенсиям и заработным платам, и увеличение внутренних цен на газ В связи со степенью экономического упадка (прогноз на 2009 г. - падение ВВП на 14%) и сильным сопротивлением некоторым мерам в июле МВФ разрешил дефицит бюджета в размере 8,6% ВВП Большинство жестких мер экономии, согласованных в ноябре 2008, будут применены, государство согласилось улучшить сбор налогов Дефицит бюджета должен быть уменьшен до 4% от ВВП в 2010