Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического.
Advertisements

Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Учитель: Ю. И. Гончарова. Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ КОРРЕКЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ 7 И 8 ВИДОВ МОУ КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ 21 января 2010г.
Организация обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью Выполнила: Яхонтова Светлана Альбертовна, учитель коррекционного обучения МКОУ «Цветнопольская.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья октябрь 2009 года МОУ Краснослободская СОШ.
Психолого-медико- педагогический консилиум в школе.
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития.
Коррекционное обучение в условиях общеобразовательной школы.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 47 «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА» г. Северодвинск Архангельской области.
Транксрипт:

Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Биологически е патология беременностиНедоношенностьасфиксия и травмы при родах заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка генетическая обусловленность Социальные длительное ограничение жизнедеятельности ребенка неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения Причины задержки психического развития:

Основные клинические типы ЗПР (Лебединская К. С., 1982) ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально – органического генеза

Психический и психофизический инфантилизм: инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения; в школьном возрасте преобладают игровые интересы Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, очень быстро устают от учебной деятельности. ЗПР конституционального происхождения

Длительные хронические заболевания (хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов) Физическая и психическая астения (у детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость) Аллергические состояния, детские неврозы ЗПР самотогенного происхождения Врождённые и приобретенные пороки развития соматической сферы (например, сердце);

Неблагоприятные условия воспитания (ассоиальная семья, воспитание по типу гиперопеки и гипоопеки, неблагополучные социальные условия) Стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферысочетается с недостаточноым уровнем знаний и бедностью предстовлений ЗПР психогенного происхождения

Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка ). При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно – мозговой иннервации, выраженной вегето – сосудистой дистонии). ЗПР церебрально – органического происхождения

1) в сенсорно-перцептивной сфере2) в психомоторной сфере3) в мыслительной сфере4) в мнемической сфере5) в речевом развитии6) в эмоционально-волевой сфере7) в мотивационной сфере8) в характерологической сфере В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:

Факторы риска Наследственность Патология беременности или родов матери Хронические заболевания у родителей Неблагоприятная экологическая обстановка Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка Курение матери во время беременности Алкоголизм родителей Неполная семья Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе

« Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека» Ян Амос Каменский

I вида школа- интернат для глухих детей II вида школа- интернат для слабослыша щих и позднооглох ших детей III вида школа- интернат для незрячих детей IV вида школа- интернат для слабовидящ их детей V вида школа- интернат для детей с тяжелыми нарушениям и речи VI вида школа- интернат для детей с нарушениям и опорно- двигательног о аппарата VII вида школа или школа- интернат для детей с трудностями в обучении - с ЗПР VIII вида школа или школа- интернат для детей с умственной отсталостью). В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозовых характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

«Российский фактор» концепции интегрированного обучения: - Линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию - Параллельно с общеобразовательным должен функционировать коррекционный блок

Дети с ЗПР МОУ Краснослободской ООШ учебный год. 4 класс – 1 человек Кл. руководитель: Моисеева Т.Е. – первая квалификационная категория 5 класс – 1 человек Кл. руководитель: Жукова Л.В.– первая квалификационная категория 9 класс – 1 человек Кл. руководитель: Пулина М.С. 7 класс ( СКК 7 вид) – 6 человек Кл. руководитель: Черненко Л.В.– первая квалификационная категория 6 класс – 1 человек Кл. руководитель: Устинова И.В.– первая квалификационная категория

1. Активизация познавательной деятельности учащихся 2. П о в ы ш е н и е у р о в н я и х у м ст в е н н ог о р аз в ит и я 3. Нормализация учебной деятельности 4. Коррекция недостатков эмоционально- личностного развития 5. Социально-трудовая адаптация Основные задачи коррекционно- развивающего обучения

Для успешного и своевременного выявления детей с особенностями в развитии требуется комплексная работа таких специалистов, как социальный педагог, логопед, психолог.

Психолого- педагогическое сопровождение Диагностика

Психолого- педагогическая диагностика Наблюдение Изучение документации Обследование дефектолога, логопеда, психолога

Психолого- педагогическое сопровождение Диагностика Консультирование родителей

Характерные особенности детей ЗПР: Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения; Трудности в счёте и решении задач по математике.

Психолого- педагогическое сопровождение Диагностика Консультирование родителей Консультирован ие педагогов

Коррекционная направленность обучения Воспитывающее и развивающее обучение Научность и доступность обучения Систематичность и Коммуникативная направленность Связь обучения с жизнь Наглядность в обучении Сознательность и активность учащихся Индивидуальный и дифференцированный подход Прочность усвоения знаний умений и навыков Принципы обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Психолого- педагогическое сопровождение Диагностика Консультирование родителей Консультирован ие педагогов Коррекционно- развивающая работа

Основные задачи коррекционной работы 1. Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире 2.Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения 3. Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Психолого- педагогическое сопровождение Диагностика Консультирование родителей Консультирован ие педагогов Коррекционно- развивающая работа Психологическо е просвещение и образование педагогов

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР Индивидуальный подход Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий Использование многократных указаний, упражнений Проявление большого такта со стороны учителя Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

Психолого- педагогическое сопровождение Диагностика Консультирование родителей Консультирован ие педагогов Коррекционно- развивающая работа Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся Психологическо е просвещение и образование педагогов

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - общая коррекционная направленность процесса обучения, - увеличение срока обучения, - малая наполняемость класса, - щадящий режим, - соответствующий учебный план, - увеличение количества часов на трудный раздел программы, - использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом, - создание положительной атмосферы на уроке, - постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров, - создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения, - опора на игру, - целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

Качественная диагностика Переподготовк а педагогов Охранительны й режим при обучении Взаимодействие с родителями Система работы

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Интернет - ресурсы

Спасибо за внимание!