Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от 23.11.2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Advertisements

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Вторая младшая группа у.г.. Педагоги группы. Гончарова Екатерина Васильевна – воспитатель Балалова Надежда Валерьевна – помошник воспитателя.
«CОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
Особенности структуры основной образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными.
Теоретический семинар для педагогов «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция» Подготовила.
ФГТ в системе дошкольного образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приказ от 23 Ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Воспитатели: Терентьева.Ж.В Цуканова.С.В ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕН- НЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Е КАТЕРИНА П АВЛОВНА П ОПОВА, НАЧАЛЬНИК.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Презентация.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Косинская Т.А. заведующая МБДОУ «Теренсайский детский.
ГБОУ д/c 2570 СТАРШАЯ ГРУППА «СЕМИЦВЕТИК» Воспитатель: Воробьёва Ольга Петровна.
Транксрипт:

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от года)

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от г р) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым года) Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от ) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от г. 666) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 2562 от года) СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях«(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 )

Стандартизация систем дошкольного и общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральные государственные требования Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к структуре Требования к условиям реализации основных образовательных программ Требования к условиям реализации основной образовательной программы ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Федеральные государственные требования (ФГТ) Знаменуют собой новую эпоху в российского дошкольного образования. Должны пересматриваться и устанавливаться не реже 1 раза в 10 лет. Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. ООП ДО определяет содержание и организацию образовательного процесса детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Содержание программы Совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: - физическое; - социально-личностное; - познавательно-речевое; - художественно-эстетическое. Данные направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования.

Основные концептуальные положения ФГТ по реализации ООП ДО - соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; - соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (приближаться к разумному минимуму); - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Основные концептуальные положения ФГТ по реализации ООП ДО - основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса (как альтернатива учебной модели); - предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Основные области "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка.

Образовательная область «Физическая культура» С одержание работы направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоническое физическое развитие через решение следующих задач: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Здоровье» Содержание направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Образовательная область «Безопасность» Содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение задач: - формирование представлений об опасных для человека и окружающ. мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям

Образовательная область «Социализация» Содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение задач: - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (в том числе моральным); - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Образовательная область «Труд» Содержание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение задач: - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Образовательная область «Познание» Содержание направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: - развитие сенсорной культуры - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности - формирование элементарных математических представлений - формирование целостной картины мира - расширение кругозора детей. При реализации образовательной области: - активно использовать информационные технологии;

Образовательная область «Познание» - формировать у детей навыки поиска и обобщения информации; - изменить варианты диагностики, уделить внимание выявлению уровня развития познавательного интереса и возможностей исследовательской деятельности; - формировать у детей представления о причинно-следственных связях в природе и последствиях их нарушения; - Изучать с детьми историю, культуру своей страны, традиции других народов.

Образовательная область «Коммуникация» Новая образовательная область, которая направлена на «достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; - Практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Образовательная область «Чтение художественной литературы» Содержание направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Читая, ребенок познает, познавая рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивает у ребенка формирование целостной картины мира.

Образовательная область «Художественное творчество» Содержание направлено на то, чтобы при взаимодействии с семьей формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворении их потребности в самовыражении через решение следующих задач: - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству.

Образовательная область «Музыка» Содержание направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. Интеграция образовательных областей «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», которые связаны единой для всех областей основной – феноменом искусства располагает огромными возможностями для учета особенностей периода дошкольного детства.

Деятельностный подход при определении содержания ДО Двигательная деятельность (активность) – «Физическая культура» Игровая – «Социализация» Трудовая – «Труд» Восприятие художественной литературы – «Чтение художественной литературы» Познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная – «Познание» Коммуникативная - «Коммуникация» Музыкально-художественная – «Музыка» Продуктивная – «Художественное творчество» Исключение – «Здоровье» и «Безопасность»

Модель организации образовательного процесса в рамках ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Структура образовательного процесса 2 блока: - совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; - свободная самостоятельная деятельность детей. Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом «усвоения» содержания в видах деятельности.(Д.Б. Эльконин). Схема развития любого вида деятельности в соответствии концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); 4. Открытый временной конец занятия ( каждый работает в своем темпе). В связи с ФГТ: Необходимо заменить привычное для дошкольной педагогики разделение «игра учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.

Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьФормы работы ДвигательнаяПодвижные игры с правилами Подвижные дидактические игры Игровые упражнения Соревнования ИгроваяСюжетные игры Игры с правилами ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов

Детская деятельностьФормы работы КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами ТрудоваяСовместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проекта Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсии Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами

Музыкально-художественнаяСлушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

Принципиальные отличия новой структуры от старой - Замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей. - - Увеличение блока совместной деятельности взрослого и детей, которую входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов. - - Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных, а не формальных признаков. - - Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»

Принципиальные отличия новой структуры от старой o Занятие – занят (занимательная деятельность, занимательное дело) без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности o Календарно – тематическое планирование - событийность

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ФГТ определяют итоговые и промежуточные результаты. Итоговый результат – это совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего ООП ДО физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. любознательный, активный. эмоционально отзывчивый. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования Промежуточные результаты освоения Программы Раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются средством установления обратной связи, определяют последующее построение и осуществление образовательного процесса

Глоссарий ФГТ – Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе Интеграция содержания дошкольного образования - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса Образовательная среда – совокупность образовательного, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально- технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования - «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.А. (бывшая программа Васильевой) - «Истоки» - «Детство» - «Радуга» - «Успех»

Список литературы 1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от года) 2. Методические рекомендации МИОО и МГППУ к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения 3. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание

1. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание