Влияние: необходимые теоретические конструкты. Во-первых, человек неизбежно оказывается как бы перед двумя реальностями. Бергер: «Рядовые члены общества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: студентка 44 группы Специальность «Лечебное дело» Александрова Любовь Александровна Гай 2018.
Advertisements

ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ. План. 1.Социальная перцепция. 2.Как происходит восприятие. 3.Стереотипы или «эффекты восприятия». ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема 25. Общение как социально- психологический инструмент Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями.
Тема 4. Проксемика. Символическая природа имиджа. С точки зрения семиотики (науки о знаках) символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) по теме: Презентация "Перцептивная сторона общения"
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
1 РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Выполнили: студенты АСК 2011 год.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Подготовила: Елена Арсланова Гр.151-з. С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником,
Атрибуция ( лат. attributio приписывание ) психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
ОБЩЕНИЕ 1.Общение как обмен информацией 2.Общение как взаимодействие 3.Общение как понимание.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
Транксрипт:

Влияние: необходимые теоретические конструкты

Во-первых, человек неизбежно оказывается как бы перед двумя реальностями. Бергер: «Рядовые члены общества в их субъективном осмыслении поведения не только считают мир повседневной жизни само собой разумеющейся реальностью. Это мир, создающийся в их мыслях и действиях, который переживается ими в качестве Реального». Во-вторых, если речь идет о том, что и так «все знают», очевидно, что такое знание должно быть обязательно разделенным

Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен Дж. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look), как обозначение социальной детерминации перцептивного процесса. В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность.

Идентификация буквально означает отождествление себя с другим, уподобление ему; иногда ее определяют как умение «встать на точку зрения» другого человека.

Рефлексия осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует образ» партнера. Каузальная атрибуция…

Защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию. Вытеснение - активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей. Некоторые авторы включают в защитную деятельность личности механизмы сублимации Вторая группа связана с преобразованием (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения больного. Механизм рационализации проявляется в псевдообъяснении. В случае защитного механизма проекции происходит приписывание непризнаваемых собственных мыслей, чувств и мотивов другим людям. При защитном механизме регрессии происходит возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям

Эффекты межличностного восприятия. «Гало- эффект», или «эффект ореола». Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число качеств, либо положительных, либо отрицательных, и это тоже определенная когнитивная «работа».

С этим эффектом связаны два других «первичности» и «новизны», обусловливающие построение образа воспринимаемого человека в зависимости от порядка предъявления информации о нем (какие качества называются вначале и какие впоследствии).

Самым же значительным эффектом, сердцевиной межличностного восприятия является стереотипизация, то есть построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы. Так, ярко выраженные профессиональные черты v носителя какой-либо профессии («все бухгалтеры педанты») рассматриваются как черты, присущие всем представителям данной профессии.

Во-первых, признается факт социального происхождения этого познания: оно возникает и поддерживается социальным взаимодействием, решающую роль в нем играет коммуникация Во-вторых, познание является социальным, поскольку оно имеет дело с социальными объектами (круг их весьма обширен и требует дополнительного обсуждения). В-третьих, социальное познание социально разделено, т.е. его результаты являются общими для членов определенного общества или группы, «разделяются» ими, ибо в противном случае никакие взаимодействия были бы невозможны

Большое значение при происхождении социального познания имеет конкретная культурная среда, которая воспринимается ребенком в процессе социализации через овладение языком. Язык, как инструмент освоения социального мира, выступает также в качестве одного из доказательств социального происхождения социального познания. А. Тэшфел замечает по этому поводу: важно понять, «как различные социальные системы влияют на индивидуальный способ видения мира, в котором индивид живет и действует»

С оциальное познание зарождается во взаимодействии, в социальном контексте, поэтому возникла необходимость анализа этих взаимодействий в различных конкретных социальных «средах». Под «средой» здесь можно понимать самые разные фрагменты действительности. Во-первых, многочисленные конкретные социальные группы: организации, различные социальные институты и т.п. Во-вторых, «среда» интерпретируется и в ее экологическом смысле: как естественная и искусственная среда обитания. В-третьих, «среда» может быть понята и как языковая среда, представляющая собой символическую репрезентацию окружающего мира. В-четвертых, под «средой» можно понимать и всю область межгрупповых отношений их различные «срезы», их тип.

а. Рациональный человек. Убежден, что в познании нужно руководствоваться доводами, а не эмоциями. б «Наивный психолог» обыденный человек («все серьезные люди упрямы», «все веселые легкомысленны» и пр.). в. «Производитель данных» человек, который оценивает другого на основании порядка предъявления информации о воспринимаемом. г. «Когнитивный скупец (скряга)» человек, допускающий много ошибок в оценивании другого человека из-за излишней «экономности» своих суждений. Д. Когнитивно-аффективный тип, в отличие от «рационального», в гораздо большей степени опирается в своих оценках на эмоции. Эта типология условна, но полезна, так как позволяет далее более конкретно рассмотреть вопрос о том, какие механизмы человек включает при познании социального мира и как эти индивидуальные механизмы проявляют себя во взаимодействии с социальными факторами.

Ядро когнитивистской ориентации составляют теории когнитивного соответствия. Все они базируются на основной посылке о том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, а если это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить такое состояние.

Конфликт» разыгрывается в когнитивной структуре одного человека, когда у него возникает несоответствие («диссонанс») между двумя элементами его когнитивной структуры. Эти элементы Фестингер называет «когнициями» или «знаниями». Это могут быть «знания» о себе: что некто делает, чувствует, хочет или желает, чем он является и т.п. Другие элементы это знания о мире, в котором некто живет: что и где происходит, что к чему ведет, что доставляет удовлетворение, а что причиняет боль, на что можно не обращать внимание, а что важно.

Логика «корреспондентного выведения» (Джонс и Дэвис) Процесс выведения («вывода») расшифровывается более подробно: выделяются две его стадии: а) атрибуция интенций, б) атрибуция диспозиций. Многие ошибки зависят от двух показателей: а) уникально или типично действие; б) социально желательно оно или нет

В самом общем виде фундаментальную ошибку можно определить как «склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и их результатов в пользу диспозиционных. (переоценка личностных и недооценка обстоятельственных причин)

Г.М. Андреева Психология социального познания. Учебное пособие. Гриф Минобр. 288 стр., 2004 г. Издательство: Аспект-пресс aspx?product_no= aspx?product_no= ISBN

Основы классификации для выделения различных видов социализации Виды социализации 1 тип Культурно-заданные нормативы соответствия, понятие «возрастная норма психосоциального развития» Возрастная социализация Возрастная социализация является основой для определения развития других видов социализации индивида

2 тип На основе включения в социальные группы и групповые нормы предписанный статус Гендерная, этническая, гражданская социализации приобретенный статус Профессиональная социализация (другие «субкультурные» виды) Социализация на основе принадлежности к различным социальным группам определяет характер включения в ту или иную деятельность избранной группы, т.е определяет характер «деятельностной» социализации

Основы классификации для выделения различных видов социализации Виды социализации 3 типСоциализация на основе включения в деятельность социальной группы («деятельностная» социализация) Политическая, экономическая, правовая социализации

КонструктыЭмоциональное и рациональное Рациональное Активность субъекта социализации Интерпретация, социальное экспериментиро- вание Заимствование (или подражание) Пассивность объекта социализации ЗаражениеИдентификация и интернализация Подчинение Конформизм

Агенты социализации Институты социализации