Приемы формирования у учащихся рефлексивных умений (из опыта работы) Маршанова Галина Леонидовна, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания химии МИОО,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рефлексивные умения: сущность, содержание и методические приемы формирования Маршанова Г.Л., к.п.н., доцент кафедры методики преподавания химии МИОО
Advertisements

«Формирование рефлексивных умений учащихся в условиях введения ФГОС на II и III ступенях»
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Современная школа должна ребенка: - научить учиться, - научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС.
Маршалова Г.И. МОУ гимназия 1 г. Балашова РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ УДД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Осадчая Светлана Станиславна Использование современных образовательных технологий, активных методов обучения на уроках биологии для формирования личностных.
Современная школа должна ребенка: - научить учиться, - научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Требования к результатам образования Личностные (ценностные установки и ориентации) Метапредметные (универсальные способы учебных действий) Предметные.
«Безотметочное обучение – другая форма оценивания»
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел» (по учебнику А.В. Перышкина) Автор: учитель физики средней школы 18 г. Мурома Владимирской обл.
Перед учителем начальных классов стоит задача - научить ребёнка быть успешным с первого дня пребывания в школе. Главным результатом школьного образования.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района»
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС.
Задание 1 Консультирование с коллегами Планирование изменений Заполнение формы стр.32.
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ Учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г.Ершова Саратовской области» Денискина Л. Н.
Транксрипт:

Приемы формирования у учащихся рефлексивных умений (из опыта работы) Маршанова Галина Леонидовна, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания химии МИОО, учитель химии ГБОУ Гимназии 1596

Актуальность проблемы Ушинский К.Д.: «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания … дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души (выделено мною. – Г.М.). Обладая такой умственной силой… человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения»

Как научить учиться самостоятельно? Одним из инструментов является рефлексивный подход, позволяющий выйти на самостоятельное конструирование собственной образовательной деятельности. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ: рефлексивные действия (опознать новую задачу и ответить на вопрос: чему учиться?) поисковые действия (приобрести необходимые «недостающие» знания и ответить на вопрос: как научиться?) [И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. – СПб: КАРО, ] Начинающему можно и нужно помочь учиться, и все же научиться он может только сам. (советский физик, академик И.М. Франк )

Сущность рефлексии Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – осмысление и осознание собственных форм и предпосылок деятельности, критический анализ содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. У человека есть только две ноги – интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести. (Лотман Ю.М. )

Содержание рефлексивных умений УМЕНИЯ: 1) самостоятельно организовать учебную деятельность (от постановки цели до получения результатов и рефлексии); 2) адекватно участвовать в коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей партнеров по деятельности, воспринимать иные мнения и идеи; 3) организовать контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь; 4) оценивать свою деятельность, объективно определять свой вклад в общий результат;

Содержание рефлексивных умений УМЕНИЯ: 5) соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности; 6) оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде в соответствии с нравственными и правовыми нормами; 7) выявлять проблемы собственной деятельности и устранять их; 8) использовать свои права и выполнять свои гражданские обязанности; 9) определять сферу своих интересов и возможностей.

Развитие действия оценивания и самооценивания – основа развития рефлексии С самого начала обучения поставьте перед учащимся задачу оценивания своей деятельности и деятельности одноклассников. Предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка). Формируйте у учащегося установку на улучшение результатов деятельности. Учите различать объективные и субъективные критерии оценки; с оотносить свою оценку с оценкой учителя по объективным критериям. Совет: создайте условия, при которых всячески поощряется и стимулируется выход в рефлексию, когда ученик начинает смотреть на свою деятельность со стороны, чтобы увидеть ее по-новому и начать анализировать. Важно! Оценочные суждения учащегося предваряют оценку учителя.

Практические работы Формирование и развитие умений: формулировать цель работы; наблюдать, грамотно и лаконично записывать наблюдения, объяснять их и делать выводы (частные); формулировать общий вывод (что узнал? чему научился? мое отношение к работе) Домашние практические работы – возможность приобщения родителей к учебно- познавательной деятельности их детей («Опыты с лимоном», «Что в стакане чая?» и др.) Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. (Г. Галилей) Для домашних практических работ разработаны специаль- ные бланки

Рефлексия на уроке-семинаре ЯМыДело Учёный Учитель Ученик Сотрудник Экспериментатор Теоретик Художник Аналитик Исследователь Физик Химик Координатор Руководитель Активные Внимательные Добрые Трудолюбивые Целеустремленные Дружные Находчивые Любознательные Уверенные Креативные Эмоциональные Радостные Ответственные Интересное Увлекательное Полезное Нужное Важное «Клёвое» Необходимое Настоящее Коллективное Творческое Познавательное Восхитительное Необыкновенное

Рефлексия на уроке-семинаре, уроке-конференции Предложите учащимся ответить на 2-3 вопроса. Например, что тебе больше всего понравилось на уроке? Что нового узнал? Какие трудности испытывал? и др. На конференции непременно говорим о личностных качествах ученого и его гражданской позиции. По окончании любой конференции – краткая устная рефлексия (в общих чертах), на дом – написать в тетради отзыв о конференции по трем позициям – Я, МЫ, ДЕЛО. Совет: отзывы проверяем у всех!

Бланк конспекта урока «Получение кислорода» 8 класс Заполненные бланки может проверить учитель, а можно организовать самопроверку и(или) взаимопроверку.

Что труднее – задать вопрос или ответить на него? Вольтер: «Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам». Степанов Г.В.: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Герцен А.И.: «Пустые ответы убивают справедливые вопросы и отводят ум от дела».

Лист вопросов и ответов (само- и взаимодиагностика) Подробнее: Маршанова Г.Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования//Химия в школе. – – с.4-10.

Лист вопросов и ответов по теме «Предельные углеводороды», 10 класс Совет: можно в таблице задать тип вопросов: сформулируйте определение, установите причинно- следственные связи, выявите основание для классификации, установите межпредметные связи и др.

«Термометр усилий» (самооценивание) По окончании работы можно предложить учащимся закончить одну из фраз: «Сегодня на уроке я работал с полной отдачей, потому что …» или «Сегодня на уроке я не выложился на все 100%, потому что…» А можно спросить: «А что Вам мешало сразу выполнять задание с максимальным усилием?»

Показания «термометра усилий». 8 класс. Работа с бланком конспекта урока Из учащихся 8 класса 5 чел. поставили себе оценку «после» ниже 9 баллов - 7 и 8 баллов (22%). Только 1 чел. в качестве оценки «до» выбрал 10 баллов и 7 чел. – оценку 9 баллов (35%).

Показания «термометра усилий». 10 класс. Домашняя практическая работа Из учащихся 10 класса никто не поставил себе оценку «после» ниже 9 баллов (при существенном преобладании оценки 10 баллов). Заметим, что 3 чел. в качестве оценки «до» выбрали 10 баллов и еще 9 чел. – 9 баллов (50%).

Самодиагностика. 10 класс Работа в классе с листом вопросов и ответов

Самодиагностика. 10 класс Работа в классе с листом вопросов и ответов

Вместо заключения Сухомлинский В.А.: «Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает (выделено мною. – Г.М.). Самовоспитание – это человеческое достоинство в действии». Леонардо да Винчи: «Человека можно считать счастливым и гармоничным, если он хочет то, что может, а может то, что должен». Томас Манн: «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть».

Маршанова Галина Леонидовна