Предмет медицинского и фармацевтического товароведения. Классификация и кодирование товаров. Лектор ассистент кафедры фармацевтических дисциплин Калушка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1. Введение в товароведение. Предмет, цели и задачи товароведения Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих.
Advertisements

Методы стандартизации Факультет: физико-технический Специальность: Стандартизация и сертификация- 122 Выполнила:Жанаева Айзада (1 курс) Проверила: Чигамбаева.
Тема 3 Правовая и нормативная база информационного обеспечения.
Логистика Логистика - это стратегическое управление закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря. Понятие включает.
Профиль стандартов. Цели применения стандартов. Категории профилей стандартов. Работу выполнил: Каракулов Н.В.
ТЕМА: «Стандартизация. Сущность, задачи, принципы и методы стандартизации». Автор Кулешова Марина Николаевна – преподаватель. ТЕМА: «Стандартизация. Сущность,
Тема 2 Этапы выполнения научно- исследовательской работы Товароведение как научная дисциплина тесно связана с технологическими и специальными научными.
Т – 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ.
Тема 4 Методы стандартизации. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме 4 1 Понятие совместимости и взаимозаменяемости 2 Упорядочение объектов стандартизации.
Стандартизация - это совокупность работ по разработке, утверждению и внедрению стандартов в производство.
«1С:Предприятие 8. Розница 8. Аптека » Розница 8. Аптека »
Логистика Логистика складирования, грузопереработка и упаковка.
Подготовила: Айтбаева Г.А Группа: 302 фармация Проверила: Калугина С.К.
И НФОРМАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУП Презентация на тему: Подготовил: студент гр.07ЭС1 Соколова Юлия.
Система сертификации УкрСЕПРО План лекции 1. Нормативные документы по сертификации 2. Перечень основных документов 3. Цель и принципы построения УкрСЕПРО.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Группы цен используемых в здравоохранение. Основные функции 1. Аналитическая: изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной структуры рынка,
Тема 6. Информация на упаковке товара. Что можно прочитать на упаковке товара Самый доступный источник информации о товаре - это сам товар, или его упаковка.
Тема: «Характеристика фармацевтического рынка» Лекция 45.
ТЕМА 4: «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УкрСЕПРО»
Транксрипт:

Предмет медицинского и фармацевтического товароведения. Классификация и кодирование товаров. Лектор ассистент кафедры фармацевтических дисциплин Калушка Елена Богдановна

Медицинское и фармацевтическое товароведение изучает: -потребительские свойства фармацевтических и медицинских товаров; - ассортимент; - классификацию; - кодирования; - товароведческие операции из перемещения товаров в аптечной сети; - факторы влияния на качество товаров; - организацию хранения товаров.

А также: - принципы классификации; - принципы кодирования продукции; - принципы стандартизации; - закономерности ассортимента товаров и его структуры, показатели; - методы товароведческого анализа; - правила маркировки; - правила упаковки; - условия транспортирования; - условия хранения.

Задания медицинского и фармацевтического товароведение : - формирование необходимого объема знаний об общих положениях товароведения; - систематизировать знание по товароведческим вопросам, которые студент получает при изучении других дисциплин.

Практическая база медицинского и фармацевтического товароведение : - определение товарных видов или групп товаров за их функциональными признаками и маркировкой; - выбор нормативно-технической документации для проведения товароведческой оценки качества товаров; - отбор методов оценки качества товаров; - прогнозирование возможного влияния условий хранения, тары и упаковки на качество товаров и принятия мер, которые предотвращают это влияние; - оформление документации из принятия, хранение, отпуск и списание товаров.

Медицинское и фармацевтическое товароведение берет участие в разработке научных основ создания необходимых потребительских свойств товаров медицинского назначения, и формирования их ассортимента и качества с целью наиболее полного обеспечения лечебного процесса.

Цель дисциплины – подготовка к снабжению лечебных учреждений, аптечной сети и населения товарами медицинского назначение через сеть больничных, межбольничных аптек, магазинов «Медтехника» и «Оптика».

Товар и товароведение Товар – это продукт труда, сделанный для обмена путем купли- продажи с целью удовлетворения потребностей потребителя. Товароведение – это научная дисциплина, которая изучает потребительские стоимость товаров и дает знание о товаре как предмет торговли, про его качество и потребительское значение.

Принципы товароведения: 1. Безопасность – принцип, который состоит в отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (услугой, процессом ) вреда жизни, здоровью и имуществу. 2. Эффективность – принцип, который состоит в достижении наиболее оптимального результата в процессе производства, сохранения, реализации и потреблении товаров.

3. Совместимость – принцип, который определяется пригодностью товаров (процессов, услуг) для совместного использования. 4. Взаимозаменяемость – принцип, который определяется пригодностью товара (процесса, услуги) использоваться вместо другого товара (процесса, услуги) с целью выполнения одних и тех же функций. 5. Систематизация – принцип, который состоит в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров (процессов, услуг).

Медицинское товароведение – это дисциплина, которая изучает функциональные свойства медицинских товаров, которые реализуются через объединение Медтехника и Оптика, в зависимости от исходного материала, конструкции, технологии производства и условий их сохранения.

Фармацевтическое товароведение – это дисциплина, которая изучает стоимость фармацевтических товаров, товароотчетные операции, связанные с движением товаров в аптечной сети, а также факторы, которые влияют на качество товаров, организацию их сохранения.

При провидение товароведческого анализа необходимо: 1) проверить соответствие товара сопроводительной документации; 2) установить соответствие упаковки; 3) проверить соответствие маркировки, ее доступность и информативность; 4) если необходимо, проверить в контрольно- аналитической лаборатории соответствие фармакологического действия препарата требованиям НТД на данный препарат; 5) сделать вывод о пригодности данного препарата для лечебных целей на основании полученных данных; 6) сделать вывод о сроке и условиях хранения; 7) отметить направление его последующего движения; 8) сделать вывод о целесообразности приобретения данного препарата, исходя из потребности в нем и экономической эффективности.

А также: - знание документации, что сопровождает товар при его следовании от производителя к потребителю; - соблюдение правил классификации и кодировки товаров, умение читать код товара; - знание строения и организации аптечной сети, составов хранения, магазинов «Медтехника» и «Оптика», лечебно- профилактических учреждений; - знания организации товароведения, правил приема, отпуска и списания товаров; - осведомленность с НТД и умение пользоваться ею;

- знание тары и материалов, необходимых для ее изготовления; - знание требований к материалам, которые используются для изготовления медицинской техники; - понимание срока «стерильность» и владение методами и оборудованием, с помощью которых стерильность достигается; - знание ассортимента товаров медицинского назначения.

Управления ассортиментом товаров: 1. Исследование и оценка современного ассортимента за потребительской стоимостью. 2. Разработка оптимальной классификации товаров за признаками, которые учитывают их назначение и свойства, которые обеспечивают лечебный процесс, с учетом факторов, которые влияют на сохранение качества товаров в процессе их движения, сохранения и реализации. 3. Прогнозирование ассортимента отдельных групп товаров, исходя из потребности в них для обеспечения лечебного процесса. 4. Разработка необходимого и оптимального ассортимента товаров для разных групп потребителей (соответственно специализации лечебных учреждений, аптек).

Хранения и управления качеством товаров: 1. Исследование факторов, которые создают и формируют качество товаров, а также условия их сохранения. 2. Разработка показателей качества товаров и соответствующей нормативно- технической документации. 3. Участие в усовершенствовании методов испытаний и критериев оценки уровня качества товаров. 4. Организация мероприятий, которые обеспечивают сохранение качества товаров в процессе их движения (при транспортировании, сохранении и реализации).

Понятие о классификации товаров и ее категории. Классификация – это распределение многочисленных объектов (предметов, явлений) на классы, группы и другие подразделы в зависимости от общих признаков. Различают высшие, средние и низшие категории классификации. Высшие категории обозначают строками раздел, подраздел или класс, подкласс. Средние категории – группа, подгруппа, вид. Низшие категории – подвид.

Классификация товаров является важной составляющей товароведения в управлении ассортиментом и качеством товаров. Она позволяет изучать много разнообразных товаров и рационально организовать торговлю ими. Объектом выступает элемент классифицированной общественности. В товароведении таким элементом является товар. Среди большого количества товаров за признаком назначения выделяются: потребительские товары, товары промышленного назначения и др.

Цель классификации - содействие изучению потребительских свойств, качества, ассортимента товаров и управления ими. Назначение классификации: 1. Исследовать потребительские свойства однородных групп (подгрупп) товаров. 2. Установить оптимальный уровень свойств товаров. 3. Разработать групповые исследовательские приемы и оценки уровня качества товаров.

Виды классификации товаров. Классификации различают: учебные, торговые и экономико-статистические. 1. Учебные классификации. Создаются с целью наиболее удобного, логического и последовательного изучения курса в обобщенном виде с минимальным расходованием времени, для методически правильного изучения потребительских свойств товаров.

Т овары медицинского назначения делят на 2 группы: медицинские и фармацевтические. К медицинским товарам относятся изделия и материалы, которые используются в медицинской практике для диагностики, лечения и профилактики заболеваний. К фармацевтическим товарам относятся: перевязочные материалы и готовые перевязочные средства, гипс медицинский, резиновые предметы санитарии и гигиены, лечебные средства и готовые врачебные формы, врачебное растительное сырье, тара, закупорочные средства и упаковочные материалы, оснащения и инвентарь аптеки, средства маленькой механизации и автоматизации, химические реактивы, дезинфекционные и дезинсекцидные средства, минеральные воды, пиявки медицинские, парафармацевтические товары.

2.Торговая классификация. Используется в торгово- оперативном процессе, содействуя его усовершенствованию. 3. Экономико-статистическая классификация подается в классификаторах. Используется при планировании производства, снабжения, для учета продукции.

ПРИЗНАКИ И ОБЩИЕ ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ. Признаками, характерными для многих товаров, есть назначение, применение, вид исходного сырья. Признак назначения используется как в высших, так и в более низких ступенях классификации. В зависимости от назначения, товары могут выделяться в отдельные товарные группы.

Впервые вопросами систематизации (классификации) стали заниматься зоологи и ботаники. В 1735 году появилась робота шведского ученого Карла Линнея «Система природы», в которой были выложены основы систематизации растительного и животного мира. Эта работа повлияла на систематизацию в других дисциплинах. Классическим примером естественной научной классификации является распределение химических элементов на группы в периодической системе элементов, что отображает закономерную связь между строением и свойствами.

Классификация товаров создает предпосылки для автоматизированного учета, планирование, прогнозирование ассортимента, построения прейскурантов, изучение спроса и упорядочение заявок-заказов.

Распределение объектов (товаров) на группы только за одним признаком называется группировкой. Вид в классификации - очень важная категория, что представляет собой конечный продукт производства и имеет конкретное назначение и собственное название.

Распределение товаров по категориям классификации делается за характерными общими признаками. При классификации медицинских и фармацевтических товаров учитываются такие признаки: назначение, сфера применения, исходный материал, способ производства, особенности конструкции, размеры, кратность вращения.

Классификация товаров строится с соблюдением правил. При распределении товаров на группы необходимо сдерживать два основных правила: во-первых, распределять всю массу товаров на одной стадии группировки только за одним признаком; во-вторых, начинать распределение товаров на группы за наиболее общими признаками, а затем переходить к другим признакам, менее общим.

Классификация должна быть легко доступной для обзора, то есть с оптимальным количеством категорий и минимальным количеством групп в каждой категории. Признаки классификации должны быть существенными и должны показывать потребительские свойства товаров. Ниже ступень классификации должна раскрывать суть признака предыдущей ступени. На каждой ступени, товары стоит группировать только за одним признаком.

Кодирование товаров Кодирование товаров - это технический прием, который разрешает подать объект, который классифицируется, в виде знака или группы знаков по правилам, установленным конкретной системой классификации. Код- знак или совокупность знаков, которые применяют для определения классификационной группы или объекта классификации. Эту систему условных символов применяют для передачи сообщений каналами связи, включая компьютерные каналы связи.

Целью кодирования является систематизация объектов путем идентификации, ранжирования и присвоения условной отметки (кода), за которой можно найти и распознать объект среди других.

Система кодирования – правила и методы кодирования классификационных групп и объектов классификации заданного количества. Определенная система кодирования составляет основу классификатора.

Позиция классификатора - наименование и код классификационной группы или объекта классификации. Емкость классификатора - наибольшее количество позиций, которое может содержать классификатор.

Присвоение кодов осуществляется по таким правилам: Код должен иметь определенную структуру построения. Код может быть выражен с помощью разнообразных, заранее обусловленных знаков. Код должен оказывать содействие упорядочению объектов.

Структура кода состоит из: алфавита, основания, разряда и длины. Алфавит кода- система знаков, принятых для создания кода. Различают: цифровой, буквенный, буквенно- цифровой и штриховой алфавит кода.

Классификаторы Классификатор - официальный документ, который есть систематизированным сведением наименований и кодов классификационных группирований и (или) объектов классификации.

Категория классификатора - это признак, что указывает на принадлежность классификатора к группе в зависимости от уровня его утверждение и сферы применения.

Различают классификаторы: - государственные; - отраслевые; - предприятий. Государственный - классификатор, утвержденный Государственным комитетом стандартизации для применения в автоматизированных системах управления. Отраслевой - классификатор, введенный в установленном порядке для применения в автоматизированных системах управления области. Классификатор предприятия - классификатор, введенный в установленном порядке для применения в автоматизированных системах управления предприятия.

В Украине используют 3 виды кодирования: внутреннее, внешнее (международное) и штриховое. Внутреннее кодирование осуществляется за отраслевым классификатором лечебных средств и изделий медицинского назначения. Внешнее кодирование осуществляется за товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Штриховое кодирование (ШК) - знак, предназначенный для автоматизированной идентификации и учета информации о товаре, закодированный в виде цифр и штрихов.

Классификаторы которые используют для кодирования предприятий, организаций, стран мира и территорий, таможенных режимов, валют, видов транспорта при заполнении таможенных деклараций и товаросопроводительных документов : классификатор предприятий и организаций (КПО) - код восьмизначный; классификатор стран мира и территорий (ККСТ) – код трехзначный; классификатор валют (KB) - код трехзначный; классификатор видов транспорта (КВТ) - код двузначный; классификатор таможенных режимов (КМР) - код пятизначный.

Штриховое кодирование Штрих код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров печатным способом, или с помощью этикетки, или ярлыка, что приклеивают. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых операций наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.

Регистрация и присвоение штрих - кодов на врачебные средства и товары медицинского назначения должны осуществляться на государственном уровне, при Министерстве здравоохранения. Однако в ряду случаев позволяется присвоение аптекой собственных внутренних штрих - кодов. Такая необходимость возникает в случае производства аптекой собственных рецептур.

Отсутствие штрихового кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, потому что торговые фирмы с технологией автоматизированного учета товарооборота часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода.

Применение штрихового кодирование вместе с компьютерами обеспечивает оптимизацию таких процессов: Производителям - учет количества сделанной продукции, его сортировка и раздельное складирование разных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов и отправление товаров заказчикам. Оптовым посредникам - прием товаров за количеством и ассортиментом, учет и контроль товарных запасов на составе, отгрузка в розничную торговлю. Транспортным организациям - прием сдачи товаров. Розничным продавцам - прием товаров за количеством и ассортиментом, размещение на составе, учет и контроль товарных запасов (на составе, в торговом зале и т.п.), контроль за целостью товаров, обеспечение своевременного пополнения запаса товаров в мере их реализации.

Анатомотерапевтическая классификационная система. Система вместе со специально разработанными суточными дозами (ДДД) принятая ВООЗ в качестве основы международной методологии для проведения статистических исследований в области потребления лечебных средств.

За этой системой лечебные средства классифицируются за группами 5 разных уровней: 1 уровень - это 14 основных групп (анатомических), обозначенных одной латинской буквой, которая в коде стоит первой. Группы 1 уровня разделенные на группы 2 уровня (главные терапевтические/ фармакологические), которые, как правило, отличаются за основным терапевтическим применением и сказываются 2-ая арабскими цифрами.

Группы 3-го уровня (терапевтические) отражаются одной латинской буквой. 4-й уровень представлен терапевтическими и химическими группами, которые тоже сказываются одной латинской буквой. 5-й уровень – химические субстанции, сказывается 2-ая арабскими цифрами.

Применение АТС Сбор и анализ статистических данных о потреблении лечебных средств. Рациональное применение лечебных средств. Оценка безопасности применение лечебных средств. Анализ случаев неправильного назначения или отпуска лечебных средств.

Дайте пожалуйста ответы на данные вопросы: 1. Понятие о товаре и товароведении. 2. Виды классификации товаров. 3. Штриховое кодирование товаров. 4. Анатомотерапевтическая классификационная система. Ваши ответы присылайте на данный

Спасибо за внимание