Тема. Сложное бессоюзное предложение ( итоговый урок по теме) Цели: 1.осмыслить и систематизировать изученный материал; 2.отработать практические умение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
Advertisements

Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Эти … знаки препинания К уроку в 11 классе. Типы сложных предложений.
КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ. ТЕМА УРОКА: «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
- Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Практикум Работа с поэтическим текстом В поле чистом с..р..брит (?) ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит (?) ся По дороге столбовой. Пой.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
(Электронное приложение к циклу уроков) ». -Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Бабушка сердилась,
Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без.
Запишите предложение: Раздавался по радио звонкий голос диспетчера, шумел по телефону начальник,мелькало озабоченное лицо инженера. - Докажите, что предложение.
Русский язык. 9 класс Тема. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
А24. Бессоюзное сложное предложение. Пример задания А24: Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей:
Транксрипт:

Тема. Сложное бессоюзное предложение ( итоговый урок по теме) Цели: 1.осмыслить и систематизировать изученный материал; 2.отработать практические умение постановки знаков препинания между частями бессоюзного предложения; 3.наблюдать за интонацией и значением сложного бессоюзного предложения, его выразительными возможностями; 4.способствовать развитию логического мышления; 5.развивать связную речь.

Сложные бессоюзные предложения: его части связываются при помощи интонации и знаков препинания: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире; между частями складываются различные смысловые отношения: перечисления, противопоставления, сопоставления, сравнения, пояснения, изъяснительные отношения, условия, времени, причины и др.; постановка знака препинания зависит от тех отношений, которые складываются между частями сложного бессоюзного предложения; используются преимущественно с устной речи, художественных текстах.

Отношения перечисления, действия совершаются в одно и то же время или следуют одно за другим Запятая. Точка с запятой Части сохраняют самостоя- тельность, отдалены друг от друга по смыслу или зна- чительно распространены

Двоеточие вторая часть содержит причину того, о чем говорит- ся в первой части вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части вторая часть представляет собой прямой вопрос между частями складываютя изъясни- тельные отношения (возможно вставка союза что или слов и услышал, и увидел, и почувствовал

Тире Неожиданное действие, быстрая смена событий Между частями складываются сопоставительные, противи- тельные отношения или отно- шения несоответствия Между частями складываются сравнительные отношения Первая часть содержит условие совершения действия, названного во второй части Первая часть указывает на время свершения действия, названного во второй части Вторая часть содер- жит вывод результат того, о чем говорится в первой части

1.С детских лет мы постигали истину, что надо озарять мир добротой. - С детских лет мы постигали истину : надо озарять мир добротой. 2.Сильные духом – самые счастливые люди, так как они самые необходимые. - Сильные духом – самые счастливые люди : они самые необходимые. 3.Если хочешь изменить мир, начни с себя. – Хочешь изменить мир - начни с себя. Домашнее задание:

Запятая, точка с запятой [ ], [ ] – перечисление, [O,O,O]; [ ] – перечисление Двоеточие [ ]: [причина ] [ ]: [пояснение] [ ]: [ изъяснение ] [ ]: [ ] ? Тире [ ] - [ ] - противопоставление, сопоставление, несоот- ветствие [ ] - [ ] - быстрая смена событий [ ] - [ результат, вывод ] [ ] - [ ] – сравнение [ условие ] - [ ] [ время ] - [ ]

Задание 1. Объяснить постановку знаков препинания. 1. Свистят клесты, звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга. 2. Я знаю: в вашем сердце есть гордость и прямая честь. 3. Солнце зашло за горизонт - день на исходе. Задание 2. Расставить недостающие знаки препинания. 1. Я знал удар судьбы меня не обойдет. 2. Посмотрит рублём одарит. 3.Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада. Задание 3. Заменить бессоюзные сложные предложения синонимичными союзными конструкциями ( знаки препинания не проставлены). 1. Я взял черепаху в руки животное спрятало в отверстие свою голову и неуклюжие когтистые лапы. 2. Стража следила нет ли в городе пожара или ночного волнения? 3. Обратно было идти лучше ветер дул в спину. ОТВЕТЫ. 1.Когда я взял черепаху в руки животное, оно спрятало в отверстие свою голову и неуклюжие когтистые лапы. 2. Стража следила, нет ли в городе пожара или ночного волнения. 3. Обратно было идти лучше, потому что ветер дул в спину.

Задание 4. Из данных простых предложений составить всевозможные типы сложных предложений, охарактеризуйте их с точки зрения структуры и смысловых отношений между частями. Леса окружали плотным кольцом деревушку. Малины и грибов всегда было вдоволь. Возможные ответы. Леса окружали деревушку плотным кольцом, поэтому малины и грибов всегда было вдоволь. Леса окружали деревушку плотным кольцом - малины и грибов всегда было вдоволь. Малины и грибов всегда было вдоволь, потому что леса окружали деревушку плотным кольцом. Малины и грибов всегда было вдоволь: леса окружали деревушку плотным кольцом. Леса окружали деревушку плотным кольцом, малины и грибов всегда было вдоволь.

Задание. Расставить знаки препинания и объяснить. 1. Весна в шелках в обновках броских Пришла в чащобы на поля Пришла и зимние обноски Сняла набрякшая земля. Пришла и речки зазвенели, Пришла и свечкой вспыхнул куст Всё выкрасила в синь и зелень Знать, у неё хороший вкус. 2. Полюбуйся весна наступает Журавли караваном летят. В ярком золоте день утопает И ручьи по оврагам шумят. 3. Сияет солнце воды блещут Во всем улыбка жизнь во всём Деревья радостно трепещут Купаясь в небе голубом.