«Газели» в России: конкурентные преимущества и стратегии развития А.Ю. Юданов Голицино, 29 авг. 2009
ПРОЕКТ «РУССКИЕ ГАЗЕЛИ»Финакадемия Андрей Юданов, Наталья Думная, Галина Колодняя, Влад Разумов Лиза Медина, Елена Говядкина «Эксперт» Татьяна Гурова, Юрий Полунин, Андрей Виньков, Анна Ворапаева, Вера Краснова и др.
Фирмы-газели в мире Термин «газель» введен Дэвидом Берчем в 80-х г.г. для обозначения стайеров быстрого роста Количественно газели – это фирмы, растущие не менее, чем 20% темпами не менее 5 лет подряд (без провалов) На Западе газели очень редки, но обеспечивают львиную долю увеличения занятости и экономического роста страны
* Birch (1979) - 3% газелей создают 82% новых рабочих мест (Массачусетс, США) Birch (1997) - 3% газелей создают 70% новых рабочих мест (США) * Storey (1994) - 4% новых фирм создают 50% новых рабочих мест (Великобритания) * Kirchhoff (1994) - 10% газелей обеспечивают 75% новых рабочих мест (США) * Autio, Arenius, & Wallenius (2000) - 1% газелей дают 40% новых рабочих мест и роста ВВП (Финляндия) * Gazelles Innovation Panel (2008) – 3-10% фирм создают 50-80% новых рабочих мест и роста ВВП (ЕС)
Значимость феномена для России 1. В России газелей больше, 7%15% чем на Западе. Разные методы подсчета показывают, что у нас газелями являются от 7% до 15% всех компаний Важно: в корпоративном секторе только газели увеличивают занятость 2. Вклад «русских газелей» в производство меньше, чем на Западе, но не мал. Важно: в корпоративном секторе только газели увеличивают занятость 3. Исключительно велика роль газелей в структурных изменениях
Доля быстрорастущих фирм в среднем бизнесе (процент фирм с темпом роста свыше 20% в пост. ценах по перманентным фирмам)
Выручка 2003 трлн. руб Выручка 2007 трлн. руб Рост, раз Прирост выручки трлн. руб Вклад в прирост перманен тных фирм (%) Газели (832)0,292,9010,172,6123,1 Перманент- ные фирмы (10174) 12,3923,711,9111,31100% Гиганты (топ-10)* 2,414,561,892,1519,0% Динамика выручки газелей и прочих фирм ( , постоянные цены) *"ГАЗПРОМ«, "ЛУКОЙЛ«, "СУРГУТНЕФТЕГАЗ«, "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ«, "ТРАНСНЕФТЬ" "ТАТНЕФТЬ«, "СЕВЕРСТАЛЬ«, "МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТКОМБИНАТ«, "НОВОЛИПЕЦКИЙ МЕТКОМБИНАТ«, "АВТОВАЗ"
ГазельЧто изменилось в России? БалтикаКачественное русское пиво ВымпелкомНародная мобильная связь Русский стандартПотребительское кредитование X-5 Retail (Пятерочка)Розничные торговые сети НФКФакторинг в России 1 CАвтоматизация делопроизводства ЯндексРусский интернет-поисковик Урал-ПрессКонец монополии Почты России Газели и структурные сдвиги
Банк «Русский стандарт» (активы, млн. руб)
Экспоненциальный рост вместо «рваной» динамики bx y = ae bx
«Вымпелком» (оборот, млн. долл.)
«Стройфарфор», г. Шахты, оборот млн. руб.
Лаборатория Касперского, млн. руб
Мордовцемент, млн. руб.
1 С млн. руб.
Ralf Ringer (обувь), тыс. пар.
Экспоненциальный рост закономерен для газелей Качество аппроксимации реального развития экспоненциальным трендом для группы из 74 долгоживущих газелей газелей и для равнове- ликой случайной выборки фирм среднего бизнеса (Распределение коэф- фициентов детерми- нации R 2 )
эмпирическим подтверждением Наличие экспоненциальных участков пред- ставляется эмпирическим подтверждением знаменитой еретической теории Э. Пенроуз (E. Penrose, 1955) о том, что темп роста фирмы в решающей мере обусловлен не рынком сбыта, а ВНУТРЕННИМИ факторами предпринимательской Рост предпринимательской фирмы лимитируется не нехваткой спроса (был бы хороший предприниматель, а спрос он найдет!), а нехваткой внутрифирменных специфических ресурсов. Нехватка специфических ресурсов – абсолютный ограничитель темпов роста: их нельзя купить на рынке, а надо выращивать внутри фирмы. Внутреннее выращивание ресурсов при неограничен- ном спросе тяготеет к одинаковой (в %) скорости во Внутреннее выращивание ресурсов при неограничен- ном спросе тяготеет к одинаковой (в %) скорости во времени, т.е. к росту по экспоненциальному закону
Что сдерживало темпы вашего роста до кризиса? (ответы 20+22=42 газелей)
Михаил Керштейн, «Рамфуд» (мясные продукты): «Сколько можем делать продукта устраивающего нас качества и в нужном рынку ассортименте, столько и делаем. Есть ощущение, что если бы мы имели возможность в течение двух-трех месяцев удвоить объемы, то рынок это проглотил бы».
Структура портфеля банка «Русский стандарт»
«Естественным» способом формализации экспонен- циального роста фирмы представляется идеология модели Лотки-Вольтерры. dN K – N --- = r * N dt K dN 1 K 1 – N 1 – a 12 *N = r 1 * N dt K 1 1. Экспонента, выход на плато (логистическая кривая) 2. Взаимовлияние с другими фирмами Темп «внутреннего» роста dN 2 K 2 – N 2 – a 21 *N = r 2 * N dt K 2
M dN M – N - С (K + А + В ) – N - С --- = r * N = r * N M dt M (K + А + В ) Исходный объем спроса Синергия в кластере 3. Пенрозианский рост фирмы. Почему границы емкости рынка (К) не есть границы роста фирмы? K + А + В M M = Полный потенциал спроса Влияние конкурентов Новые ниши, повторные инно- вации, воспитание рынка
3) Одиночная газель : А 4) Сетевые эффекты: В = f(N, С) cl 5) Кластерные синергетические эффекты В = f(N cl ) ВОЗМОЖНОСТЬ ЕДИНООБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РЯДА ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЙ dN (K + А + В ) – N - С --- = r * N dt (K + А + В ) 2) Незащищенная ниша: А = 0; В = 0; С 1) Не-газели на зрелом рынке: K + А + В N + С
2) Незащищенная ниша: А = 0; В = 0; С Хорошие фирмы, которые никогда не станут газелями, поскольку открытый ими потенциал рынка мгновенно поглощается конкурентами. Реальный пример: феномен «первого русского дженерика» («Акрихин») dN K – N – С --- = r * N dt K
3) Одиночная газель: А 4) Сетевые эффекты: В = f(N, С) cl 5) Кластерные синергетические эффекты В = f(N cl ) ВОЗМОЖНОСТЬ ЕДИНООБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РЯДА ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЙ dN (K + А + В ) – N - С --- = r * N dt (K + А + В ) 2) Незащищенная ниша: А = 0; В = 0 1) Не-газели на зрелом рынке: K + А + В N + С
3) Одиночная газель: А ; dA >> dN + dC K + А >> N + С dN (K + А ) – N – С --- = r * N r * N dt (K + А ) Три широко распространенных подхода: 1.Масштабирование, 2.Тиражирование, 3.Гранулирование Классика пенрозианского роста. Каждая новая ини- циатива сдвигает горизонт рынка на новый уровень. Экспонента роста длится «бесконечно», но лишь пока генерируются инновации. «Мы – не стайеры, мы многократные спринтеры».
Артемия Малкова Источник: расчеты группы Артемия Малкова по данным «Fortune» 1966 – персональный компьютер, 1968 – программируемый кальку- лятор, 1972 – карманный научный калькулятор, 1977 – часы-кальку- лятор, 1984 – струйный принтер, RISC-архитектура, 1994 – супер- яркий фотодиод (невероятная экспонента, длиной 50 лет)
Источник: расчеты группы Артемия Малкова по данным «Fortune» Рост на два порядка быстрее ВВП
3) Одиночная газель: А 4) Сетевые эффекты: В = f(N, С) cl 5) Кластерные синергетические эффекты В = f(N cl ) ВОЗМОЖНОСТЬ ЕДИНООБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РЯДА ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЙ dN (K + А + В ) – N - С --- = r * N dt (K + А + В ) 2) Незащищенная ниша: А = 0; В = 0 1) Не-газели на зрелом рынке: K + А + В N + С
4) Сетевые эффекты: В = f(N, С) dB >> dN + dC dN K + f(N, С) – N – С f(N, С) --- = r * N r * N = r * N dt K + f(N, С) f(N, С) Парадоксальная, но РЕАЛЬНО наблюдаемая ситуация, когда удовлетворение спроса ( рост N+C) не насыщает рынок, а генерирует огромный объем нового спроса. Процесс стремительного превращения нишевого рынка в масс-маркет. Для отдельной фирмы рынок надолго становится «безграничным».
3) Одиночная газель: А 4) Сетевые эффекты: В = f(N, С) cl 5) Кластерные синергетические эффекты В = f(N cl ) ВОЗМОЖНОСТЬ ЕДИНООБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РЯДА ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЙ dN (K + А + В ) – N - С --- = r * N dt (K + А + В ) 2) Незащищенная ниша: А = 0; В = 0 1) Не-газели на зрелом рынке: K + А + В N + С
cl 5) Кластерные синергетические эффекты В = f(N cl ) dN 1 K 1 – N 1 + f(N cl1 ) – a 12 *N = r 1 * N dt K 1 dN 2 K 2 – N 2 + f(N cl2 ) – a 21 *N = r 2 * N dt K 2 Полномасштабный возврат к идеологии биологической модели Лотки-Вольтерра – учет разного взаимовлияния видов=фирм – с тем отличием, что учитывается не только конкуренция, но и симбиоз (мутуализм). Разные фирмы в разной степени выигрывают и страдают от участия в кластере. Ядро кластера.
Как снижать издержки? (ответы 22 уральских газелей) (6) Реакция на кризис (экзогенное резкое падение К)
Как реагировать на кризис? (ответы 42 газелей)
«Газели» в России: конкурентные преимущества и стратегии развития А.Ю. Юданов
Откуда черпаются новые идеи? (ответы 42 газелей)
Шансы продолжения быстрого роста для разных типов фирм (в %, по базе данных фирм) Феноменальный рост
Шансы продолжения быстрого роста для «новичков» разного возраста (в %, по базе данных 1005 фирм)