Выбор профессии – серьёзное дело « Для того чтобы быть счастливым, нужно лишь три условия - здоровье, хорошая семья и любимая работа. « Для того чтобы быть счастливым, нужно лишь три условия - здоровье, хорошая семья и любимая работа. Всё остальное не имеет значение». Б. Франклин Б. Франклин
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» «Институт развития образования и социальных технологий» Программа воспитания и социализации обучающихся: «Твой выбор» 1-11классов сроки реализации гг. Составители: Берегова Лариса Валерьевна Милюкова Ольга Сергеевна Пономарева Надежда Николаевна Рошка Елена Александровна Соколова Светлана Сергеевна Тарасова Лариса Владиславовна Тарасова Лариса Владиславовна2013год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания и социализации обучающихся 1 – 11 классов «Твой выбор» разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - Конвенции о правах ребенка; - Конституции Российской Федерации; - Концепцией Модернизации российского образования; - Закона Российской Федерации от «О занятости населения в Российской Федерации»; - Закона Российской Федерации от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального закона от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка; в Российской Федерации»; - постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»; - приказа Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от /175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда».
Настоящая программа «Твой выбор» рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы классов и реализацию в течение 3 лет ( гг.) при взаимодействии социальных партнеров.
Цели и задачи программы: Цель: формирование личности способной к профессиональному самоопределению с учетом социокультурной ситуации в условиях современного общества. Задачи: 1. обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители и учителя); 2. создать условия для профессионального самоопределения учащихся и содействовать в формировании готовности старшеклассников к профессиональной деятельности, имеющей общественную значимость и ценность, способности к сознательному выбору профессий и самореализации; 3. создать систему профориентационной работы, направленной на профессиональное самоопределение через урочную и внеурочную деятельность, а также совместную деятельность школы с социумом; 4. организовать допрофессиональную и профессиональную подготовку (через профессиональные пробы, социальные практики и др.) учащихся с целью удовлетворения потребностей общества в компетентных работниках, владеющих профессиональными умениями и навыками.
Планируемые результаты: - обеспечить профпросвещение, провести профдиагностику, профконсультации всех участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги); - создать условия для профориентационной работы в школе; - организовать систему профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность, также совместную деятельность школы с социумом; - организовать допрофессиональную и профессиональную подготовку (через профессиональные пробы, социальные практики и др.) обучающихся с целью удовлетворения потребностей общества в компетентных работниках, владеющих профессиональными умениями и навыками.
Результативные критерии ПоказателиМетоды изучения Система профориентационн ой работы осуществляемая через урочную и внеурочную деятельность в ОУ на всех ступенях обучения. Наличие комплексного плана организации профориентационн ой работы, его системность и реализуемость. Наличие оптимального количества педагогических работников, обеспечивающих организацию профориентационн ой работы Изучение документации классных руководителей, учителей предметников, педагогов ТПК, технологии, наблюдение.
Содержание программы Организационная работа в школе Работа с педагогическими кадрами Работа с родителями обучающихся Работа с обучающимися
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Организационная работа в школе Создание школьного совета по профориентации. СентябрьЗам. дир. по ВР Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9, 11 классов) СентябрьЗам. дир. по ВР Работа с педагогическими кадрами Цикл семинаров по теме "Теория и практика профориентационной работы".В течение года Зам. дир. по УВР. Зам. дир. по ВР Отчеты учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе. МайЗам. дир. по ВР
Работа с родителями Лекторий для родителей по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении». НоябрьЗам. дир. по ВР Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов. В течение годаКлассные руководители Психолог Работа с обучающимися Экскурсии на предприятия и в учебные заведения района, области По плану работы классных руководителей Классные руководители Встречи со специалистами по профориентации Круглый стол "Выбираем свой путь» Ноябрь Классные руководители Психолог
Механизм реализации программы Организационная работа в школе Содержание деятельности СрокиОтветственные Создание школьного совета по профориентации. Сентябрь Зам. дир. по ВР Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. В течение года Зам. дир. по ВР Работа с педагогическими кадрами Цикл семинаров по теме "Теория и практика профориентационной работы". В течение года Зам. дир. по УВР.Зам. дир. по ВР Работа с родителями Лекторий для родителей по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении». Ноябрь Зам. дир. по ВР
Механизм реализации программы Работа с обучающимися Предпрофильная подготовка курсы «Твоя профессиональная карьера» Сентябрь Учителя- предметникиПсихолог Экскурсии на предприятия и в учебные заведения района, области По плану работы классных руководителей Классные руководители Тестирование и анкетирование обучающихся с целью выявления профнаправленности Декабрь Классные руководители Психолог
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДКОЛЛЕКТИВА 1. Заместитель директора по воспитательной работе 2. Классный руководитель 3. Учителя - предметники 4. Библиотекарь 5. Социальный педагог 6. Психолог
ЛИТЕРАТУРА Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева // Коррекц. педагогика. – Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева // Коррекц. педагогика. – Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – – С Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – – С Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский. – М., 1984 Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский. – М., 1984 Выготский Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка / Л. С. Выготский. М. : Педагогика, Выготский Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка / Л. С. Выготский. М. : Педагогика, Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, с Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, с Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – – С Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – – С
Спасибо за внимание!