Сфера применения Закона о контрактной системе Федеральный закон от 05.04.2013г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
Advertisements

Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
ст КОАП НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Минимальный штраф –
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской об ласти «Контрактная система в сфере закупок в соответствии с последними изменениями»
Закупка учебников муниципальными образовательными организациями и образовательными организациями субъектов РФ.
Планирование и обоснование закупок по Закону о КС Москва, 2013 Министерство культуры Российской Федерации.
Введение института контрактной службы заказчиков, контрактного управляющего.
Юго-Восточное окружное управление образования Порядок проведения закупок в связи с вступлением в силу с года Федерального закона от
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 1.
Администрация города Волгодонска Тема семинара: « Нарушения, выявленные в ходе проверок за II полугодие 2015 года »
Разъяснения основных изменений в законе «О Контрактной системе….»
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ «Об организации государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения.
Г. Нижний Ломов 2014 г. Действия заказчиков в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
Работу подготовили: Тульчинская Анастасия Георгиевская Анастасия Федеральный закон от N 44-ФЗ (ред. от ) "О контрактной системе в.
§ 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов Статья 48. Проведение открытого конкурса.
Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
ПЕРЕХОД НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ. Сферы регулирования 1 94-ФЗ: Размещение Контроль 44-ФЗ (КС): Планирование Контроль Размещение Исполнение Мониторинг Аудит.
Транксрипт:

Сфера применения Закона о контрактной системе Федеральный закон от г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начало действия с года Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (далее ТРУ), обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок ТРУ; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе.

Единая информационная система (ЕИС) Создается и ведется в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок Обеспечивает: 1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных; 2) контроль за соответствием; 3) использование усиленной неквалифицированной ЭЦП; 4) подачу заявок на участие в форме электронного документа. Контроль за соответствием (вступает в силу с 1 января 2016 года) это соответствие: а) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок; б) информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок; в) информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках; г) информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках; д) условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя); е) информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта.

Часть 5 статьи 112 Закона: -Порядок и сроки ввода в эксплуатацию ЕИС устанавливаются Правительством РФ. -До ввода в эксплуатацию ЕИС информация, подлежащая размещению в ЕИС, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте РФ в для размещения информации о размещении заказов, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона. Постановлением Правительства РФ от г. 913 утверждено Положение о размещении на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов информации подлежащей размещению в ЕИС до ввода ее в эксплуатацию.

Принципы контрактной системы 1.Открытости и прозрачности – свободный и безвозмездный доступ к информации о закупках (обеспечивается путем размещения в ЕИС); 2. Обеспечения конкуренции – равные условия для участников закупок (недопущение необоснованного ограничения числа участников закупок); 3. Профессионализм заказчика - осуществление деятельности на профессиональной основе (принятие мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок (в т.ч. путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки); 4. Стимулирования инноваций – при планировании и закупке отдавать приоритет инновационной и высокотехнологичной продукции; 5. Единство контрактной системы в сфере закупок – единые принципы и подходы к планированию, осуществлению закупок, мониторингу, аудиту, контролю в сфере закупок; 6. Ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок - необходимость достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (эффективности), в обратном случае предусмотрена ответственность.

Цели осуществления закупок Заказчики осуществляют закупки для обеспечения нужд (федеральных, субъектов РФ, муниципальных) а именно: 1. Достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными (муниципальными) программами (в т.ч. целевыми, иными документами программно - целевого планирования); 2.Исполнение международных обязательств РФ, реализация межгосударственных целевых программ; 3. Выполнение функций и полномочий государственных органов РФ (субъектов РФ), органов управления государственными (территориальными) внебюджетными фондами, муниципальных органов; 4. Выполнение государственных (муниципальных) заданий для обеспечение деятельности бюджетных учреждений

Пример определения цели закупки Закупка: «Оказание услуг по проведению мониторинга делового климата в муниципальных районах Белгородской области» Цель закупки: Осуществление мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства и условий для инвестиций в Белгородской области в соответствии с пунктом Положения о департаменте экономического развития Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от г. 353

Круг лиц, на которые распространяется Закон 1. Государственные заказчики - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Госкорпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства; 2. Муниципальные заказчики - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства; 3. Бюджетные учреждения (БУ) – в части закупок из средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ. 4. Автономные учреждения (АУ), государственные унитарные предприятия (ГУП) - в случае предоставления в соответствии с БК РФ и иными НПА, регулирующими бюджетные правоотношения средств из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. 5. Юридические лица, не являющиеся государственными учреждениями, ГУП - в случае предоставления в соответствии с БК РФ бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. 6. БУ, АУ, ГУП - в случае если в соответствии с БК РФ или иными НПА, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные заказчики на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) передают свои полномочия на осуществление закупок таким учреждениям и унитарным предприятиям.

Обоснование закупок Обоснование закупки - это отдельный документ, являющийся приложением к плану закупок, плану-графику, устанавливающий соответствие планируемой закупки целям осуществления закупок. При формировании плана закупок обоснованию подлежит объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и установленных к закупаемым заказчиком ТРУ (нормирование). При формировании плана-графика обоснованию подлежат НМЦ контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), том числе дополнительные требования к участникам закупки. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. По результатам мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной. В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля выдают предписания об устранении нарушений и привлекают к административной ответственности. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ.

Пример обоснования закупки (к плану закупки) Объект закупки: Серверное оборудование Цель закупки: реализация пункта 1.2 Перечня программных мероприятий областной программы «Повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий», утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от г. 355-пп. Обоснование «Приобретение серверного оборудования осуществляется в рамках мероприятий областной программы «Повышение эффективности использования информационно- коммуникационных технологий», утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от г. 355-пп для повышения производительности функционирования серверной части программного обеспечения региональной информационной системы Белгородской области»

Нормирование в сфере закупок Установление требований к закупаемым ТРУ, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам ТРУ с избыточными потребительскими свойствами или предметов роскоши. Требования устанавливаются: к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам ТРУ. Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования: 1) общие требования к порядку разработки и принятия НПА о нормировании; 2) общие требования к отдельным видам ТРУ. Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования устанавливают правила нормирования для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд: 1) требования к порядку разработки и НПА о нормировании; 2) требования к отдельным видам ТРУ. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, Госкорпорация "Росатом", муниципальные органы на основании правил нормирования утверждают требования к отдельным видам ТРУ закупаемым ими и их подведомственными учреждениями. Правила нормирования, требования к отдельным видам ТРУ подлежат размещению в ЕИС

Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки (норма вступает в силу с 1 января 2015 года) Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь информации о конкретной закупке в указанных документах и формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов (ОКВЭД, ОКДП/ОКПД), каталога ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд (норма вступает в силу с 1 января 2016 года)формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов (ОКВЭД, ОКДП/ОКПД), каталога ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается МЭР РФ по согласованию с Минфином РФ До 1 января 2017 года идентификационный код закупки формируется на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов Каталог ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд для унификации наименования объекта закупки (норма вступает в силу с 1 января 2017 года) Формирование и ведение в ЕИС каталога ТРУ обеспечиваются МЭР РФ. Порядок формирования и ведения в ЕИС каталога ТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Инструменты планирования закупок ПЛАНИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИСХОДЯ ИЗ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ К ТРУ 1.ПЛАН ЗАКУПОК: - Формируется на срок действия закона о бюджете (1-3 лет); -Формируется параллельно процессу бюджетного планирования; 2.ПЛАН – ГРАФИК ЗАКУПОК: - Формируется на финансовый год (1 год) на основе ПЛАНА ЗАКУПОК; - Является основанием для осуществления закупки (не предусмотренной закупки не может быть); Часть 2 ст.112 Закона - заказчики размещают в ЕИС или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в Закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены МЭР РФ и Казначейством России, т.е.: - действует приказ МЭР РФ и Казначейства России от г. 761/20н; - с г. приказ МЭР РФ и Казначейства России от г. 544/18н, в котором установлены особенности размещения планов-графиков закупок на 2014 и 2015 годы

ПЛАН ЗАКУПОК

ПЛАН – ГРАФИК ЗАКУПОК

Предоставление преимуществ При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества: - учреждениям и предприятиям УИС в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ Порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ Перечнями ТРУ; - организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ Порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ Перечнями ТРУ.

Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках Заказчики, за исключением случаев осуществления закупок ТРУ для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. В соответствии с частью 3 статьи 112 Закона в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок производится без использования планов- графиков. При этом НМЦ контракта не должна превышать 20 млн.руб. Такие закупки осуществляются в виде открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНО. СОНО - организации осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Контрактная служба Контрактная служба создается если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком (с 2016 года) превышает 100 млн.руб., при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным, то есть: -отдельное структурное подразделение (управление, отдел), -может формироваться по аналогии с комиссией (состоит из должностных лиц разных подразделений) Контрактная служба действует в соответствии с Положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного МЭР РФ. Если объем закупок не превышает 100 млн.руб. и не создана контрактная служба - назначается должностное лицо, ответственное за осуществление закупки (контрактный управляющий) или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. При централизации закупок в соответствии с ч.1 ст.26 Закона, контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, не переданные уполномоченному органу.ч.1 ст.26 Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (все работники). до 1 января 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 23 статьи 112 Закона).

Комиссия по осуществлению закупок Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) создается комиссия по осуществлению закупок. Комиссии по осуществлению закупок могут быть: -конкурсные, -аукционные, -единые комиссии ______________________________________________________________________ не менее чем пять человек -котировочные комиссии, -комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений __________________________________________________________________________ не менее чем три человека Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50%общего числа ее членов.

Для членов комиссий - профессиональная переподготовка или повышение квалификации в сфере закупок. Повышение квалификации - обновление знаний и совершенствование навыков, в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач со сроком освоения программы не менее 16 часов (приказ Минобразования РФ от г. 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам»). По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается документ государственного образца - удостоверение о повышении квалификации. Профессиональная переподготовка - приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности со сроком освоения программы не менее 250 часов (приказ Минобразования РФ от г. 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам»). По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается документ государственного образца - диплом о профессиональной переподготовке. Для сотрудников контрактных служб, контрактных управляющих - высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Высшее образование – вид профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура)

Эксперты, экспертные организации Эксперт, экспертная организация - ФЛ, в том числе ИП, либо ЮЛ, обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений. Когда проводится экспертиза: Статья 58 Закона: Заказчик вправе привлечь эксперта, экспертную организацию при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям. Статья 94 Закона: В ходе исполнения контракта при приемке ТРУ проводится экспертиза поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги. Такая экспертиза обязательна и может проводится силами заказчика или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом. Заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации в случае если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 и 27 части 1 статьи 93 Закона. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ.пунктами части 1 статьи 93 Статья 95 Закона: Заказчик вправе привлечь эксперта, экспертную организацию для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в случае если заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Такое решение может быть принято только по результатам экспертизы, если в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона Если при проведении конкурса или аукциона НМЦ контракта составляет более чем 15 млн.руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦ контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в КД или АД, но не менее чем в размере аванса. Если при проведении конкурса или аукциона НМЦ контракта составляет 15 млн.руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦ контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в КД или АД, но не менее чем в размере аванса или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки - информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) либо 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются: - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), - аукционы (электронный аукцион), закрытый аукцион, - запрос котировок, - запрос предложений. Конкурс - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Аукцион - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Открытый конкурс - конкурс, при котором информация о закупке размещается в ЕИС и к участникам закупки предъявляются единые требования. Конкурс с ограниченным участием - конкурс, при котором информация о закупке размещается в ЕИС и к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования для осуществления предквалификационного отбора и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. Проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если ТРУ по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения таких сложных ТРУ устанавливаются Правительством РФ. Двухэтапный конкурс - конкурс, при котором информация о закупке размещается в ЕИС, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе (для уточнения ТЗ, критериев оценки) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий: 1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение НИР, проектных работ, экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения; 2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Электронный аукцион - аукцион, при котором информация о закупке размещается в ЕИС, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Электронный аукцион проводится в случае, если осуществляются закупки ТРУ, включенные в Перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Включение ТРУ в указанные Перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: 1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; 2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку. Запрос котировок - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке размещается в ЕИС и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что НМЦ контракта не превышает 500 тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 млн.руб в год. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в соответствии со статьей 93 Закона.

Запрос предложений - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в ТРУ размещается в ЕИС и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в ТРУ. Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях: 1) заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии; 2) заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта; 3) заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ; 4) заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами; 5) осуществления закупок дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ, официальными представительствами РФ при международных организациях и иными заказчиками, осуществляющими свою деятельность за пределами территории РФ, для обеспечения такой деятельности в случае, если НМЦ контракта не превышает 15 миллионов рублей; 6) осуществления закупки ТРУ, являющихся предметом контракта, при одностороннем расторжении контракта заказчиком. 7) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. 8) признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися (нет заявок, либо они отклонены); 9) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.порядке

Мониторинг закупок Мониторинг закупок - система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков (вступает в силу с 1 января 2016 года). Мониторинг закупок осуществляется в целях: 1) оценки степени достижения целей осуществления закупок; 2) оценки обоснованности закупок; 3) совершенствования законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок. Мониторинг закупок осуществляется с использованием ЕИС и на основе содержащейся в ней информации. Мониторинг закупок осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется МЭР РФ в Правительство РФ. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством РФ. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. Сводный аналитический отчет подлежит размещению в ЕИС. В соответствии с законодательством субъектов РФ и муниципальными НПА может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд. Мониторинг закупок обеспечивается МЭР РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией.

Аудит в сфере закупок Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, муниципальных образований. Органы аудита в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок. Для достижения целей они осуществляют: - экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, - устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о таких результатах.

Контроль в сфере закупок Контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий: 1) ФАС РФ, Федеральная служба по оборонному заказу, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. 2) Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. 3) Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.

Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами (норма вступает в силу с 1 января 2016 года) осуществляют контроль за: 1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика; 2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок; б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках; в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках; г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов. Порядок такого контроля устанавливается Правительством РФ. На основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями такие полномочия контроля могут быть переданы Казначейству России.

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ осуществляют контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок : 1) соблюдение требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и обоснованности закупок(вступает в силу с 1 января 2016 года); 2) нормирование в сфере закупок при планировании закупок; 3) определение и обоснование НМЦ контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов- графиков; 4) применение заказчиком мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 5) соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; 6) своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; 7) соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Полезные ссылки ( Всероссийский образовательный портал о контрактной системе «АЗБУКА ГОСЗАКАЗА» создан при поддержке Министерства экономического развития РФ)