1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ неправительственным организациям по проведению первичной инвентаризации устаревших и запрещенных к использованию пестицидов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Advertisements

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Тема 6.1. Организационно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности.
Экологическим мониторингом – называют систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.
Ситуация СОЗ в Казахстане На территории Казахстана накоплено более 20 миллиардов тонн отходов производства и потребления, в том числе 6,7 тонны токсичных.
Российская Федерация Каким образом общественность может внести свой вклад в осуществление Протокола и установление целевых показателей.
Оформление карты (плана) для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. Правовой режим земель населенных пунктов 1. Понятие и состав земель населенных пунктов. 2. Управление землями.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
1 ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ НПО Челябинского региона В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ МАЙ, 2003Г.
Титульный лист Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю «Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ФЗ «Об отходах указанным федеральным законом, другими законами и иными нормативно-правовыми.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Федерация развития Малого и среднего бизнеса.
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
О проекте технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции» Потапкин В.А. Москва, 26 мая 2011 г.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Федеральный закон от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Гражданская оборона РФ. Права и обязанности граждан.
Транксрипт:

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ неправительственным организациям по проведению первичной инвентаризации устаревших и запрещенных к использованию пестицидов Ольга Сперанская, «Эко-Согласие»

2 Методическое руководство Пестициды - это мощный, постоянно действующий экологический фактор. 0,1-1% вносимых пестицидов достигает мест, куда их направляют 99,9-99% попадают в почву, атмосферу, водоемы и, в конечном итоге, в продукцию сельского хозяйства. загрязненные продукты питания и питьевая вода - основные источники поступления пестицидов в организм человека.

3 Методическое руководство Важность проведения инвентаризации запасов пестицидов, включая устаревшие, непригодные и запрещенные для применения химикаты: инвентаризация устаревших пестицидов позволяет выявить загрязненные территории, места скопления неучтенных устаревших пестицидов и предложить экологически приемлемые способы ликвидации подобных запасов.

4 Методическое руководство Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»: Служба защиты растений Министерства сельского хозяйства - инвентаризация запасов и упорядочением обращения с пестицидами Госсанэпиднадзор - государственный контроль в части охраны здоровья населения МПР РФ - охрана окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при обращении с опасными химическими веществами Данные учитывают запасы в специально отведенных хранилищах и на спецполигонах, на территориях сельскохозяйственных предприятий, зафиксированные случаи несанкционированного складирования и перевозок.

5 Методическое руководство Незаконные хранилища пестицидов: сброшены в овраги и леса скопились в садоводческих хозяйствах и на территориях частных домовладений. Обнаружить такие свалки и хранилища чрезвычайно сложно

6 Методическое руководство ПРОБЛЕМЫ: Незаконное использование устаревших и запрещенных пестицидов и тары Отсутствие информации об опасности пестицидов для здоровья

7 Методическое руководство Борьба с незаконным использованием устаревших и запрещенных химикатов: Широкое информирование об опасности Участие общественности в процессе инвентаризации запасов с целью упорядочения хранения, последующего вывоза с территории и уничтожения силами ответственных государственных структур.

8 Методическое руководство Цель данных рекомендаций – предоставление общественности информации о том, где проводить поиск запасов устаревших, непригодных к использованию и запрещенных пестицидов; как оценивать состояние мест их хранения; как проводить первичную инвентаризацию запасов на близлежащей территории; в какой форме и куда предоставлять полученную информацию.

9 Методическое руководство позволит общественности более ответственно относиться к использованию химических средств защиты растений и активнее участвовать в общегосударственном процессе инвентаризации

10 Методическое руководство Результат широкомасштабной химизации сельского хозяйства - тысячи заброшенных или полуразрушенных складов С развалом сельскохозяйственной инфраструктуры - многие из них оказались бесхозными. Часто пестициды и удобрения оказывались брошенными на обочине дорог, в лесах, оврагах, у уреза воды и т.п.

11 Методическое руководство Предварительная инвентаризация по официальным источникам показала: На начало 2003 г. выявлено более 24 тысяч тонн устаревших пестицидов, многие из которых являются стойкими, высокотоксичными соединениями и хранятся с нарушениями действующих правил. Наибольшее количество устаревших пестицидов находится в: Краснодарском крае – 2,7 тыс.т., Челябинской области –1,5 тыс.т.(включая СОЗ), Ростовской и Воронежской, Курганской областях, Алтайском крае – приблизительно по 1,0 тыс.т. Южный федеральный округ – более 4,6 тыс.т.[1][1]

12 Методическое руководство Без мобилизации всех сил общества провести полномасштабную инвентаризацию не удастся. Обсуждение с представителями заинтересованных общественных организаций методологию по проведению первичной инвентаризации устаревших, непригодных и запрещенных к использованию пестицидов. Методологические рекомендации - инструмент для использования местными сообществами, НПО Информация, полученная в результате практического использования рекомендаций, станет достоянием широкой общественности и частью официальных данных по инвентаризации устаревших пестицидов

13 Методическое руководство Что собой представляют пестициды? Пестициды – индивидуальные химические или биологические вещества и их смеси, предназначенные для борьбы с вредителями и болезными растений и животных, сорными растениями Действующее вещество входит в состав препаративной формы Дусты, смачивающиеся порошки, растворимые порошки, концентраты эмульсии, растворы в воде или органических растворителях, гранулированные препараты, водорастворимые гранулы, суспензионные концентраты и другие.

14 Методическое руководство II. Где проводить первичную инвентаризацию? Обследование производится: в сельской местности (склады, приспособленные помещения, стихийные захоронения, россыпь, наличие пестицидов в частных владениях); в городской среде (свалки и пункты сбора мусора, ярмарки, рынки, магазины, др.). Обследованию подлежат лесные территории, овраги, берега рек, садоводческие хозяйства, незаконные свалки бытовых отходов, заброшенные склады.

15 Методическое руководство III. На что обращать приоритетное внимание при проведении первичной инвентаризации? придорожные территории и защитные зеленые полосы, ближний к населенным пунктам лес, заболоченные, пойменные и припойменные участки, русла рек и ручьев, выходы родников и ключей, овраги, окраины и стихийные свалки, «поля орошения», старые постройки овощехранилищ и объектов животноводства, навозохранилища, объекты механизации, включая парки сельхозтехники

16 Методическое руководство IV. Где нельзя проводить первичную инвентаризацию? НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБСЛЕДОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ, КЛАДБИЩА И НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД СПЕЦКОНТРОЛЕМ (САНИТАРНЫЙ, ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР) СКОТОМОГИЛЬНИКИ И ПОЛИГОНЫ.

17 Методическое руководство V. Что учитывать при проведении первичной инвентаризации? Не только сам объект, но и состояние прилегающей территории, наличие вблизи потенциального источника загрязнения водных и природоохранных объектов, детских и оздоровительных учреждений, садоводческих хозяйств. Обследование проводится на основании: имеющихся официальных сведений, опроса населения, опроса людей, работающих с пестицидами в данной местности, маршрутного поиска. Обследование проводится с учетом соблюдения всех правил, разрешений и предписаний в области обращения с опасными отходами и токсичными материалами, требований российского законодательства.

18 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ I. Кто может участвовать в проведении первичной инвентаризации? представители неправительственных и других общественных организаций, местные жители, школьники старших классов рекомендуется привлекать компетентных специалистов, представителей местных властей, коммунальных служб, экологической милиции. В состав группы должны входить люди, не имеющие соответствующих ограничений по состоянию здоровья. Запрещается брать на обследование детей младшего возраста..

19 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ В случае отказа местных властей от: проведения первичной инвентаризации запасов устаревших пестицидов на рассматриваемой территории; предоставления общественности имеющихся официальных данных о наличии или отсутствии запасов устаревших пестицидов; сотрудничества с местной инициативной группой, занимающейся первичной инвентаризацией такой факт фиксируется и комментируется в полевом журнале.

20 II. Что надо иметь при себе при проведении инвентаризации? все необходимые документы, включая уставы общественных организаций – участников проекта аптечку; необходимые средства индивидуальной защиты: резиновые перчатки, марлевая или иная повязка («лепесток»); подходящую обувь. Непосредственно во время работы на объекте запрещается: пить, курить, принимать пищу, снимать средства индивидуальной защиты. После окончания работы рекомендуется осуществить обычные санитарно- гигиенические процедуры

21 III. Как выбирать маршрут проведения обследования? Для рекогносцировки при проведении обследования используются: сведения официальных источников по завозу и применению пестицидов, в том числе статистические сведения, данные сельхозуправлений, лесхозов, торговли, агрономических служб хозяйств; данные государственных докладов по охране окружающей среды, бюллетеней по мониторингу окружающей среды и ежегодников Росгидромета; сведения, полученные от местных жителей.

22 III. Как выбирать маршрут проведения обследования? При проведении обследования объекты отображаются на карто-схеме территории, а собранные сведения заносятся в специальные учетные формы, на основании которых оформляются акты-отчеты. Для лучшего ориентирования на обследуемой территории используются карты, схемы и планы с нанесенными на них границами населенных пунктов, водоохранными зонами, включая зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов, особо охраняемыми территориями, лесопарковыми, курортными и рекреационными зонами.

23 IV Как получить данные при проведении первичной инвентаризации? натурные наблюдения (специфическая упаковка, бирки и надписи на упаковке, специфический запах вокруг объекта); заключения и выводы, основанные на знаниях специалистов и привлеченных экспертов; В ходе проведения обследования уточняются имеющиеся данные по видам пестицидов, наблюдаемых на объекте, их количество, вместимость объекта, наличие или отсутствие охраны.

24 IV Как получить данные при проведении первичной инвентаризации? Если объект относится к числу не учтенных в официальных сведениях, то необходимо оценить: количество пестицидов на объекте; состояние упаковки; наличие или отсутствие маркировки и даты выпуска на упаковках; воздействие химикатов на окружающую среду (возгорание, попадание в почву или водоем, разбросанность по территории).

25 IV Как получить данные при проведении первичной инвентаризации? Для определения объемов обезличенных препаратов и препаратов, требующих перезатаривания на объектах, не учтенных в официальных сведениях, проводят сортировку устаревших пестицидов по следующим категориям: хранящиеся в целой таре с маркировкой; хранящиеся в целой таре без маркировки; хранящиеся в поврежденной таре с маркировкой; хранящиеся в поврежденной таре без маркировки; хранящиеся россыпью; хранящиеся в перемешанном состоянии.

26 V. Подготовка отчета о деятельности группы По результатам работы группа должна подготовить отчет, в который важно включить следующую информацию: карта-схема расположения обнаруженных мест размещения химикатов; общее описание места обнаружения химикатов (близость к населенным пунктам, водохозяйственным объектам. сельскохозяйственным территориям и т.д.); –общее количество обнаруженных химикатов; –если позволяет маркировка, то указать названия химикатов и количество каждого химиката; –предложения по снижению негативного воздействия химикатов на состояние окружающей среды и здоровье населения

27 VI. Как использовать результаты первичной инвентаризации? Результаты инвентаризации доводятся до сведения заинтересованных органов исполнительной власти, местных органов самоуправления, общественности. Инициативная группа общественности должна получить информацию от органов исполнительной власти и местного самоуправления о мерах, принятых в соответствии с результатами первичной инвентаризации. Результаты первичной инвентаризации могут стать дополнительным источником сведений официальной инвентаризации запасов устаревших пестицидов; Результаты инвентаризации могут быть использованы при проведении общественных и государственных экологических экспертиз и разработки программ и проектов по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.