1 М.А. Гасанов Муниципальная экономика Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
Advertisements

Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН. Административно-территориальное устройство Всеволожского района.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Бюджет города является основным ресурсом, обеспечивающим возможности выполнения администрацией Находкинского.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Основы организации бюджетного процесса. Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают: Конституция Российской Федерации, Бюджетный.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН К Решению о проекте бюджета Онохинского муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Муниципальные финансы как ресурс муниципального социально-экономического развития.
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
Министерство финансов Камчатского края БЮДЖЕТ КАМЧАТСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Понятие, сущность и принципы бюджетной системы.. Государственный бюджет – система определенных денежно- распределительных отношений, регламентируемых.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Подготовлен на основании решения Собрания депутатов Караичевского сельского поселения от «О бюджете Караичевского сельского поселения Обливского.
Транксрипт:

1 М.А. Гасанов Муниципальная экономика Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

2 М.А. Гасанов Муниципальная экономика 1.1 Муниципальная экономика в системе экономических отношений. Под муниципальной экономической политикой мы будем понимать совокупность социальных, экологических, экономических и иных целей и ори­ентиров муниципальной власти, а также способов их достижения. Цели муниципальной деятельности, определяющие муниципальную политику, вытекают из преду­смотренных законодательством функций и полномочий местного самоуправления. Главным предметом муни­ципальной деятельности является благоустройство жизни на территории муниципального образования в широ­ком смысле этих слов, как устройство на благо человека, и оказание населению различных услуг на местном уровне или муниципальных услуг. Генеральная цель муниципальной деятельности и муниципальной политики состоит в повы­ шении качества жизни населения на территории местного самоуправления через оказание муниципальных ус­луг.

М.А. Гасанов Муниципальная экономика Качество жизни это система показателей уровня жизни, например, безопасность, здоровье, обеспе­ченность жильем, материальная обеспеченность, состояние природной среды, состояние среды обитания (в частности, городской среды), возможность получить образование, удовлетворять культурные потребности, доступ к информации, возможность передвижения и т.д. 3

М.А. Гасанов Муниципальная экономика 1.2. Предмет муниципальной экономики Предмет муниципальной экономики можно определить не из перечня «курируемых» местной властью пред­приятий и объектов, а из выполняемых функций. Управление муниципальной собственностью или финансами, муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями не может быть целью, это лишь средство для возможности оказания услуг населению на местном уровне, т.е. муниципальных услуг, вкладывая в данном случае в термин «муниципальный» не форму собственности, а местный характер услуг. К муниципальным ус­лугам относятся все услуги, формирующие частные муниципальные политики, весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных, бытовых, торговых, образовательных, социальных, культурных и других услуг, оказываемых в привязке к месту жительства. 5

М.А. Гасанов Муниципальная экономика Кроме экономических ресурсов территории, при выработке муниципальной политики необходимо учитывать и использовать: правовую базу государства и региона (субъекта Федерации), права и полномочия местного самоуправле­ ния по использованию экономических и других ресурсов территории – юридический ресурс; кадровый, научный, интеллектуальный, культурный потенциал населения муниципального образования, его готовность к участию в муниципальной деятельности – человеческий ресурс; демографические, политические, социальные, экологические и другие факторы. 4

М.А. Гасанов Муниципальная экономика 1.3. Правовая база муниципальной экономики Правовую базу для проведения муниципальной экономической политики составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», такие основополагающие федеральные акты, как Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, другие федеральные законы, а также соответствующие законодательные акты субъектов РФ. 6

М.А. Гасанов Муниципальная экономика 1.4. Муниципальная экономическая политика в условиях рынка О бщая цель муниципальной экономической политики по наиболее эффективному использованию эко­номических ресурсов территории для оказания услуг населению, в свою очередь, распадается на ряд более частных целей и задач. 7

М.А. Гасанов Муниципальная экономика ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8

М.А. Гасанов Муниципальная экономика 2.1. Анализ социально-экономического положения Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Анализ осуществляется путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода (год, квартал и др.) с плановыми, а также с фактическими показателями за предшествующие периоды. При этом обязательным условием анализа изменения стоимостных показателей является их разложение на натуральную и ценовую составляющие. 8

М.А. Гасанов Муниципальная экономика Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходи­мо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер жизни муниципального образования, выявление резервов роста. Результатом анализа должны быть предложения по улучшению состояния дел в муниципальном образовании. 9

М.А. Гасанов Муниципальная экономика Среди сводных показателей, комплексно характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, можно отметить следующие: показатели, связанные с населением: численность, демографический состав, миграция, занятость; показатели, связанные с уровнем жизни населения: заработная плата, пенсии, среднедушевой доход, вели­чина прожиточного минимума по основным группам населения, доля населения со среднедушевым дохо­дом ниже прожиточного минимума, динамика потребительских цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, определяющие жизненный уровень населения, сумма вкладов населения в банках, объемы продаж населению ценных бумаг и валюты. 10

М.А. Гасанов Муниципальная экономика 2.2. Текущее планирование и прогнозирование Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очеред­ной год с разбивкой по кварталам. В основу прогноза кладутся показатели социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, а также дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по срав­нению с предыдущим годом. Эти показатели доводятся до сведения муниципального образования органами государственной власти. Разработка прогноза социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показате­лей, по которым производился анализ социально- экономического положения. В прогнозе должны быть сфор­мулированы основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее эти цели конкретизируются по направлениям. Отдельные показатели прогноза определяются с ис­пользованием разных методик и с различной степенью детализации. Разработка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очередной год должны вестись совместно. 11

М.А. Гасанов Муниципальная экономика Стратегическое планирование это разработка целевых ориентиров развития муниципального обра­зования на перспективу, оценка необходимых экономических и других ресурсов для достижения поставленных целей и формирование политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов. 12

М.А. Гасанов Муниципальная экономика ТЕМА 3. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 13

М.А. Гасанов Муниципальная экономика 3.1. Муниципальные финансы и муниципальный бюджет Местные (муниципальные) финансы – это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач. 14

М.А. Гасанов Муниципальная экономика В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, финан­ совые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной собственности, ценные бумаги и т.д. Основу муниципальных финансов составляет местный бюджет. Ранее местные бюджеты были частью единого государственного бюджета. В связи со становлением местного самоуправления в настоящее время формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно. 15

М.А. Гасанов Муниципальная экономика 3.2. Доходы и расходы местного самоуправления Доходы местных бюджетов состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих. Они также могут включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фон­да финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. К собственным доходам относятся: местные налоги и сборы; доли федеральных и региональных налогов и акцизов, законодательно закрепленные за местными бюдже­тами на постоянной основе; доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, а также установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на терри­тории муниципального образования; платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральны­ми законами; доходы от проведения муниципальных займов и лотерей; часть прибыли рентабельных муниципальных предприятий; доходы от муниципальных ценных бумаг; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством; государственная пошлина, установленная федеральным законодательством; другие платежи, установленные федеральными и региональными законами. 16

М.А. Гасанов Муниципальная экономика К регулирующим доходам относятся: отчисления от федеральных и региональных налогов, устанавливаемые ежегодно (или на срок не менее трех лет) законодательством субъектов РФ для каждого муниципального образования индивидуально в целях бюджетного регулирования; финансовая помощь в различных формах. 17

М.А. Гасанов Муниципальная экономика Основными статьями бюджета текущих расходов (без учета расходов на выполнение государственных полномочий) являются: Финансирование муниципального хозяйства. Различные муниципальные образования расходуют на эти цели от трети до половины расходов бюджета. Столь значительная доля этой статьи расходов объясняется высокой дотационностью жилищно-коммунальной сферы и городского транспорта, наличием многочис­ленных социальных льгот для отдельных слоев населения. Финансирование социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная по­мощь и др.). На эти цели расходуется 30-40% местного бюджета. Всего на перечисленные два главных на­правления тратится 80 и более процентов бюджетных расходов. Расходы на управление. Расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по займам и ссудам. Ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а так­же гражданской ответственности и предпринимательского риска. Прочие расходы, в том числе непредвиденные. 18

М.А. Гасанов Муниципальная экономика Разрабатывая свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное обра­зование может ставить перед собой следующие цели: обеспечить объем текущих расходов бюджета, необходимых для достижения качества жизни населения на уровне не ниже, а по возможности выше минимальных государственных социальных стандартов обеспечить формирование бюджета развития; обеспечить через субъект Федерации финансирование отдельных государственных полномочий, возло­женных на органы местного самоуправления, а также финансирование выполнения федеральных и регио­нальных законов; обеспечить обслуживание и погашение долговых обязательств; иметь сбалансированный бюджет. 19