Биосоциальные факторы психического здоровья. Вековые аспекты: Психологические особенности развития подросткового и юношеского периодов. Поведенческие сдвиги,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемы подросткового возраста Проблемы подросткового возраста.
Advertisements

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис подросткового возраста Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
2 При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: –
Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления.
Возрастные и психологические особенности детей раннего подросткового возраста «Подростковый возраст предъявляет совокупность условий … для обострения и.
Выполнила : студентка группы 201/ Дорошенко А. В.
Первые проблемы подросткового возраста Родительское собрание.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Как помочь ребенку при переходе из начальной в среднюю школу?!
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
Презентация "Подросток. Особенности возраста."
ПЯТИКЛАССНИКИ Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
Психолого- педагогичес кий аспект. В НОВОЙ СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ПРИОРИТЕТ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ ОТДАЕТСЯ РЕБЕНКУ И СЕМЬЕ, ЛИЧНОСТНОЙ АКТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОМУ.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Транксрипт:

Биосоциальные факторы психического здоровья. Вековые аспекты: Психологические особенности развития подросткового и юношеского периодов. Поведенческие сдвиги, психическая депривация.

Это период завершения детства и начала взрослости. Происходит качественная перестройка личности, изменяются отношения с взрослыми, подросток усваивает новые общественные нормы поведения. Характерное несоответствие между новыми потребностями полуребенка – полувзрослого человека и обветшалым отношением к ней окружающих. В это время возникает кризис 13 лет, что оказывается в резком противопоставлении себя взрослым, внутренней дисгармонии, влеченью, к самостоятельности. Ведущей потребностью становится выборочное общение с однолетками. Общение как и у младенца, становится ведущей деятельностью, заменяя в этом плане учебную деятельность. Основным фактором становления личности является общение. Подросток -дитина на підрості. Уже не ребенок – еще не доросла (В.Даль). Это период завершения детства и начала взрослости. Происходит качественная перестройка личности, изменяются отношения с взрослыми, подросток усваивает новые общественные нормы поведения. Характерное несоответствие между новыми потребностями полуребенка – полувзрослого человека и обветшалым отношением к ней окружающих. В это время возникает кризис 13 лет, что оказывается в резком противопоставлении себя взрослым, внутренней дисгармонии, влеченью, к самостоятельности. Ведущей потребностью становится выборочное общение с однолетками. Общение как и у младенца, становится ведущей деятельностью, заменяя в этом плане учебную деятельность. Основным фактором становления личности является общение. Подросток -дитина на підрості. Уже не ребенок – еще не доросла (В.Даль)..Этот возраст отличается психологическими проявлениями, которые называют тяжелым, кризисным, переходным периодом. Л.Виготский выделил основную черту этого дежурного кризиса развития, а именно: доминирующий паннігілізм. Он считал, что это явление в целом позитивно, которое по большей части дает новый импульс психическому развитию человека..Этот возраст отличается психологическими проявлениями, которые называют тяжелым, кризисным, переходным периодом. Л.Виготский выделил основную черту этого дежурного кризиса развития, а именно: доминирующий паннігілізм. Он считал, что это явление в целом позитивно, которое по большей части дает новый импульс психическому развитию человека.

Психологические новообразования в этом возрасте: 1. Проявление инстинкта стадности (группирования, интересы). 1. Проявление инстинкта стадности (группирования, интересы). 2. Желание занять свое место в коллективе ровесников. 2. Желание занять свое место в коллективе ровесников. 3. Желание завоевать авторитет, признание товарищей. 3. Желание завоевать авторитет, признание товарищей. 4. Ориентация на требования коллектива и его общественную мысль. 4. Ориентация на требования коллектива и его общественную мысль. 5. Повышенное внимание и требовательность к себе. 5. Повышенное внимание и требовательность к себе. 6. Склонность к гиперсоциализации, стремлению, к взрослости. 6. Склонность к гиперсоциализации, стремлению, к взрослости.

Психологи подчеркивают одну из особенностей подросткового возраста, а именно становление и развитие особых личностных отношений между подростками, которые называются действенным общением. Развитие полноценного действенного общения является очень важным для будущего человека. В этот период формируется социальное самосознание, как социальное сознание, перенесенное внутрь (Л.Виготский). Психологи подчеркивают одну из особенностей подросткового возраста, а именно становление и развитие особых личностных отношений между подростками, которые называются действенным общением. Развитие полноценного действенного общения является очень важным для будущего человека. В этот период формируется социальное самосознание, как социальное сознание, перенесенное внутрь (Л.Виготский).

В подростковом возрасте формируется индивидуальная направленность духовных интересов. Сущность их удачно выразил И.Кант в книге Критика чистого ума: 1)що я могу знать?; 2)що я должен делать?; 3) на что я смею надеяться? Здоровая зрелая личность должна адекватно сопоставлять свои потребности и свои возможности. Это качество формируется в подростковом возрасте. В подростковом возрасте формируется индивидуальная направленность духовных интересов. Сущность их удачно выразил И.Кант в книге Критика чистого ума: 1)що я могу знать?; 2)що я должен делать?; 3) на что я смею надеяться? Здоровая зрелая личность должна адекватно сопоставлять свои потребности и свои возможности. Это качество формируется в подростковом возрасте.

Бурный рост и перестройка организма в этом возрасте влекут повышенный интерес ребенка не только к психическому развитию, но и к своей внешности. Формируется новый образ своего физического Я. Через преувеличение значения внешности подростки очень болезненно переживают недостатки (особенно девочки), настоящие, а чаще надуманные. Непропорциональное развитие отдельных частей тела, скованность движений, неправильность черт лица, кожа, которая теряет детскую нежность, избыточный вес или худощавость раздражают, а часто влекут переживание чувства собственной неполноценности, предопределяя замкнутость, а то и детские неврозы. Известные случаи психической анорексии, когда девочки (изредка ребята), стремясь стать такими, как фотомодели, или на надсмешки ровесников за избыточную полноту, придерживались чрезвычайно суровой диеты, а впоследствии вообще отказывались есть, доводя себя тем самым к полному физическому истощению, которое требовало медицинского вмешательства. Бурный рост и перестройка организма в этом возрасте влекут повышенный интерес ребенка не только к психическому развитию, но и к своей внешности. Формируется новый образ своего физического Я. Через преувеличение значения внешности подростки очень болезненно переживают недостатки (особенно девочки), настоящие, а чаще надуманные. Непропорциональное развитие отдельных частей тела, скованность движений, неправильность черт лица, кожа, которая теряет детскую нежность, избыточный вес или худощавость раздражают, а часто влекут переживание чувства собственной неполноценности, предопределяя замкнутость, а то и детские неврозы. Известные случаи психической анорексии, когда девочки (изредка ребята), стремясь стать такими, как фотомодели, или на надсмешки ровесников за избыточную полноту, придерживались чрезвычайно суровой диеты, а впоследствии вообще отказывались есть, доводя себя тем самым к полному физическому истощению, которое требовало медицинского вмешательства.

Тяжелые эмоциональные расстройства, связанные с реакцией подростков на свою внешность, смягчаются теплыми, доверчивыми отношениями с близкими взрослыми, которые должны обнаруживать большую тактичность и глубокое понимание проблем, которые волнуют подростка, и ни в коем случае – грубость, запугивание и издевательство или другие формы проявления воли взрослых. Тяжелые эмоциональные расстройства, связанные с реакцией подростков на свою внешность, смягчаются теплыми, доверчивыми отношениями с близкими взрослыми, которые должны обнаруживать большую тактичность и глубокое понимание проблем, которые волнуют подростка, и ни в коем случае – грубость, запугивание и издевательство или другие формы проявления воли взрослых.

Л. Виготский отмечал, что основная особенность подросткового возраста заключается в несогласованности процессов полового дозревания, общеорганического развития и социального формирования. В настоящее время это противоречие, предопределенное опережением полового дозревания, имеет особенно острый характер. Л. Виготский отмечал, что основная особенность подросткового возраста заключается в несогласованности процессов полового дозревания, общеорганического развития и социального формирования. В настоящее время это противоречие, предопределенное опережением полового дозревания, имеет особенно острый характер.

Кризис тринадцати лет. Ломание старых психологических структур, характерное для этого возраста, приводит к настоящему взрыву неповиновения, зухвальства и невоспитанности. Это кризисный, переходный период. Этот вековой кризис возникает в результате наиболее интенсивного развития биологического и социального функционирования человека, резкого повышения чувствительности, к внешнему влиянию среды и риска возникновения заболеваний. Факт кризиса означает наступление качественно нового этапа психического развития (о чем уже отмечалось в предыдущем разделе) индивидуума с его новыми мотивами поведения и новыми социальными требованиями к нему. Кризис тринадцати лет. Ломание старых психологических структур, характерное для этого возраста, приводит к настоящему взрыву неповиновения, зухвальства и невоспитанности. Это кризисный, переходный период. Этот вековой кризис возникает в результате наиболее интенсивного развития биологического и социального функционирования человека, резкого повышения чувствительности, к внешнему влиянию среды и риска возникновения заболеваний. Факт кризиса означает наступление качественно нового этапа психического развития (о чем уже отмечалось в предыдущем разделе) индивидуума с его новыми мотивами поведения и новыми социальными требованиями к нему.

Наиболее выраженные симптомы кризиса: Наиболее выраженные симптомы кризиса: 1. Снижение производительности учебы и способности к учебе, даже в тех сферах, в которых подросток одарен, особенно при выполнении творческих заданий, при этом выполнения механических заданий сохранены. Это предопределено переходом от конкретного к логическому мышлению. 1. Снижение производительности учебы и способности к учебе, даже в тех сферах, в которых подросток одарен, особенно при выполнении творческих заданий, при этом выполнения механических заданий сохранены. Это предопределено переходом от конкретного к логическому мышлению. 2.Негативизм, который выражается в ссорах, нарушениях дисциплины, в то же время подросток переживает внутреннюю обеспокоенность, недовольство, стремление, к одиночеству и самой изоляции. 2.Негативизм, который выражается в ссорах, нарушениях дисциплины, в то же время подросток переживает внутреннюю обеспокоенность, недовольство, стремление, к одиночеству и самой изоляции.

Нарушение поведения у подростков При всем разнообразии реакций, которые лежат в основе нарушений поведения, у детей и подростков чаще наблюдаются. При всем разнообразии реакций, которые лежат в основе нарушений поведения, у детей и подростков чаще наблюдаются. Реакция отказа возникает в условиях, когда нарушаются эмоциональные отношения ребенка или подростка в условиях лишения, потери, чего-то: семьи в результате помещения ребенка в интернат; одного из родителей в результате их развода; компании одногодков после переезда в новое место обитания и тому подобное. Деть отказываются от общения, забав, еде и тому подобное. Реакция отказа возникает в условиях, когда нарушаются эмоциональные отношения ребенка или подростка в условиях лишения, потери, чего-то: семьи в результате помещения ребенка в интернат; одного из родителей в результате их развода; компании одногодков после переезда в новое место обитания и тому подобное. Деть отказываются от общения, забав, еде и тому подобное. Реакция оппозиции вызывается избыточной нагрузкой или лишением подростка прежнего внимания при появлении в семье брата или сестры, в случаях повторного создания новой семьи и тому подобное. Мотивом для суїцидальної поведения, побеги из дома, хулиганских поступков есть стремление привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя как жертву ситуации, созданной другими, жестокими людьми. Реакция оппозиции вызывается избыточной нагрузкой или лишением подростка прежнего внимания при появлении в семье брата или сестры, в случаях повторного создания новой семьи и тому подобное. Мотивом для суїцидальної поведения, побеги из дома, хулиганских поступков есть стремление привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя как жертву ситуации, созданной другими, жестокими людьми. Реакция имитации проявляется в наследовании другому лицу или образцу- киногерою, одногодку, воспитателю. Эта реакция может стать причиной нарушения социальных норм, если объектом имитации окажется антисоциальное лицо (фильмы-боевики с сценами насилия, изнасилования, похищения, и тому подобное. Негативная реакция имитации может выражаться стремлением вести себя противоположно какому-то образцу: подчеркнуто трезвый образ жизни у сына пропойца; отказ от родительского обеспечения у подростка, который рос в семье стяжателей и тому подобное. В пределах негативной реакции имитации может проявиться реакция эмансипации - борьба подростка за свои права и самостоятельность. Реакция имитации проявляется в наследовании другому лицу или образцу- киногерою, одногодку, воспитателю. Эта реакция может стать причиной нарушения социальных норм, если объектом имитации окажется антисоциальное лицо (фильмы-боевики с сценами насилия, изнасилования, похищения, и тому подобное. Негативная реакция имитации может выражаться стремлением вести себя противоположно какому-то образцу: подчеркнуто трезвый образ жизни у сына пропойца; отказ от родительского обеспечения у подростка, который рос в семье стяжателей и тому подобное. В пределах негативной реакции имитации может проявиться реакция эмансипации - борьба подростка за свои права и самостоятельность.

Реакция компенсации направлена на компенсацию какого-то недостатка: физически слабый подросток добивается признания одногодков путем усиленных умственных упражнений, достигает отличных показателей в учебе, поражая своими знаниями других. Реакция компенсации направлена на компенсацию какого-то недостатка: физически слабый подросток добивается признания одногодков путем усиленных умственных упражнений, достигает отличных показателей в учебе, поражая своими знаниями других. Реакция гиперкомпенсации проявляется упрямыми занятиями в той сфере, в которой подросток имеет слабину и оказывается достижением улучшивших результатов. Реакция гиперкомпенсации проявляется упрямыми занятиями в той сфере, в которой подросток имеет слабину и оказывается достижением улучшивших результатов. Реакция группирования с однолетками выражается в формировании подростковых групп со своими лидерами, определенным распределением ролей внутри группы и своей территории. Большинство правонарушений осуществляются подростками группы. Реакция группирования с однолетками выражается в формировании подростковых групп со своими лидерами, определенным распределением ролей внутри группы и своей территории. Большинство правонарушений осуществляются подростками группы. Реакции увлечения (хобби) – азартные игры, стремление к лидерству, обогащению, интеллектуально эстетичные, коллекционирование, компьютерные забавы, спортивные. Негативные последствия бывают в тех случаях, когда хобби противопоставляются учебе и работе подростка, поглощают внимание и время, или по содержанию имеют странный, абсурдный характер и связанные с нарушением социальных норм (болельщики футбольных матчей и тому подобное). Реакции увлечения (хобби) – азартные игры, стремление к лидерству, обогащению, интеллектуально эстетичные, коллекционирование, компьютерные забавы, спортивные. Негативные последствия бывают в тех случаях, когда хобби противопоставляются учебе и работе подростка, поглощают внимание и время, или по содержанию имеют странный, абсурдный характер и связанные с нарушением социальных норм (болельщики футбольных матчей и тому подобное). Реакции, обусловленные формированием сексуальных влечений, направлены на непосредственную реализацию полового возбуждения (онанизм, гомосексуализм и так далее), или отображают глубоко скрытую сексуальность. Сексуальность подростков недифференцирована, проявляется под воздействием разнообразных раздражителей (порнография, сексуальные фильмы), неустойчивая, легко переходит в болезненные формы сексуальных искажений и сексуальные девиации. Реакции, обусловленные формированием сексуальных влечений, направлены на непосредственную реализацию полового возбуждения (онанизм, гомосексуализм и так далее), или отображают глубоко скрытую сексуальность. Сексуальность подростков недифференцирована, проявляется под воздействием разнообразных раздражителей (порнография, сексуальные фильмы), неустойчивая, легко переходит в болезненные формы сексуальных искажений и сексуальные девиации.

Патологические реакции, в отличие от здоровых реакций: неадекватные содержанию ситуации; склонные к расширению (генералізації) за пределы ситуации и микрогруппы, где они возникли; имеют тенденцию к привычному (стереотипного) реагированию в разных ситуациях; приводят к социальной дезадаптации. На их основе возникает болезненное (патологическая) поведение. Патологические реакции, в отличие от здоровых реакций: неадекватные содержанию ситуации; склонные к расширению (генералізації) за пределы ситуации и микрогруппы, где они возникли; имеют тенденцию к привычному (стереотипного) реагированию в разных ситуациях; приводят к социальной дезадаптации. На их основе возникает болезненное (патологическая) поведение. Одним из вариантов их есть делінквентна поведение – цепочка поступков и правонарушений (пропуски занятий, мелкое хулиганство и злодейство, издевательство и ограбление детей, нарушения общественных правил, и тому подобное). Одним из вариантов их есть делінквентна поведение – цепочка поступков и правонарушений (пропуски занятий, мелкое хулиганство и злодейство, издевательство и ограбление детей, нарушения общественных правил, и тому подобное).

Близкими к делінквентних патологических вариантов поведения являются побеги из дома и бродяжничество. Среди причин подобных действий могут быть издевательства родителей в семьи, отсутствие внимания и теплых отношений, страх наказания, стремления, к развлечениям и тому подобное. Близкими к делінквентних патологических вариантов поведения являются побеги из дома и бродяжничество. Среди причин подобных действий могут быть издевательства родителей в семьи, отсутствие внимания и теплых отношений, страх наказания, стремления, к развлечениям и тому подобное. Одним из факторов такого поведения есть алкголізація и наркотизация, что в наше время получили распространение среди подростков с нарушенным поведением. Одним из факторов такого поведения есть алкголізація и наркотизация, что в наше время получили распространение среди подростков с нарушенным поведением. Суицидальна поведение – мысли, намерения, высказывания, о самоубийстве, попытках и действиях. Эти формы поведения помолодели и встречаются у детей до 14 годов, а больше всего суїцидальний риск растет с годов. Суицидальна поведение является реакцией на психотравмирующую ситуацию у подростков с нарушенным формированием характера. Суицидальна поведение – мысли, намерения, высказывания, о самоубийстве, попытках и действиях. Эти формы поведения помолодели и встречаются у детей до 14 годов, а больше всего суїцидальний риск растет с годов. Суицидальна поведение является реакцией на психотравмирующую ситуацию у подростков с нарушенным формированием характера.

Состояние психического здоровья у современных школьников В структуре психической патологии наблюдаются донозологічні расстройства (группа риска); органические, включая симптоматические расстройства; нарушение психологического развития; невротичные, связанные со стрессом, а также соматоформні; поведенческие и эмоциональные расстройства, которые начинаются уже в детском возрасте. В структуре психической патологии наблюдаются донозологічні расстройства (группа риска); органические, включая симптоматические расстройства; нарушение психологического развития; невротичные, связанные со стрессом, а также соматоформні; поведенческие и эмоциональные расстройства, которые начинаются уже в детском возрасте.

К факторам, которые формируют высокий уровень тревоги у старшеклассников принадлежат: К факторам, которые формируют высокий уровень тревоги у старшеклассников принадлежат: - эмоциональное недовольство, разочарование, стрессы, через усиленный самоконтроль, направленный на завоевание престижа; - эмоциональное недовольство, разочарование, стрессы, через усиленный самоконтроль, направленный на завоевание престижа; - противоречивые требования к ребенку, непоследовательность в осуществлении воспитательной - противоречивые требования к ребенку, непоследовательность в осуществлении воспитательной функции; функции; - неадекватные требования к ребенку, которые не отвечают ее возраста, возможностям, стремлениям и желаниям. Особенно такая ситуация становится опасной когда ребенок не хочет и не может выполнять требования родных, но чувствует себя ответственной, обязанной перед ними и боится их разочаровать. - неадекватные требования к ребенку, которые не отвечают ее возраста, возможностям, стремлениям и желаниям. Особенно такая ситуация становится опасной когда ребенок не хочет и не может выполнять требования родных, но чувствует себя ответственной, обязанной перед ними и боится их разочаровать.

Переход к юности и особенности юношества В этом возрасте особенно остро, иногда доходя до уровня акцентуации, проявляются отдельные свойства характера, которые не являются сами по себе патологией, однако увеличивают вероятность психических травм и отклонений в поведении. В частности, заострение типологической для юношества такой черты как гіпертимність (повышенная активность и избыточное возбуждение), нередко вызывает неразборчивость в знакомствах, склонность к непродуманным, авантюрным поступкам, а типологически обусловленная замкнутость может перерасти в болезненную саму изоляцию или чувство собственной неполноценности и тому подобное. По мнению О.Личко, возраст от 14 до 18 годов является критическим периодом для развития психопатий. В этом возрасте особенно остро, иногда доходя до уровня акцентуации, проявляются отдельные свойства характера, которые не являются сами по себе патологией, однако увеличивают вероятность психических травм и отклонений в поведении. В частности, заострение типологической для юношества такой черты как гіпертимність (повышенная активность и избыточное возбуждение), нередко вызывает неразборчивость в знакомствах, склонность к непродуманным, авантюрным поступкам, а типологически обусловленная замкнутость может перерасти в болезненную саму изоляцию или чувство собственной неполноценности и тому подобное. По мнению О.Личко, возраст от 14 до 18 годов является критическим периодом для развития психопатий.

Юношеский возраст – это завершение переходного состояния от детства к дорослости. В психологическом плане в это время (18-23 года) происходит саморазвитие, сознательное самоусовершенствование. Это последняя стадия подготовки к взрослости, к практической профессиональной деятельности. Социальную ситуацию развития можно определить как порог взрослой жизни. Юношеский возраст – это завершение переходного состояния от детства к дорослости. В психологическом плане в это время (18-23 года) происходит саморазвитие, сознательное самоусовершенствование. Это последняя стадия подготовки к взрослости, к практической профессиональной деятельности. Социальную ситуацию развития можно определить как порог взрослой жизни.

Одной из центральных проблем есть взаимоотношения с взрослыми и однолетками. Юноши, как и подростки, стремятся освободиться от контроля и опеки взрослых, а также от установленных ими норм и порядков. Они добиваются автономии: Одной из центральных проблем есть взаимоотношения с взрослыми и однолетками. Юноши, как и подростки, стремятся освободиться от контроля и опеки взрослых, а также от установленных ими норм и порядков. Они добиваются автономии: - в сфере поведения – потребность и право самостоятельно решать личные проблемы (досуг вне дома, преимущество влияния одногодков); - в сфере поведения – потребность и право самостоятельно решать личные проблемы (досуг вне дома, преимущество влияния одногодков); - в сфере эмоций – потребность и право иметь собственные, самостоятельно избранные, вкусы (разрыл эмоциональной связи с родителями, появляются черствость, безразличие); - в сфере эмоций – потребность и право иметь собственные, самостоятельно избранные, вкусы (разрыл эмоциональной связи с родителями, появляются черствость, безразличие); - в сфере нормативности – потребность и право на собственные нормы и ценности (ревниво защищают свое право по собственным убеждениям, моральным установкам и ценностям, занимают подчеркнуто позиции максималистов, выражают крайние взгляды относительно моды, вкусов, проведения досуга). - в сфере нормативности – потребность и право на собственные нормы и ценности (ревниво защищают свое право по собственным убеждениям, моральным установкам и ценностям, занимают подчеркнуто позиции максималистов, выражают крайние взгляды относительно моды, вкусов, проведения досуга).

Молодость – начальный период зрелости (24-30 лет), который характеризуется как время поисков себя, выработки индивидуальности, осознания себя, как взрослого человека с соответствующими правами и обязанностями, формирование конкретного представления о будущей жизни, встречах, с будущими супругами, бракосочетания, в то же время проблемы трудоустройства и быта. Молодость – начальный период зрелости (24-30 лет), который характеризуется как время поисков себя, выработки индивидуальности, осознания себя, как взрослого человека с соответствующими правами и обязанностями, формирование конкретного представления о будущей жизни, встречах, с будущими супругами, бракосочетания, в то же время проблемы трудоустройства и быта.

На этой стадии перехода к расцвету часто происходит большой кризис в жизни человека (около 30 лет), когда ее представления о жизни расходятся с действительностью, жизнь перестает казаться легким и понятным, иногда разрушаются основы образа жизни, перестраивается вся личность. На этой стадии перехода к расцвету часто происходит большой кризис в жизни человека (около 30 лет), когда ее представления о жизни расходятся с действительностью, жизнь перестает казаться легким и понятным, иногда разрушаются основы образа жизни, перестраивается вся личность. Значительная часть молодых людей, которые вступают в самостоятельную жизнь, переживают своеобразный кризис деілюзії, сущность которой предопределена переживанием внутреннего конфликта между созданными в мечтах идеалами и реальной жизнью. Как пример наводим проявления профессиональной деілюзії медика. Значительная часть молодых людей, которые вступают в самостоятельную жизнь, переживают своеобразный кризис деілюзії, сущность которой предопределена переживанием внутреннего конфликта между созданными в мечтах идеалами и реальной жизнью. Как пример наводим проявления профессиональной деілюзії медика.

Молодые склонны к иллюзиям. Как и большинство людей, медики- начинающие (кроме студентов из врачебных династий) часто считают медицину всесильной. Такие люди при встрече с практической медициной переживают деілюзію - разочарование. Медицина может успешно лечить лишь острые патологические состояния, а не вылечить всех людей на всех этапах болезни. Однако гипертрофия деілюзії является вредной. Медик перестает видеть больного, а лишь фиксирует случаи из практики. Медики с избыточной самооценкой лидеров начинают переживать, что они не могут внести решающий личный вклад в условиях коллективной работы (бригадира реанимационного отделения, этапное лечение инфаркта миокарда и тому подобное). У некоторых молодых медиков при неудачах опускаются руки. Определенная часть привыкают с тем, что они не боги и перестают критически оценивать или все возможно они сделали для помощи больному. В части молодых врачей развиваются повышенное неудовлетворение, нервозность в отношении к больным и коллегам, они вызывают в других антипатию, портят жизнь себе и другим, формируется профессиональная деформация. Молодые склонны к иллюзиям. Как и большинство людей, медики- начинающие (кроме студентов из врачебных династий) часто считают медицину всесильной. Такие люди при встрече с практической медициной переживают деілюзію - разочарование. Медицина может успешно лечить лишь острые патологические состояния, а не вылечить всех людей на всех этапах болезни. Однако гипертрофия деілюзії является вредной. Медик перестает видеть больного, а лишь фиксирует случаи из практики. Медики с избыточной самооценкой лидеров начинают переживать, что они не могут внести решающий личный вклад в условиях коллективной работы (бригадира реанимационного отделения, этапное лечение инфаркта миокарда и тому подобное). У некоторых молодых медиков при неудачах опускаются руки. Определенная часть привыкают с тем, что они не боги и перестают критически оценивать или все возможно они сделали для помощи больному. В части молодых врачей развиваются повышенное неудовлетворение, нервозность в отношении к больным и коллегам, они вызывают в других антипатию, портят жизнь себе и другим, формируется профессиональная деформация.

Влияние семьи на формирование тревоги у ребенка Из одной сторонни, тревога, – это показатель значимости, ценности, почему-либо для человека, который оказывается в определенных ситуациях. Если она возникает, то это говорит о небезразличии человека, о ее определенном отношении к тому, которое происходит. Это так называемая ситуативная тревога Из одной сторонни, тревога, – это показатель значимости, ценности, почему-либо для человека, который оказывается в определенных ситуациях. Если она возникает, то это говорит о небезразличии человека, о ее определенном отношении к тому, которое происходит. Это так называемая ситуативная тревога

На формирование тревожной личности ребенка особенное влияние обнаруживает тип воспитания в семьи, а также отношения, к ребенку со стороны родных. Среди наиболее неблагоприятных стилей воспитания, то есть таких, которые могут вызывать состояние неуверенности и тревоги, можно выделить твердый авторитарный стиль, при котором ребенок вынужден играть роль слабой. В результате такого стиля воспитания ребенок неудовлетворен собой и тем, что она делает, поскольку оценивает себя за критериями родных, пытается постоянно компенсировать свою слабость и страх. Наиболее негативно на развитие ребенка влияет эмоциональное пренебрежение родных, когда она является грузом для них, ее потребности игнорируются. Взрослые постоянно обнаруживают общее неудовлетворение ребенком.. А она, в свою очередь, не может понять, чем это вызвано и стремится всеми средствами повернуть любовь близких. На формирование тревожной личности ребенка особенное влияние обнаруживает тип воспитания в семьи, а также отношения, к ребенку со стороны родных. Среди наиболее неблагоприятных стилей воспитания, то есть таких, которые могут вызывать состояние неуверенности и тревоги, можно выделить твердый авторитарный стиль, при котором ребенок вынужден играть роль слабой. В результате такого стиля воспитания ребенок неудовлетворен собой и тем, что она делает, поскольку оценивает себя за критериями родных, пытается постоянно компенсировать свою слабость и страх. Наиболее негативно на развитие ребенка влияет эмоциональное пренебрежение родных, когда она является грузом для них, ее потребности игнорируются. Взрослые постоянно обнаруживают общее неудовлетворение ребенком.. А она, в свою очередь, не может понять, чем это вызвано и стремится всеми средствами повернуть любовь близких.

Психическая депривація Депривация – ограничение возможностей удовлетворять какие-то потребности (двигательные, сенсорные, материнские, социальные, эмоциональные и другие), что сопровождается комплексными эмоциональными переживаниями. Депривация – ограничение возможностей удовлетворять какие-то потребности (двигательные, сенсорные, материнские, социальные, эмоциональные и другие), что сопровождается комплексными эмоциональными переживаниями.

Психическая депривація - это психическое состояние, которое возникает в результате жизненной ситуации, при которой субъект не имеет возможности для удовлетворения своих основных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного периода (Й.Лангмейер и другие). Психическая депривація - это психическое состояние, которое возникает в результате жизненной ситуации, при которой субъект не имеет возможности для удовлетворения своих основных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного периода (Й.Лангмейер и другие). Основными психическими потребностями является: а) потребность в определенном количестве стимулов, которые постоянно изменяются; бы) условий для действенной учебы; в) потребность в первичных общественных связках (особенно с матерью; г) потребность общественной самореализации с невозможностью овладением общественной роли. Основными психическими потребностями является: а) потребность в определенном количестве стимулов, которые постоянно изменяются; бы) условий для действенной учебы; в) потребность в первичных общественных связках (особенно с матерью; г) потребность общественной самореализации с невозможностью овладением общественной роли.

Виды психической депривації Сепарация – ситуация, при которой происходит прекращение специфической связи между ребенком и ее социальной средой. При сепарации нарушается взаимный контакт ребенка с родителями. Это обусловлено изменением привычной социальной среды (помещение ребенка в ясли, школу, группы продленного дня, больницу, когда кто-то из родителей оставляет семью, после рождения младшей сестры или брата, в чрезвычайных ситуациях вызванных природными катастрофами). Сепарация – ситуация, при которой происходит прекращение специфической связи между ребенком и ее социальной средой. При сепарации нарушается взаимный контакт ребенка с родителями. Это обусловлено изменением привычной социальной среды (помещение ребенка в ясли, школу, группы продленного дня, больницу, когда кто-то из родителей оставляет семью, после рождения младшей сестры или брата, в чрезвычайных ситуациях вызванных природными катастрофами).

Типы сепараційних реакций 1. Реакция на оставление матерью в грудном возрасте (синдром аналитической депрессии) – деть становятся пассивными, грустными или трусливыми, прижимаются к взрослым, требуют внимания, перестают играться. Потом развиваются апатия и аутизм, иногда выраженное оціпеніння. Коэффициент развития снижается, ребенок теряет вес, жалуется на бессонницу, начинает часто болеть. Сегодня такие поступки матерей стали массовыми. Государство законодательно должно остановить это позорное явление.

2. Реакция на помещение в заведение детей возраста ползунка (12-24 месяца) 2. Реакция на помещение в заведение детей возраста ползунка (12-24 месяца) Появляются признаки отчаяния, нарушения аппетита, апатия к игрушкам, неприязнь к другим детям, неустойчивость настроения, игнорирования взрослых, или избыточное влеченье, к ним (вешаются на шею), неврозы, проявления активного протеста. Появляются признаки отчаяния, нарушения аппетита, апатия к игрушкам, неприязнь к другим детям, неустойчивость настроения, игнорирования взрослых, или избыточное влеченье, к ним (вешаются на шею), неврозы, проявления активного протеста. Деть, которые поступили из семей реагируют на переход в новую среду более выраженно и негативно, чем деть из сиротинців. Деть, которые поступили из семей реагируют на переход в новую среду более выраженно и негативно, чем деть из сиротинців. При переходе из одного детского заведения в другой 60% детей практически не реагируют на смену окружения; в 40% - возникают временная пассивность, вялость, тупость. Через определенное время эти явления проходят. При переходе из одного детского заведения в другой 60% детей практически не реагируют на смену окружения; в 40% - возникают временная пассивность, вялость, тупость. Через определенное время эти явления проходят.

3. Реакция ребенка на возвращение в семью 3. Реакция ребенка на возвращение в семью Сепарацийна тревожность (боятся новой разлуки). Сепарацийна тревожность (боятся новой разлуки). Усиленно тянутся к матери и боятся разлуки с ней. Усиленно тянутся к матери и боятся разлуки с ней. Через несколько недель эти явления проходят, однако, если разлука длилась сверх Через несколько недель эти явления проходят, однако, если разлука длилась сверх 6 месяцев, ребенок не может нормально сближаться с матерью. 6 месяцев, ребенок не может нормально сближаться с матерью.

Период адаптации детей к условиям больницы в возрасте 1 год 6-9 дней, 2 года –9-10 дни, 3 года – 5-9 дней, 4 роки- 4-5 дней, 5 лет – 2-4 дня, лет – 1-2 дня. Дольше всего приспосабливаются к условиям больницы деть в возрасте 2 года. Такие пациенты должны находиться с матерями. Ребенок, который растет без родительского авторитета часто бывают недисциплинированными, асоциальными, агрессивными относительно взрослых и детей. Период адаптации детей к условиям больницы в возрасте 1 год 6-9 дней, 2 года –9-10 дни, 3 года – 5-9 дней, 4 роки- 4-5 дней, 5 лет – 2-4 дня, лет – 1-2 дня. Дольше всего приспосабливаются к условиям больницы деть в возрасте 2 года. Такие пациенты должны находиться с матерями. Ребенок, который растет без родительского авторитета часто бывают недисциплинированными, асоциальными, агрессивными относительно взрослых и детей.

Госпитализм и психическая депривація. Госпитализм и психическая депривація - это психологические феномены, какие розиваються у детей и взрослых в результате длительного пребывания вне семьи, а именно – в больницах, доме младенца, недельных детских яслях. Госпитализм развивается у взрослых, чаще преклонных лет, а явления психической депривації - у детей. Госпитализм и психическая депривація - это психологические феномены, какие розиваються у детей и взрослых в результате длительного пребывания вне семьи, а именно – в больницах, доме младенца, недельных детских яслях. Госпитализм развивается у взрослых, чаще преклонных лет, а явления психической депривації - у детей.

Факторы, которые способствуют их возникновению: бедный психологический климат в среде; недостаточность человеческого внимания к ребенку или больному, недостаточность эмоциональных проявлений со стороны обслуживающего персонала. Эти факторы вызывают у детей так называемую психическую депривацію, которая проявляется эмоциональной недостаточностью, пассивностью, задержкой развития у них навыков ловкости и умственных способностей. Как последствия – проявления психического регресса. Ребенок будто возвращается в прошлый этап своего развития: теряет некоторые уже добытые навыки, например гигиенические, такие как поддержание чистоты тела, самостоятельное выполнение физиологичных отправлений, теряют умение самостоятельно одеваться, не развивают языковые навыки, разговаривают меньше и хуже, не умеют играться в игры. Факторы, которые способствуют их возникновению: бедный психологический климат в среде; недостаточность человеческого внимания к ребенку или больному, недостаточность эмоциональных проявлений со стороны обслуживающего персонала. Эти факторы вызывают у детей так называемую психическую депривацію, которая проявляется эмоциональной недостаточностью, пассивностью, задержкой развития у них навыков ловкости и умственных способностей. Как последствия – проявления психического регресса. Ребенок будто возвращается в прошлый этап своего развития: теряет некоторые уже добытые навыки, например гигиенические, такие как поддержание чистоты тела, самостоятельное выполнение физиологичных отправлений, теряют умение самостоятельно одеваться, не развивают языковые навыки, разговаривают меньше и хуже, не умеют играться в игры.

Эмоциональная реакция детей проявляется: Эмоциональная реакция детей проявляется: - депрессией, скукой и плачем; - депрессией, скукой и плачем; - шумным, злобным протестом, беготней, поисками матери; - шумным, злобным протестом, беготней, поисками матери; - аутизмом, замкнутостью, ребенок не узнает маму, которая ее посещает. Это подсознательное вытеснение – ребенок безсвідомо карает маму за то, что она ее оставила; - аутизмом, замкнутостью, ребенок не узнает маму, которая ее посещает. Это подсознательное вытеснение – ребенок безсвідомо карает маму за то, что она ее оставила; - утилитарное отношение к факту госпитализации. Ребенок требует внимания, потому что она больна, или не желает выписываться из больницы, чтобы идти в школу; - утилитарное отношение к факту госпитализации. Ребенок требует внимания, потому что она больна, или не желает выписываться из больницы, чтобы идти в школу; - отупілістю, которая в большинстве случаев имеет черты проявления проворного регресса: монотонные, стереотипные кивальні движения, сосания пальцев, неартикулярні звуки и другие неадекватные проявления проворной активности, которые не отвечают возраста ребенка. - отупілістю, которая в большинстве случаев имеет черты проявления проворного регресса: монотонные, стереотипные кивальні движения, сосания пальцев, неартикулярні звуки и другие неадекватные проявления проворной активности, которые не отвечают возраста ребенка.

Госпитализм чаще развивается у людей преклонных лет, которые длительное время находятся на стационарном лечении (например в туберкулезной, или психиатрической больнице) и которые потеряли связь с семьями. После выписки из больницы им нет к кому вернуться, или семейные обстоятельства являются неблагоприятными. Длительная госпитализация может привести к социальной дезадаптации. Человек теряет навыки делового общения, резко снижается способность к самообслуживанию. Пролечен больной боится одиночества, потери минимума контактов, которые есть в больнице (с врачами, медсестрами и другими больными, – особенно молодыми). Госпитализм чаще развивается у людей преклонных лет, которые длительное время находятся на стационарном лечении (например в туберкулезной, или психиатрической больнице) и которые потеряли связь с семьями. После выписки из больницы им нет к кому вернуться, или семейные обстоятельства являются неблагоприятными. Длительная госпитализация может привести к социальной дезадаптации. Человек теряет навыки делового общения, резко снижается способность к самообслуживанию. Пролечен больной боится одиночества, потери минимума контактов, которые есть в больнице (с врачами, медсестрами и другими больными, – особенно молодыми).

Госпитализм является фактором повышения уровня суїцидності. Дезадаптированы больные после выписывания из больницы нередко делают попытки самоубийства. Гостпитализм и феномен психической депривації является медико-социальной проблемой. Без решения социального аспекта эту проблему решить Госпитализм является фактором повышения уровня суїцидності. Дезадаптированы больные после выписывания из больницы нередко делают попытки самоубийства. Гостпитализм и феномен психической депривації является медико-социальной проблемой. Без решения социального аспекта эту проблему решить невозможно. Врач должен психологически подготовить больного к выписыванию, а также принять все меры относительно профилактики психической депривації у детей (вместе с психологами и педагогами). невозможно. Врач должен психологически подготовить больного к выписыванию, а также принять все меры относительно профилактики психической депривації у детей (вместе с психологами и педагогами).