Средневековая философия II – XVI вв.. Средние века (Средневековье) исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Средневековая философия : патристика и схоластика 1 – 14 вв.
Advertisements

Средневековая философия: патристика и схоластика
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Становление христианской цивилизации Западная Европа, Византия, Русь.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
Живое Средневековье к Введению Начать тест. 1. Какой период истории человечества вы изучали в 5 классе: 1. Какой период истории человечества вы изучали.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Представления о культуре во времена европейского Средневековья.
I в. до н. э.V в. н. э. римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой. Наряду с римлянами, к римской философии относятся.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Тема 4 Западноевропейска я философия средневековья и нового времени.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Транксрипт:

Средневековая философия II – XVI вв.

Средние века (Средневековье) исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени. -Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола). -Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола). -Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. -Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789). -В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV началу XVI веков. Однако любая периодизация Средневековья носит условный характер.

Раннее Средневековье (конец V середина XI веков). Периодизация Высокое или классическое Средневековье (середина XI конец XV веков). Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVIXVII века).

Раннее средневековье. Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В эпоху Раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Росло исламское влияние. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь. К а р т а Е в р о п ы и п у т и м и г р а ц и и н а р о д о в

Высокое средневековье. Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха Высокого Средневековья сменила Раннее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. В Высокое Средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами Крестовых походов с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Расцвет торговли и коммерции. Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке. В Восточной Европе эпоха Высокого Средневековья ознаменована расцветом Киевской Руси и появлением на исторической сцене Польши и Великого Княжества Литовского. - Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Позднее средневековье. Позднему Средневековью предшествовало Высокое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения. Около 1300 года, период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо- татарским нашествием и Столетней войной. Для России позднее Средневековье начинается монголо- татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Московское царство, а древнерусский народ Высокого Средневековья распадается на русский, украинский, белорусский народы.

Вывод: В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII не более 15, в XIV менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч). В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII не более 15, в XIV менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч). Также в это время появились выборно- представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства особенно изобразительного после длительного застоя. Также в это время появились выборно- представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства особенно изобразительного после длительного застоя.

Теология (греч. theología, от theós бог и lógos слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Аврелий Августин Пьер Абеляр Фома Аквинский Роджер Бэкон и др.

Периоды средневековой философии патристика схоластика

Патрис (лат. слово) – отцы церкви. Патристика – учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного писания.

Аврелий Августин -Августин (Аврелий) один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте. -Мать – христианка -Отец – язычник -Работал учителем красноречия -Занялся деятельностью проповедника -обучался риторике -известные сочинения «Исповедь», - «О граде Божьем», «Об учители», - «Монологи».

Бог источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. -Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. -Мир один и несколько миров быть не может. - Бог сотворил мир

Зло не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше хороша» Добро и Зло. «Без зла мы не знали бы, что такое добро.» Аврелий Августин

«О Граде Божьем» был написан в годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения. В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой- то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу богово, кесарю кесарево» люди должны подчиняться законному правителю.

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия

Познание Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил. внутреннее чувство чувственное восприятие. ощущение знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными. разум мистическое прикосновение к высшей истине просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.

Вывод: Основные теоретические достижения Патристике стали достоянием средневековой и византийской теологии; при этом нужно учитывать, что в силу ряда причин Патристике более плавно эволюционировала к своим византийским формам, чем западная к схоластике. Значительная часть энергии Патристики была затрачена на полемическую разработку теологической догматики и оформление традиции, которую последующая эпоха получила в относительно «готовом»

Схоластика – Схоластика – рациональный путь познания Бога. - знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемые опытом.

Фома Аквинский - родился в 1225 г. -философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. - Начальное образование получил в монастырской школе, учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г. Практически всю остальную часть жизни провел в Италии, за исключением гг., в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г На защите диссертации переспорил 14 философов

Бог – первопричина всего сущего. Доказательство через движение означает что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения. Доказательство через производящую причину это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего это Бог. Доказательство через необходимость каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто Бог. Доказательство от степеней бытия четвертое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее этим является Бог. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире это существо мы именуем Богом

Мир – система. неживое живое человек БОГ

О человеке и его душе Человек промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы разум. Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела. Душа человека бессмертна. в душе расставшейся с телом, сохраняются две потенции тела неотъемлемы от него, причем связь тут взаимная. «Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения». Конечная цель жизни человека достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

Познание. Познание есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Объекты человеком воспринимаются не целиком, а частично. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. «Познавать всё и сразу»

Вывод: Средневековая схоластика разделилась на два направления мысли: одно, не проявляя творчества, верно хранило приобретения цветущего периода другое обнаруживало признаки саморазложения. Кроме внутренней причины падения схоластики, были и другие содействовавшие ему факторы возбуждение интереса к изучению природы и возрождение знания древности. Теологический характер обучения ещё господствовал в школе; все учреждения, влияние которых отражалось на направлении умов, были в ведении церкви: только благодаря тому, что схоластика сама в себе распадалась, могло взять верх другое направление.

ВЫВОД: Средневековье это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Средневековье это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты) Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

Проверочная работа Часть А. 1.Теология –это… 3. Какое известное сочинение а) учение о природе написал Аврелий Августин? б)учение о церкви а) «Об ученике» в)учение о Боге б) «О Граде Божьем» г)учение о Бытие в) «Книга пути и добродеятеля» г) «Путешествие из Петербурга в Москву» 2.На сколько периодов 4.Что входит в познание по мнению делится средневековая Аврелия Августина? Философия? а)внутреннее чувство,ощущение,разум а)1 б)любовь и ненависть б)2 в) добро и зло в)3 г)5 Сколько человек переспорил Фома Аквинский на защите диссертации? а) 8 б)20 в)15 г)14

Часть В. Соотнесите философов *Средневековые философы *Немецкие философы *Философы античности *И.Кант *Парменид *Пифагор *П.Абеляр *Гегель *Фома Аквинский