1 АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АПО) РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ НА БАЗЕ СПО: ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Открытие Многофункционального центра прикладных квалификаций топливно- энергетического комплекса и нефтехимии.
Advertisements

Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
L/O/G/O 1 Стратегия развития многофункционального центра прикладных квалификаций на базе ОГАОУ СПО ИоТИП Непрерывное образование О.А. Бажина, директор.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности центров профессиональных квалификаций.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Транксрипт:

1 АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АПО) РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ НА БАЗЕ СПО: ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРЫ, МЕХАНИЗМЫ МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ НИКИТИН, вице-президент Академии профессионального образования, д.п.н., проф.

2 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ МОДЕЛИ 1.1. Многофункциональный центр профессиональных квалификаций – юридическое лицо, созданное регионально-отраслевыми учредителями на основе инвестиционного проекта по выполнению целевой госпрограммы социально- экономического развития региона. МЦПК создается для координации подготовки квалифицированных специалистов для инновационных секторов экономики 1.2. Многофункциональный центр профессиональных квалификаций учреждения УСПО (МЦПК) – структурное подразделение регионального колледжа (техникума) – образовательного комплекса, созданное в соответствии с решением (приказом) учредителя (органа управления образованием) для обеспечения качества подготовки квалифицированных рабочих, ремесленников, мастеров, фермеров, предпринимателей, а также взрослого населения. Управление и финансирование осуществляется на основе заказа с участием отраслевых работодателей по сертифицированным ими образовательным программам

Профессиональные квалификации – квалификации, ориентированные на решение профессиональных задач при выполнении трудовых функций (рабочего, мастера, технолога, ремесленника, фермера, предпринимателя) 1.4. Дополнительные профессиональные квалификации – требования корпоративного профессионального стандарта, выраженные в совокупности профессиональных, ключевых и надпрофессиональных компетенций, которые формируются в ходе решения профессиональных задач 1.5. Модель территориально-образовательного кластера - способ взаимодействия отраслевой группы компаний, расположенных на одной территории и получающих конкурентные преимущества от горизонтальной кооперации с учреждениями среднего профессионального образования, где ведется подготовка работников квалифицированного труда для данной отраслевой группы 1.6. Депозитарий модулей программ ФГОС НПО/СПО – информационный ресурс (реестр) модульных образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, в т. ч., сертифицированных отраслевыми работодателями. Создается на базе отраслевого УСПО (колледжа)

Система сертификации квалификаций – признание результатов формального, неформального и спонтанного обучения отраслевыми работодателями как формат их соответствия требованиям профессионального стандарта и отраслевой рамки квалификаций. Уровни квалификации должны соотноситься с размером заработной платы 1.8. Сопряженная инфраструктура профессионального образования и бизнес- сообщества – совокупность организаций, создающих рабочие (ученические, места практик) места для обеспечения конкурентоспособности личности, фирмы, экономики, государства на основе качества профессионального образования/подготовки в течение всей жизни 1.9. Результаты обучения – подтверждение совокупности компетенций, ценностных установок и опыта, полученных в результате формального, неформального, спонтанного обучения, при реализации каждого модуля образовательной программы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АУТСОРСИНГ - механизм сбалансированного обмена знаниями (квалификациями, компетенциями) между образовательной организацией и внешними структурами (аутсорсерами) на основе диверсификации функций. АУТСОРСЕР – внешняя структура, обладающая необходимыми ресурсами, которой переданы на договорной основе непрофильные (для образовательной организации) функции

5 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЦПК СПО ПЕРВОЕ. Стратегия профессиональной успешности личности на разных ступенях карьерной лестницы на основе реабилитации трудовых установок: * ученик рабочего, стажер; * квалифицированный рабочий; * помощник мастера; * мастер; * техник-технолог (практикоориентированный бакалавр); * ремесленник; * предприниматель; * фермер. Освоение гражданами разных социально–возрастных групп ценности качества жизни и социального поведения в соответствии с качеством профессионального образования/обучения на протяжении всей жизни. Ранняя профориентация обеспечивает квалификационный капитал личности как стратегию социальной успешности: «больше умеешь – лучше живешь» ВТОРОЕ. Портфолио как результат социально-профессиональной успешности. Освоение этических норм и деловой культуры российского предпринимательства: «порядочная репутация – дороже прибыли»

6 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЦПК СПО ТРЕТЬЕ. Колледж (техникум) – ядро крупного образовательного комплекса, где сконцентрированы ресурсы малокомплектной, вечерней школ; МУК, УНПО и др. образовательных структур для обеспечения доступности и качества профессиональных квалификаций ЧЕТВЕРТОЕ. Целевые индикаторы эффективности деятельности МЦПК: а) трудоустройство выпускников по программам Центра и средний размер их заработной платы; б) обучение взрослых по программам дополнительных профессиональных квалификаций в течение всей жизни

7 3. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ МОДЕЛЕЙ МЦПК СПО С УЧАСТИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ Первый уровень Модель МЦПК на основе государственно-отраслевого соучредительства нового юридического лица для координации подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей региональной экономики. Функционирует на основе государственно-частного инвестиционного проекта Второй уровень Модель МЦПК, как структурного подразделения, на базе крупного регионального колледжа (техникума)-образовательного комплекса, включающего ресурсы малокомплектной, вечерней школ; МУК, УНПО и др. образовательных структур. Функционирует на основе сетевого взаимодействия между отраслевым заказчиком, УСПО и обучающимися различных форм обучения

8 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И КВАЛИФИКАЦИЯМ. МЕСТО МЦПК СПО 4.1. Сегодня рынок труда не формирует официальный заказ для системы среднего профессионального образования. При наличии безработных и вакансий на рабочие места привлекаются трудовые мигранты из стран СНГ. Государство недостаточно ориентирует учащихся неполной средней школы на получение первой рабочей профессии, особенно в сельской местности и в среде лиц с ОВЗ 4.2. В большинстве регионов при формировании заказа на подготовку квалифицированных кадров отсутствует анализ баланса трудовых ресурсов. Государственное задание ориентировано на существующие колледжи (техникумы) и специальности в них, но не на программы профессиональной подготовки взрослых

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И КВАЛИФИКАЦИЯМ. МЕСТО МЦПК СПО 4.3. Определение ассоциациями работодателей кратко, среднесрочных прогнозов потребностей в трудовых ресурсах применительно к развитию территориально- отраслевых кластеров, что позволит согласовать механизм госзадания (контрольных цифр приема студентов на бюджетные места и приема граждан на программы профподготовки) с категорией заказчика и снизить диспропорцию по качеству, уровню и структуре квалификаций: чем выше уровень квалификаций (5-6 разряд), тем больший объем финансово-материальных ресурсов необходимо инвестировать корпоративно-частным заказчикам кадров 4.4. Формирование национально-отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов для обеспечения сравнимости квалификаций, получаемых гражданами разных стран, в т. ч. в результате, как формального (очного, дистанционного, сетевого и др.), так и неформального обучения, что позволит проектировать учебный процесс в «кредитных единицах» как результатах обучения 9

10 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И КВАЛИФИКАЦИЯМ. МЕСТО МЦПК СПО 9 п/п Классификация видов и уровней заказчиков Базовые определения 4.1.Государственный (муниципальный) образовательный заказ планирование количественных и качественных обязательств государства по формированию баланса между спросом и предложением рабочей силы; госзадание как на обучение школьников (после 9 кл.), так и на подготовку специалистов (после 11 кл.) 4.2.Государственный (муниципальный) социальный заказ планирование количественных и качественных обязательств государства по адресным социальным группам граждан (сироты, многодетные, трудовые мигранты, переселенцы) 4.3.Государственный муниципальный (кадровый) заказ планирование количественных и качественных обязательств муниципии на организацию общественных работ и воспроизводство работников квалифицированного труда массовых профессий, в том числе, для лиц с ОВЗ в соответствии с прогнозом баланса трудовых ресурсов (ПП РФ от г. 440). Только государства, как члены МОТ, должны нести ответственность за обучение и доступность первой рабочей профессии для молодых людей, в том числе сельской молодежи и лиц с ОВЗ

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И КВАЛИФИКАЦИЯМ. МЕСТО МЦПК СПО п/п Классификация видов и уровней заказчиковБазовые определения 4.4.отраслевой (корпоративно- кластерный) кадровый заказ планирование профессионально- квалификационной структуры подготовки кадров малых, средних, крупных предприятий для достижения конкурентных преимуществ, в т. ч., по трудоустройству 4.5.предпринимательский кадровый заказ заявка на повышение квалификации персонала организации для обеспечения карьерного роста, предпринимательства и ремесленничества 4.6.частный (образовательный, кадровый) заказ договор-заказ на образовательные программы профессионального обучения, в т. ч., спонтанное, неформальное обучение 11

5. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ МЦПК СПО НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ Отраслевые государственные органы ТПП, МОН, отраслевые профессиональные союзы ОТРАСЛЕВЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ Отраслевые государственные органы + ТПП, МОН РФ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Отраслевые государственные органы, ТПП, СЗ СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ Уполномоченные структуры по оцениванию программ и уровней квалификаций выпускников ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ПРОГРАММЫ Повышения квалификации, переподготовки, стажировки, аттестации на разряд, дополнительные квалификации в УСПО + работодатели 12

6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦПК СПО ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – разработка и внедрение системы традиционных практикоориентированных видов деятельности, в том числе, норм социального поведения в формате волонтерства, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований, участие и победа в которых есть тренинг профессиональной успешности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – реализация ускоренных, сокращенных (до 1 года) программ профессионального обучения (стажировка, повышение квалификации, наставничество, тренинговое, взаимо и самообучение, в том числе, признание квалификаций, полученных в неформальном и спонтанном обучении) по массовым профессиям рабочих с 1-6 квалификационный разряды. Интеграция (сопряжение, преемственность) программ профильного обучения школьников с дополнительными профессиональными программами для усиления их практикоориентированности на простейшие виды профессиональной (сезонной, временной) деятельности, востребованные в экономике (например: стажер, курьер, разносчик рекламы, диктор студии кабельного школьного вещания, почтальон, оператор на телефоне, уборщик квартир пожилых людей и др.) ОРГАНИЗАЦИОННАЯ – процедура итоговой аттестации выпускников (слушателей) на разряд, категорию в отраслевых центрах сертификации квалификаций и ведение отраслевого реестра, выданных квалификационных сертификатов. Реализация технологий неформального, спонтанного, параллельного, сетевого, дистанционного и экстерн- обучения граждан различных возрастных групп, в том числе, лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и трудовых мигрантов 13

6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦПК СПО МАРКЕТИНГОВАЯ – мониторинг территориально-отраслевого рынка востребованных и устаревших профессий рабочих. Сравнительный анализ взаимосвязи уровня квалификации и оплаты их труда. Разработка рекомендаций по количественным и качественным параметрам заказа на профессиональную подготовку по профессиям рабочих, техников, ремесленников, фермеров, предпринимателей для формального и неформального секторов экономики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ – разработка, апробация учебно-методического обеспечения, контрольно-измерительных материалов, аудио-видео материалов для сетевого, дистанционного, экстерната и самостоятельного обучения слушателей Центра. Внедрение практикоориентированных учебников на основе технологии модерации ИНФОРМАЦИОННАЯ – проведение PR-компаний в СМИ о востребованности квалификаций рабочих и оплате их труда. Консалтинг и выпуск рекламных материалов о социально-успешных гражданах, которые начинали свою карьеру с рабочих квалификаций, подготовка передач (публикации) о рабочих династиях, победителях конкурсов профмастерства. Продвижение классификатора современных профессий рабочих с ориентацией на социально-целевые группы (сельское население; матерей, имеющих детей до трех лет; пенсионеров; лиц с ОВЗ) 14

7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО МЦПК СПО а) Обеспечение кластерной группы компаний кадрами квалифицированных рабочих, мастеров, прорабов и др. работников квалифицированного труда, в т.ч. из числа лиц с ОВЗ из числа студентов на основе программ дополнительных квалификаций. Развитие новейших технологий на основе социально-ориентированного предпринимательства и роста креативного класса – ремесленничества, фермерства, молодежного предпринимательства. На основе портфолио и персонифицированных программ повышения квалификации, переподготовки, стажировки б) Обеспечение возможности для максимального числа трудоспособного взрослого населения, в т. ч., лиц с ОВЗ, инвалидов, матерей с маленькими детьми, пенсионеров включиться в новую трудовую жизнь и избавить их от безработицы на основе программ дополнительных профессиональных квалификаций 15

8. ДЕФЕКТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕФЕКТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛНИТЕЛЬНОГО А) дефекты государственной (формальной) системы дополнительного профессионального образования: институциональные (по форме собственности, структуре управления, механизмам финансирования) субъекты УДПО являются преимущественно государственными и не обеспечивают персонификацию образовательных потребностей граждан. Термин «дополнительное профессиональное образование» устарел и не раскрывает инновационных функций. Все регуляторы (лицензирование, нормирование, аккредитация, аттестация) в руках государственного органа управления образованием структурно-содержательные (немодульная структура образовательных программ; количество часов не единственный критерий качества образовательной программы (72); нарушение логики содержания образовательных программ; отсутствие процедур диагностики компетенций слушателей кадровые (старение профессорско-преподавательского состава, оплата труда не мотивирует приход молодых специалистов) 16

8. ДЕФЕКТЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Б) дефекты неформальной системы профессионального образования и обучения (структуры внутрифирменного обучения, тренинговые, кадровые, рекрутинговые компании и др: отсутствие профессиональных (отраслевых) и квалификационных стандартов не позволяет разработать систему норм и нормативов на повышение квалификации персонала неориентированность на решение проблем социальной адаптации персонала предприятий, взрослых, мигрантов, беженцев, военнослужащих недостаточность производственных мощностей для профессионального обучения и подготовки (только крупные компании, но не малый и средний бизнес, могут содержать центры обучения персонала) отсутствие учебно-методической культуры организации и проведения занятий с персоналом 17

9. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЦПК СПО ФЗ-275 от г. «О порядке формирования и использования целевого капитала (эндаумента) некоммерческих организаций» ФЗ-307 от г. «О праве объединений работодателей участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» ФЗ – 83 от г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» ФЗ – 273 от Г. «Об образовании в РФ», ст.ст. 75,76, 77, 78 Указ Президента РФ от г. 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», п. 3 Постановление Правительства РФ от г. 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» Приказ МОН РФ от г. 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» 18

КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ СОЗДАЕТ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ПОНИМАНИЕ! МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ НИКИТИН, вице-президент Академии профессионального образования, вице-президент Академии профессионального образования, д.п.н., проф. д.п.н., проф.