Методическая разработка урока по физике на тему «Дисперсия света » Подготовила преподаватель физики Кваскова Валентина Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Дисперсия света. 2 Окружающий нас мир играет красками: нас радует и волнует голубизна неба, зелень травы и деревьев, красное зарево заката, семицветная.
Advertisements

Дисперсия света. По библейской легенде Бог после Всемирного потопа повесил на небе Знак, означающий, что Он больше не станет так жестоко карать людей:
Дисперсия света Дисперсия света (11 класс) (11 класс) Автор: Шепелева Л.И., учитель физики учитель физики МОУ «Гимназия 22 г.Белгорода»
ДИСПЕРСИЯ СВЕТА. Дисперсия – звучит прекрасно слово; Прекрасно и явление само Оно нам с детства близко и знакомо, Мы наблюдали сотни раз его! Гром отгремел,
ДИСПЕРСИЯ СВЕТА!!! Выполнил студент ПУ-128 города Карталы Лейпи А.А. Преподаватель Репьёв Н.Я.
Презентация по физике Путешествие по стране Путешествие по стране «Оптика» «Оптика» Автор: учитель физики Автор: учитель физики МОУ «СОШ 1 МОУ «СОШ 1 р.п.
Дисперсия света Опыты Исаака Ньютона. История открытия Занимаясь усовершенствованием телескопов. Ньютон обратил внимание на то, что изображение, даваемое.
1 Дисперсия света Урок изучения нового материала 11 класс Учитель физики Тулюпа Ираида Борисовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Показатель преломления не зависит от угла падения светового пучка, но он зависит от его цвета. Это было открыто Ньютоном. Ньютон Исаак (1643 – 1727), английский.
Цветовое многообразие. Каждый день мы видим мир окрашенный в различные цвета… Но почему это так? Неужели все на свете содержит различные цветные пигменты?
Дисперсия света.
ДИСПЕРСИЯ СВЕТА. Урок физики в11классе.. СОДЕРЖАНИЕ Дисперсия света. Опыты Ньютона. Выводы из опытов Ньютона. Объяснение явления дисперсии. Цвета непрозрачных.
Волновая оптика – это раздел оптики, изучающий световые волны как частный случай электромагнитных волн. Основными вопросами волновой оптики являются волновые.
Тема : ДИСПЕРСИЯ СВЕТА Подготовила преподаватель физики Покачевского профессионального училища ХМАО-Югры Каращук С. Н.
Дисперсия света Урок физики Автор – Болотова Н. А. МАОУ «СОШ 83» г.Перми.
Преломление света на границе раздела двух Преломление света на границе раздела двух сред характеризуется относительным показателем преломления. Показатель.
ДИСПЕРСИЯ СВЕТА © Бокова М.Г СОДЕРЖАНИЕ Дисперсия света. Опыты Ньютона. Выводы из опытов Ньютона. Объяснение явления дисперсии. Цвета непрозрачных.
Радуга Преломление света Выполнил ученик 3- а класса Селимов Азиз.
Один из самых наглядных примеров дисперсии разложение белого света при прохождении его через призму (опыт Ньютона).
Что такое Дисперсия света?. Дисперсия – звучит прекрасно слово; Прекрасно и явление само. Оно нам с детства близко и знакомо, Мы наблюдали сотни раз его!
Транксрипт:

Методическая разработка урока по физике на тему «Дисперсия света » Подготовила преподаватель физики Кваскова Валентина Владимировна

Пояснительная записка Урок по теме «Дисперсия света» проходит следующим образом: Урок по теме «Дисперсия света» проходит следующим образом: Учебная группа делится на команды: Учебная группа делится на команды: I команда – «Историки». Члены этой команды изучают историю открытия и изучения явления дифракции света. I команда – «Историки». Члены этой команды изучают историю открытия и изучения явления дифракции света. II команда – «Теоретики». Учащиеся входящие в эту команду изучают теоретический материал по данной теме. II команда – «Теоретики». Учащиеся входящие в эту команду изучают теоретический материал по данной теме. III команда – «Математики». Их целью является изложение нового материала с использованием формул. III команда – «Математики». Их целью является изложение нового материала с использованием формул. IV команда – «Художники». Они должны объяснить многообразие цветов в природе основываясь на том что «никаких цветов в природе нет, есть только разные длины волн». IV команда – «Художники». Они должны объяснить многообразие цветов в природе основываясь на том что «никаких цветов в природе нет, есть только разные длины волн». V команда – «Практики». Изучают вопросы проявления дисперсии в природе. V команда – «Практики». Изучают вопросы проявления дисперсии в природе. Учащиеся каждой команды за 2-3 недели заранее получают задания и готовятся к уроку. Учащиеся каждой команды за 2-3 недели заранее получают задания и готовятся к уроку. В конце урока учащиеся самостоятельно делают выводы. В конце урока учащиеся самостоятельно делают выводы. Закрепление материала происходит с использованием метода «Мозговой штурм». Закрепление материала происходит с использованием метода «Мозговой штурм».

Тема урока: Дисперсия света Цель урока: Добиться понимания учащимися явления дисперсии света и синтеза монохроматических лучей всех цветов. Показать причину зависимости скорости распространения света в веществе от его цвета. Объяснить, что показатель преломления зависит от скорости света в веществе и это является причиной дисперсии. Показать единство материального мира и роль наблюдения в познании. Оборудование: проекционный аппарат, трехгранная призма, экран.

Изложение нового материала На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень интересным явлением дисперсией света. Это явление было открыто И.Ньютоном в 1666 г. Историю открытия и изучения этого явления изучала наша группа «историки». Предоставляем им слово. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень интересным явлением дисперсией света. Это явление было открыто И.Ньютоном в 1666 г. Историю открытия и изучения этого явления изучала наша группа «историки». Предоставляем им слово. 1 учащийся: 3анимаясь усовершенствованием телескопов, Ньютон обратил внимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено. Он заинтересовался этим и первый «исследовал разнообразие световых лучей и проистекающие отсюда особен­ности цветов, каких до того никто даже не подозревал» (слова из надписи на могиле Ньютона). Радужную окраску изображения, даваемого линзой, наблюдали, конечно, и до него. Было замечено также, что радужные края имеют предметы, рассматриваемые через призму. Пучок световых лучей, прошедших через призму, окрашивается по краям. 1 учащийся: 3анимаясь усовершенствованием телескопов, Ньютон обратил внимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено. Он заинтересовался этим и первый «исследовал разнообразие световых лучей и проистекающие отсюда особен­ности цветов, каких до того никто даже не подозревал» (слова из надписи на могиле Ньютона). Радужную окраску изображения, даваемого линзой, наблюдали, конечно, и до него. Было замечено также, что радужные края имеют предметы, рассматриваемые через призму. Пучок световых лучей, прошедших через призму, окрашивается по краям. Основной опыт Ньютона был гениально прост. Ньютон догадался направить на призму световой пучок малого попереч­ного сечения. Пучок солнечного света проходил в затемненную, комнату через маленькое отверстие в ставне. Падая на стеклян­ную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов. Следуя многовековой традиции, согласно которой ра­дуга считалась состоящей из семи основных цветов, Ньютон тоже выделил семь цветов: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный. Саму радужную полоску Ньютон назвал спектром. Основной опыт Ньютона был гениально прост. Ньютон догадался направить на призму световой пучок малого попереч­ного сечения. Пучок солнечного света проходил в затемненную, комнату через маленькое отверстие в ставне. Падая на стеклян­ную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов. Следуя многовековой традиции, согласно которой ра­дуга считалась состоящей из семи основных цветов, Ньютон тоже выделил семь цветов: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный. Саму радужную полоску Ньютон назвал спектром.

Опыт Ньютона

2 учащийся. Закрыв отверстие красным стеклом, Ньютон наблюдал на сте­не только красное пятно, закрыв синим стеклом, он наблюдал синее пятно и т. д. Отсюда следовало, что не призма окрашивает белый, свет, как предполагалось раньше. Призма не изменяет свет, а лишь разлагает его на составные части. Белый свет имеет сложную структуру. Из него можно выделить пучки различных цветов, и лишь совместное их действие вызывает у нас впечатление белого цвета. В самом деле, если с помощью второй призмы, повернутой на 180° относительно первой, собрать все пучки спектра, то опять получится белый свет. 2 учащийся. Закрыв отверстие красным стеклом, Ньютон наблюдал на сте­не только красное пятно, закрыв синим стеклом, он наблюдал синее пятно и т. д. Отсюда следовало, что не призма окрашивает белый, свет, как предполагалось раньше. Призма не изменяет свет, а лишь разлагает его на составные части. Белый свет имеет сложную структуру. Из него можно выделить пучки различных цветов, и лишь совместное их действие вызывает у нас впечатление белого цвета. В самом деле, если с помощью второй призмы, повернутой на 180° относительно первой, собрать все пучки спектра, то опять получится белый свет. Выделив же какую-либо часть спектра, например зеленую, и заставив свет пройти еще через одну призму, мы уже не получим дальнейшего изменения окраски. Выделив же какую-либо часть спектра, например зеленую, и заставив свет пройти еще через одну призму, мы уже не получим дальнейшего изменения окраски. А вот как сам Ньютон писал о своем открытии Секретарю «Лондонского Королевского общества»: А вот как сам Ньютон писал о своем открытии Секретарю «Лондонского Королевского общества»:

3 учащийся: «Сэр, - Дабы выполнить мое последнее обещание вам, я без лишних подробностей сообщу вам, что в начале 1666 года (в каковое время я занимался шлифовкой стекол иных форм, чем сферические) я достал треугольную призму, чтобы с нею произвести знаменитое явление цветов. Для этого, затемнив комнату и проделав небольшую дыру в оконных ставнях для пропускания солнечного света, я поместил мою призму там, где вхо­дил свет, так что он мог преломляться к противоположной стене. Сначала зрелище живых и ярких красок, получавшихся при этом, доставляло мне приятное удовольствие, пятно света на стене будет круглым. 3 учащийся: «Сэр, - Дабы выполнить мое последнее обещание вам, я без лишних подробностей сообщу вам, что в начале 1666 года (в каковое время я занимался шлифовкой стекол иных форм, чем сферические) я достал треугольную призму, чтобы с нею произвести знаменитое явление цветов. Для этого, затемнив комнату и проделав небольшую дыру в оконных ставнях для пропускания солнечного света, я поместил мою призму там, где вхо­дил свет, так что он мог преломляться к противоположной стене. Сначала зрелище живых и ярких красок, получавшихся при этом, доставляло мне приятное удовольствие, пятно света на стене будет круглым. Пока что он был известен им как изобретатель зеркального телескопа. Но не телескоп был целью его трудов. Ньютон был даже несколько удивлен тем, что его прибор имел такой успех. Он не прида­вал ему большого значения, хоть и потратил на него уйму времени и сил. Гораздо сильней его занимали теоретические вопросы оптики. Пока что он был известен им как изобретатель зеркального телескопа. Но не телескоп был целью его трудов. Ньютон был даже несколько удивлен тем, что его прибор имел такой успех. Он не прида­вал ему большого значения, хоть и потратил на него уйму времени и сил. Гораздо сильней его занимали теоретические вопросы оптики. Он вернулся к столу. Обмакнул перо. Его послание к Ольденбургу растянулось на несколько десятков страниц. Это была «Новая теория света и цветов» - первый законченный мемуар Ньютона на латинском языке. Он вернулся к столу. Обмакнул перо. Его послание к Ольденбургу растянулось на несколько десятков страниц. Это была «Новая теория света и цветов» - первый законченный мемуар Ньютона на латинском языке.

Анатомия света 4 учащийся: Уже из этих первых строк ясно, о чем идет речь. «Знаменитое явле­ние» - это дисперсия света при прохождении через трехгранную призму. Оно было действительно знаменитым: все покупали в оптических лавках эти призмы и любовались радужным спектром. 4 учащийся: Уже из этих первых строк ясно, о чем идет речь. «Знаменитое явле­ние» - это дисперсия света при прохождении через трехгранную призму. Оно было действительно знаменитым: все покупали в оптических лавках эти призмы и любовались радужным спектром. Помнится, еще в детстве мы заучили волшебную фразу, помогающую запомнить порядок цветов спектра - от красного до фиолетового: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Помнится, еще в детстве мы заучили волшебную фразу, помогающую запомнить порядок цветов спектра - от красного до фиолетового: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Но почему, в самом деле, белый, лишенный окраски луч, преломив­шись, расходится вертикальным веером и становится разноцветным? Ньютон поставил на пути цветного луча экран - кусок картона с отвер­стием - и выделил красную часть спектра. Она оставалась красной, что бы он с ней ни делал - пропускал через подкрашенную воду, преломлял через другую призму. И то же происходило с другими частями спектра: ни один цвет, если его исследовали отдельно, больше не менялся. Но когда Ньютон поместил впереди первой призмы еще одну и сквозь нее прошли лучи всех цветов, оттуда вышел белый бесцветный луч. Но почему, в самом деле, белый, лишенный окраски луч, преломив­шись, расходится вертикальным веером и становится разноцветным? Ньютон поставил на пути цветного луча экран - кусок картона с отвер­стием - и выделил красную часть спектра. Она оставалась красной, что бы он с ней ни делал - пропускал через подкрашенную воду, преломлял через другую призму. И то же происходило с другими частями спектра: ни один цвет, если его исследовали отдельно, больше не менялся. Но когда Ньютон поместил впереди первой призмы еще одну и сквозь нее прошли лучи всех цветов, оттуда вышел белый бесцветный луч.

Правда, о разложении света знал еще Галилей. Однако Ньютон на этом не остановился. Он пропустил свет через три призмы: две были совмещены, так что получился параллелепипед, а третья стояла отдельно. На стене вновь появился спектр. Эксперимен­татор медленно вращал параллелепипед, следя за цветным зайчиком на стене. Когда грани параллелепипеда заблестели, нижняя часть спектра на стене стала бледнеть. Сначала исчез фиолетовый цвет, потом синий. Правда, о разложении света знал еще Галилей. Однако Ньютон на этом не остановился. Он пропустил свет через три призмы: две были совмещены, так что получился параллелепипед, а третья стояла отдельно. На стене вновь появился спектр. Эксперимен­татор медленно вращал параллелепипед, следя за цветным зайчиком на стене. Когда грани параллелепипеда заблестели, нижняя часть спектра на стене стала бледнеть. Сначала исчез фиолетовый цвет, потом синий. Ньютон продолжал вращение, и цвета бледнели и исчезали один за другим по порядку, в котором они располагались в спектре; последним пропал красный. Он догадался, что, отражая свет от граней, он постепенно отнимал лучи, обладающие большей степенью преломляемости. Так выглядела эта оригинальная «анатомия солнечного света» - как назвал призматические опыты Ньютона французский философ Фонтенель. И Ньютон сделал из них вывод - новый и неожиданный. Ньютон продолжал вращение, и цвета бледнели и исчезали один за другим по порядку, в котором они располагались в спектре; последним пропал красный. Он догадался, что, отражая свет от граней, он постепенно отнимал лучи, обладающие большей степенью преломляемости. Так выглядела эта оригинальная «анатомия солнечного света» - как назвал призматические опыты Ньютона французский философ Фонтенель. И Ньютон сделал из них вывод - новый и неожиданный. Белый цвет, только кажется однородным: на самом деле он представляет собою смесь простых неразложимых цветов - красного, желтого и других. Когда мы пропускаемсолнечный луч через призму, мы раз­лагаем его на составные части. Происходит это оттого, что лучи различных цветов, преломляются по-разному: больше всего фиолетовый, меньше всего красный. Белый цвет, только кажется однородным: на самом деле он представляет собою смесь простых неразложимых цветов - красного, желтого и других. Когда мы пропускаемсолнечный луч через призму, мы раз­лагаем его на составные части. Происходит это оттого, что лучи различных цветов, преломляются по-разному: больше всего фиолетовый, меньше всего красный. Таким образом было открыто это явление. Так что же такое дисперсия? Таким образом было открыто это явление. Так что же такое дисперсия? На этот вопрос дадут нам ответ учащиеся группы «Теоретики». На этот вопрос дадут нам ответ учащиеся группы «Теоретики».

1 учащийся: Ньютон пришел к выводу, что белый свет имеет сложную структуру, т. е. белый свет содержит электромагнитные волны различных частот. 1 учащийся: Ньютон пришел к выводу, что белый свет имеет сложную структуру, т. е. белый свет содержит электромагнитные волны различных частот. Второй важный вывод Ньютона заключается в том, что свет различ­ного цвета характеризуется разными показателями преломления в дан­ной среде. Это означает, что абсолютный показатель преломления sjl для фиолетового цвета больше, чем для красного. Зависимость по­казателя преломления света от его цвета Ньютон назвал дисперсией (от латинского слова dispersio - разбрасываю). Второй важный вывод Ньютона заключается в том, что свет различ­ного цвета характеризуется разными показателями преломления в дан­ной среде. Это означает, что абсолютный показатель преломления sjl для фиолетового цвета больше, чем для красного. Зависимость по­казателя преломления света от его цвета Ньютон назвал дисперсией (от латинского слова dispersio - разбрасываю). Дисперсия света - это зависимость скорости света в веществе от частоты, проходящего света. Дисперсия света - это зависимость скорости света в веществе от частоты, проходящего света. Различным скоростям распространения волн соответствуют разные абсолютные показатели преломления среды. Поэтому можно утверждать, что дисперсия света - зависимость абсолютного показа теля, преломления, от частоты, световой волны. Различным скоростям распространения волн соответствуют разные абсолютные показатели преломления среды. Поэтому можно утверждать, что дисперсия света - зависимость абсолютного показа теля, преломления, от частоты, световой волны. Из опытов Ньютона следует, что абсолютный показатель преломле­ния возрастает с увеличением частоты света. Учитывая, что длина вол­ны обратно пропорциональна частоте, можно утверждать, что абсолютный показатель преломления уменьшается с увеличением дли­ны световой волны. Из опытов Ньютона следует, что абсолютный показатель преломле­ния возрастает с увеличением частоты света. Учитывая, что длина вол­ны обратно пропорциональна частоте, можно утверждать, что абсолютный показатель преломления уменьшается с увеличением дли­ны световой волны.

2 учащийся: Сплошной спектр белого цвета Ньютон условно разделил на семь различных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Для лучшего запоминания последовательности этих цветов можно воспользоваться словосочетанием: Каждый Охот­ник Желает Знать Где Сидит Фазан. 2 учащийся: Сплошной спектр белого цвета Ньютон условно разделил на семь различных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Для лучшего запоминания последовательности этих цветов можно воспользоваться словосочетанием: Каждый Охот­ник Желает Знать Где Сидит Фазан. Дисперсию, при которой показатель преломления увеличивается при увеличении частоты, называют нормальной. Дисперсию, при которой показатель преломления увеличивается при увеличении частоты, называют нормальной. Причиной дисперсии является то, что показатель пре­ломления зависит от скорости света в веществе. Поэтому в одной и той же среде красный свет имеет большую ско­ рость, чем фиолетовый. В вакууме скорость лучей разного цвета одинакова. Причиной дисперсии является то, что показатель пре­ломления зависит от скорости света в веществе. Поэтому в одной и той же среде красный свет имеет большую ско­ рость, чем фиолетовый. В вакууме скорость лучей разного цвета одинакова. Совокупность длин волн, составляющих данное световое излучение, называют спектром. Простейший опытно сложению (синтезу) цветов состоит в быстром вращении круга Ньютона с секторами, окрашенными в цвета спектра. Совокупность длин волн, составляющих данное световое излучение, называют спектром. Простейший опытно сложению (синтезу) цветов состоит в быстром вращении круга Ньютона с секторами, окрашенными в цвета спектра. А теперь мы предлагаем каждому наблюдать это явление при помощи стеклянных пластинок со скошенными гранями проекционного аппарата. Учащиеся наблюдают явление дисперсии. А теперь мы предлагаем каждому наблюдать это явление при помощи стеклянных пластинок со скошенными гранями проекционного аппарата. Учащиеся наблюдают явление дисперсии. О чем свидетельствует явление дисперсии. На этот вопрос попросим ответить «Математиков». О чем свидетельствует явление дисперсии. На этот вопрос попросим ответить «Математиков».

1 учащийся: Белый свет имеет сложный состав. Но это не ново. При изучении явления дифракции было установлено, что длины волн и их частоты различны для каждого цвета. Явление дисперсии свидетельствует о том, что фазовые скорости волн, входящих в состав белого света, в стекле различны. Действи­тельно, непосредственно из опыта вытекает, что для показателей преломления справедливо следующее неравенство: 1 учащийся: Белый свет имеет сложный состав. Но это не ново. При изучении явления дифракции было установлено, что длины волн и их частоты различны для каждого цвета. Явление дисперсии свидетельствует о том, что фазовые скорости волн, входящих в состав белого света, в стекле различны. Действи­тельно, непосредственно из опыта вытекает, что для показателей преломления справедливо следующее неравенство: nк< nо< nж< nз< nг< nс < nф. nк< nо< nж< nз< nг< nс < nф. По показатель преломления равен отношению скорости света в воздухе к фазовой скорости в стекле. Поэто­му показатели преломления цветных пучков можно выразить через их фа­зовые скорости: По показатель преломления равен отношению скорости света в воздухе к фазовой скорости в стекле. Поэто­му показатели преломления цветных пучков можно выразить через их фа­зовые скорости: Подставив найденные значения пока­зателей преломления в предыдущее неравенство, получим: Подставив найденные значения пока­зателей преломления в предыдущее неравенство, получим:

2 учащийся: Таким образом, ил явления дисперсии следует, что волны, входящие в состав белого света, в веществе распространяются с различными ско­ростями: с наибольшей скоростью распространяются волны, которые мы воспринимаем как красный свет, и с наименьшей - волны, восприни­маемые нами как фиолетовый свет. Но восприятие цвета зависит от дли­ны волны, а следовательно, и от ча­стоты колебаний. Следовательно, фа­зовая скорость распространения све­товых волн зависит от их частоты. 2 учащийся: Таким образом, ил явления дисперсии следует, что волны, входящие в состав белого света, в веществе распространяются с различными ско­ростями: с наибольшей скоростью распространяются волны, которые мы воспринимаем как красный свет, и с наименьшей - волны, восприни­маемые нами как фиолетовый свет. Но восприятие цвета зависит от дли­ны волны, а следовательно, и от ча­стоты колебаний. Следовательно, фа­зовая скорость распространения све­товых волн зависит от их частоты. Объединяя сказанное о дисперсии света, можно дать следующее опре­деление: Объединяя сказанное о дисперсии света, можно дать следующее опре­деление: Дисперсией волн называют зави­симость их фазовой скорости в среде от частоты. Дисперсией волн называют зави­симость их фазовой скорости в среде от частоты. Зависимость фазовой скорости волн от их частоты приводит к тому, что на границе с дисперсирующей средой белый свет разлагается на составляющие его волны. Зависимость фазовой скорости волн от их частоты приводит к тому, что на границе с дисперсирующей средой белый свет разлагается на составляющие его волны. Почему тела, окружающие нас, имеют различные цвета? Снег белый, небо голубое, трава зеленая? На этот вопрос нам отвечают наши «Художники». Почему тела, окружающие нас, имеют различные цвета? Снег белый, небо голубое, трава зеленая? На этот вопрос нам отвечают наши «Художники». 1 учащийся: Зная, что белый свет имеет сложную структуру, можно объяс­нить удивительное многообразие красок в природе. Если пред­мет, например лист бумаги, отражает все падающие на него лучи различных цветов, то он будет казаться белым. Покрывая бумагу слоем красной краски, мы не создаем при этом света нового цвета, но задерживаем на листе некоторую часть имеющегося. Отра­жаться теперь будут только красные лучи, остальные же погло­тятся слоем краски. Трава и листья деревьев кажутся нам зеле­ными потому, что из всех падающих на них солнечных лучей они отражают лишь зеленые, поглощая остальные. Если посмотреть на траву через красное стекло, пропускающее лишь красные лучи, то она будет казаться почти черной. 1 учащийся: Зная, что белый свет имеет сложную структуру, можно объяс­нить удивительное многообразие красок в природе. Если пред­мет, например лист бумаги, отражает все падающие на него лучи различных цветов, то он будет казаться белым. Покрывая бумагу слоем красной краски, мы не создаем при этом света нового цвета, но задерживаем на листе некоторую часть имеющегося. Отра­жаться теперь будут только красные лучи, остальные же погло­тятся слоем краски. Трава и листья деревьев кажутся нам зеле­ными потому, что из всех падающих на них солнечных лучей они отражают лишь зеленые, поглощая остальные. Если посмотреть на траву через красное стекло, пропускающее лишь красные лучи, то она будет казаться почти черной.

2 учащийся: Поскольку белый свет является составным, то есть представляет собой совокупность различных цветов, окраска пред­метов может возникать по двум причинам: 2 учащийся: Поскольку белый свет является составным, то есть представляет собой совокупность различных цветов, окраска пред­метов может возникать по двум причинам: 1) исключение какого-либо цвета (или цветов) из состава белого света при поглощении веществом световых волн с определенной длиной волны. В результате отраженный от вещества или преломленный им свет приобретает окраску. Например, зеленый цвет листьев растений обусловлен тем, что входящий в их состав хлорофилл поглощает в ос­новном красные лучи. Все другие цвета спектра лист отражает, но белый свет после исключения из его состава красного цвета воспри­нимается глазом как зеленый; 1) исключение какого-либо цвета (или цветов) из состава белого света при поглощении веществом световых волн с определенной длиной волны. В результате отраженный от вещества или преломленный им свет приобретает окраску. Например, зеленый цвет листьев растений обусловлен тем, что входящий в их состав хлорофилл поглощает в ос­новном красные лучи. Все другие цвета спектра лист отражает, но белый свет после исключения из его состава красного цвета воспри­нимается глазом как зеленый; 2) разделение цветов в пучке белого света из-за того, что волны с разной длиной волны преломляются или рассеиваются веществом по-разному, а также в результате интерференции или дифракции. На­пример, вследствие того, что волны с разной длиной волны прелом­ляются по-разному, пучок белого света после преломления в призме разлагается в цветной спектр; при интерференции лучей, отражен­ных двумя поверхностями тонкой пленки, возникает радужная ок­раска (мыльные пузыри, крылья насекомых); из-за того, что волны с разной длиной волны по-разному рассеиваются на скоплениях молекул в воздухе, возникает голубой цвет неба. Радуга также объяс­няется разделением цветов при преломлении света капельками воды. 2) разделение цветов в пучке белого света из-за того, что волны с разной длиной волны преломляются или рассеиваются веществом по-разному, а также в результате интерференции или дифракции. На­пример, вследствие того, что волны с разной длиной волны прелом­ляются по-разному, пучок белого света после преломления в призме разлагается в цветной спектр; при интерференции лучей, отражен­ных двумя поверхностями тонкой пленки, возникает радужная ок­раска (мыльные пузыри, крылья насекомых); из-за того, что волны с разной длиной волны по-разному рассеиваются на скоплениях молекул в воздухе, возникает голубой цвет неба. Радуга также объяс­няется разделением цветов при преломлении света капельками воды. А теперь поговорим о таком интересном явлении как сложение цветов. А теперь поговорим о таком интересном явлении как сложение цветов.

Сложение цветов 1 учащийся: Если получить два спектра, то можно наблюдать следующее: при наложении красного цвета на желтый получится оранжевый К + Ж = О 1 учащийся: Если получить два спектра, то можно наблюдать следующее: при наложении красного цвета на желтый получится оранжевый К + Ж = О Перемещая один спектр относительно другого, можно склады­вать друг с другом любые спектральные цвета и получать различные сложные цвета. Желтый цвет, например, получается при сложении оранжевого цвета с зеленым; красный цвет при сложении с синим и фиолетовым цветами образуют пурпурный цвет с красивыми оттенками: розовым, малиновым, сиреневым, багрово-красным. Перемещая один спектр относительно другого, можно склады­вать друг с другом любые спектральные цвета и получать различные сложные цвета. Желтый цвет, например, получается при сложении оранжевого цвета с зеленым; красный цвет при сложении с синим и фиолетовым цветами образуют пурпурный цвет с красивыми оттенками: розовым, малиновым, сиреневым, багрово-красным. Существуют спектральные цветные пары, которые при сложении дают белый цвет. Цвета, дающие при сложении белый цвет, называют дополнительными, так как они дополняют друг друга до белого цвета. Существуют спектральные цветные пары, которые при сложении дают белый цвет. Цвета, дающие при сложении белый цвет, называют дополнительными, так как они дополняют друг друга до белого цвета. Особое значение для цветового зрения имеет сложение трех спектральных цветов: красного, зеленого и синего. Эти цвета принято называть основными в спектре. Ни один из этих основных цветов нельзя получить комбинацией других цветов. При сложении этих трех основных цветов можно получить белый цвет. Кроме того, в зависимости от того, в какой пропорции складываются эти три цвета, можно получать самые разнообраз­ные цвета и цветовые оттенки. Особое значение для цветового зрения имеет сложение трех спектральных цветов: красного, зеленого и синего. Эти цвета принято называть основными в спектре. Ни один из этих основных цветов нельзя получить комбинацией других цветов. При сложении этих трех основных цветов можно получить белый цвет. Кроме того, в зависимости от того, в какой пропорции складываются эти три цвета, можно получать самые разнообраз­ные цвета и цветовые оттенки. На сложении красного, зеленого и синего цветов основаны цветное кино, цветная фотография, цветное телевидение и цветная печать. На сложении красного, зеленого и синего цветов основаны цветное кино, цветная фотография, цветное телевидение и цветная печать.

2 учащийся: Необходимо уяснить себе разницу между смешением красок и сложением спектральных цветов. При сложении трех основных спектральных цветов - красного, зеленого и синего - получается белый цвет. Смешение основных красок - красной, желтой и синей - дает краску черного цвета. Складывая желтый и синий спектральные цвета, мы получаем белый цвет, так как эти цвета дополнительные. Однако, смешивая желтую и синюю краски, мы получаем зеленую краску. Объясня­ ется это тем, что желтая краска отражает (рассеивает) только смесь желтого и зеленого света, все другие цвета ею поглощаются. Синяя краска отражает свет только синего и зеленого цвета свет других цветов поглощает. При смешивании желтой краски с синей получается краска зеленого цвета, так как отражается только свет зеленого цвета. 2 учащийся: Необходимо уяснить себе разницу между смешением красок и сложением спектральных цветов. При сложении трех основных спектральных цветов - красного, зеленого и синего - получается белый цвет. Смешение основных красок - красной, желтой и синей - дает краску черного цвета. Складывая желтый и синий спектральные цвета, мы получаем белый цвет, так как эти цвета дополнительные. Однако, смешивая желтую и синюю краски, мы получаем зеленую краску. Объясня­ ется это тем, что желтая краска отражает (рассеивает) только смесь желтого и зеленого света, все другие цвета ею поглощаются. Синяя краска отражает свет только синего и зеленого цвета свет других цветов поглощает. При смешивании желтой краски с синей получается краска зеленого цвета, так как отражается только свет зеленого цвета. А теперь поговорим о проявлении явления дисперсии. Слово предоставляем «Практикам». А теперь поговорим о проявлении явления дисперсии. Слово предоставляем «Практикам».

1 учащийся: Открытие явления разложения белого света на цвета при преломлении позволило объяснить образование радуги и других подобных метеорологических явлений. Преломление света в водяных капельках или ледяных кристалликах, плавающих в атмосфере, сопровождается благодаря дисперсии в воде или льде раз­ ложением солнечного света. Рассчитывая направление преломления лучей в случае сферических водяных капель, мы получаем картину рас­пределения цветных дуг, точно соответствующую наблюдаемым в радуге. Аналогично, рассмотрение преломления света в кристалликах льда позволяет объяснить явления кругов вокруг Солнца и Луны в морозное время года, образование так называемых ложных солнц и т. д. 1 учащийся: Открытие явления разложения белого света на цвета при преломлении позволило объяснить образование радуги и других подобных метеорологических явлений. Преломление света в водяных капельках или ледяных кристалликах, плавающих в атмосфере, сопровождается благодаря дисперсии в воде или льде раз­ ложением солнечного света. Рассчитывая направление преломления лучей в случае сферических водяных капель, мы получаем картину рас­пределения цветных дуг, точно соответствующую наблюдаемым в радуге. Аналогично, рассмотрение преломления света в кристалликах льда позволяет объяснить явления кругов вокруг Солнца и Луны в морозное время года, образование так называемых ложных солнц и т. д. 2 учащийся: Поговорим подробнее о радуге. 2 учащийся: Поговорим подробнее о радуге. Радуга есть не что иное, как непрерывный спектр солнечного света, образованный разложением света в каплях дождя как в призмах. Из дождевых капель под разными углами преломления выходят широкие разноцветные световые пучки. Радуга есть не что иное, как непрерывный спектр солнечного света, образованный разложением света в каплях дождя как в призмах. Из дождевых капель под разными углами преломления выходят широкие разноцветные световые пучки. Наблюдатель, находясь вне зоны дождя, видит над горизонтом радугу в зоне дождя в виде разноцветных дуговых полос на фоне дождевых облаков, освещаемых Солнцем на расстоянии обычно от 1 до 2 км. Верхняя полоса радуги - красная - находится не выше 42° над горизонтом, нижняя же полоса - фиолетовая, а между ними располагаются все остальные участки спектра. В это время Солнце стоит невысоко над горизонтом за спиной наблюдателя, а центр радуги - под горизон­том. Наблюдатель, находясь вне зоны дождя, видит над горизонтом радугу в зоне дождя в виде разноцветных дуговых полос на фоне дождевых облаков, освещаемых Солнцем на расстоянии обычно от 1 до 2 км. Верхняя полоса радуги - красная - находится не выше 42° над горизонтом, нижняя же полоса - фиолетовая, а между ними располагаются все остальные участки спектра. В это время Солнце стоит невысоко над горизонтом за спиной наблюдателя, а центр радуги - под горизон­том.

Чем выше Солнце над горизонтом, тем меньшую часть радуги мы видим над горизонтом. Когда Солнце поднимается выше 43° над горизонтом, тогда радуга не видна, а в летний полдень она никогда не видна. Чем выше Солнце над горизонтом, тем меньшую часть радуги мы видим над горизонтом. Когда Солнце поднимается выше 43° над горизонтом, тогда радуга не видна, а в летний полдень она никогда не видна. Если подняться высоко над земной поверхностью, то можно увидеть все радужное кольцо. Если подняться высоко над земной поверхностью, то можно увидеть все радужное кольцо. При солнечном освещении радугу можно наблюдать иногда в брызгах водопада, фонтана, при работе поливочной машины. Удается видеть радугу на росе, покрывающей траву, - это так называемая росная радуга. При солнечном освещении радугу можно наблюдать иногда в брызгах водопада, фонтана, при работе поливочной машины. Удается видеть радугу на росе, покрывающей траву, - это так называемая росная радуга.

3 учащийся: Опыт показывает, что цвет тела, освещаемого белым светом, зависит от того, свей, какого цвета это тело рассеивает. Если тело равномерно рассеивает все составные части белого света, то при обычном освещении оно кажется белым, например писчая бумага. Если тело, например сажа, поглощает весь падающий на него свет, То оно кажется черным. 3 учащийся: Опыт показывает, что цвет тела, освещаемого белым светом, зависит от того, свей, какого цвета это тело рассеивает. Если тело равномерно рассеивает все составные части белого света, то при обычном освещении оно кажется белым, например писчая бумага. Если тело, например сажа, поглощает весь падающий на него свет, То оно кажется черным. Различные тела не только неодинаково рассеивают свет различной цветности, но также неодинаково и пропускают свет сквозь себя. Поэтому, когда мы рассматриваем прозрачные тела на просвет, то они кажутся нам различно окрашенными. Если тело, например, пропускает свет синего цвета, то оно нам кажется синим. Такие прозрачнее тела называют светофильтрами. Различные тела не только неодинаково рассеивают свет различной цветности, но также неодинаково и пропускают свет сквозь себя. Поэтому, когда мы рассматриваем прозрачные тела на просвет, то они кажутся нам различно окрашенными. Если тело, например, пропускает свет синего цвета, то оно нам кажется синим. Такие прозрачнее тела называют светофильтрами. Практики продолжают свой рассказ. Практики продолжают свой рассказ. 4 учащийся: А теперь остановимся более подробно на круге Ньютона. Можно изготовить картонный круг с цветными секторами разного углового размера: красный – 510, оранжевый – 330, желтый – 550, зеленый – 670, голубой - 680, синий – 100, фиолетовый – 760. если укрепить такой круг на центробежной машине и привести в быстрое вращение, то цвета сольются почти в белый цвет. Такой опыт впервые был осуществлен Ньютоном как доказательство сложности белого цвета. 4 учащийся: А теперь остановимся более подробно на круге Ньютона. Можно изготовить картонный круг с цветными секторами разного углового размера: красный – 510, оранжевый – 330, желтый – 550, зеленый – 670, голубой - 680, синий – 100, фиолетовый – 760. если укрепить такой круг на центробежной машине и привести в быстрое вращение, то цвета сольются почти в белый цвет. Такой опыт впервые был осуществлен Ньютоном как доказательство сложности белого цвета. Вот так он выглядит: Вот так он выглядит:

А теперь настало время подвести итоги изучения новой темы. Для конспекта учащихся каждая группа должна подвести итог свой выполненной работы: 1-2 предложения, в которых можно выразить все то, что они нам сейчас рассказали. А теперь настало время подвести итоги изучения новой темы. Для конспекта учащихся каждая группа должна подвести итог свой выполненной работы: 1-2 предложения, в которых можно выразить все то, что они нам сейчас рассказали. 1. Явление дисперсии было открыто в 1666 году И.Ньютоном и исследовано им. 1. Явление дисперсии было открыто в 1666 году И.Ньютоном и исследовано им. 2. Дисперсия света – это зависимость скорости света в веществе от частоты проходящего света, или другими словами. Дисперсия света - зависимость преломления света от его цвета. 2. Дисперсия света – это зависимость скорости света в веществе от частоты проходящего света, или другими словами. Дисперсия света - зависимость преломления света от его цвета. 3. Дисперсия света – зависимость абсолютного показателя преломления от частоты световой волны. 3. Дисперсия света – зависимость абсолютного показателя преломления от частоты световой волны. Абсолютный показатель преломления уменьшается с увеличением длины световой волны, т.к. Абсолютный показатель преломления уменьшается с увеличением длины световой волны, т.к. 4. Многообразие красок в природе можно объяснить исходя из того, что белый свет имеет сложную структуру, все составляющие его цвета – простыми. Они могут преломляться, но не могут разлагаться. 4. Многообразие красок в природе можно объяснить исходя из того, что белый свет имеет сложную структуру, все составляющие его цвета – простыми. Они могут преломляться, но не могут разлагаться. 5. Радуга, круги вокруг Солнца, Лун6ы – все это проявление дисперсии. 5. Радуга, круги вокруг Солнца, Лун6ы – все это проявление дисперсии. И последняя часть нашего урока – это «мозговой штурм». К слову дисперсия нужно подобрать и объяснить термины, о которых мы сегодня говорили, все то, что ассоциируется у вас с этим понятием. И последняя часть нашего урока – это «мозговой штурм». К слову дисперсия нужно подобрать и объяснить термины, о которых мы сегодня говорили, все то, что ассоциируется у вас с этим понятием.

Мозговой штурм Показатель преломления – постоянная величина равная отношению скоростей света в средах на границе между которыми происходит преломление. Показатель преломления – постоянная величина равная отношению скоростей света в средах на границе между которыми происходит преломление. Скорость света в вакууме – С = 3*108 м/с Скорость света в вакууме – С = 3*108 м/с одинакова одинакова «Дисперсия» - перевод с латинского разбрасываю «Дисперсия» - перевод с латинского разбрасываю Призма – устройство, которое преломляет свет Призма – устройство, которое преломляет свет Радуга – спектр солнечного света Радуга – спектр солнечного света Цвет спектра – к, о, ж, з, г, с, ф. Цвет спектра – к, о, ж, з, г, с, ф. Белый свет – сложный свет Белый свет – сложный свет Телескоп – Ньютон усовершенствовал его и открыл явление дисперсии Телескоп – Ньютон усовершенствовал его и открыл явление дисперсии Дополнительные цвета – при сложении этих цветов получается белый свет Дополнительные цвета – при сложении этих цветов получается белый свет 1666 г - год открытия дисперсии 1666 г - год открытия дисперсии И. Ньютон – открыл явление дисперсии И. Ньютон – открыл явление дисперсии Круг Ньютона – круг с различными цветами при вращении дает белый свет Круг Ньютона – круг с различными цветами при вращении дает белый свет Длина, волны, частота – физические величины Длина, волны, частота – физические величины Синтез – получение белого света из спектра Синтез – получение белого света из спектра Число «7» - число цветов в спектре Число «7» - число цветов в спектре Веер – устройство, которое можно разложить, а потом сложить подобно белому свету. Веер – устройство, которое можно разложить, а потом сложить подобно белому свету.

Дисперсия Число «7» Показатель преломления Скорость света в вакууме «Разбрасываю»Призма Радуга Белый свет Телескоп 1666 Ньютон Дополнительные цвета Синтез Веер Цвета спектра Круг Ньютона

Физика – удивительная наука, и нужно шаг за шагом познавать ее. Физика – удивительная наука, и нужно шаг за шагом познавать ее. Надеюсь, что сегодняшний наш урок был для вас интересным, познавательным. Надеюсь, что сегодняшний наш урок был для вас интересным, познавательным. Учитесь! Творите! Думайте!